Напоминание

"Методические аспекты формирования навыка смыслового чтения"


Автор: Зубкова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Косицынская СОШ
Населённый пункт: село Косицино, Тамбовский район, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методические аспекты формирования навыка смыслового чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Е.А.Зубкова

Учитель начальных классов

МБОУ Косицынская СОШ

Методические аспекты формирования навыка смыслового чтения

у учащихся начальных классов

В связи с происходящими глобальными процессами информатизации

общества, увеличением количества текстовой информации, предъявлением

новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки

особую

актуальность

обретает

вопрос

формирования

у

учащихся

школ

навыков смыслового чтения.

Осмысленное восприятие информации ребенком возможно, если у него

будут

сформированы

навыки

и

умения,

позволяющие

ему

полноценно

воспринимать,

извлекать

и

осмысливать

информацию,

содержащуюся

во

всевозможных источниках. В связи с этим актуальной является проблема

подготовки

обучающихся

к

быстрому

восприятию

и

обработке

больших

объемов

информации,

овладению

современными

средствами,

методами

и

технологиями работы с информацией. Недостаточно уметь самостоятельно

осваивать

и

накапливать

информацию,

необходимо

уметь

извлекать

информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь

эффективно

её

использовать.

Научить

детей

осознанно

читать

-

значит

подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать

любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир.

Проблема

обучения

смысловому

чтению

становится

наиболее

актуальной

в

свете

модернизации

общего

образования.

Федеральные

государственные образовательные стандарты начального и основного общего

образования

включают

в

метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы

в

качестве

обязательного

компонента

«овладение

навыками

смыслового

чтения

текстов

различных

стилей

и

жанров».

Наряду

с

УУД

важным

результатом

освоения

основной

образовательной программы является усвоение навыков смыслового чтения

текстов различных стилей и жанров. В России разработана «Национальная

программа поддержки и развития чтения» на период до 2020 года, основой

для

которой

послужила

идея

популяризация

чтения

и

необходимость

развития читательской компетенции в рамках возрастающей потребности

страны в повышении интеллектуального потенциала нации.

В

настоящее

время

остро

стоят

задачи

необходимости

прививать

любовь к книге, учить детей не просто запоминать прочитанное, но и думать,

вдохновить

каждого

юного

читателя

радостью

мышления,

стремления

к

богатой

насыщенной

жизни

в

мире

мысли.

Осмысленное

чтение

способствует развитию личности, интеллектуальному и духовному росту,

глубокому пониманию происходящих вокруг явлений и процессов.

Проблему навыков смыслового чтения в разное время изучали с разных

точек

зрения

Л.С.

Выготский,

А.А.

Леонтьев,

В.В.Давыдов.

Ученые

рассматривали особенности формирования данного процесса, исследовали

развитие

у

младших

школьников

психических

процессов,

связанных

с

навыками

смыслового

чтения.

К.Д.

Ушинским,

С.И.

Абакумовым

были

разработаны методики работы над формированием смыслового (осознанного)

чтения.

Методику

продуктивного

чтения,

разработала

профессор

Н.Н.

Светловская.

Данная

методика

в

полной

мере

помогает

наладить

эффективную работу по формированию смыслового чтения. Организацию

работы по осмыслению литературного произведения представили в системе

М.С. Васильева, М.И Оморокова. Выделили систему умений, помогающих

ребенку анализировать произведение М.П. Воюшина, Т.Г. Рамзаева. Авторы

программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л.К.

Пискунова,

Л.С.

Геллерштейн

провели

строгий

отбор

произведений,

учитывая

их

познавательную

ценность,

художественное

совершенство,

воспитательную

значимость,

соответствие

возрастным

особенностям

младших школьников. В настоящее время актуальность изучения проблемы

навыков смыслового чтения только возрастает.

В

начальной

школе

предмет

литературное

чтение

благоприятен

для

формирования навыков смыслового чтения, в связи тем, что его приоритетом

является развитие универсальных учебных действий ценностно-смысловой

сферы и коммуникации. Литературное чтение предполагает осмысленную,

творческую

духовную

деятельность,

которая

состоит

в

освоении

художественной литературы, развитии эстетического восприятия. Для того,

чтобы

понять

изложенный

в

произведениях

духовно-нравственный

опыт,

нужны сформированные навыки смыслового чтения.

Особенно важна на начальном этапе литературного образования работа

со смыслом художественного текста. Именно через анализ текста происходит

вхождение

в

мир

художественных

произведений.

Исследователи

Л.Ю.

Невуева и А.А. Зубченко пришли к выводу, что смысловое чтение не может

совершаться без правильного интонирования. Поэтому для формирования

навыков смыслового чтения необходима работа со звуковой формой слова и

текста

[8].

Л.А.

Мосунова,

говорит

о

том,

что

смысловому

пониманию

произведения

способствует схематизация текста и словесное рисование,

влияющие на формирование личностного смысла, на основе прочитанного

[5].

К.Д.

Ушинский

рекомендовал

различный

подход

к

чтению

научно-

популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал

принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения. В его

трудах

неоднократно

подчеркивалось, насколько

важно

учить

детей

ставить вопросы. Он справедливо замечал, что правильно поставленный

вопрос

есть

уже

половина

ответа. Он

выделил

условия

формирования

навыков смыслового чтения:

1) наличие мотивации у учащегося: чтение может быть эффективно

только

при

связи

с

потребностно-смысловой

сферой

учащегося,

заинтересованности читателя, его необходимости в нем;

2) соответствие психологическим особенностям возраста: необходимо

подбирать

материал,

отвечающий

потребностям

возраста

читателя,

доступный

ему

для

понимания

на

данном

этапе

психологического

и

интеллектуального развития;

3) соответствие индивидуально-психологическим особенностям учени-

ков: педагогу следует учитывать уровень развития и личностные особенности

читателей для успешного формирования навыков смыслового чтения;

4) нацеленность педагога на культурное развитие ребенка: чтение не

должно быть «речевой гимнастикой» для читателя, оно должно вводить его в

мир цивилизации, быть направлено на смысловое понимание окружающего

мира [10].

Отечественные

психологи

Л.С.

Выготский,

Н.В.

Нижегородцева

полагают, что в начальной школе у учащегося пробуждаются психические

функции, которые составляют основу усвоения письма и чтения, в том числе,

смыслового

чтения

[1,

9].

Они

называют

это

формированием

вторичной

готовности к обучению, т.е. готовностью к предметному обучению. Учащиеся

начальной школы в данный период уже готовы к формированию у себя

навыков смыслового чтения благодаря формирующимся у них психическим

процессам.

На уроках литературного чтения И.В. Муштавинская и С.И. Заир-Бек в

своих работах предлагают использовать технологию развития критического

мышления

(ТРКМ).

Данная

технология

предполагает

развитие

умений

мыслить, сопоставлять информацию, формировать свою позицию и делать

все это в первую очередь при помощи вдумчивого чтения. Критическое

мышление и смысловое чтение в данном случае выступают тождественными

понятиями. Поэтому приемы ТРКМ можно считать эффективными и для

формирования

навыков

смыслового

чтения.

Рекомендуется

использовать

данную технологию для осмысленного чтения художественной литературы,

так как художественный текст содержит большое количество информации

разных видов, часто сложной для осмысления современными школьниками.

ТРКМ позволяет учителям облегчить для детей процесс понимания текста и

обеспечить его эффективность.

Формирование

навыков

смыслового

чтения

требует

учет а

психологических и индивидуальных особенностей младших школьников. Для

достижения

цели

необходимо

соблюдать

определенные

условия:

наличие

мотивации, соответствие материала психологическим особенностям возраста

и

индивидуальным

особенностям

учащихся,

нацеленность

педагога

на

культурное развитие ребенка.

Считаю, что в современных условиях образования в работе с детьми

над формированием навыков смыслового чтения, приемы ТРМК будут более

эффективными, т.к. они способствуют осмыслению учащимися не только

фактической информации, но и сложных значений, заложенных в подтексте

произведений, а также формированию собственного отношения к тексту и

способности его аргументировать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.:

Изд-во АПН РСФСР, 1991. – 476 с.

2.

Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие

для

учителей

общеобразоват.

учреждений

/

С.И.

Заир-Бек,

И.В.

Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011. –223 с.

3.

Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для

студ.

высш.

учеб.заведений

/

под

ред.

М.П.

Воюшиной.

М.

:

Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.

4.

Морозова, Н.Г. О понимании текста / Н.Г. Морозова // Известия АПН

РСФСР. – 1947. – №7. – С. 191-239.

5.

Мосунова,

Л.А.

Структура

и

психологические

условия

развития

смыслового понимания художественных текстов: дис. д-ра психол.

наук / Л.А. Мосунова. – Москва, 2006. – 291 с.

6.

Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления

на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие /

И.В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2009. – 144 с.

7.

Национальная программа поддержки и развития чтения (проект). //

Школьная библиотека. – 2006. – №9-10. С. 20-43.

8.

Невуева,

Л.Ю.

Паузативные

характеристики

выразительного

(смыслового) чтения у младшего школьника / Л.Ю. Невуева, А.А.

Зубченко // Научные исследования в психологии. – 1978. – №1. – С.

42-46.

9.

Нижегородцева,

Н.В.

Результаты

исследования

психологической

структуры

учебной

деятельности

на

основе

методологии

системогенетического подхода / Н.В. Нижегородцева // Ярославский

педагогический вестник. – 2009. – №25. – С. 51-56.

10.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский // Собр. соч. :

в 7 томах. – М.-Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1949. – Т.5 – 591 с.

11.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования нового поколения от 06 октября

2009

г.

/

М-во

образования

и

науки

Рос.

Федерации.

М.

:

Просвещение, 2014. – 35 с.



В раздел образования