Автор: Косыгина Елена Геннадьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ШИ п. Термальный"
Населённый пункт: п. Термальный, Елизовский район, Камчатский край
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: В помощь начинающемуся концертмейстеру хореографии
Раздел: дополнительное образование
Работа концертмейстера в хореографическом классе - тяжелый труд,
требующий самоотдачи, в некотором роде, даже фанатизма.
Как и всякая другая работа, при условии, если она любима и успешна, она
приносит творческое удовлетворение. Что сказать о её специфике. Пианист -
выпускник консерватории, поначалу ощущает себя в классе хореографии
совершенно не подготовленным. В течение долгих лет его посвящали в
таинства
интерпретации
фортепианной
классической
и
современной
литературы,
здесь
же
перед
ним
встают
проблемы
совершенно
иной
специальности: от него требуют мгновенного и точного понимания балетного
«па», убедительной импровизации на заданный ритм.
Трудно сти
профе ссии
концертмейстера
обусловлены
в с е й
содержательной
сущностью
искусства
хореографии.
Но
они
во
стократ
сложнее и еще и оттого, что музыкантов к работе в хореографическом классе
ни наши училища, ни консерватории специально не готовят.
Профессия
концертмейстера
в
хореографии
сложна,
прежде
всего,
своей
специфичностью, совокупностью разных сторон исполнительских умений и
навыков. Тут нужно, с одной стороны, хорошо разбираться в художественной
природе
и
жанровой
основе
искусства
хореографии,
с
другой
-
в
совершенстве
владеть
инструментом,
бегло
читать
с
листа
музыкальный
материал и еще уметь импровизировать на фортепиано. Это весьма сложный
по составу комплекс.
Для
более
благотворной
работы
концертмейстер
должен
знать
хореографические
термины.
В
общении
с
пианистами
не
принято
пользоваться музыкальной терминологией. Поэтому, обращение к участникам
репетиции начать тот или иной фрагмент танца, скажем, «с фуэте» или «с
первой диагонали» понятно всем присутствующим.
Каждый хореограф - художник в своем творчестве. Он по-своему видит тот
или
иной
образ.
И
требования
к
музыкальному
сопровождению
у
всех
разные.
Кто-то
предпочитает
строгий
классический
материал,
кто-то
наоборот, популярные шлягеры.
Даже Preparation отличается: кому-то необходимо вступление на четыре
такта, кому-то на два такта. А некоторые предпочитают всего два аккорда
перед началом движения.
У
педагогов
Санкт-Петербургской
школы
балета
принято
проводить
тренажные
классы
под
импровизационный
материал.
Но
какой
бы
музыкальный
материал
не
использовал
концертмейстер,
самое
первое
и
главное,
на
мой
взгляд,
условие:
тонко
чувствовать
характер
каждого
движения.
Например,
если
музыкальное
сопровождение
для Battemet
tendujete
исполнять
мягко,
размазано,
то
смысл
движения
теряется.
Музыкальный
материал для него должен быть чётким, острым.
И еще концертмейстер должен хорошо ориентироваться в метрической
основе каждого движения экзерсиса. Например, Plie в первом классе обычно
всегда дается на 2/4. Потому что детям легче ориентироваться в этом размере.
В старших классах Plie можно уже давать на 3/4.
Хочется
сказать
и
о
работе
с
фонограммами.
Здесь
концертмейстер
должен уметь переложить фонограмму на ноты. Это еще одно важное звено в
работе
с
хореографом.
Ведь
разучивая
тот
или
иной
ганец,
сначала
все
движения прорабатываются в медленном темпе, много раз и без помощи
концертмейстера
не
обойтись.
Здесь
в
полной
мере
проявляется
умение
музыканта подбирать, импровизировать.
Музыкальное сопровождение концертмейстер подбирает, учитывая все
пожелания и требования хореографа, а зачастую и вместе с ним. Репертуар,
на мой взгляд, должен быть обширным и разнообразным, чтобы его можно
было менять, комбинировать. Это постоянный поиск. Даже просто где-то
услышанную интересную мелодию можно подобрать и использовать для
какого-либо движения. Для концертмейстера хореографии можно
использовать и
авторский музыкальный материал. Главное, чтобы он
соответствовал характеру и ритмической структуре движения.
Некоторые методические рекомендации начинающему
концертмейстеру хореографии.
1 .
Перед началом любого движения хореограф требует от концертмейстера
подготовить учеников к выполнению задания музыкальным вступлением.
Можно для этого использовать конец музыкальной фразы, предложения, а
можно и свои гармонические построения:
-
на два аккорда
-
на два такта
-
на четыре так та
в размерах 2/4 и 3/4.
На два аккорда:
G dur
На два такта:
С dur
На четыре такта:
C dur
2.
Обязательно начало и конец музыкальной фразы нужно показывать, чтобы
дети
одновременно
с музыкальным сопровождением
могли
начать
и
закончить движение. Начало обозначить вступлением, конец – замедлениеем
заключительным тоническим аккордом.
3. Иногда имеющийся музыкальный материал хореограф просит сыграть
более
насыщенно,
широко.
Тогда
мелодию
можно
исполнить
октавами,
аккордами.
Например:
4. Когда музыкальную фразу необходимо повторять несколько раз до конца
движения, можно её изменить, чтобы не играть одно м тоже много раз. Здесь
в полной мере проявляется умение концертмейстера импровизировать,
сочинять.
5. Концертмейстер в хореографии должен уметь закончить музыкальную
фразу в любом месте.
Это требует определенных навыков: хорошо ориентироваться в тональности
и с помощью проходящего аккорда вернуться к тонике.
6.
Уметь замедлять или ускорять музыкальный материал на конкретное
движение.
Например:
прыжки
с
затяжкой
в
воздухе.
Здесь
необходимо
метрически четкое слияние движения с музыкой.
Используемая литература:
1.
Материал из журнала «Советский балет»: М., 1989г.
В темпе вальса