Авторы: Зайнагабдинова Венера Фаритовна, Венера Фаритовна Зайнагабдинова
Должность: концертмейстер хореографического отделения
Учебное заведение: МКУДО "Кидышевская ДШИ № 3"
Населённый пункт: с. Кидыш
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Мастерство концертмейстера хореографического отделения в классе народного танца"
Раздел: дополнительное образование
МКУДО «Кидышевская ДШИ № 3»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«Мастерство концертмейстера
хореографического отделения в классе
народного танца»
Выполнила: концертмейстер
Зайнагабдинова В.Ф.
2017
1
Мастерство концертмейстера обладает глубокой специфичностью. Оно
требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних
музыкально-исполнительских
дарований,
отличного
музыкального
слуха,
специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных
партитур, по импровизационной аранжировке музыкального материла.
Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения
многосторонних
знаний
и
умений
по
курсам
гармонии,
сольфеджио,
полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений.
Полноценная
профессиональная
деятельность
концертмейстера
предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности,
таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,
мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка и
воля,
педагогический
такт
и
чуткость.
Концертмейстер
должен
питать
бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего
успеха. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде
всего коллектива.
Всем известно, что в классе хореографии с детьми работают два педагога –
хореограф и музыкант (концертмейстер). Они непременно должны находиться в
творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал
урока. Для успешной организации такого процесса обучения необходима чёткая
координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-
хореографа и концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания.
Работа концертмейстера на уроках хореографии значительно отличается от
уроков
в
музыкальных
классах.
Она
представляет
собой
ответственную
творческую форму работы и не позволяет ограничиваться только формальными
подходами в работе.
К сожалению будущих концертмейстеров класса хореографии не готовят
ни в консерваториях, ни в других высших учебных заведениях, и поэтому,
2
приступая к творческой работе, концертмейстеру приходится постигать все это
на практике.
И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль
играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера
и педагога-хореографа. Для истинного творчества здесь должны присутствовать
атмосфера взаимопонимания, дружелюбия и непринуждённости. Важно, чтобы
концертмейстер
был
другом
и
партнёром.
Только
с
позиции
творческого
подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в
исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.
Концертмейстер - более широкое понятие, чем просто аккомпаниатор,
музыкально озвучивающий занятия.
Его задачи включают в себя творческую, педагогическую, образовательную
и воспитательную деятельность в тесном контакте с педагогом-хореографом.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале
классической, народной, современной музыки разных эпох, стилей, жанров.
Чем
ярче,
эмоциональнее
музыка,
тем
больше
она
способствует
усвоению
танцевальных движений.
Музыкальное оформление урока прививает навыки слушать и понимать
музыкальную
фразу,
ритмический
рисунок,
характер
музыки,
умение
правильно
организовать
свои
движения
согласно
музыке,
формировать
музыкальную культуру, развивать образное мышление, ведь музыка не просто
сопровождает движения, а она определяет их сущность.
Работа концертмейстера хореографии требует разносторонних музыкально-
исполнительских дарований: быстрое чтение с листа, мобильность, умение
подбирать, сочинять, импровизировать, хорошо знать терминологию, творчески
подходить
к
подбору
музыкального
оформления
урока,
а
не
просто
сухо
следовать
нотным
пособиям
для
хореографии,
постоянно
расширять
свой
3
репертуар,
работать
над
своей
технической
подготовленностью,
быть
по-
настоящему "универсальным" музыкантом.
Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи
определенных
методов
и
приемов.
Первоисточником
получения
знаний
является
сама
музыка
–
только
она
пробуждает
«музыкальные»
чувства
человека. Вначале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.
Вторым источников получения знаний – является слово педагога и
концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального
образа конкретных музыкальных произведений. Третьим источником является
непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.
Для лучшего восприятия, необходимых
знаний, умений, навыков
воспитанниками
хореограф
вместе
с
концертмейстером
используют
разнообразные методы и приемы:
- наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
-
словесный (педагог-хореограф помогает понять содержание музыкального
произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой
активности).
- практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность
научить
детей
передавать
движением
различный
интонационный
смысл
(ритмическое,
мелодическое,
динамическое
начало),
выделять
в
музыке
главное.
Концертмейстер четко определяет для себя задачи каждого года обучения, а
также
проявляет
не
сухое
следование
рекомендациям
нотно-музыкальных
пособий для хореографии, а индивидуально творчески подходит к подбору
музыкального оформления урока.
4
Работа
концертмейстера
заключает
в
себе
и
чисто
творческую
(художественную)
и
педагогическую
деятельность.
Педагогическая
сторона
деятельности отчетливо выявляется в работе с учащимися хореографического
класса.
Рекомендации концертмейстеру
В своей поурочной работе концертмейстер хореографического класса ДШИ
должен
самостоятельно,
−¿
в
отличии
от
своих
коллег
других
специальностей,
−¿
уметь
подбирать
музыкальный
материал
для
танцевальных занятий, что представляет для многих ( особенно начинающих
свой творческий путь) музыкантов, немалую трудность.
Особо стоит отметить, что концертмейстер класса хореографии не должен
ограничивать
поиск
новых
музыкальных
иллюстраций,
так
как
постоянное
звучание на уроках одних и тех же музыкальных произведений приводит к
механическому и мало эмоциональному выполнению движений учащимися.
Кроме
того,
осложняют
работу
концертмейстера
в
этом
направлении
отсутствие
в
библиотеках
и
в
магазинах
нотных
сборников
по
ритмике,
гимнастике, хореографии. Налицо также и дефицит различной методической
литературы по затронутому вопросу.
Каким же образом всё это осуществить на практике?
1. Вспомни то, чему тебя учили на уроках гармонии и потренируйся играть
вступления к разным музыкальным отрывкам. Каждое упражнение должен
предварять препарасьон
−¿
своеобразное вступление. Подобно дирижёру
хора, который показывает хору ауфтакт, концертмейстер также
должен
каждое
движение
экзерсиса
предварить
вступительными
аккордами,
при
которых
вся
фигура
танцовщика
готовится
к
исполнению
заданного
упражнения…Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4.
Чтобы в препарасьон создавалась атмосфера ожидания будущих основных
движений,
следует
разложить
аккорды
в
виде
половинного
каданса
на
доминанте.
5
2. Выучи основные хореографические термины на французском языке
и их
значение в русском переводе.
3. Совместно
с
преподавателем-хореографом
определите
последовательность
упражнений.
4. По
окончании
всей
комбинации
движений
исполняется
заключение,
при
котором
производится
одновременное
опускание
рук
танцующих
в
подготовительное
положение
и
закрывается
работающая
нога.
Как
и
вступление,
заключение имеет два такта в размере 2/4 с завершающим
полным кадансом на тонике.
5. Уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может
остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо
кусок упражнения отдельно. И для этого надо знать, с какого места нотного
материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.
Кроме
того,
могут
происходить,
как
мы
сейчас
любим
говорить,
«форс
мажорные ситуации», и в данном случае, когда обучающиеся овладевают
знанием
и
исполнением
всех
хореографических
упражнений,
а
концертмейстер знает, как выполняются комбинации движения, и полностью
знает
терминологию,
то
он
может
провести
полноценное
занятие
в
отсутствие
педагога,
так
как
на
него
также
возложены
педагогические
функции.
6. Накануне урока продумай выбор конкретного репертуара, соответствующего
каждому упражнению.
7. Для
удобства
лучше
из
разных
сборников
отксерокопировать
ноты
и
разложить их в папку соответственно порядку следования упражнения. На
каждое упражнение — один музыкальный отрывок.
8. Музыкальный
материал
на
первых
порах
не
должен
быть
фактурно
перегружен, поскольку тебе необходимо
свободно ориентироваться как в
нотном тексте, так и в клавиатурной топографии.
9. Крупные длительности в мелодии лучше фактурно варьировать, заполняя эти
«длинноты» более мелкими длительностями.
6
10.Помни о том, что во время занятия тебе надо всё время слушать слова
преподавателя, обращённые к учащимся и главное — смотреть на танцоров,
следить глазами за их движениями и представлять себя на их месте.
11. Постоянно находись в творческом поиске, не переставай пополнять свой
репертуарный багаж.
12. Концертмейстер может помочь педагогу-хореографу находить правильные,
вытекающие из характера музыки решения. При музыкальном оформлении
педагогу не нужно считать вслух, так как это может притуплять музыкальное
восприятие воспитанника. В таком случае нужно объяснить детям, в каком
темпе делается определенное упражнение, и предоставить им возможность
вслушаться в музыку и выполнять движения сообразно ей.
Педагог-хореограф
и
концертмейстер
решают
различные
задачи
образовательного процесса, но цель у них общая – культурное и эстетическое
воспитание обучающихся.
Основная задача
– воспитать у учащихся умение слушать музыку,
соединять
танцевальные
движения
с
музыкой,
прививать
любовь
к
музыкальному движению, уметь свободно двигаться под заданную композицию
музыки, пробуждать в них творчество.
Никакая фонограмма не способна заменить живой музыки на уроке
хореографии. Это обусловлено тем, что музыкальное сопровождение напрямую
связано с движениями тела и должно помогать постепенному развитию навыков
правильной
по становки
рук,
ног
и
исполнению
о п р ед е л е н н ы х
последовательностей движений под счет.
Искусство танца не существует без музыки. Хореографы раскрывают музыку
средствами хореографии, соединяя движения, они создают образы и сюжеты, а
концертмейстер
на
самых
ранних
этапах
обучения
помогает
юным
танцовщикам понять неразрывную связь музыки и танца, поэтому, наравне с
педагогом-
хореографом
в
классе
работает
и
педагог
музыкант
–
концертмейстер.
7