Напоминание

"Мастерство концертмейстера хореографического отделения в классе народного танца"


Авторы: Зайнагабдинова Венера Фаритовна, Венера Фаритовна Зайнагабдинова
Должность: концертмейстер хореографического отделения
Учебное заведение: МКУДО "Кидышевская ДШИ № 3"
Населённый пункт: с. Кидыш
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Мастерство концертмейстера хореографического отделения в классе народного танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МКУДО «Кидышевская ДШИ № 3»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«Мастерство концертмейстера

хореографического отделения в классе

народного танца»

Выполнила: концертмейстер

Зайнагабдинова В.Ф.

2017

1

Мастерство концертмейстера обладает глубокой специфичностью. Оно

требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних

музыкально-исполнительских

дарований,

отличного

музыкального

слуха,

специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных

партитур, по импровизационной аранжировке музыкального материла.

Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения

многосторонних

знаний

и

умений

по

курсам

гармонии,

сольфеджио,

полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений.

Полноценная

профессиональная

деятельность

концертмейстера

предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности,

таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,

мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка и

воля,

педагогический

такт

и

чуткость.

Концертмейстер

должен

питать

бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего

успеха. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде

всего коллектива.

Всем известно, что в классе хореографии с детьми работают два педагога –

хореограф и музыкант (концертмейстер). Они непременно должны находиться в

творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал

урока. Для успешной организации такого процесса обучения необходима чёткая

координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-

хореографа и концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания.

Работа концертмейстера на уроках хореографии значительно отличается от

уроков

в

музыкальных

классах.

Она

представляет

собой

ответственную

творческую форму работы и не позволяет ограничиваться только формальными

подходами в работе.

К сожалению будущих концертмейстеров класса хореографии не готовят

ни в консерваториях, ни в других высших учебных заведениях, и поэтому,

2

приступая к творческой работе, концертмейстеру приходится постигать все это

на практике.

И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль

играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера

и педагога-хореографа. Для истинного творчества здесь должны присутствовать

атмосфера взаимопонимания, дружелюбия и непринуждённости. Важно, чтобы

концертмейстер

был

другом

и

партнёром.

Только

с

позиции

творческого

подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в

исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

Концертмейстер - более широкое понятие, чем просто аккомпаниатор,

музыкально озвучивающий занятия.

Его задачи включают в себя творческую, педагогическую, образовательную

и воспитательную деятельность в тесном контакте с педагогом-хореографом.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале

классической, народной, современной музыки разных эпох, стилей, жанров.

Чем

ярче,

эмоциональнее

музыка,

тем

больше

она

способствует

усвоению

танцевальных движений.

Музыкальное оформление урока прививает навыки слушать и понимать

музыкальную

фразу,

ритмический

рисунок,

характер

музыки,

умение

правильно

организовать

свои

движения

согласно

музыке,

формировать

музыкальную культуру, развивать образное мышление, ведь музыка не просто

сопровождает движения, а она определяет их сущность.

Работа концертмейстера хореографии требует разносторонних музыкально-

исполнительских дарований: быстрое чтение с листа, мобильность, умение

подбирать, сочинять, импровизировать, хорошо знать терминологию, творчески

подходить

к

подбору

музыкального

оформления

урока,

а

не

просто

сухо

следовать

нотным

пособиям

для

хореографии,

постоянно

расширять

свой

3

репертуар,

работать

над

своей

технической

подготовленностью,

быть

по-

настоящему "универсальным" музыкантом.

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи

определенных

методов

и

приемов.

Первоисточником

получения

знаний

является

сама

музыка

только

она

пробуждает

«музыкальные»

чувства

человека. Вначале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.

Вторым источников получения знаний – является слово педагога и

концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального

образа конкретных музыкальных произведений. Третьим источником является

непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

Для лучшего восприятия, необходимых

знаний, умений, навыков

воспитанниками

хореограф

вместе

с

концертмейстером

используют

разнообразные методы и приемы:

- наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);

-

словесный (педагог-хореограф помогает понять содержание музыкального

произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой

активности).

- практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность

научить

детей

передавать

движением

различный

интонационный

смысл

(ритмическое,

мелодическое,

динамическое

начало),

выделять

в

музыке

главное.

Концертмейстер четко определяет для себя задачи каждого года обучения, а

также

проявляет

не

сухое

следование

рекомендациям

нотно-музыкальных

пособий для хореографии, а индивидуально творчески подходит к подбору

музыкального оформления урока.

4

Работа

концертмейстера

заключает

в

себе

и

чисто

творческую

(художественную)

и

педагогическую

деятельность.

Педагогическая

сторона

деятельности отчетливо выявляется в работе с учащимися хореографического

класса.

Рекомендации концертмейстеру

В своей поурочной работе концертмейстер хореографического класса ДШИ

должен

самостоятельно,

−¿

в

отличии

от

своих

коллег

других

специальностей,

−¿

уметь

подбирать

музыкальный

материал

для

танцевальных занятий, что представляет для многих ( особенно начинающих

свой творческий путь) музыкантов, немалую трудность.

Особо стоит отметить, что концертмейстер класса хореографии не должен

ограничивать

поиск

новых

музыкальных

иллюстраций,

так

как

постоянное

звучание на уроках одних и тех же музыкальных произведений приводит к

механическому и мало эмоциональному выполнению движений учащимися.

Кроме

того,

осложняют

работу

концертмейстера

в

этом

направлении

отсутствие

в

библиотеках

и

в

магазинах

нотных

сборников

по

ритмике,

гимнастике, хореографии. Налицо также и дефицит различной методической

литературы по затронутому вопросу.

Каким же образом всё это осуществить на практике?

1. Вспомни то, чему тебя учили на уроках гармонии и потренируйся играть

вступления к разным музыкальным отрывкам. Каждое упражнение должен

предварять препарасьон

−¿

своеобразное вступление. Подобно дирижёру

хора, который показывает хору ауфтакт, концертмейстер также

должен

каждое

движение

экзерсиса

предварить

вступительными

аккордами,

при

которых

вся

фигура

танцовщика

готовится

к

исполнению

заданного

упражнения…Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4.

Чтобы в препарасьон создавалась атмосфера ожидания будущих основных

движений,

следует

разложить

аккорды

в

виде

половинного

каданса

на

доминанте.

5

2. Выучи основные хореографические термины на французском языке

и их

значение в русском переводе.

3. Совместно

с

преподавателем-хореографом

определите

последовательность

упражнений.

4. По

окончании

всей

комбинации

движений

исполняется

заключение,

при

котором

производится

одновременное

опускание

рук

танцующих

в

подготовительное

положение

и

закрывается

работающая

нога.

Как

и

вступление,

заключение имеет два такта в размере 2/4 с завершающим

полным кадансом на тонике.

5. Уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может

остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо

кусок упражнения отдельно. И для этого надо знать, с какого места нотного

материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.

Кроме

того,

могут

происходить,

как

мы

сейчас

любим

говорить,

«форс

мажорные ситуации», и в данном случае, когда обучающиеся овладевают

знанием

и

исполнением

всех

хореографических

упражнений,

а

концертмейстер знает, как выполняются комбинации движения, и полностью

знает

терминологию,

то

он

может

провести

полноценное

занятие

в

отсутствие

педагога,

так

как

на

него

также

возложены

педагогические

функции.

6. Накануне урока продумай выбор конкретного репертуара, соответствующего

каждому упражнению.

7. Для

удобства

лучше

из

разных

сборников

отксерокопировать

ноты

и

разложить их в папку соответственно порядку следования упражнения. На

каждое упражнение — один музыкальный отрывок.

8. Музыкальный

материал

на

первых

порах

не

должен

быть

фактурно

перегружен, поскольку тебе необходимо

свободно ориентироваться как в

нотном тексте, так и в клавиатурной топографии.

9. Крупные длительности в мелодии лучше фактурно варьировать, заполняя эти

«длинноты» более мелкими длительностями.

6

10.Помни о том, что во время занятия тебе надо всё время слушать слова

преподавателя, обращённые к учащимся и главное — смотреть на танцоров,

следить глазами за их движениями и представлять себя на их месте.

11. Постоянно находись в творческом поиске, не переставай пополнять свой

репертуарный багаж.

12. Концертмейстер может помочь педагогу-хореографу находить правильные,

вытекающие из характера музыки решения. При музыкальном оформлении

педагогу не нужно считать вслух, так как это может притуплять музыкальное

восприятие воспитанника. В таком случае нужно объяснить детям, в каком

темпе делается определенное упражнение, и предоставить им возможность

вслушаться в музыку и выполнять движения сообразно ей.

Педагог-хореограф

и

концертмейстер

решают

различные

задачи

образовательного процесса, но цель у них общая – культурное и эстетическое

воспитание обучающихся.

Основная задача

– воспитать у учащихся умение слушать музыку,

соединять

танцевальные

движения

с

музыкой,

прививать

любовь

к

музыкальному движению, уметь свободно двигаться под заданную композицию

музыки, пробуждать в них творчество.

Никакая фонограмма не способна заменить живой музыки на уроке

хореографии. Это обусловлено тем, что музыкальное сопровождение напрямую

связано с движениями тела и должно помогать постепенному развитию навыков

правильной

по становки

рук,

ног

и

исполнению

о п р ед е л е н н ы х

последовательностей движений под счет.

Искусство танца не существует без музыки. Хореографы раскрывают музыку

средствами хореографии, соединяя движения, они создают образы и сюжеты, а

концертмейстер

на

самых

ранних

этапах

обучения

помогает

юным

танцовщикам понять неразрывную связь музыки и танца, поэтому, наравне с

педагогом-

хореографом

в

классе

работает

и

педагог

музыкант

концертмейстер.

7



В раздел образования