Автор: Антипова Галина Николаевна
Должность: преподаватель,преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Алатырь
Наименование материала: методичечкая разработка
Тема: презентация открытого урока:"Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения,исполняемого в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок
«Роль штрихов в раскрытии художественного образа
музыкального произведения,исполняемого в классе
фортепиано»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МБУ ДО «ДМШИ»
АНТИПОВОЙ Г.Н.
Формирование представлений
учащегося о различных видах
штрихов и их значение в
раскрытии художественного
образа музыкального
произведения.
Цель:
1. Образовательные
Сформировать
и
углубить
знания
учащегося
о
роли
штрихов,
в
раскрытии художественного образа музыкального произведения.
2.
Развивающие:
Развивать
музыкальный
слух,
память,
образное
мышление. Развивать музыкальные и творческие способности детей.
3. Воспитательные: Воспитывать у учащегося целеустремленность и
настойчивость в овладении приемами игры
ЗАДАЧИ
Термин
"штрих"
(черта,
линия)
б ы л
з а и м с т в ов а н
к о гд а - т о
скрипачами
у
худ ож н и к ов ,
поскольку
в
движениях
кисти
живописца
и
смычка
скрипача
присутствовало
что-то
общее.
В с к о р е
т е р м и н
" ш т р и х "
приобрел значение того или иного
п р и е м а
и г р ы
и
п о л у ч и л
р а с п р о с т р а н е н и е
с р е д и
м у з ы к а н т о в
р а з л и ч н ы х
специальностей,
в
том
числе
-
фортепиано.
Штрихи - это различные
приемы звукоизвлечения, в
результате которых
появляются звуки,
отличающиеся друг от друга
по характеру звучания.
Легато – это прием игры, когда каждую ноту
нужно
связать
друг
с
другом,
мелодия
напевная
плавная.
В
нотах
обозначается
лигой(дугой) над или под нотами.
ЛЕГАТО
Нон-легато – игра не связная,
ноты друг с другом не
связываются.
Нон-легато
Стаккато
–
прием
игры
когда
ноты
звучат
коротко,
отрывисто.
В
нотах
этот штрих обозначается точками над
или под нотами.
Стаккато
«Маленькая прелюдия»
«Маленькая
прелюдия
Fdur
великого
немецкого
композитора
И.С.Баха,
непревзайденного
мастера
игры
на
органе
и
выдающегося музыкального педагога. Маленькая прелюдия это
маленькая
жемчужина»
жизнерадостная,
энергичная
по
характеру
произведение.«Маленькая
прелюдия»
относится
к
разделу
имитационной
полифонии.
Главная
особенность
этой
полифонии-самостоятельность
голосов
Это
произведение
исполняется штрихом legato и non legato.
А.Лепин «Лиса и кот »
«
Лиса
и
кот»
–
.это
характерная
пьеса.
Это
произведение
вызывает
,будит
фантазию
исполнителя.
Характер
произведения
сказочный
,таинственный.
Для
того
чтобы
передать
характер
произведения
нужно
его
исполнить
штрихами non legato, stoccato и legato.
Н.Раков Бабочки
«
Бабочки» яркая, образная пьеса. Характер у этой пьесы
весёлый, лучистый!. Цель – развить техническую
сторону игры и создать запоминающийся, эмоционально
яркий музыкальный образ. Пьеса имеет трёхчастную
форму. Эта пьеса исполняется штрихами: legato, non
legato, stoccato, mortellato. Работа над этим
произведениями развивает такие качества, как образное
мышление, артистизм и фантазию ученика в комплексе
с исполнительскими задачами.
•
Штрихи
являются
очень
важным
средством
музыкальной
выразительности.
•
От
характера
и
качества
выполнения
штрихов
во
многом
зависит
правильное
раскрытие
музыкально-образного
содержания и стиля исполняемого произведения
•
Штрихи делают музыку красочной и живой.
•
У каждого штриха — свой образ.
•
Шт рихи,
взаимодействуя
с
другими
с р е д с т в а м и
выразительности, способствуют воплощению исполнителем
идейно – эмоционального содержания произведения.
Для чего нужны штрихи в музыке?
«
Музыка –
есть искусство звука. Она не даёт
видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она
говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно,
как говорят слова, понятия и зримые образы. Её структура
так же закономерна, как структура художественной
словесной речи, как композиция картины, архитектурного
построения… Раз музыка есть звук, то главной заботой,
первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя
является работа над звуком».[1]
«Звук – это материя музыки,
её плоть –должен быть он главным
содержанием наших
повседневных трудов».
Г. Нейгауз