Напоминание

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ


Авторы: Антипова Галина Николаевна, Гостюшева Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель,преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Алатырь
Наименование материала: статья
Тема: ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




УДК.316.722

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ETHNIC CULTURE AND ART IN THE CONTEXT OF

GLOBALIZATION

Г. Н. Антипова

Т. И. Гостюшева

G. N. Antipova

T. I. Gostyusheva

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного

образования детей «Алатырская детская школа искусств»

Аннотация. В

настоящей

статье

рассматриваются

проблемы

влияния

глобальных

процессов

в

мировой

экономике,

политике,

в

общественной

и

культурной сфере на этническую культуру и искусство.

В

первой

части

работы

приводится

анализ

взаимодействия

этноса

и

цивилизации

на

протяжении

истории,

подробно

рассматривается

влияние,

которое исторические процессы оказали на появление современных этносов.

Глобализация

превратилась

в

одну

из

важнейших

характеристик

которые

определяют

современную

мировую

систему.

Она

является

важнейшим

фактором, оказывающим существенное влияние на все сферы человеческой

жизнедеятельности, включая культуру и искусство отдельных этносов. Именно

поэтому основное внимание данной статьи направлено на проблемы сохранения

этнической культуры и искусства в современных условиях.

Ключевые слова: этнос, этническая культура, глобализация, этническое

искусство,

универсализация,

национальные

меньшинства,

современные

тенденции.

Abstract. The article deals with the problems of influence of global processes in

the world economy, politics, social and cultural sphere on ethnic culture and art.

The

first

part

of

the

work

analyzes

the

interaction

of

ethnos

and

civilization

throughout history, examines in detail the impact that historical processes have had

on the emergence of modern ethnic groups. Globalization has become one of the most

important

characteristics

that

define

the

modern

world

system.

It

is

the

most

important factor that has a significant impact on all spheres of human life, including

the culture and art of individual ethnic groups. That is why the main attention of this

article is directed to the problems of preservation of ethnic culture and art in modern

conditions.

K e y w o r d : e t h n o s ,

e t h n i c

c u l t u r e ,

g l o b a l i z a t i o n ,

e t h n i c

a r t ,

universalization, national minorities, modern trends.

Прежде чем начать рассматривать этническую культуру и искусство в

условиях современного глобального мира, я предлагаю короткий экскурс в

историю, чтобы понять, в каких условиях формировались и как складывались

отношения между глобальной цивилизацией и отдельным этносом с момента их

появления и до наших дней.

На протяжении практически всей человеческой истории традиционные

общества, по большей части, развивались обособленно друг от друга. Первые

известные нам проявления искусства у древних людей, пещерные рисунки,

появились

примерно

40

тысяч

лет

назад

и

совпадают

по

времени

с

возникновением вида Homo Sapiens. То есть искусство возникает задолго до

появления цивилизации.

Археологические

исследования

показывают,

что

первые

наскальные

рисунки появляются примерно в один и тот же период времени практически по

всему

миру.

Начиная

с

1879

года,

когда

испанский

археолог-любитель

Марселино-Санс де Саутуола первым обнаружил в пещере Альтамира рисунки

древних людей и до нашего времени, открыты сотни пещер с наскальной

живописью.

Несмотря на то, что большинство подобных мест было обнаружено в

Западной Европе, много наскальной живописи находят в Африке, Индонезии,

Южной

Америке,

Австралии.

Такая

обширная

география

позволяет

нам

с

полной

уверенностью

утверждать,

что

появление

живописи

в

различных

регионах мира начинается независимо друг от друга и не является результатом

заимствований

и

взаимного

влияния

в

первобытном

обществе.

Более

того,

можно

с

большой

уверенностью

предположить,

что

появление

наскальной

живописи стало следствием естественной потребности человека в искусстве,

что

в

свою

очередь

явилось

следствием

развития

древнего

человека

и

становления человеческой личности.

В течение многих тысячелетий люди расселялись по планете. Шли годы,

численность

населения

росла,

появлялись

племена,

союзы

племен,

складывались

этносы.

Согласно

классическому

определению

этнос

-

это

исторически

сложившаяся

на

определённой

территории

устойчивая

совокупность людей, племя, народность, нация. Как правило, этническая группа

обладает общими чертами и особенностями культуры, самосознания, имеет

общий язык, общие нормы поведения и культурные ценности. Но все же, в

доисторические времена люди еще не выработали те нормы общения, которые

мы называем цивилизационными нормами.

Несомненно,

в

доисторические

времена

различные

этнические

группы

контактировали друг с другом, были и войны и обмен и торговля, но все же,

жили они большей частью обособленно, на определенных территориях. Лишь

культуры соседних народов зачастую переплетались, проникая друг в друга,

сливаясь.

Образовывались

новые

этнические

общности.

Более

крупные

этнические группы и предгосударственные образования, безусловно, оказывали

существенное влияние на культуру и искусство народов, находящихся в сфере

их

влияния.

Постепенно

складываются

предпосылки

к

появлению

первых

государств.

Ученые

выделяют

несколько

предпосылок

приведших

к

появлению

государственности

-

это

политические,

экономические,

идеологические,

психологические

и

прочие.

В

результате

примерно

пять

тысяч

лет

назад

начинают образовываться первые государства.

Мы имеем довольно хорошие представления об этом периоде, о структуре

первых

государств,

сведения

о

налогах

и

военных

походах,

подробности

взаимоотношений власти и народа, описание быта вельмож и простых людей.

Все это нам известно благодаря очередному, очень важному скачку в развитии

человеческого общества - благодаря появлению письменности.

Самая

первая

письменность

появилась

еще

в

палеолите,

письмо

в

картинках,

так

называемая

пиктография.

Это

был

довольно

примитивный

способ передачи информации, так как прочесть такое письмо можно было по-

разному.

Но

в

IV-III

тысячелетиях

до

нашей

эры

в

ряде

государств

возникает

принципиально новый способ письма - теперь каждое слово, а иногда и слог

передавали иногда конкретным, а иногда условным рисунком. В этот период

начинается

небывалый

скачок

в

развитии

культуры

и

искусства

во

вновь

образовавшихся

государствах,

который

оказал

влияние

не

только

на

своих

региональных соседей, но и определили направление развития цивилизации, и

являются

достоянием

всего

человечества.

Именно

благодаря

тому,

что

эти

государства

на

протяжении

многих

веков

развивались

самобытно

и

обособленно друг от друга, в них сложились уникальные этносы, оставившие

нам в наследство досталось огромное количество артефактов, которые дают

представление о культуре и быте каждого народа.

Цивилизация

продолжает

развиваться,

одни

государства

возникли

и

исчезли, не оставив следа, другие существовали на протяжении тысячелетий и

являются неотъемлемой частью всемирной истории.

Наступает время империй. Этносы, до этого жившие отдельно, попадают в

зависимость от крупных государственных образований. Порою несколько сотен,

а иногда и тысяч самобытных этносов, обладающих уникальными искусством и

культурой, помимо своей воли оказываются в рамках единого государства. Это

неизбежно

приводит

к

тому,

что

различные

этнические

группы

начинают

ассимилироваться титульной нацией империи, и теряют свою самобытность.

Таким образом, мы видим, что древние империи играли роль первых в истории

проявлений глобализации. Это были своего рода "плавильные котлы" народов.

Империя Александра Македонского, Римская империя, Персидское царство -

это

наиболее

известные

государственные

образования

древнего

мира,

претендовавшие на глобальное доминирование в свое время. Но вот проходит

эпоха древнего мира и на обломках империй возникают новые государства.

Новые этносы выходят на арену истории.

Однако самобытному существованию народов угрожает новая опасность -

зарождающиеся мировые религии и прежде всего Христианство и Ислам.

Если раньше, завоеватели довольно спокойно относились к религиозным

убеждениям покоренных народов, то новые государства на просторах Европы и

передней Азии складываются по религиозному признаку. В таких условиях, ни

о каком этническом разнообразии не может быть и речи. Мы никогда не узнаем,

сколько малых народов сгинуло в пылу религиозных воин.

Но все же мир еще достаточно разобщен. Тысячи различных этнических

групп

на

просторах

Евразии

и

Африки,

Америки

и

Океании

продолжают

существовать и развивать свое искусство и культуру. Часто они живут настолько

обособлено, что не подозревают о существовании других цивилизаций.

Примерно с конца ХV века ситуация начинает меняться. С началом эпохи

великих географических открытий начинается первая волна глобализации. И

это уже действительно глобализация. Развитие мореплавания и военного дела,

прежде

всего

в

странах

Западной

Европы,

приводит

к

тому,

что

у

них

появляются новые возможности. Как отмечает в своей работе Жданова А.М.:

«Впервые понятие глобализации могло быть применено к периоду Великих

географических открытий, когда развитие средств сообщения (прежде всего

морского

транспорта)

создало

благоприятные

условия

для

международного

обмена.» [2]

И это не только возможность открытия новых, неизведанных земель, но и

покорение

давно

известных.

Примерно

через

триста

лет

с

начала

великих

географических открытий, большая территория планеты, а соответственно и

большая

часть

населения

оказалась

в

колониальной

зависимости

всего

от

нескольких европейских государств. В этот период складываются торговые

связи

между

самыми

отдаленными

частями

света.

Развивается

глобальная

торговля.

В

этот

же

период

Европейская

культура

начинает

свое

триумфальное

шествие по планете. Музыкальные и художественные произведения, картины и

скульптуры

вызывают

восхищение

и

признаются

эталоном

красоты

и

изящества. Европейским мастерам пытаются подражать, перенимая основные

правила и тенденции, зачастую в ущерб развитию собственного искусства. В

результате в очередной раз многие этносы исчезают и вместе с ними исчезает

самобытная этническая культура, не оставив следа в истории. Но, для других

народов,

в

условиях

становления

мировой

торговли,

появляются

новые,

неожиданные

возможности.

Одни

находят

новые

рынки

для

сбыта

своей

продукции,

другие

получают

новый

толчок

к

развитию

своей

этнической

культуры и искусства. Многие народы теряют свою самобытность. Часто это

происходит под напором завоевателей, но бывает и такое, что завоеванные

народы и сами охотно начинают перенимать западную культуру, и образ жизни.

И

тут

основную

роль

играют

экономические

различия.

Если

европейские

страны стоят на пороге промышленной революции, то многие попавшие от них

в зависимость народы все еще ведут натуральный обмен. Невиданное товарное

разнообразие,

завозимое

колонистами

в

покоренные

страны,

вызывает

у

местных

жителей

жажду

обладания

этими

товарами,

и

заставляет

разочаровываться в своих традиционных ценностях и образе жизни. Истории

про

то,

как

в

Северной

Америке

вожди

племен

меняли

свои

земли

на

стеклянные

бусы

яркое

тому

подтверждение.

Впрочем,

до

обмена

дело

доходило

далеко

не

всегда.

В

большинстве

случаев

колонизаторы

просто

отбирали все ценное, а население уничтожали либо продавали в рабство. Так, в

частности

происходило

в

Центральной

и

Южной

Америке,

где

были

уничтожены целые цивилизации Майя, Инков и Ацтеков. Это были самобытные

этносы,

обладающие

уникальной

культурой.

Произведения

искусства

этих

народов, в частности изделия из золота тоннами вывозились завоевателями.

Вновь

открытые

земли

постепенно

заселялись,

появлялись

новые

этнические группы. Население колоний росло, как и недовольство зависимым

положением

от

метрополий.

XVIII-XIX

века

ознаменовались

подъёмом

национально-освободительного движения по всему миру. Колонии распадаются

и на их обломках образуются новые национальные государства.

Череда мировых воин в XX веке и последовавший в результате распад

оставшихся

империй

сформировал

принципиально

новый

политический

ландшафт.

Так

результатом

Первой

мировой

войны

стал

распад

таких

государств

как

Германская

и

Османская

империи,

Российская

и

Австро-

Венгерская.

По

окончании

Второй

мировой

войны

свое

существование

прекратила

Британская

империя.

Возникает

Организация

Объединенных

Наций. Если в 1945 году в состав ООН входило 51 государство, то в наше время

их количество уже приближается к 200.

Завершая наш исторический обзор, хочется отметить ряд моментов. Как

мы видим, отношения отдельного этноса и глобальной цивилизации довольно

сильно взаимосвязаны. Для одних этнических групп глобализация означала

гибель и забвение, другим принесла материальный достаток и процветание

этнической культуры и искусства. Взаимопроникновение культуры и искусства

разных этнических групп порою создавало довольно успешный симбиоз, и

выводило

культуру

этих

народов

на

новый

уровень.

Иногда,

успешный

в

культурно-историческом плане этнос являлся точкой притяжения для других

народов,

ассимилировал

различные

этнические

группы

и

выступал

фундаментом для создания национального государства.

К началу XXI века этническая самобытность отходит на второй план и

появляется новая тенденция - стремление различных культур к сближению и

приобщению к глобальным, общечеловеческим ценностям. Появляются новые

возможности для культурного обмена.

Однако

не

всегда

глобализация

несет

благо

для

этнической

культуры.

Растворяясь

в

мировой

культуре

этнос,

почти

всегда

утрачивает

свою

самобытность.

Ответом

на

эти

процессы

стала

еще

одна

тенденция

-

возвращение

этнических

групп

к

своим

корням,

попытки

реанимировать

этническую культуру и искусство. Большинство современных государств имеет

многонациональный состав и нередко среди национальных меньшинств сильны

сепаратистские настроения.

М.А.

Корытина

в

своей

работе,

посвященной

проблемам

этнической

культуры в процессе глобализации на примере российского Северного Кавказа

отмечает:

«Народы

по-разному

реагируют

на

угрозу

растворения

в

глобализирующемся

мире:

практически

у

всех

наблюдается

тенденция

ослабления роли российской культуры, а вместе с ним тех общечеловеческих

черт, которые интегрировали страну» [4]

То есть мы видим, какие негативные стороны может содержать в себе

глобализация, что порою этот процесс встречает серьезное сопротивление и

даже

отпор

со

стороны

отдельных

этносов.

Конечно,

в

нашей

многонациональной

стране

больше

положительных

примеров

мирного

сосуществования народов, в частности это республики Поволжья – Чувашия,

Башкирия, Татарстан и другие. На протяжении веков в этом регионе народы

мирно сосуществуют друг с другом Более того, мы помним, что именно отсюда

на Москву двинулось народное ополчение собранное Кузьмой Мининым в 1612

году, в котором наряду с русским народом участвовали чуваши, марийцы и

другие

народы,

и

именно

они,

в

конечном

итоге,

не

только

прогнали

интервентов из Москвы, но и сохранили саму российскую государственность.

Проанализировав и всесторонне изучив данный вопрос, можно сделать

следующие

выводы:

глобализация

-

это

довольно

интересный

феномен,

включающий

в

себя

обширный

процесс

универсализации

политических

и

экономических систем, а также попытку унификации культурных сторон жизни

различных

государств

и

обществ.

Современный

процесс

глобализации

характеризуется несколькими аспектами, которые отличают его от предыдущих,

так называемых волн глобализации. Как отмечает И.Г. Владимирова в своей

статье: «Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани

ХХ—ХХI

веков

является

прогрессирующая

глобализация,

т.е.

качественно

новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.» [1]

В

первую

очередь

современные

процессы

глобального

сближения

государств основываются не на военном подавлении слабых сильными, а на

добровольном

стремлении

большинства

государств

к

интеграции

и

сотрудничеству, на желании экономически слабо развитых государств поднять

свой

уровень

жизни,

взаимодействуя

с

передовыми

странами.

Можно

согласиться с Камиевой А.А. которая в своей статье указывает: «В результате

международной

кооперации

производства,

развития

международного

разделения

труда,

внешней

торговли

и

международных

экономических

отношений в целом происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости

национальных экономик, нормальное развитие которых невозможно без учета

внешнего фактора.»[3]

В заключении хочется отметить, что анализируя тенденции современных

глобальных процессов мы выделяем очевидные преимущества глобализации,

такие как появление общего рынка, выход культурного обмена между странами

на новый уровень и как следствие слияние культур, развитие международных

отношений посредством создания наднациональных международных структур

и организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, создание всемирного

информационного пространства, развитие международного туризма и многие

другие

преимущества.

То

есть

для

отдельных

государств

польза

от

глобализации очевидна. Но вот для отдельного этноса все не так однозначно.

Как уже говорилось в данной статье огромное количество народов оказалось не

готово к глобализации и растворилось без следа. С другой стороны расселение

человечества по планете привело к смешению народов и появлению новых

этносов.

Однако

общая

тенденция

указывает

что,

несмотря

на

то,

что

за

последние полвека существенно выросло количество независимых государств,

малые народы живущие в этих странах продолжают исчезать, забывают свой

язык и родную культуру, покидают места традиционного проживания.

Порождением

глобализации

стал

феномен

так

называемой

массовой

культуры, в которой культура отдельных этносов растворяется без остатка.

На

основании

вышеизложенного,

мы

можем

сделать

вывод,

что

глобализация является серьезным вызовом для малых народов, и в XXI веке им

предстоит

приложить

все

возможные

усилия,

чтобы

сохраниться

самим

и

сохранить свое культурно-историческое наследие.

Литература

1 . Владимирова И. Г. «Глобализация мировой экономики: проблемы и

последствия» Стр.1.

2. Жданова А. М. «Подходы к определению понятия «глобализация»

Стр: 106 — 109.

3.

Камиева

А.

А. «Глобализация

мировой

экономики:

проблемы

и

перспективы» Стр: 24 — 27.

4.

Корытина

М.

А.

Этнокультуры

в

процессе

глобализации

/ /

Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 9. – С.

60-62.



В раздел образования