Напоминание

"Первые шаги на пуантах"


Автор: Селезнева Надежда Александровна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МДУДО "ДШИ д.Добрунь"
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Первые шаги на пуантах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

Преподавателя отделения «Хореографическое искусство

МДУДО «ДШИ д.Добрунь»

Селезневой Надежды Александровны.

«Первые шаги на пуантах»

Содержание :

Введение

Методические рекомендации I.

Анатомическое строение стопы II.

Подготовка пуант к занятиям III.

Комплекс упражнений, изучаемых на первом этапе обучения

Список использованной литературы

I.Танец на пальцах является одним из главных компонентов сольного и

дуэтного женского танца. Его лёгкость, воздушность, пластичность, динамика

и выразительность необходимы танцовщице. Движения на пальцах

вводится тогда, когда ноги (в особенности ступни) достаточно укреплены

экзерсисом у палки и на середине зала. Чтобы правильно и устойчиво стоять

на пальцах, необходимо подготовить ноги упражнениями на полупальцах:

releve на двух ногах в I.II.V.IV позициях; и на одной –pas de bourree ; хорошо

усвоить маленькие прыжки- sauté, ehangement de piegs, pas echappe;

учащиеся уже обладают отдачей от пола, чувствуют уверенность на

середине- хороший aplomb.

Учащимся не следует ходить на пальцах без разрешения и наблюдения со

стороны обучающего педагога, знающего её возможности.

Если ученица начнет ходить на пальцах прежде, чем её тело достаточно

окрепнет, то она может растянуть свой нижний позвонок, что вызовет боль в

области поясницы. У неё могут сместиться коленные суставы, а это приводит

к их заболеванию в будущем. Очень важно носить пуанты, которые ученице

абсолютно впору, т.к. вес танцовщицы приходится на её пальцы, а не на всю

ступню.

Пальцевой

класс

ставится

в

середине

третий

четверти

второго или

третьего года

обучения

классическому

танцу.

Заниматься

пальцевым

классом

нужно

не

более двух-трёх раз

в

неделю

по

45 минут, но

обязательно предварительно разогревшись.

Работая с учащимися в классе, я обращаю внимание на то, что в классе есть

девочки полноватые по природе, но с хорошими физическими данными (есть

выворотностьстопы,

ступни

имеют

правильную

форму).

Я

работаю

и

с

ребенком,

и

с

родителями.

Объясняю,что

нельзя

становиться

на

пальцы

девочкам с большой массой тела, так как это может повлечь за собой травмы

стопы

и

их

дальнейшее

неправильное

формирование.

Удается

найти

компромисс

и

с

ребенком,

и

с

родителями:

учащиеся

выполняют

все

упражнения

на

полупальцах

(без

пуант),

оставаясь

в

классе.

Также

идет

большая

разъяснительная

работа

с

учащимися

и

их

родителями:

увидев

пуанты

и

научившись

более

или

менее

ходить

в

них,

они

начинают

заниматься в них дома, где не всегда условия соответствуют работе в классе.

Это видно на занятиях, так как ребенок жалуется на боли в стопе, хотя при

хорошем

разогреве

их

быть

не

должно.

Я

стараюсь

донести

до

детей

важность первого этапа занятий на пуантах. Здесь не нужно форсировать

события,

заниматься

на

пуантах

больше,

чем

нужно.

Важно

это

делать

систематически: 2-3

раза в неделю, для того чтобы стопа привыкала к

нагрузкам; корпус, ягодицы участвовали в процессе становления на пуанты.

Стопа – это «орудие « труда у танцовщика, поэтому необходимо

правильное строение стопы. Хорошая опора стопы при положении на

пуантах, когда ось нагрузки проходит через первый, второй и третий

пальцы. Это создаёт силу , устойчивость и хороший aplomb.

Красивый

высокий подъем стопы – качество природное, но можно с помощью

тренировочных движений воспитывать навык вытягивать стопу при

исполнении танцевальных элементов. Невозможно встать на «пятачок»

пуанта, «скосив» или недотянув подъема стопы

II.

Идеальным строением стопы для обучения на пальцах, когда 1,2,3

пальцы – равны и они больше 4 и 5 пальцев (1=2=3>4 и 5).

Хорошая форма стопы, когда 1 и 2 пальцы - -равны и они больше 3,4.5

пальцев (1=2>3.4.5) это часто встречающаяся форма стопы.

Чрезмерно удлинённый первый палец и короткие остальные затрудняют

работу на пальцах, но это не является отрицательным показателем для

занятий классическим танцем при наличии общих хороших данных. Для

таких случаев существуют определённые формы

вкладышей «ступеньки» которые заполняют образовавшуюся пустоту в

гипсовом носке.

Все пальцевые движения, а в дальнейшем и комбинации, должны быть

хорошо изучены на высоких полупальцах. При положении ноги на

выворотных полупальцах (пятка вперёд) упор ноги и тяжесть тела

следует равномерно распределять на все пять пальцев: не должно быть

наклона ступни на сустав одного большого пальца.

III. Подготовка пуант к занятиям

Следует помнить, что туфли с твёрдым носком требуют умелого обращения.

Прежде чем приступить к занятиям нужно подготовить пуанты, подготовка

пуант непростое задание. Они должно быть сшиты исключительно точно, с

резинками и лентами. Итак, рассмотрим, как подготовить пуанты к занятиям:

1. Перед первым уроком согните пуанты небольшой аркой. Не перегибайте

участок между аркой и кончиком пуантов, это может ослабить поддержку

обуви. Выполните несколько releve с полупальцев на пальцы.

2. Разбейте «коробочку» (передняя часть) пуантов осторожно надавливая на

верх до тех пор, пока он немного не разойдется. Это сделает их шире и

комфортнее для пальцев. Не перестарайтесь и не используйте

экстремальные методы, например, разбивание пуант молотком. Такие

действия могут привести к тому, что пуанты треснут или сломаются.

Пришивание лент:

1. Сядьте и изучите свою натянутую стопу. Обратите внимание, где находится

середина свода. 2. Выгнете пятку балетной туфли по направлению к носку

так, чтобы образовались сгибы по сторонам, отметьте их, сюда пришиваются

ленты. 3. Прикрепите ленту безопасной булавкой, выполните несколько

releve или просто пройдитесь, убедитесь, что ленты поддерживают лодыжку.

8 4. Отрегулируйте так, чтобы они точно обхватывали вашу ногу. 5. Пришейте

ленту, прямо под шнурком. Следите, чтобы вы не пришили сам шнурок. 6.

Снова проверьте, что ленты плотно обхватывают стопу.

Регулировка шнурка:

1. После того, как пришиты ленты, наденьте балетную туфлю на ногу, и

осторожно потяните за шнурок.

2. Удерживая шнурок в затянутом состоянии, пройдитесь на полупальцах,

пуанты не должны сильно топорщиться по сторонам.

3. Проделайте действия «1»-«2» до тех, пока карманы по бокам не уйдут.

Небольшая свобода по сторонам это нормально, иначе шнурок будет завязан

слишком туго.

4. Если шнурок эластичный, будьте внимательны, чтобы не затянуть слишком

сильно.

5. После того, как шнурки затянуты, должны образом завяжите их двойным

узлом.

6. Потяните шнурки за концы и отрежьте на уровне кончиков пальцев. Так вы

сможете отрегулировать их при необходимости, но при этом они легко

заправляются.

7. Походите на полупальцах в ваших балетных туфлях. Если вам больно или

давит в области ахиллесова сухожилия, либо завязки слишком затянуты,

либо ленты слишком туго завязаны, либо пуанты малы.

Завязывание лент:

1. Поставьте ногу на пол плоско, или держите в согнутом состоянии.

2. Возьмите внутреннюю ленту, переведите её через лодыжку к внешней

стороне сустава, оберните ленту вокруг лодыжки еще раз, плотно

удерживайте ленту с внутренней стороны.

3. Возьмите внешнюю ленту, переведите её по направлению вовнутрь, чтобы

они пересеклись крест на крест со второй лентой. Оберните еще раз ленту

вокруг лодыжки, и затем еще раз вполовину так, чтобы две ленты

встретились с внутренней стороны сустава.

4. Свяжите концы ленты двойным узлом.

5. Отрежьте концы на расстоянии десяти сантиметров от узла.

6. Опалите концы или промажьте прозрачным лаком для ногтей, чтобы они

не осыпались.

7. Заправьте узел и концы под завязанные ленты. Не пытайтесь купить обувь

большего размера, размера «на вырост». Обувь должна соответствовать

идеально, и надевать её должно быть слегка трудно.

III. Комплекс упражнений изучаемых на первом этапе обучения

Все упражнения разучиваются лицом к станку, исполняются в конце учебного

занятия в течение 10 – 15 минут. Так как в группах дополнительного

образования далеко не все обучающиеся имеют необходимое для занятий

на пальцах строение стопы. Нужно помнить о том, что:

Положение ноги

выворотных полупальцах предусматривает равномерное распределение

тяжести корпуса на все пять пальцев. Наклона ступни на сустав одного

большого пальца быть не должно;

Положение ноги, стоящей на пальцах,

также требует полной выворотности: упор делается на 1, 2, 3 пальцы или 1, 2,

в зависимости от строения ноги (длины пальцев). Положения стоп на пуантах

изучаемых упражнений

Программа первого года обучения предусматривает простейший комплекс

упражнений на пальцах

Существуют основные приёмы танца на пальцах:

ПОДНЯТИЕ на пальцы. Сначала объяснить правильное положение ног на

пальцах в I , II , V позициях. I п. лицом к станку через полупальцы на

прямых ногах подняться на пальцы , пятки смотрят друг на друга , колени

прямые , икроножные мышцы подать вперед , ягодицы держать , живот

держать , корпус прямой , подтянутый. II п. – требует еще большей

натянутости ног , с хорошо выгнутым подъемом , усиление выворотности.

V п.- ноги соединяются плотно , создается ощущение одной ноги, больше

внимание на выворотность ноги которая сзади , «пальчик к пальчику».

Упражнения :

RELEVE М/р 4/4.

Исх.п. Iп 2/4 - через полупальцы подняться на прямых ногах , на пальцы ,

ноги прямые ,пятки друг на друга. 2/4 - пауза 2/4 – через полупальцы

опуститься в Iп. на прямых ногах, ягодицы держать. 1/4 – d-plie в Iп. 1/4 –

вытянуть колени Так 3 раза и переход на II п. и V п. Пн впереди и сзади.

Прием СКОКА «вскок и соскок» . При вскоке важно: толчек , пружинистое

plie , темп ,акцент на верх. Вскок бывает: с двух ног на две ноги , с двух ног на

одну , подряд на две ноги и подряд на одной ноге. -

RELEVE по I , II , V позициям Ис.п. М/р 4/4

Ис.п Iп. 2/4 –d-plie и ноги отталкиваясь от пола встаю на пальцы, колени и

подъем сильно вытянуты 2/4 – пауза ,стоять. 2/4 – ноги усиливая

выворотность опускаются в Iп. 1/4 – d-plie 1/4 – вытянуть колени , Исх.п. Так

по II п. держать ноги на ширине плеч , не дальше. Так по Vп. – следить за тем

что пальци подтягиваюся к центру , палец за палец , пятки выворотно ,

особенно сзади стоящая нога. -

PAS ECHAPPE на IIп. (без перемены и с переменой) М/р 3/4 характер четкий

, энергичный

Исх.п. V п. Пн впереди 2/4 –d-plie ноги отталкиваются от пола и releve на IIп. ,

ноги раскрываются верхом внутренними мышцами одновременно 2/4 -

положение фиксируется. 2/4 – ноги одновременно соскакивают в Vп. Л.н

впереди 1/4 - d-plie , 1/4- вытянуть колени.

PAS DT BOURREE с переменой ног На пальцах изучают так же, как и на

полупальцах. М/р 4/4, затем 3/4

Исх.п Vп Пн впереди Затакт –d-plie на Пн. Лн – cou-de-pied сзади 1/4 – Лн

– на палец колено прямое, Пн – на условное cou – de – pied 1|4—

переступить на Пн в направлении II позиции Лн – условное cou – de – pied

1/4 – d – plie на Лн ,Пн – cou – de – pied сзади 1/4 – положение сохраняется

Следить за тем, чтобы шаг был в сторону IIп, с cou – de – pied нога

опускалась к пальцу опорной ноги, четкие шаги.

PAS SUIVI Представляет собой непрерывный связанный бег на пальцах в

Vп во всех направлениях. Изучают сначало на одном месте, затем с

небольшим продвижением вдоль палки. Первый шаг делает нога стоящая

сзади в Vп. Шаг минимальный. Корпус послать по направлению

движения. Резких движений нет, есть маленькие точки как горошины. М/р

2/4, 3/4 характер живой , легкий.

Исх.п Vп. пн впереди Затакт - d-plie и вскок в V п. 1/8 – Л.н отделяется от

пола ,колено мягкое. 1/8 -- Л.н возвращается на носок ,колено натянуто , Пн

отделяется от пола. 1/8 -- П.н возвращается на носок колено натянуто , Л.н

отделяется от пола. 1/8 -- и т.д . Затем небольшое продвижение в сторону.

PAS SUIVI EN TOURNANT (с поворотом) М/р 4/4 , 3/4 характер легкий ,

четкий, живой. Исполняется так же, как и обычное suivi , только на месте

вращаясь переступая в прав или лев. сторону , поворот не быстрее чем один

такт 4/4 . Каждая муз.четв. совпадает с четвертью поворота . Следить за

одновременностью поворота ног, корпуса и головы , помогает сзади

стоящая нога – она удерживает равновесие.

PAS COURU – бег на пальцах по VIп только вперед и назад С начало

исполняют на месте , затем с продвижением. М/р 4/4 2/4 3/4 характер

легкий живой. Очень дробный бег, ноги делают крохотные шаги вперед или

назад, одна нога догоняет другую (нет обратного движения). Если класс

сильный можно добавить изучение Pas assamble soutenu, sissonne

semple.

PAS ASSAMBLE SOUTENU При изучении спина и корпус подтянуты и

спокойны, особенно в момент подтягивания на пальцы в Vп. Нога

скользит в сторону IIп. точно по прямой, сохраняя выворотность и

возвращается в Vп на пальцы. М/р 2т 2/4 характер сочетание плавного d

– plie b короткого releve на пальцы в момент soutenu/ Исх.п Vп. Лн

впереди. 1/8 – d – plie по Vп голова на право, 1/8 – Пн. открывается в

сторону IIп. 1/8 – soutenu Пн. закрывается в Vп. вперёд 1/8 – положение

сохраняется, 1/4 – опустится в Vп. на прямых ногах, 1/8 – d – plie Vп. Пн.

впереди голова на право, 1/8 – вытянуть колени. 2т - всё также с Л ноги,

голова на лево. В таком же раскладе исполняется обратное assamble

soutenu т.е. нога закрывается в Vп. назад.

SISSONE SEMPLE Следить за тем, что рабочая нога активно поднимается

на условное cou – de – pied, колено направленно в сторону подъём

сильно вытянут, носок опускается по опорной ноге к носку в Vп. М/р

4/4, 2/4, характер четкий энергичный, Ис.п Vп. Пн. впереди, 2/4 – d – plie в

Vп. Пн. впереди. Лн. отталкивается от пола встаёт на палец, Пн.активно

поднимается в условное cou – de – pied 2|4 – положение сохраняется 1/4 –

П.н. опускается в Vп. на пальцы 1/4 - Две ноги опускаются в Vп. 1/4 – d-plie

1/4 – колени вытянуть. Также Л.н.

Sissonne semple

в обратном исполнении раскладка также только рабочая

нога приходит на условное cuo-de-pied впереди. Хорошо усвоив движения у

станка переходят на середину –

Releve

по I, II, Vn В такой же раскладке как у станка по In. В en face, руки в

завышенном подготовительном положении по IIn. в en face руки слегка

раскрыты на заниженной II n. По Vn epaulement croise Пн. Впереди, руки

раскрываются на маленькую позу croise. Также с Л.н. впереди

Pas echappe

на II n с переменой М./р 2т.2/ч Раскладка, что и у станка Исх.п.

V п. Пн впереди 2/4 –d-plie ноги отталкиваются от пола и releve на IIп. , ноги

раскрываются верхом внутренними мышцами одновременно, руки

раскрываются на IIn. 2/4 - положение фиксируется. 2/4 – ноги

одновременно соскакивают в Vп. Л.н впереди, руки закрываются в

подготовительное положение. 1/4 - d-plie , 1/4- вытянуть колени. С начала

изучить в en face, затем epaulement.

Pa de bourree

с переменой ног. М/р ¾ темп умеренный.

Ис.п. elaulement croise Пн в переди, руки в подготовительном положении.

Затакт – d-plie на Пн, Лн. На cuo-de-pied сзади, руки по позе croise маленькие.

1/4 – Лн – на палец колено прямое, Пн – на условное cou – de – pied, правая

рука закрывается в In. 1|4—переступить на Пн в направлении II позиции

Лн – условное cou – de – pied, руки положение сохраняют. 1/4 – d – plie на

Лн ,Пн – cou – de – pied сзади, левая рука открывается в сторону.

Pas assamble so

utenu М/р 2т 2/4

Ис.п. en face Vn П.н сзади ,руки в подготовительном положении. 1/8 – d –

plie по Vп голова en face, руки в первую позицию. 1/8 – Пн. открывается в

сторону IIп., голова на право руки открываются на заниженную IIn. 1/8 –

soutenu Пн. закрывается в Vп. вперёд, голова на право, П.р. закрывается в

In , Л.р. остается на IIn. 1/8 – положение сохраняется, 1/4 – опустится в Vп.

на прямых ногах, голова en face,руки закрываются в подготовительное

положение. 1/8 – d – plie Vп. Пн. впереди голова на право, 1/8 – вытянуть

колени. 2т - всё также с Л ноги, голова на лево. В таком же раскладе

исполняется обратное assamble soutenu т.е. нога закрывается в Vп.

назад.

Sissone semple

М.р 4т 2/4 – темп спокойный

Ис.п. en face Vn П.н впереди , руки в подготовительном положении 2/4 – d –

plie в Vп. Пн. впереди. Лн. отталкивается от пола встаёт на палец, Пн.

активно поднимается в условное cou – de – pied, руки в подготовительном

положении. 2|4 – положение сохраняется 1/4 – П.н. опускается в Vп. на

пальцы 1/4 - Две ноги опускаются в Vп. 1/4 – d-plie 1/4 – колени вытянуть,

руки в подготовительном положении.

Pas suivi

М/р 3/4 Ис.п. Vn. П.н впереди Затакт – d-plie и вскок в Vn руки в

подготовительном положении 1/8 – Л.н отделяется от пола , колено мягкое.

1/8 -- Л.н возвращается на носок ,колено натянуто , Пн отделяется от пола.

1/8 -- П.н возвращается на носок колено натянуто , Л.н отделяется от пола.

1/8 -- и т.д . Затем небольшое продвижение в сторону. Руки медленно через

I п. раскрываются, Л.р.на IIn. ,П.р в IIIп. Pas suivi en tournant с поворотом М/р

3/4 Исх.п. Vn. П.н впереди, руки в подготовительном положении Затакт – d-

plie и вскок в Vn руки в подготовительном положении. 1т. – переступая на

одном месте поворачиваются вправо на 180, руки медленно поднимаются в

IIIn. 2т. – продолжая переступание по Vn. Поворачиваемся на 180 вправо,

руки в III n. За 2 такта полный поворот.

Pas couru

– по диагонали из точки 4 в точку 8. М/р 2/4, ¾

Исх.п. VI n руки в подготовительном положении Затакт d-plie и вскок в VI n

1т- крохотные шаги вперед, одна нога догоняет другую, ручки плавно

поднимаются в I п. , кисти allonje. 2т – бег на пальцах продолжается 3т – бег

продолжается, руки в том же положении 4-5-6-7-8 т. – бег и движение

заканчивается в конце диагонали, руки в подготовительном положении.

Когда движение в медленном темпе усвоено хорошо можно ускорить темп

исполнения. К концу года из изученных движений разучиваются комбинации

и маленький этюд. Надо помнить, что «На пальцы не взбираются- на пальцах

танцуют легко и свободно».

Рекомендуемая литература:

«Азбука классического танца». Н.П.Базарова, В.П. Мей

«Школа классического танца». В.Костровицкая, А.Писарев

«Основы классического танца». А.Я.Ваганова

Методика классического тренажа. В. Мориц, Н Тарасов, А Чекрыгин.

«Искусство» 1940 год. 17 2

Сто уроков классического танца. В. Костровицкая. С-Петербург, 1999 год 3.

Учебная программа по классическому танцу для средних специальных

учебных заведений. МГАХ. 2008 год.

Анатомия танца. Ж. Г. Хаас. Минск. Попурри.2011 год



В раздел образования