Автор: Дроздова Ольга Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Новосибирская специальная музыкальная школа
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пути формирования творческого мышления у обучающихся на Подготовительном отделении специальной музыкальной школы"
Раздел: дополнительное образование
Пути формирования творческого мышления у обучающихся на
Подготовительном отделении специальной музыкальной школы
Дроздова О .И.
Программа Дополнительного образования «Играю. Развиваюсь. Учусь.» является
авторской общеразвивающей программой дополнительного образования детей 3-5 лет,
желающих в дальнейшем получить специальность «инструментальное исполнительство»
в Новосибирской специальной музыкальной школе (НСМШ). Реализация данной
программы осуществляется на подготовительном отделении «Мажоринки» (НСМШ) в
течение трех лет посредством предмета «Развивающие игры» психолого-педагогической
направленности. Предмет «Развивающие игры» является звеном в системе
дополнительного образования дошкольников: «Развивающие игры», « музыкально-
хоровые игры», «сольфеджио», «изобразительная деятельность», индивидуальные
занятия на инструменте ( по выбору).Цель программы: создать условия для развития
творческой личности дошкольников с учетом специфики обучения в НСМШ. В связи с этим
задачи курса следующие :
-Развитие и коррекция различных сторон психики ребёнка .
-Формирование зрительно-пространственной координации ( в том числе связь «глаз-
рука», мелкая моторика руки).
-Развитие процессов зрительного восприятия и воображения, сенсорной культуры.
-Воспитание внутренней мотивации на учебную и творческую деятельность путём
удовлетворения потребностей детей в игре и эмоциональном общении.
-Стимулирование индивидуального и коллективного творчества.
-освоение норм коллективной деятельности.
-развитие потенциальной креативности
Концептуальная идея нашей программы ориентируется на теорию интеллектуальной
активности, потенциальной и актуальной креативности Дружинина В.Н. и Богоявленской
Д.Б., где креативность рассматривается как высший уровень интеллектуальной
активности, когда субъект продолжает мыслить за пределами установленной задачи.
Креативность выражается также в готовности создавать что-либо необычное,
оригинальное (субъект в этом случае обладает пока лишь потенциальной креативностью)
и непосредственно в активной, изменяющей мир деятельности ( здесь субъекту уже
присуща актуальная креативность).
Наряду с этим, в основу программы были положены идеи Л.С. Выготского, согласно
которому социальные эмоции у детей невозможно развивать без формирования знаний у
дошкольников об эмоциональных состояниях, о способах их адекватного проявления, а
так же без включения ребенка в совместную со сверстниками и интересную деятельность.
Методы и приёмы работы с детьми:Методы:1. Игры: сюжетно-ролевые, игры
драматизации, дидактические игры, подвижные игры и т.д.2. Беседы (познавательные,
этические)3. Наблюдения.4. Чтение художественной литературы.5.Песни. танцы.
Импровизации.Приемы:1. Релаксация.2. Психогимнастика.3. Прикладное творчество
(лепка, аппликация, оригами)4. Пластические изображения эмоций.5. Рассматривание
иллюстраций, отражающих различные эмоциональные состояния.6. Приемы
арттерапии.7. Упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я». 8.
Обсуждение художественной литературы 9.Инсценирование сказок10.Решениие
головоломок, ребусов, задач на сообразительность11.Артикуляционная гимнастика
Условия для формирования креативной личности:1. Вовлечение детей в совместную
игровую деятельность. Доказано, что именно игровая деятельность вызывает у
дошкольника живой интерес ко всему происходящему, в игровой деятельности создаются
благоприятные условия для проявления детьми социальных эмоций.2. Педагогу
необходимо занять позицию посредника между ребенком и окружающим миром.
Взрослый выступает не только в качестве организатора процесса воспитания и развития,
но и в качестве носителя ценностей и опыта человеческих взаимоотношений, образцом
для подражания.3. Знакомство с простейшими нравственными нормами, социальными
требованиями и правилами поведения. Данное условие предполагает не просто
знакомство, осознание ребенком социальных эмоций и присвоение ребенком
социокультурных достижений, но и своеобразный «поиск» себя в социальном мире,
самоопределение в социокультурном пространстве, зарождение собственной позиции по
отношению к социуму.4.Дети, особенно одарённые, нуждаются во внимательном,
доброжелательном отношении, вдумчивом педагогическом руководстве. Готов ли каждый
учитель работать на соответствующем уровне? Современный учитель должен быть и
психологом, и воспитателем, и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
Чтобы заниматься развитием детей ему необходимо:
-высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
-эмоциональная стабильность, целеустремлённость, умение объективно оценивать успехи
детей;
-высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
-требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
-доброжелательность, чуткость , педагогический такт.
-эмоциональное удовлетворение от игр и занятий,
- изменение социоэмоциональной сферы ребенка в пользу положительной
направленности социальных переживаний,
-положительная мотивация на получение новых знаний и участие в творческой
деятельности;
-навыки коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
-развитие потенциальной креативности