Автор: Федоренко Анна Владимировна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 1
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Изучение позий и переходов"
Раздел: дополнительное образование
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Вступление
2.
Смены позиций
3.
Виды переходов
4.
Изучение позиционной игры в школе
5.
Список литератуы
Изучение позиций на скрипке
-
важный этап овладения техникой
игры на
этом инструменте. Техника
переходов относится
к приёмам,
помогающим
достичь свободы, художественной выразительности в игре.
Поэтому
в
занятиях
с учащимися освоению
этим
приёмам уделяется
немалое
внимание.
В
результате
эволюции
к
16
веку
была
выработана
современная
конструкция скрипки. На зоре скрипичного исполнительства шейка скрипки
и
гриф были короче. Скрипку опирали о плечо, левая рука служила точкой
опоры. Скрипачи играли в пределах первой позиции, на 3-х струнах, соль
струну использовали редко.
Требования к
музыкальному исполнительству
росли, «расширялся» диапазон сила и краски звука. Скрипку стали держать
на плече, что сделало
левую руку более подвижной.
Это
способствовало
развитию позиционной игры.
В 1738 г. французский скрипач М. Коррет предложил деление грифа
по
тонам
и
полутонам
на
позиции,
что
вскоре
стало
общепринятым.
Выдающиеся
скрипачи
и
педагоги
Дж.
Тартини,
Ф.
Джеминиани,
П.
Локателли в своих сочинениях отводят большое место перемещениям руки в
позициях.
Л.
Моцарт
вводит
понятие
«целой
аппликатуры»
(нечётные
позиции)
и
«половинной
аппликатуры»
(чётные
позиции).
Л. Шпор
в
своей «Скрипичной школе» (1831 г.) признал это деление слишком сложным
и ввёл французскую систему, разработанную
М. Карретом и получившую
распространение
во
всём
мире.
Большую
роль
в
развитии
скрипичного
исполнительства
занимают
итальянский
скрипач
Н.
Паганини,
русский
скрипач и композитор
И. Хандошкин
.
Приёмы игры Паганини раскрыли
огромные
аппликатурные
возможности
инструмента.
И.
Хандошкин
в
своём сочинении «Русские
песни
с
вариациями для
скрипки
с
басом»
применил
виртуозный
приём
игры
на
одной
струне
«соль»,
основанный
на максимальной
смене позиций. Изучению позиций и их
соединений большое
внимание уделяли Ш. Берио, Й. Иоахим, Л. Ауэр, И.
Ямпольский, М.
Гарлицкий и др.».
2. Смены позиций
При игре на инструменте исполнитель перемещает руку вдоль грифа
Возникающее при этом положение руки носит название позиции. Позиция
-
положение
руки
на
грифе
относительно
порожка,
которое
позволяет
исполнить,
не сдвигая руку с места, определённую
последовательность
звуков. По определению Ю.И. Янкелевича «Под позицией понимают тот
участок грифа, на котором расположение первого пальца на любой струне
соответствовал определённому интервалу от открытой струны (секунде
-
первая позиция, терции
-
вторая позиция,
кварте
-
третья,
и т.д.). Для
скрипача,
владеющего
инструментом,
вопрос
о
позиционной
принадлежности звуков теряет своё значение. Деление на позиции условно
и является важным только в начальном обучении.
В смене позиций принимают участие все части руки. При соединении
первых
4-х
позиций
ведущим
является
предплечье
с
вспомогательным
движением
плеча.
Кисть
и
пальцы – ведомые.
В
верхней
части
грифа
движения предплечья ограничиваются корпусом скрипки, кисть, сгибаясь и
разгибаясь в запястье, обеспечивает необходимую смену
позиций.
Пальцы
остаются ведомыми. Плечо обеспечивает рулевое движение локтя.
Движения руки служат следующим задачам:
1)
Устойчивой интонации в любых .позициях;
2)
Свободной работе пальцев независимо от струны и позиции;
3)
Возможности качественной вибрации (вибрато) любым пальцем,
даже
в двойных нотах.
Большого внимания требует подготовка расстановки пальцев в новой
позиции. В верхних позициях между пальцами сужается.
Во время перехода давление пальцев на струну должно быть
минимальным. Это обеспечивает скорость, свободу и плавность перехода,
точное попадание в позицию. Большой палец играет вспомогательную роль
при переходах в позиции. В первых четырёх позициях он находится
естественном положении по отношении к остальным пальцам. В верхних
позициях он опускается под шейку скрипки, что связано с приподниманием
кисти над грифом. При игре в самых верхних позициях иногда используется
выведение большого пальца на обечайку скрипки, особенно у скрипачей с
короткими
пальцами.
Это
устраняет
излишнее
напряжение
кисти
и
облегчает
вибрационные движения.
Все действия,
следуя друг за другом,
выполняются
единым движением. Групповое положение пальцев должно
сохраняться
и при смене позиций.
В высоких позициях интонирование
полутонов
затруднено,
так
как
расстояние
между
пальцами
при
продвижении
вверх
по
грифу
уменьшается.
Поэтому
в
восходящем
движении
происходит
накладывание
последующего
пальца
на
предыдущий, а в
нисходящем
нижележащий
палец подкладывается
под
вышележащий, как бы вытесняя
его.
Смена позиций вверх по грифу легче, чем при движении вниз, так
как
во
втором
случае
для
удерживания
инструмента
необходимы
дополнительные
усилия
подбородка.
Однако
излишнее
прижатие
нежелательно, ибо это
вызывает напряжение в плечевом поясе, мешающее
свободному движению
руки.
Каждая
и
з
с т р у н
обладает
о с о б ы м
тембром,
особенностикоторого
и
возможности могут быть выявлены с применением
позиций. Смена
позиций
может рассматриваться не только как технический
приём,
но
и
как
средство
выразительности.
Glissando
и
portamento,
используемые
при
начальном
изучении
переходов,могут использоваться
не
только
как
технический
приём,
но
и
как
средство
выразительности.
Специальное применение этих приёмов
должны подчиняться художественно-
смысловым задачам.
3. Виды переходов
В
педагогической
практике
сложилось
деление переходов
в
зависимости от
приёмов их выполнения:
1)
Переход через открытую струну;
2)
Переход скольжением одного пальца;
3)
Переходы с нижележащего пальца на вышележащий;
4)
Перходы с вышележащего пальца на нижележащий .
1)
Простейший вид перехода. Во время звучания открытой струны рука
совершает движение в нужную позицию.
2 )
П р и
изучении
этого
типа
переходов
допустимо
слышимое
глиссандирование,
на
начальном
этапе.
Это
позволяет
слухом
контролировать интонацию. Переход должен быть плавным, нажатие пальца
на струну минимальным. Начало движения пальца медленное и спокойное,
а к концу перехода
-
быстрее. Переходы полезно вначале играть на
легато.
Скольжение пальца при игре деташе происходит в момент окончания
звука,
чтобы
начало
нового
совпадало
с
изменением
направления
движения
смычка.
3)
Переходы
этого
типа
выполняются
путём
скольжения
исходного
пальца,
нажим
скользящего
пальца
постепенно
ослабляется
к
моменту
падения
следующего. При первоначальном изучении переходов возможно
применение вспомогательных звуков
,
которые
служат
временным
ориентиром. В процессе обучения учащийся, укорачивая эти звуки
,
научится
их убирать.
В противном случае их использование тормозит техническое и
художественное развитие учащихся
.
4)
Переходы
данного
типа
являются
основными
во
время
исполнения
гамм и
гаммообразных движений. В переходах с вышележащего
пальца на
нижележащий подмена пальца происходит во время скольжения.
4.
Изучение позиционной игры в школе
К изучению позиций и их смен переходят, когда освоена первая
позиция и появилась
определённая
мышечная
свобода в
обеих
руках
чистота
интонирования
,
подвижность
пальцев.
Длительное
изучение
первой
позиции,
статичное
положение левой
руки приводит к зажатости
большого и указательного пальцев. Поэтому, как только ученик научится
удерживать скрипку, можно знакомить его с
движениями руки вдоль грифа.
Это
способствует
уменьшению
зажатости
и
хватательного
рефлекса.
Начинать
работу над переходами надо с простеньких упражнений и пьес с
применением флажолетов и глиссандо (сборники Якубовской, Гуревич).
Движение
руки
вдоль
грифа
-
сложный
приём,
требующий
длительной
тренировки.
Над
упражнениями
надо
работать
систематически, как
под
присмотром
преподавателя,
так
и
во
время
домашних занятий.
Порядок
изучения
позиций
большого
значения
не
имеет.
Преимущества
изучения сначала третьей позиции в том, что движение левой
руки более
ощутимо и у ученика нет соблазна, дотянуться только пальцами.
Но после
третьей нужно вернуться к изучению второй позиции. А потом
ознакомиться
и
с
четвёртой.
Несколько
общих
положений,
которые
необходимо учесть при освоении
смены позиций:
1.
Нельзя допускать опору кисти левой руки о корпус скрипки при игре в
3-ей
позиции (касаться можно), так как это мешает игре как в самой
3-ей
позиции,
так и переходам в верхние позиции.
2.
Движения
левой
руки
вдоль
грифа
должны
быть
плавными
и
спокойными во время переходов в позиции.
3.
В любой позиции, в том
числе и самых
верхних, левая рука должна
занимать
определенное
положение;
естественное
расположение
пальцев
– квартовый охват.
4.
Помнить, что в нижней части грифа расстояния между пальцами шире,
чем в верхней, что влияет на точность интонации.
5.
Переходить в нужную позицию нужно всей рукой, а не пальцем –
на
ноту.
6.
В
пределах
первых
З-4-х
позиций
соотношение
между
большим
пальцем и остальными пальцами должно оставаться неизменным.
7.
Не допускать зажима шейки скрипки между большим и указательным
пальцами. К.
Мострас предлагает в
начальном
периоде обучения
упражнения
с
кратковременным
отведением
большого
пальца
в
сторону.
8.
При смене позиций в легато не допускать нарушения звукоизвлечения,
плавности и непрерывности звучания, непрерывности ведения смычка.
9.
При переходе облегчать нажим пальца на струну
10.
Переходы делать на играющем пальце.
11.
Переходы на сильную долю делать активнее, чем на
слабую.
5.
Список используемой литературы:
1.
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.4-е изд. «Композитор», СПб, 2004
2.
Баринская А. И. Начальное обучение скрипача,«Музыка», М., 2007.
3.
Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе.
Сборник статей. Классика – ХХI.
М.,2006.
4.
Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. Классика-ХХI.
М.,
2007
5.
Либерман М. «Некоторые вопросы развития техники левой руки
скрипача.
О смене позиций». Сборник статей. Классика-ХХI. М.,2006.
6.
Погожева Т. В. Вопросы методики обучения игре на скрипке.
«Музыка»,
М.,1966.
7.
Очерки по методике обучения игре на скрипке. Сборник статей.
Янкелевич
Ю. И. «Смены позиций». Гос. муз. издательство, М.,1960