Напоминание

Педагогические инновационные технологии


Автор: Оксана Викторовна Русакова
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: п. Новобурейский, Амурская область
Наименование материала: методическая работа
Тема: Педагогические инновационные технологии
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЖРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

п. Новобурейский

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:

«Педагогические инновационные технологии»

Подготовила: О. В. Русакова

преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин

2020 г.

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности.

Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои

умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот

же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и

педагогической.

Педагогическая

инновация

это

нововведение

в

области

педагогики,

целенаправленное

прогрессивное

изменение,

вносящее

в

образовательную

среду

стабильные

элементы

(новшества),

улучшающие

характеристики,

как

отдельных

ее

компонентов,

так

и

самой

образовательной

системы

в

целом.

Педагогические

инновации

могут

осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы

(интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных

мощностей

(инвестиций)

новых

средств,

оборудования,

технологий,

капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Основными

направлениями

и

объектами

инновационных

преобразований в педагогике являются:

разработка

концепций

и

стратегий

развития

образования

и

образовательных учреждений;

обновление содержания образования; изменение и разработка новых

технологий обучения и воспитания;

совершенствование

управления

образовательными

учреждениями

и

системой образования в целом;

улучшение

подготовки

педагогических

кадров

и

повышения

их

квалификации;

проектирование новых моделей образовательного процесса;

обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся,

разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

обеспечение

успешности

обучения

и

воспитания,

мониторинг

образовательного процесса и развития учащихся;

разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему

уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Однако

для

инновационных

процессов

существуют

реальные

барьеры:

консерватизм определенной части педагогов;

слепое следование традиции по типу: "У нас и так все хорошо";

отсутствие

необходимых

педагогических

кадров

и

финансовых

средств,

для

поддержания

и

стимулирования

педагогических

инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;

неблагоприятные

социально-психологические

условия

конкретного

образовательного учреждения и др.

В

условиях

образовательных

реформ

особое

значение

в

профессиональном

образовании

приобрела

инновационная

деятельность,

направленная

на

введение

различных

педагогических

новшеств.

Они

охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации,

содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

Педагогические

инновации

это

неотъемлемая

часть

развития

педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо

деле,

мастерстве,

искусстве. Понятие

«педагогическая

технология»

в

образовательной

практике

употребляется

на

трех

иерархиче ски

соподчиненных уровнях:

О б щ е п ед а го г и ч е с к и й

( о б щ ед и д а к т и ч е с к и й )

у р о в е н ь :

общепедагогическая

(общедидактическая,

общевоспитательная)

технология

характеризует

целостный

образовательный

процесс

в

данном

регионе,

учебном

заведении,

на

определенной

ступени

обучения.

Здесь

педагогическая

технология

синонимична

педагогической

системе.

В

нее

включается

совокупность

целей,

содержания,

средств

и

методов

обучения,

алгоритм

деятельности

субъектов и объектов процесса.

Частнометодический

(предметный)

уровень:

частнопредметная

педагогическая

технология

употребляется

в

значении

"частная

методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации

определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного

предмета, класса, преподавателя (методика преподавания предметов,

методика

компенсирующего

обучения,

методика

р а б от ы

преподавателя).

Локальный

(модульный)

уровень:

локальная

т ех н ол о г и я

представляет

собой

технологию

отдельных

частей

учебно-

воспитательного

процесса,

решение

частных

дидактических

и

воспитательных

задач

(технология

отдельных

видов

деятельности,

формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств,

технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и

контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

К

инновационным

технологиям

обучения

относят:

интерактивные

технологии

обучения,

технологии

проектного

обучения

и

компьютерные

технологии.

Методы интерактивной технологии обучения:

Проблемная лекция.

Семинар-диспут.

Учебная дискуссия.

Технология

работы

учебной

группы

при

учебном

сотрудничестве

может

быть следующей:

постановка проблемы;

формирование

малых

групп

(микрогрупп

по

5-7

человек),

распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом

участии в дискуссии;

обсуждение проблемы в микрогруппах;

представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

продолжение обсуждения и подведение итогов.

Технологии проектного обучения. Технология проектного обучения

способствует созданию педагогических условий для развития креативных

способностей

и

качеств

личности

учащегося,

которые

нужны

ему

для

творческой деятельности.

Компьютерные

технологии

обучения

это

процессы

сбора,

переработки, хранения и передачи информации обучаемому, посредством

компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили

такие технологические направления, в которых компьютер является:

средством для предоставления учебного материала учащимся с целью

передачи знаний;

средством

информационной

поддержки

учебных

процессов

как

дополнительный источник информации;

средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением

учебного материала;

универсальным тренажером для приобретения навыков практического

применения знаний;

средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по

предмету изучения;

одним

из

важнейших

элементов

в

будущей

профессиональной

деятельности обучаемого.

Существуют

три

уровня,

которые

необходимо

отражает

каждая

педагогическая технология:

1.

методологический;

2.

обобщенных технологий;

3.

конкретно-методический.

Технология свободного труда С.Френе. Подразумевает выполнение

коллективных

проектов,

самоуправление,

индивидуальный

учебный

план,

работу с информацией, издание газет и т.д.Если педагог доверяет своим

ученикам, то добрая сила доверия способна вызвать у них прилив творческой

активности,

самостоятельности,

раннее

личностное

и

творческое

самоосознание.

Стремление

творить

то,

что

нравится,

приводит

к

максимальному

раскрытию

творческих

способностей

учащегося.

Роль

педагога сводится к направлению деятельности учащегося в необходимом

направлении.

Программированное

обучениею. Предполагает

управляемое

усвоение

программированного

учебного

материала.

Программированный

учебный

материал

представляет

собой

серию

сравнительно

небольших

порций

учебной

информации,

подаваемой

в

определенной

логической

последовательности. Осуществляется при помощи обучающего устройства

или программированного учебника.

Проблемное

обучение. Технология

проблемного

обучения

подразумевает

последовательное

и

целенаправленное

выдвижение

перед

обучающимися учебных проблем, разрешая которые они активно усваивают

знания.

Концентрированное обучение. Суть технологии концентрированного

обучения (или метода погружения) – интенсивное изучение предметов при

объединении занятий в блоки. Эффективность занятий может существенно

вырасти, если в день будет проводиться не более двух занятий, а время

занятий

по

одному

предмету

может

быть

увеличено

в

несколько

раз.

Технология

концентрированного

обучения

предполагает

использование

некоторых

других:

проблемного

обучения,

технологии

укрупнения

дидактических единиц и т.д.

Модульное

обучение.

Предполагает

самостоятельную

работу

с

индивидуальной

учебной

программой.

Педагог

предоставляет

учащемуся

готовые модули, в которых обозначены его задачи на определенный период

времени.

Выражается

в

виде

готовых

дидактических

заданий.

Положительным моментом является то, что следующий модуль, как правило,

дается после освоения предыдущего. Задания, входящие в блок модуль, могут

выполняться

в

течении

долгого

времени,

но

он

должен

быть

завершен.

Завершенный модуль дает полное представление об уровне развития тех или

иных качеств ученика.

Развивающее

обучение.

Сущность

его

-

в

ориентации

учебного

процесса на потенциальные возможности ученика, а не на программные

требования.

Дифференцированное обучение. Усвоение программного материала

на различных уровнях или по различным направлениям. Уровень развития

психических

свойств

(способностей

к

выполнению

различных

видов

деятельности), качеств и уровень подготовленности учащихся определяют

выбор

типа

их

развития

(только

обучение

игре

на

инструменте,

общемузыкальное, профессиональное).

Игровое

обучение.

Подразумевает

организацию

и гр о во й

деятельности,

направленной

на

поиск,

обработку

и

усвоение

учебной

информации.

Хорошо

может

использоваться

в

начальный

период

музыкального

обучения.

Данная

технология

может

быть

выражена

в

методических

пособиях

(сценарии

постановки

детских

музыкальных

спектаклей, проведения викторин, внеклассных мероприятий), специальных

музыкальных

играх,

в

комплексе

специально

разработанных

уроков

с

применением игр, в отдельных методических приемах и т.д.

Перспективно-опережающее обучение. При изучении определенной

темы проходятся элементы из более сложных тем, но близкие к изучаемому в

данный момент материалу.

Компьютерная

технология.

Предполагает

и с п ол ь з о ва н и е

компьютерных

обучающих

и

контролирующих

программ.

При

обучении

могут использоваться: компьютерные программы обработки звука и нотные

редакторы, компьютерные тесты, записи партий других участников ансамбля

или оркестра, звучание оркестра без партии солиста, информация учебно-

методического характера на компакт-дисках и т.д.

Информационная

технология.

П р е д п о л а г а е т

о бу ч е н и е

с

использованием средств телекоммуникации, баз данных, находящихся как в

сети «Интернет», так и в локальных сетях. Благодаря широкому доступу к

базам данных снимается ряд проблем, связанных с получением необходимых

знаний гуманитарного, общемузыкального, специального характера.

Технология эффективных уроков. К нетрадиционным технологиям

урока относятся:

интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль,

деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в

общественной

практике:

исследование,

изобретательство,

анализ

первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж,

рецензия;

уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала:

урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация,

"дублер начинает действовать";

уроки

с

имитацией

публичных

форм

общения:

пресс-конференция,

аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама,

телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;

уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-

подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная

экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная,

интервью, репортаж;

перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы:

КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?",

"Эрудицион",

утренник,

спектакль,

концерт,

инсценировка,

"посиделки",

"клуб

знатоков" и др.

Метод

проектов. Метод

проектов

предполагает

определенную

совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту

или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с

обязательной презентацией этих результатов.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.

2.

Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3.

Самостоятельная деятельность учащихся.

4.

Структурирование

содержательной

части

проекта

указанием

поэтапных результатов).

4.

Использование исследовательских методов.

Примерная структура технологической системы, реализуемой в ходе

отдельного урока (с учетом возраста и уровня развития ученика)

П е д а г о г и ч е с к и е

ц е л и

п о

формируемым параметрам

Педагогические

технологии

Педагогические

методы и средства

Комплекс необходимых знаний,

качеств, которые необходимо

Развивающего

обучения

Работа над

элементами,

сформировать в первую очередь:

техника двойных нот, укрепление

исполнительского аппарата,

музыкальный вкус, освоение стиля

эпохи романтизма.

аспектами,

приводящими к

достижению

запланированных

целей

Выбор репертуара: Этюд

Н.Паганини «Охота» Знания: а) об

особенностях натурального строя

медных духовых инструментов; б)

биография Н.Паганини; в)

трактовок.

Проблемного

обучения

Постановка задач

проблемного

характера,

мобилизация на их

решение.

Умения и навыки работы с книгой,

компьютером, самостоятельного

выбора аппликатуры, нравственные

качества. Свойства: интеллект

(умение отбирать главное для своего

самосовершенствования)

Информационная

Работа в

«Интернете», поиск

записей исполнения

данного этюда

лучшими

музыкантами



В раздел образования