Напоминание

"Новогодняя открытка"


Автор: Беликова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог декоративно-прикладного творчества
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: План-конспект открытого занятия
Тема: "Новогодняя открытка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План-конспект открытого занятия

Педагог: Беликова Татьяна Анатольевна

Дата проведения: 25.11.2019

Творческое объединение: «Чудесники»

Группа: ЧСР 2_1, первый год обучения, возраст учащихся 8-9 лет

Тема: «Новогодняя открытка»

Тип занятия: комбинированный

Цель

занятия: организация деятельности учащихся по изучению истории возникновения открыток,

развитию умений создания новогодних открыток своими руками.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения новогодней открытки, понятием «кардмейкинг»;

- углубить знания о разнообразии открыток;

- закрепить на практике навыки создавать открытки своими руками; навыки в технике оригами;

- развивать творческие способности, мелкую моторику рук, память, художественно-эстетический вкус;

- воспитывать аккуратность в работе; вызывать положительные эмоции к творческой деятельности и ее

результатам.

Материалы и оборудование:

для учащихся: готовый набор: картонная заготовка

- основа открытки, цветная бумага, декоративные

элементы; ножницы, клей.

для педагога: конспект, наглядный материал, технологическая карта.

Дидактический материал: иллюстрации открыток, раздаточный материал.

Подготовка

к

занятию:

разработка

конспекта;

изучение

литературы,

интернет-ресурсов

по

теме

занятия; подготовка раздаточного материала, технологической карты, наборов для игры; изготовление

образца изделия.

План занятия

1. Организационный этап занятия

1.1. Приветственное слово педагога.

1.2. Проверка готовности рабочего места и учащихся к занятию.

2. Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности

2.1. Введение в тему занятия. Вводная беседа.

2.2. Формулирование цели занятия вместе с учащимися.

3. Основной этап занятия

Теоретическая часть

3.1. Активизация знаний учащихся.

3.2. Знакомство с историей возникновения новогодней открытки, с понятием «кардмейкинг».

3.3. Демонстрация разнообразных новогодних открыток.

3.4. Динамическая пауза.

Практическая часть

3.5. Проведение инструктажа по ТБ.

3.6. Демонстрация образца открытки, знакомство с этапами работы.

3.7. Выполнение практической работы.

4. Подведение итогов занятия

4.1. Мини-выставка работ учащихся.

4.2. Анализ деятельности учащихся (рефлексия).

4.3. Уборка рабочего места.

Ход занятия

Этап занятия

Методы

Содержание темы

Оснащение

1.

Организационный этап занятия

1.1

1.2

Взаимное

приветствие

Проверка

готовности

рабочего места и

учащихся к

занятию

Эмоциональное

стимулирование.

П: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие.

К

нам

пришли

гости

познакомиться

с

нашим

творчеством.

Давайте

поздороваемся!

У: (Здравствуйте!)

П: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, будем работать дружно, с хорошим

настроением.

П: Вы готовы? Посмотрите на рабочие места.

Для

работы

вам

потребуются:

готовый

набор

с

бумагой,

клей-карандаш,

ножницы.

Внимательно проверьте, все перечисленное есть на вашем столе?

У: (Да!)

Материалы и

инструменты для

работы

2.

Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности на основном этапе занятия

2.1

Введение

в

тему

занятия.

Вводная беседа

Беседа

Вопросы к

учащимся,

мотивация

П: Ребята, вы помните, какой приближается праздник?

У: (Новый год)

П: Новый год и в нашей стране, и в других странах один из самых любимых

праздников. Поднимите руки те, кто тоже любит Новый год больше других

праздников. А почему мы все так любим этот праздник?

У: (Получать подарки, … ответы детей)

П: Среди Ваших ответов прозвучало, что вы любите получать подарки, и это

конечно же очень приятно! А любите ли вы их дарить?

У: (ответы детей)

П: Давайте мы попробуем сегодня сделать подарок для наших близких людей

(мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки, братишки) или для друзей. Ведь

нет ничего приятнее, чем подарить не купленную в магазине, а сделанную

своими руками вещь.

Я сейчас загадаю вам загадку, которая подскажет тему сегодняшнего занятия.

Слов хороших не жалея,

Поздравляет с юбилеем,

С рождеством и Новым годом,

С Женским днем международным.

Я надеюсь, что возможно,

Будет угадать не сложно

Вам всего с одной попытки-

2.2

Формулирование

цели занятия

вместе с

учащимися

То загадка об …

У: (Открытке)

П: Итак, тема нашего занятия: «Новогодняя открытка».

И, следовательно, в

практической части занятия, что мы с вами будем делать?

У: (ответы детей)

3.

Основной этап занятия

Теоретическая часть

3.1

3.2

Активизация

знаний учащихся

Знакомство с

историей

возникновения

новогодней

открытки

Вопросы к

учащимся,

мотивация

Рассказ,

демонстрация

Для начала вспомним, что такое открытка?

У: (ответы детей)

П: Открытка - это «открытое письмо», письмо, которое можно отправить без

конверта, в открытом виде.

А знаете ли вы, как появилась первая новогодняя открытка?

Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во

Франции, Англии, Шотландии, Китае? В 17, 18, 19 веке или ещё раньше?

Открытка не имеет одной, точно определенной даты рождения.

Французы,

ответили

бы,

что

именно

они

являются

родоначальниками

открытки. Во времена франко-прусской войны, когда у солдат заканчивалась

писчая бумага и конверты, они стали вырезать прямоугольники из картона, в

которых они рассказывали о своей нелёгкой доле. А особо творческие натуры

дополняли написанное рисунком. Чем не открытка?!

В Англии до появления специальных открыток, поздравления писали просто

на визитных карточках. Первым отправил новогоднее поздравление по почте

англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом.

Именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать

новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая

партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

1894 год, является «точкой отсчёта» истории открытки. Именно в этом

году она получила официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе в

Берне.

В России открытка появилась в 1872 г. в канун Рождества. В первые годы

открытка закупалась за границей, а в России на них допечатывали надписи на

русском

языке

и

иногда

добавляли

российскую

символику.

Первые

же

российские

открытки

изготавливались,

как

правило,

вручную.

Для

их

Старинные

открытки

Старинные

открытки

3.3

Знакомство с

понятием

«кардмейкинг»

Демонстрация

разнообразных

новогодних

открыток

оформления

использовались

любые

материалы.

Это

бархат,

бисер,

шелк,

сушеные цветы, кожа, резина.

П: Ребята! А как называется искусство создания поздравительных открыток

своими руками? Кто-нибудь знает?

У: (ответы детей)

П : Кардмейкинг. Это

иностранное

слово

и

означает

оно Card

-

карта,

открытка, Make - делать, изготавливать.

По старинным открыткам можно узнать, как менялась мода, как наряжали

ёлку, в какие игры играли, как жили и праздновали праздники люди разных

слоев населения.

В XIX веке благодаря техническому прогрессу в продаже появились печатные

поздравительные открытки для любого случая.

Давайте вспомним, какие открытки мы с вами уже сделали?

У: (С днем рождения!)

П: Ручная работа уникальна, в каждой подобной работе таится частичка души

её автора, неповторимый стиль. Как нет двух похожих людей, так, наверное,

нет двух похожих открыток ручной работы.

Словарный

ряд

на

доске

Печатные открытки

Открытки

ручной

работы

Практическая часть

3.4

3.5

Выполнение

тренировочного

упражнения.

Динамическая

пауза.

Проведение

инструктажа по ТБ.

Коллективная

работа

Поисковый

Инструктаж

П: А теперь, чтобы немного подвигаться, поиграем.

Обратите внимание у вас на столе смайлики. Разделимся на две команды.

Команду красных смайликов, они будут работать на доске слева, и команду

желтых смайликов - справа. Вам нужно по одному выйти, подойти к доске,

наклониться, взять из коробки декоративный элемент, и при помощи магнита

закрепить его на доске. После этого подойти к следующему игроку, сидящему

рядом, дотронуться до него, передать эстафету. Те, кто не выходил к доске и

ждет

своей

очереди,

поднимите

смайлик

вверх.

Так

будет

видно,

кому

участник игры должен передать эстафету. Итак, каждый должен внести свою

лепту в оформление открытки. Запомните правило композиции! Начинать

раскладывать нужно с крупных деталей, а заканчивать мелкими.

Внимание! Это задание на лучшую композицию, но и темп тоже важен.

Вам понятно задание? Начали!

У: Дети составляют композицию на доске.

П: Время закончилось! Обе команды справились с заданием, молодцы!

А это значит, что можно приступать к самостоятельной работе.

Дидактические

м а т е р и а л ы

д л я

игры (декоративные

элементы, магниты)

Материалы и

оборудование для

работы

3.6

3.7

Демонстрация

образца открытки,

знакомство с

этапами работы

Выполнение

практической

работы.

Инструктаж

Самостоятельная

практическая

работа учащихся

Индивидуально-

дифференцирова

н н а я

п о м о щ ь

учащимся

П: Материалы и инструменты вам уже знакомы.

Вы помните правила безопасной работы с ними?

Как мы работаем с клеем-карандашом и ножницами?

У: Отвечают:

Работа с клеем.

Избегать попадания клея в глаза, рот. По окончании работы клей закрыть.

Работа с ножницами.

Ножницы - это режущий инструмент, их не оставляют раскрытыми на рабочем

столе, ими не играют и передают только кольцами вперед.

П: А теперь посмотрите на образец. Сегодня мы выполним новогоднюю

открытку в технике оригами. Мы уже знакомы с этой техникой. Напомните

мне, что такое оригами?

У: (Оригами - это искусство складывания из бумаги)

Ребята, ответьте мне, пожалуйста, какая базовая форма листа используется в

оригами?

У: (Квадрат)

П: Правильно! Квадрат.

В технике оригами мы будем складывать деда Мороза и елочку. Затем мы

приклеим их к открытке и украсим декоративными элементами. Открытка

будет складываться нетрадиционно, такая форма для вас новая.

На столе у вас есть все необходимое для работы. Технологическая карта (как и

всегда)

подскажет

последовательность

работы

над

новогодней

открыткой.

Кому сложно разобраться с картой, выполняйте вместе со мной. Удачи!

П: Этапы работы:

1.

Достаньте из набора белый лист бумаги, положите его перед собой. Его вы

будете использовать для работы с клеем, чтобы не пачкать стол.

2.

Возьмите цветной лист красного цвета - это будет дед Мороз. Складываем

деда Мороза.

3.

Возьмите цветной лист зеленого цвета - это будет елочка. Складываем

елочку.

4.

Приклейте на открытку справой стороны елочку, как на образце.

5.

Затем приклейте на открытку слева деда Мороза.

6.

Приклейте декоративные элементы: цветные на елку, белые на открытку.

Открытка готова!

У: Выполняют работу.

Готовое

и зд е ли е

(образец)

4.

Подведение итогов занятия

4.1

4.2

4.3

Мини-выставка

работ учащихся

Анализ

деятельности

учащихся

Уборка

рабочего

места

Самоанализ и

взаимоанализ

Эмоциональное

стимулирование.

Рефлексия

деятельности

Самостоятельная

деятельность

по

самообслуживан

ию

П : Время нашего занятия подошло к концу. Кто не успел закончить свою

работу, доделает ее самостоятельно.

Давайте подведем итог нашей работы:

Выставляем работы на парту и проводим коллективный анализ.

Ребята, что нового, необычного, интересного вы сегодня узнали?

Были ли сложности при выполнении задания?

Чья работа вам понравилась и почему?

Кому вы подарите свои открытки?

У: Отвечают.

Все

вы

очень

старались,

отлично

поработали,

поэтому

и

работы

у

вас

получились замечательные.

Спасибо, молодцы!

А сейчас возьмите в руки ваши открытки, будем фотографироваться.

У: Коллективное фотографирование.

На

следующем

занятии

мы

продолжим

изучать

новогодние

традиции

и

научимся создавать красивые игрушки из бумаги.

На этом наше занятие закончено.

Спасибо вам за работу! До новых встреч!

Не забываем, что после себя мы оставляем чистоту, поэтому весь мусор за

собой убираем. Уходя, столы оставляем чистыми.

У: Учащиеся убирают свои рабочие места.

Мини-выставка

работ учащихся



В раздел образования