Автор: Попова Людмила Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1 г.Мичуринска"
Населённый пункт: город Мичуринск,Тамбовская область
Наименование материала: Ф.Шопен Контрданс
Тема: Вопросы исполнительства
Раздел: дополнительное образование
Контрданс – это парный танец, в построении фигур которого участвуют
несколько, возникший в Англии в конце XVI века. Название танца имеет две
основных
версии
происхождения:
по
одной
–
от
английского country-dance
(«сельский танец»), по другой – от французского contredanse, что указывает на
основное положение партнеров в паре – друг напротив друга. Сегодня историки
танца сходятся во мнении, что обе эти версии можно считать правдивыми.
В середине XVII века в Англии появились первые музыкальные обработки
сельских контрдансов, созданные Джоном Плейфордом и включенные в сборник
«Английский учитель танцев», которые был издан в 1651 году. С Британских
островов танец распространился по всей Европе и к середине XVIII века стал
самым популярным бальным танцем. Причина его востребованности проста – его
фигуры оказались гораздо более простыми для запоминания и исполнения, чем
прочие бальные танцы, бытовавшие в ту эпоху.
В XIX веке многие новые танцы рождались на основе самого контрданса. В
разных
странах
сложились
свои
традиции
в
подборе
контрдансных
фигур.
Наиболее удачные сочетания получали собственные имена и распространялись по
всему миру. Например, один из парижских вариантов Контрданса стал называться
Котильон,
английская
разновидность
конца
XVIII
века
опять
получил
традиционное
название
Англез,
немецкий
вариант
именовался
Гроссфатер.
В
характере Контрданса исполнялись также некоторые варианты Вальса и Мазурки.
В конце XVIII века во Франции появилась самая популярная его разновидность –
Кадриль
(франц.
Quadrilles
–
квадраты),
названная
так
потому,
что
группы
танцующих образовывали маленькие четырёхугольники, из двух или четырёх пар
каждый.
У ж е
н а
б а л а х XIX
века
конт рданс
уступил
ме сто
м н о г и м
вышеперечисленным танцам, а к началу XX века и вовсе вышел из употребления.
Фортепиано – любимый инструмент Фредерика Шопена, для которого он
создал почти все свои произведения. В творчестве Шопена пьесы в жанрах танцев
занимают особое место. Композитор стал автором большого числа миниатюр –
1
вальсов и мазурок, - а также нескольких крупных пьес в жанре полонеза. Однако в
его творческом наследии нашлось скромное место и для контрданса.
Судьба Контрданса Ges-dur Фредерика Шопена не проста. Он был обнаружен
и
опубликован
лишь
в
1934
году
исследователями
из
Института
Фредерика
Шопена (Варшава), а до этого не был известен. Точный год создания установить
не удалось, однако предположительно это 1827 год (во всяком случае не позже
1829
года),
таким
образом
Контрданс
–
это
одно
из
ранних
сочинений
композитора, относящееся к польскому периоду его жизненного и творческого
пути.
Обращение
к
этому
жанру
явно
носят
характер
отголосков
впечатлений
семнадцатилетнего Фредерика Шопена о музицировании в аристократических
салонах Варшавы, где молодой музыкант уже был довольно известен. Вероятно, в
это время контрданс был еще достаточно популярен на периферии европейской
моды, которой являлась тогда Польша.
В музыкальной части контрданс обладает рядом жанровых черт, к которым
относятся: двудольный метр (используемые размеры обычно 6/8 или 2/4), не
слишком быстрый темп. В пьесе Шопена это отражено.
Кроме
того
для
большинства
танцевальных
пьес
характерна
сложная
трехчастная форма. Это форма, состоящая из трех крупных разделов, где третий
чаще всего представляет собой точную или измененную репризу первого. Крайние
части при этом тоже написаны в простой форме, как бы имея две темы.
Схему трехчастной формы, в которой написан Контрданс Шопена, можно
изобразить так:
А
В
Ces-dur
А
a
Ges-dur
b
Des-dur
a
Ges-dur
a
Ges-dur
b
Des-dur
a
Ges-dur
Примечательно то, что середина формы, обозначенная буквой B, автором
обозначена
как Trio. Название этой части происходит из старинной традиции
XVII-XVIII
веков,
когда
на
балах
играли
ансамбли
или
даже
оркестры.
В
2
некоторые моменты музыки оставались играть несколько отдельных музыкантов,
давая остальным отдохнуть. Как правило, это было как раз трио исполнителей,
откуда и пошло название особого типа середины сложной трехчастной формы.
Отличается
она
тональностью
(как
правило,
звучит
не
в
основной),
более
прозрачной
фактурой,
спадом
динамики
(обычно
исполняется
на p-mp-mf
в
зависимости от степени торжественности первой части) и более мягким и нежным
образом,
то
есть
носит камерный характер,
стремясь
передать
исторически
небольшой состав исполнителей.
Хотя для всего творчества Шопена характерна особая мягкость и лиричность
высказывая,
направленность
произведений
на
маленькие
концертные
пространства,
контраст
между
более
торжественной
первой
частью
и
более
мягкой
средней
достаточно
яркий:
в
первой
части
(а,
значит,
и
в
третьей)
композитор даже использует нюанс piu forte. К тому же Trio значительно меньше
по масштабам – всего восемь тактов.
Несмотря на то, что сочинение раннее, в нем есть некоторые особенности
зрелого стиля Шопена. И это неудивительно, потому что через совсем небольшое
время
после
создания
Контрданса
композитор
уже
напишет
свой
Второй
фортепианный концерт
1
. Одна из главных черт музыки Шопена была упомянута
ранее – лиричность и камерность высказывания. Этим объясняется тяготение
Шопена к фортепианным сочинениям, в особенности миниатюрам, сдержанным
динамическим
нюансам.
Исполнители-пианисты
считают,
что
даже
когда
в
произведениях
Фредерика
Шопена
встречается
насыщенная
фактура
на
фортиссимо, её все равно нужно играть со сдержанной силой.
Как можно заметить, в пьесе мы почти не встретим плотной аккордовой
фактуры,
только
четырехголосие
с
эпизодическим
появлением
пятизвучных
аккордов в основном на mf, а часто и вовсе мелодия с аккомпанементом широких
арпеджио (также излюбленный Шопеном прием в фортепианных сочинениях),
как, например, в средней части пьесы.
1
По времени Второй концерт действительно был написан раньше Первого, а нумерацию
им присвоили в порядке издания.
3
Еще одной яркой приметой фортепианной музыки периода романтизма и в
частности творчества Шопена является богатая палитра разных украшений –
мордентов,
трелей,
группетто,
форшлагов.
Они
всегда
придают
мелодии
изящество и утонченность – то, что очень близко творческому облику великого
польского композитора. И Контрданс не стал исключением: морденты и форшлаги
хоть и не являются частыми элементами пьесы, но все же добавляют заметные
яркие краски в рисунок мелодии. Исторически украшения или, как их называют
на профессиональном языке музыканты, мелизмы служили для продления звука на
таких
инструментах
как
клавесин
и
клавикорд,
у
которых,
в
отличие
от
современного фортепиано, очень быстро затихал взятый звук. А уже позже, в
XVIII
веке,
композиторы
обратили
большее
внимание
на
выразительные
возможности этих приемов. Композиторы же в XIX веке, конечно, не нуждались в
искусственном
продлении
звука
и
использовали
мелизмы
лишь
в
качестве
декоративных элементов.
Так же наличие украшений – это показатель инструментальной природы
мелодии. Музыковеды всегда замечают, что в создании своих мелодий Шопен
часто
опирался
на
польскую
народную
музыку,
где
были
очень
популярны
струнные смычковые инструменты, на которых исполняли обработки народных
песен.
Поэтому
нередко
фортепианные
миниатюры
Шопена
отдаленно
напоминают
такие
инструментальные
обработки
традиционных
польских
мелодий: напевных, гибких и утонченных. И уже в Контрдансе это отчетливо
слышно, особенно в главной теме крайних частей. И ритмические особенности
мелодии
во
всех
частях
пьесы
указывает
на
близость
народным
темам:
излюбленные
фигуры
пунктирного
ритма
(как
длинного,
как
и
короткого)
и
разного вида синкопы очень характерны для жанра мазурки и находят широкое
применение в музыке Шопена.
Но
вместе
с
национальными
традициями
в
творчестве
Шопена
ясно
слышится
его
принадлежность
европейскому
романтизму.
Это
слышно
в
гармонии, в следовании классическим её правилам, использованием привычных
общеевропейскому
сознанию
музыкальных
форм,
как,
например,
сложная
4
трехчастная в танцах. И в этом значение творчества Фредерика Шопена для всей
западной истории музыки – претворение польских национальных особенностей в
рамках языка европейской классической музыки.
Конечно,
среди
произведений
композитора
в
жанрах
различных
танцев
можно назвать не только мазурки, вальсы и полонезы. Шопен также написал
несколько бурре (старинный танец французского происхождения), экосезов (этот
танец был упомянут раньше в числе родственных контрдансу). Некоторые танцы
представлены в его музыке единственными экземплярами – это галоп (быстрый
танец),
краковяк
(польский
национальный
двудольный
танец
с
синкопами)
и
контрданс.
Однако
если
первые
два
использовали
в
сочинениях
концертного
жанра – для фортепиано с оркестром, то контрданс только как небольшая пьеса
для фортепиано. Но если вспомнить историю открытия этой пьесы, то можно
считать, что пока это те сочинения, которые нам известны. Возможно, в будущем
отыщутся и другие произведения Шопена в жанрах европейских бальных танцев.
Список использованной литературы
1.
Худеков С. Н. Всеобщая история танца. – М.: Эксмо, 2009.
2.
Кремлев
Ю.
Фредерик
Шопен.
Очерк
жизни
и
творчества.
–
М.:
Музыка, 197.
3.
Алексеев А. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. – М.:
Музыка, 1988.
5