Напоминание

Музыкально-ритмическое развитие детей младшего и среднего возраста


Автор: Герасимова Наталья Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Лингвистическая гимназия"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкально-ритмическое развитие детей младшего и среднего возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гуманитарный лицей»

г. Ульяновска

Методическая разработка

педагога дополнительного образования

Герасимовой Натальи Ивановны

Музыкально - ритмическое развитие детей

младшего и среднего возраста

.

Музыкально - ритмическое развитие детей

младшего и среднего возраста

.

Музыкально

ритмическое

развитие

детей

яркий,

эмоциональный

путь

передачи

музыкально-эстетических

переживаний.

В

младшем

возрасте

ребёнок

физически

крепнет,

становиться подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация

в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности.

Развивается способность анализировать, обобщать, улучшается произвольная память.

Проявляются

элементы

творчества

во

всех

видах

детской

деятельности.

Ребёнок

осмысленно

воспринимает музыку, способен охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение

песни, танца, музыкальной игры.

Музыкально ритмическое развитие, привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью,

возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности

удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.

Особенности детей этого возраста, можно обозначить следующие задачи по музыкально

ритмической деятельности:

- научить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными

образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука);

- ускорять и замедлять движение;

- отличать в движении метр (сильную долю такта), несложный ритмический рисунок;

- менять движение в соответствии с музыкальными фразами;

- строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние между парами;

- суживать и расширять круг;

- расходиться из пар в разные стороны;

- самостоятельно начинать движения после вступления.

Мы

-

педагоги

должны

добиваться,

чтобы

движения

у

детей

были

естественными,

непринужденными,

выразительными.

У

ребёнка

необходимо

выработать

активную

реакцию

на

музыку,

умение

эмоционально,

образно

передать

в

движениях

настроение,

чувства,

развитие

сюжетной

линии,

которая

заложена

в

характере

музыки.

Таким

образом,

дети

приобретают

музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения.

Педагог должен добиваться не просто усвоения какого-либо движения, а качественно

выразительного исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что

должно быть характерным, при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.

Конечно это не лёгкая задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог

будет учитывать следующие принципы:

- комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

- систематичность;

- постепенность;

- последовательность;

- повторность.

Дети должны не просто передавать образы животных отдельными движениями, а уметь

показывать характер персонажей, наиболее яркие, своеобразные его повадки. Ребят этого возраста

знакомят

с

различными

жанрами

музыкальных

произведений

(пляска,

вальс,

полька,

марш).

Продолжая работу по слушанию музыки, педагог закрепляет понятие у детей о трёх основных

жанрах музыки (песня-танец-марш) – «три кита».

Д.Б. Кабалевский писал «Подобно тому, как фундамент связывает дом с землёй, с почвой,

на которой он держится, песня, танец и марш связывают все богатейшее многообразно развитое

здание музыки, с огромными массами людей, с народной почвой».

В среднем возрасте дети способны самостоятельно определять музыку танца и подобрать

соответствующий характер движений (польки, вальса, пляски), услышать национальные интонации

народных

плясок

и

использовать

элементы

народных

танцев

в

своих

импровизациях.

Перед

слушанием

музыки

или

в

процессе

разучивания

игры,

пляски,

надо

широко

использовать

художественное слово: беседу, пояснение, стихотворный текст.

Образное сравнение, которое использует педагог при объяснении того или иного движения,

помогает детям правильно и выразительно его выполнять. «Вдоль по бережку лебёдушка плывет» -

говорит педагог при разучивании хороводного шага. Образное художественное слово, помогает не

только раскрыть содержание музыки, указать на её структурные особенности, но главным образом,

создает определенное настроение у детей, вызывает желание активно действовать, сопереживать с

музыкой.

Вот как о роли слова говорит Д.Б. Кабалевкий: «В условиях массового музыкального воспитания

слово о музыке ( напечатанное и особенно устное) играет колоссальную роль…. Сила умного и

увлекательного слова заключается в том, что оно способно настроить любую аудиторию на нужную

«эмоциональную волну»…».

Большое

значение

в

музыкальном

воспитании

уделяется

упражнениям.

Музыкально-

ритмические

движения,

помогают

ребёнку

научиться

владеть

своим

телом,

координировать

движения,

согласовывая

их

с

движениями

других

детей,

учат

пространственной

ориентировке,

укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев , игр,

углубляют навыки обращения с разными предметами.

Важно

научить

каждого

ребенка

не

механически

подходить

к

выполнению

заданий,

не

копировать движения товарищей, а действовать творчески, проявлять активность в нахождении

новых

вариантов,

критически

оценивая

исполнения

своих

сверстников.

С

этой

целью

хорошо

использовать индивидуальные занятия с детьми.

В работе с детьми по разучиванию и совершенствованию музыкально ритмических

упражнений, педагог пользуется разнообразными методическими приемами, учитывая возрастные

особенности детей. Все приемы и методы должны быть направлены на то, чтобы музыкально-

ритмическая деятельность детей была исполнительной и творческой.

Главная задача педагога – создать эмоциональный настрой у детей во время занятий.

Отсюда вытекают требования к педагогической деятельности:

- художественное исполнение музыки;

- выразительный показ движений при соблюдении принципа целостности действенного показа

(музыка-движение);

- умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передать его в движениях;

- стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально-двигательных реакций на музыку

разного характера;

- активного творческого поиска в передаче музыкальных образов.

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания, и в

частности

музыкально-ритмического

воспитания,

развивает

воображение

детей,

их

творческую

активность,

учит

осознанному

отношению

к

воспринимаемой

музыке,

к

эмоционально-

динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет

ребёнка радостью.

Музыка открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой

преобразовательной деятельности.

Музыкально

ритмическое

развитие,

направлено

на

воспитание

у

каждого

ребёнка,

эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.



В раздел образования