Напоминание

"Работа над чистотой интонации на уроках эстрадного ансамбля"


Автор: Митрофанова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40 с/п ДШИ
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Работа над чистотой интонации на уроках эстрадного ансамбля"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №40 структурное подразделение Детская школа искусств

Методическая разработка урока

по предмету Эстрадный ансамбль 2 год обучения

по теме

Работа над чистотой интонации на уроках эстрадного ансамбля.

Выполнила: Митрофанова Елена Анатольевна

Преподаватель эстрадного вокала

Томск-2020 г.

Пояснительная записка.

Данный урок адресуется педагогическому сообществу, педагогам дополнительного образования, преподавателям

эстрадного вокала.

Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте, это чистое пение, без

фальши, точное попадание в ноты.

Я, как руководитель эстрадного ансамбля, на начальном этапе обучения часто сталкиваюсь с проблемой неточной

интонации у детей. Особенно это заметно у детей младшего школьного возраста. Фальшиво поющие дети тормозят

развитие всех остальных детей и коллектива в целом. Разница в музыкальном развитии создает большие трудности в

организации

учебного

процесса.

Нечистое

пение

даже

нескольких

учеников

отрицательно

сказывается

на

общем

звучании ансамбля, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух.

А между тем, при правильной и своевременной помощи со стороны педагога, желании и воли со стороны ребенка,

задачу эту можно успешно решить. Чем раньше предприняты попытки исправить неточное интонирование, тем

качественнее результат. Чем младше ребенок, тем легче он перестраивается и исправляет недостаток.

Поэтому, так актуальна тема урока «Работа над чистотой интонации на уроках эстрадного ансамбля» в моей работе. А

значение этой темы на образовательный результат, действительно, велико. Чистое интонационное исполнение, пение без

фальши – это то, что лежит в основе вокального творчества.

Мой урок является уроком-практикумом, где мы отрабатываем навык чистого интонирования в новом материале -

упражнениях, попевках и в песенном репертуаре.

Основная моя задача сводится к поиску наиболее эффективной деятельности, которые позволят с максимальной

пользой усвоить материал, а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найти

полученным знаниям в жизни. В идеале педагог скрыто управляет процессом самостоятельного обучения детей,

вдохновляет их. Во время урока важно сосредоточить внимание обучающихся на ценности задания для собственного

развития

и

деятельности.

Это

личностно-ориентированный

подход

в

обучении.

Ведется

работа

над

правильной

постановкой вопросов. Похвала осуществляется за счет сравнивания ребенка с его предыдущими оценками, а не с

результатами других детей. На уроке я объясняю, как полученные знания и навыки могут использоваться в повседневной

жизни. Также необходимо научить детей самопроверке. Для этого нужно показывать способы поиска и устранения

ошибок. Результаты должны объясняться: почему поставлена именно такая оценка? что нужно сделать, чтобы ее

улучшить?

Для достижения результатов могут выбираться различные формы реализации системно - деятельностного подхода.

Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку

логических рассуждений. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Например, работа в группе позволяет сосредоточить внимание обучающихся на коллективных способах решения задач,

умении договариваться и необходимости учета мнения всех участников группы. Во время концертной и конкурсной

деятельности обучающиеся учатся применять знания на практике, совершенствуют и развивают коммуникативные

навыки, лучше познают себя и окружающий мир.

Например, при подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость.

Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

На данном уроке применяется так же игровая технология, т.к. основная деятельность в младшем школьном возрасте

на уроке – это игра. На уроке я предлагаю детям примерить на себя роли конкурсантов и жюри вокального конкурса

«Голос. Дети». В данном случае дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи (конкурсантам

нужно выиграть конкурс, а значит, петь чисто и артистично, а жюри грамотно и объективно дать оценку выступлению).

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. (Тот, кто получил от жюри высший

балл, тот пел интонационно чище). Игровая технология помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, игра

стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету, помогает

преодолеть пассивность учеников на уроке.

Методы и приёмы:

- Наглядно-слуховой (исполнение песни) – важнейший метод формирования основ музыкальной культуры детей.

- Наглядно-зрительный (иллюстрации, рисунки, схемы, наглядные пособия). Этот метод используется, чтобы усилить

впечатление детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать

изучаемый материал.

- Практический (прослушивание, упражнение, репетиция, исполнение).

- Творческий метод - важнейший художественно-педагогический метод. Творчество уникально, оно присуще каждом

у ребёнку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалиста.

В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокального ансамбля проявляется неповторимость и

оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

- Метод импровизации и сценического движения – умение держаться на сцене, умелое исполнение вокального

произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это помогает обучающимся владеть приёмами

сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода

поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но

и телом.

Цель урока: Создать условия для формирования навыка точного интонирования в процессе освоения песенного

репертуара.

Задачи:

Обучающие:

Научить детей свободному владению своим голосовым аппаратом.

Сформировать навыки чистого унисона - как основы для развития гармонического слуха.

Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт, приобретённый за время

занятий (звуковысотность, ритм, динамику, тембр, правильность звукообразования, особенности певческой дикции,

точность интонирования), посредством эмоционально-образного воздействия.

Развивающие:

Развивать голосовой аппарат посредством дыхательных, артикуляционных и вокально - технических упражнений.

Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость и творческое отношение к песенному репертуару.

Развивать артистические способности.

Воспитательные:

Воспитывать смелость и уверенность в себе, веру в свои силы.

Развивать инициативность обучающихся, самостоятельность в действиях, суждениях в процессе освоения ими певческой

деятельности.

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере.

Стимулирования творческого поиска обучающихся в создании интерпретации произведений.

Планируемые результаты занятия:

- предметные:

закрепление навыков вокально-интонационной работы;

применение навыков в исполнении репертуарных произведений;

анализировать, сравнивать, различать высоту и направленность вокальной интонации;

-метапредметные:

понимание сформулированной преподавателем задачи;

контроль и коррекция своего поведения по отношению к преподавателю и сверстникам в ходе совместной деятельности.

-личностные:

проявление индивидуальных творческих способностей при выполнении упражнений и заданий;

испытывать чувство ответственности за выполнение задания;

испытывать чувство общности коллектива;

коллективная и индивидуальная ответственность за общее дело;

стремиться выполнять задания качественно;

быть активными, внимательными и собранными в выполнении заданий.

2.Технологическая карта урока:

Ход занятия:

Этапы

занятия

Ход урока

Формирование УУД

Организация

обучающихся

Постановка

темы урока.

Актуализация

знаний.

Цель: создание положительной установки на ход и результаты урока.

Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу,

подготовить голосовой аппарат к работе.

Музыкальное приветствие.

- Присаживаемся, для того, чтобы петь правильно, нам нужно удобно сесть.

- Выполняем упражнение «Пиджачок». («Надеваем пиджачок» – плечи проводим

вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р.

- Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к упражнениям.

- Чем вы больше всего любите заниматься? (Играть)

- Я хочу, чтобы сегодня вы прислушались к своему голосу, почувствовали его

возможности. Сегодня мы поиграем с вашими голосами, а всё это делать будем для

того, чтобы лучше подготовиться к пению и поработать над песней «Первоклашка».

- Что главное в песне? (Мелодия)

- Как мы должны петь мелодию? (В унисон, чтобы все голоса сливались)

- Кто сможет озвучить тему нашего урока исходя из вышесказанного?

(Работа над унисоном в песне «Первоклашка»).

-Перед тем, как нам начать петь, нам нужно подготовить наш голосовой аппарат (Что

это?) к пению, для этого выполним несколько упражнений.

Вокальные упражнения.

Цель: Проследить степень формирования вокальных навыков у обучающихся.

Задачи: Овладение навыками вокала на примере конструктивных упражнений.

Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка

-формирование

потребностей опыта

творческой

деятельности в

вокальном виде

искусства.

-формирование умения

определять и

формулировать цель

деятельности на

уроке.

- формирование умения

ориентироваться в

своей системе знаний:

отличать новое от уже

известного.

голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков у

обучающихся. К ним мы можем отнести:

- певческую установку

- певческое дыхание и опору звука

- высокую вокальную позицию

- точное интонирование

- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса

- использование различных видов звуковедения.

- артикуляционные навыки

Упражнение «Эхо»

Задачи:

-Выработать навык поочередного вступления голосов.

-Развить внимание детей, чтобы они умели слышать свою партию, понимать

содержание исполняемого и соответствие звучания этому содержанию.

-Уравновесить голоса по динамике звука.

-Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и

активным произношением согласных.

--Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.

-Кто выступит в роли учителя? (Выбираю ребёнка, который будет работать с

классом)

-Какое эхо было самым точным?

-Кто скажет, чему учит эта игра? Для чего мы его поём?

Упражнение «Паучина» - пальчиковая гимнастика улучшает умственную

деятельность, способствует запоминанию, развитию мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Рельсы, рельсы» - поём все вместе, а потом как вагончики без

ошибок и опозданий присоединяемся к главному вагону по цепочки по одному.

- Какой вагончик был самым красивым7 А кто сломался и не доехал?

- формирование умения

работать с моделями,

схемами.

-формирование

умения

слушать и

слышать

музыкальный язык.

-формирование

умения

в ы р а ж а т ь

с в о и

мысли, чувства через

песню.

-формирование умения

отличать верно

выполненное задание

от неверного.

Применение

нового знания

Закрепление

учебного

материала

Работа над песней «Первоклашка».

Цель: овладение навыками вокала на примере музыкальных произведений.

Задачи:

Работа над унисоном.

Работа над формированием исполнительских навыков.

Работа над сценическим воплощением произведения.

-

Сейчас я вам сыграю небольшой мотив, а вы скажите, из какой он песни?

(Играю припев из песни «Первоклашка»).

Поём песню все вместе под фортепиано.

Анализируем сложные в мелодическом плане фрагменты, исправляем ошибки.

- А сейчас мы с вами окажемся в студии конкурса «Голос» дети.

Давайте, я вас поделю на конкурсантов и жюри.

Певцы споют по куплету и по припеву песни с движениями,

а после исполнения жюри оценит исполнителей по 5-ти бальной системе и скажет

свои замечания и пожелания.

Класс превращается в небольшую конкурсную площадку.

После выступления жюри поднимает таблички со своими оценками и непременно

поясняет за что и почему выставлены соответствующие баллы.

-Давайте исполним песню все вместе на нашей воображаемой сцене.

Цель: воспроизвести музыкальный материал без комментариев преподавателя.

Задачи:

-осуществлять

самоконтроль

полученного

результата.

-понимать информацию

и

использовать

для

решения

практических задач.

- р а б о т а т ь

п о

предложенному

плану.

Рефлексия

Домашнее

задание

- Собрать воедино все компоненты урока.

- Проанализировать результат.

Формой проверки достижения поставленных целей является исполнение песни в

концертной форме, что является методом стимуляции учащихся к дальнейшей

работе.

Оцените свою деятельность на уроке, ответив на следующие вопросы:

-Чему вы научились сегодня на занятии?

- Что нового вы для себя сегодня узнали?

- Кто доволен своей работой на занятии?

- Что именно вас порадовало?

-Что оказалось пока трудным и над чем ещё надо работать?

Придумайте свою песенку в форме «Эхо».

Музыкальное прощание.

-

понимание причин

успехов в учебе,

осуществляют итоговый

контроль по

результатам работы.

-адекватное понимание

причин успеха/неуспеха

- формирование

потребностей опыта

творческой

деятельности.

Дидактический материал:

1.

Песенки в форме «Эхо»

Мы ребята лучше всех (Мы ребята лучше всех),

Любим песни и смех (Любим песни и смех).

Целый день поём и пляшем (Целый день поём и пляшем)

В музыкальном классе нашем ( В музыкальном классе нашем)

Чтоб у деток голосок (Чтоб у деток голосок)

Был то низок, то высок (Был то низок, то высок)

Запищим мы как мышата (Запищим мы как мышата),

А теперь как медвежата (А теперь как медвежата).

Хи-хи-хи ха-ха (Хи-хи-хи ха-ха) -

Вот такая чепуха (Вот такая чепуха).

2.

Весна, весна (Весна, весна),

Как же я тебя ждала (Как же я тебя ждала).

Пришла весна (Пришла весна),

Тепло принесла (Тепло принесла).

Птички поют (Птички поют )

Весну к нам зовут (Весну к нам зовут).

3.

Мы приходим дружно в класс (Мы приходим дружно в класс).

Учитель радует нас (Учитель радует нас).

Мы песни поём (Мы песни поём)

и дружно живем (и дружно живем).

Пальчиковая гимнастика «Паучина

Слова песенки

Движения

Пау-паучина, паутину сшил.

Вдруг закапал дождик, паутину смыл.

Поочередно соединять большой палец левой руки с мизинцем правой

руки и наоборот под музыку.

Постучать указательным пальцем правой руки по левой ладошке .

Вот и солнце встало, стало припекать

Пау – паучина трудится опять.

Скрестить руки над головой и широко раскрыть пальцы –

«солнышко»

Поочередно соединять большой палец левой руки с мизинцем правой

руки и наоборот под музыку.



В раздел образования