Автор: Митрофанова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40 с/п ДШИ
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Работа над чистотой интонации на уроках эстрадного ансамбля"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40 структурное подразделение Детская школа искусств
Методическая разработка урока
по предмету Эстрадный ансамбль 2 год обучения
по теме
Работа над чистотой интонации на уроках эстрадного ансамбля.
Выполнила: Митрофанова Елена Анатольевна
Преподаватель эстрадного вокала
Томск-2020 г.
Пояснительная записка.
Данный урок адресуется педагогическому сообществу, педагогам дополнительного образования, преподавателям
эстрадного вокала.
Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте, это чистое пение, без
фальши, точное попадание в ноты.
Я, как руководитель эстрадного ансамбля, на начальном этапе обучения часто сталкиваюсь с проблемой неточной
интонации у детей. Особенно это заметно у детей младшего школьного возраста. Фальшиво поющие дети тормозят
развитие всех остальных детей и коллектива в целом. Разница в музыкальном развитии создает большие трудности в
организации
учебного
процесса.
Нечистое
пение
даже
нескольких
учеников
отрицательно
сказывается
на
общем
звучании ансамбля, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух.
А между тем, при правильной и своевременной помощи со стороны педагога, желании и воли со стороны ребенка,
задачу эту можно успешно решить. Чем раньше предприняты попытки исправить неточное интонирование, тем
качественнее результат. Чем младше ребенок, тем легче он перестраивается и исправляет недостаток.
Поэтому, так актуальна тема урока «Работа над чистотой интонации на уроках эстрадного ансамбля» в моей работе. А
значение этой темы на образовательный результат, действительно, велико. Чистое интонационное исполнение, пение без
фальши – это то, что лежит в основе вокального творчества.
Мой урок является уроком-практикумом, где мы отрабатываем навык чистого интонирования в новом материале -
упражнениях, попевках и в песенном репертуаре.
Основная моя задача сводится к поиску наиболее эффективной деятельности, которые позволят с максимальной
пользой усвоить материал, а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найти
полученным знаниям в жизни. В идеале педагог скрыто управляет процессом самостоятельного обучения детей,
вдохновляет их. Во время урока важно сосредоточить внимание обучающихся на ценности задания для собственного
развития
и
деятельности.
Это
личностно-ориентированный
подход
в
обучении.
Ведется
работа
над
правильной
постановкой вопросов. Похвала осуществляется за счет сравнивания ребенка с его предыдущими оценками, а не с
результатами других детей. На уроке я объясняю, как полученные знания и навыки могут использоваться в повседневной
жизни. Также необходимо научить детей самопроверке. Для этого нужно показывать способы поиска и устранения
ошибок. Результаты должны объясняться: почему поставлена именно такая оценка? что нужно сделать, чтобы ее
улучшить?
Для достижения результатов могут выбираться различные формы реализации системно - деятельностного подхода.
Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку
логических рассуждений. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
Например, работа в группе позволяет сосредоточить внимание обучающихся на коллективных способах решения задач,
умении договариваться и необходимости учета мнения всех участников группы. Во время концертной и конкурсной
деятельности обучающиеся учатся применять знания на практике, совершенствуют и развивают коммуникативные
навыки, лучше познают себя и окружающий мир.
Например, при подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость.
Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.
На данном уроке применяется так же игровая технология, т.к. основная деятельность в младшем школьном возрасте
на уроке – это игра. На уроке я предлагаю детям примерить на себя роли конкурсантов и жюри вокального конкурса
«Голос. Дети». В данном случае дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи (конкурсантам
нужно выиграть конкурс, а значит, петь чисто и артистично, а жюри грамотно и объективно дать оценку выступлению).
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. (Тот, кто получил от жюри высший
балл, тот пел интонационно чище). Игровая технология помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, игра
стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету, помогает
преодолеть пассивность учеников на уроке.
Методы и приёмы:
- Наглядно-слуховой (исполнение песни) – важнейший метод формирования основ музыкальной культуры детей.
- Наглядно-зрительный (иллюстрации, рисунки, схемы, наглядные пособия). Этот метод используется, чтобы усилить
впечатление детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать
изучаемый материал.
- Практический (прослушивание, упражнение, репетиция, исполнение).
- Творческий метод - важнейший художественно-педагогический метод. Творчество уникально, оно присуще каждом
у ребёнку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалиста.
В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокального ансамбля проявляется неповторимость и
оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
- Метод импровизации и сценического движения – умение держаться на сцене, умелое исполнение вокального
произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это помогает обучающимся владеть приёмами
сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода
поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но
и телом.
Цель урока: Создать условия для формирования навыка точного интонирования в процессе освоения песенного
репертуара.
Задачи:
Обучающие:
Научить детей свободному владению своим голосовым аппаратом.
Сформировать навыки чистого унисона - как основы для развития гармонического слуха.
Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт, приобретённый за время
занятий (звуковысотность, ритм, динамику, тембр, правильность звукообразования, особенности певческой дикции,
точность интонирования), посредством эмоционально-образного воздействия.
Развивающие:
Развивать голосовой аппарат посредством дыхательных, артикуляционных и вокально - технических упражнений.
Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость и творческое отношение к песенному репертуару.
Развивать артистические способности.
Воспитательные:
Воспитывать смелость и уверенность в себе, веру в свои силы.
Развивать инициативность обучающихся, самостоятельность в действиях, суждениях в процессе освоения ими певческой
деятельности.
Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере.
Стимулирования творческого поиска обучающихся в создании интерпретации произведений.
Планируемые результаты занятия:
- предметные:
закрепление навыков вокально-интонационной работы;
применение навыков в исполнении репертуарных произведений;
анализировать, сравнивать, различать высоту и направленность вокальной интонации;
-метапредметные:
понимание сформулированной преподавателем задачи;
контроль и коррекция своего поведения по отношению к преподавателю и сверстникам в ходе совместной деятельности.
-личностные:
проявление индивидуальных творческих способностей при выполнении упражнений и заданий;
испытывать чувство ответственности за выполнение задания;
испытывать чувство общности коллектива;
коллективная и индивидуальная ответственность за общее дело;
стремиться выполнять задания качественно;
быть активными, внимательными и собранными в выполнении заданий.
2.Технологическая карта урока:
Ход занятия:
Этапы
занятия
Ход урока
Формирование УУД
Организация
обучающихся
Постановка
темы урока.
Актуализация
знаний.
Цель: создание положительной установки на ход и результаты урока.
Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу,
подготовить голосовой аппарат к работе.
Музыкальное приветствие.
- Присаживаемся, для того, чтобы петь правильно, нам нужно удобно сесть.
- Выполняем упражнение «Пиджачок». («Надеваем пиджачок» – плечи проводим
вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р.
- Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к упражнениям.
- Чем вы больше всего любите заниматься? (Играть)
- Я хочу, чтобы сегодня вы прислушались к своему голосу, почувствовали его
возможности. Сегодня мы поиграем с вашими голосами, а всё это делать будем для
того, чтобы лучше подготовиться к пению и поработать над песней «Первоклашка».
- Что главное в песне? (Мелодия)
- Как мы должны петь мелодию? (В унисон, чтобы все голоса сливались)
- Кто сможет озвучить тему нашего урока исходя из вышесказанного?
(Работа над унисоном в песне «Первоклашка»).
-Перед тем, как нам начать петь, нам нужно подготовить наш голосовой аппарат (Что
это?) к пению, для этого выполним несколько упражнений.
Вокальные упражнения.
Цель: Проследить степень формирования вокальных навыков у обучающихся.
Задачи: Овладение навыками вокала на примере конструктивных упражнений.
Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка
-формирование
потребностей опыта
творческой
деятельности в
вокальном виде
искусства.
-формирование умения
определять и
формулировать цель
деятельности на
уроке.
- формирование умения
ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного.
голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков у
обучающихся. К ним мы можем отнести:
- певческую установку
- певческое дыхание и опору звука
- высокую вокальную позицию
- точное интонирование
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса
- использование различных видов звуковедения.
- артикуляционные навыки
Упражнение «Эхо»
Задачи:
-Выработать навык поочередного вступления голосов.
-Развить внимание детей, чтобы они умели слышать свою партию, понимать
содержание исполняемого и соответствие звучания этому содержанию.
-Уравновесить голоса по динамике звука.
-Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и
активным произношением согласных.
--Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.
-Кто выступит в роли учителя? (Выбираю ребёнка, который будет работать с
классом)
-Какое эхо было самым точным?
-Кто скажет, чему учит эта игра? Для чего мы его поём?
Упражнение «Паучина» - пальчиковая гимнастика улучшает умственную
деятельность, способствует запоминанию, развитию мелкой моторики пальцев рук.
Упражнение «Рельсы, рельсы» - поём все вместе, а потом как вагончики без
ошибок и опозданий присоединяемся к главному вагону по цепочки по одному.
- Какой вагончик был самым красивым7 А кто сломался и не доехал?
- формирование умения
работать с моделями,
схемами.
-формирование
умения
слушать и
слышать
музыкальный язык.
-формирование
умения
в ы р а ж а т ь
с в о и
мысли, чувства через
песню.
-формирование умения
отличать верно
выполненное задание
от неверного.
Применение
нового знания
Закрепление
учебного
материала
Работа над песней «Первоклашка».
Цель: овладение навыками вокала на примере музыкальных произведений.
Задачи:
Работа над унисоном.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Работа над сценическим воплощением произведения.
-
Сейчас я вам сыграю небольшой мотив, а вы скажите, из какой он песни?
(Играю припев из песни «Первоклашка»).
Поём песню все вместе под фортепиано.
Анализируем сложные в мелодическом плане фрагменты, исправляем ошибки.
- А сейчас мы с вами окажемся в студии конкурса «Голос» дети.
Давайте, я вас поделю на конкурсантов и жюри.
Певцы споют по куплету и по припеву песни с движениями,
а после исполнения жюри оценит исполнителей по 5-ти бальной системе и скажет
свои замечания и пожелания.
Класс превращается в небольшую конкурсную площадку.
После выступления жюри поднимает таблички со своими оценками и непременно
поясняет за что и почему выставлены соответствующие баллы.
-Давайте исполним песню все вместе на нашей воображаемой сцене.
Цель: воспроизвести музыкальный материал без комментариев преподавателя.
Задачи:
-осуществлять
самоконтроль
полученного
результата.
-понимать информацию
и
использовать
для
решения
практических задач.
- р а б о т а т ь
п о
предложенному
плану.
Рефлексия
Домашнее
задание
- Собрать воедино все компоненты урока.
- Проанализировать результат.
Формой проверки достижения поставленных целей является исполнение песни в
концертной форме, что является методом стимуляции учащихся к дальнейшей
работе.
Оцените свою деятельность на уроке, ответив на следующие вопросы:
-Чему вы научились сегодня на занятии?
- Что нового вы для себя сегодня узнали?
- Кто доволен своей работой на занятии?
- Что именно вас порадовало?
-Что оказалось пока трудным и над чем ещё надо работать?
Придумайте свою песенку в форме «Эхо».
Музыкальное прощание.
-
понимание причин
успехов в учебе,
осуществляют итоговый
контроль по
результатам работы.
-адекватное понимание
причин успеха/неуспеха
- формирование
потребностей опыта
творческой
деятельности.
Дидактический материал:
1.
Песенки в форме «Эхо»
Мы ребята лучше всех (Мы ребята лучше всех),
Любим песни и смех (Любим песни и смех).
Целый день поём и пляшем (Целый день поём и пляшем)
В музыкальном классе нашем ( В музыкальном классе нашем)
Чтоб у деток голосок (Чтоб у деток голосок)
Был то низок, то высок (Был то низок, то высок)
Запищим мы как мышата (Запищим мы как мышата),
А теперь как медвежата (А теперь как медвежата).
Хи-хи-хи ха-ха (Хи-хи-хи ха-ха) -
Вот такая чепуха (Вот такая чепуха).
2.
Весна, весна (Весна, весна),
Как же я тебя ждала (Как же я тебя ждала).
Пришла весна (Пришла весна),
Тепло принесла (Тепло принесла).
Птички поют (Птички поют )
Весну к нам зовут (Весну к нам зовут).
3.
Мы приходим дружно в класс (Мы приходим дружно в класс).
Учитель радует нас (Учитель радует нас).
Мы песни поём (Мы песни поём)
и дружно живем (и дружно живем).
Пальчиковая гимнастика «Паучина
Слова песенки
Движения
Пау-паучина, паутину сшил.
Вдруг закапал дождик, паутину смыл.
Поочередно соединять большой палец левой руки с мизинцем правой
руки и наоборот под музыку.
Постучать указательным пальцем правой руки по левой ладошке .
Вот и солнце встало, стало припекать
Пау – паучина трудится опять.
Скрестить руки над головой и широко раскрыть пальцы –
«солнышко»
Поочередно соединять большой палец левой руки с мизинцем правой
руки и наоборот под музыку.