Автор: Филатова Анна Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативной компетентности учащихся как основного направления гармонизации личности
Раздел: дополнительное образование
Развитие коммуникативной компетентности учащихся как основного направления
гармонизации личности
А.В. Филатова,
педагог дополнительного образования творческого объединения «Академ ТВ Редакция»
ГБУ ДО ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
В
эпоху
колоссального
развития
цифровых
технологий
современную
молодежь
особенно привлекают профессии медийной направленности. К примеру, одними из самых
востребованных сегодня становятся блоггинг, интернет-маркетинг, тренинги личностного
роста, SMM-продвижение
и
тому
подобное.
Поэтому,
как
никогда
раньше,
актуальна
начальная допрофессиональная подготовка в сфере детской и юношеской журналистики,
благодаря
которой
формируется
социальная
компетенция
учащихся,
их
успешная
социализация и адаптация в обществе.
Журналистская
деятельность
имеет
большой
образовательный
потенциал
и
предоставляет
ряд
уникальных
возможностей
для
реализации
развития
творческого
потенциала ребенка, а также решения воспитательных и развивающих задач. Такой род
деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает
использование
готового
опыта,
дает
возможность
не
просто
транслировать
полученный
объем
знаний,
а
предполагает
самостоятельное
воплощении
идеи,
замысла
и
видения
проблемы согласно своей жизненной позиции.
Опыт
журналистской
деятельности
формирует
личность
во
всем
богатстве
ее
способностей и потребностей, ориентирует на осознание связи всех людей в обществе.
Практическая
творческая
деятельность
формирует,
развивает,
углубляет
и
обогащает
личность ребенка. Таким образом, журналистика оказывает существеннее мировоззренческое
воздействие на воспитание подрастающего поколения.
Почему так важно развивать коммуникативную культуру у обучающихся? Общение –
главная
составляющая
человеческих
отношений,
благодаря
которому
происходит
всеобъемлющее познание окружающего мира. Не случайно французский писатель Антуан де
Сент-Экзюпери
однажды
сказал:
«Единственная
настоящая
роскошь
–
это
роскошь
человеческого общения».
Коммуникативная
компетентность
в
современных
условиях
предполагает
ряд
принципиальных направлений гармонизации личности. Поэтому важно научиться навыкам
1
общения как можно раньше. Что же подразумевается под коммуникативной культурой речи
или коммуникативной компетентностью?
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов,
необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном
круге
ситуаций
межличностного
взаимодействия
[1].
При
этом
для
практики
развития
коммуникативной культуры важно создать определенную дружескую атмосферу, настроить
участников на нужный лад, создать необходимые условия для свободного межличностного
общения.
Слово «коммуникация» (от лат. communicatio) в переводе означает «делать общим,
связывать, общаться», и в одном из значений, представленных в толковом словаре, выступает
как
«акт
общения,
связь
между
двумя
или
более
индивидами,
основанные
на
взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц» [2]. В
психологии коммуникация – это процесс обмена информацией: представлениями, идеями,
интересами,
настроениями,
чувствами;
в
этом
процессе,
человек,
направляющий
информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), постоянно меняются
местами.
На основе этих и других положений можно сделать вывод о том, что коммуникативная
культура личности характеризуется уровнем усвоения, принятия, применения и обогащения
в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективных
коммуникаций.
По мнению ряда психологов, можно говорить о коммуникативной культуре личности
как о системе качеств, включающей:
творческое мышление;
культуру речевого действия;
культуру
самонастройки
на
общение
и
психоэмоциональной
регуляции
своего
состояния;
культуру жестов и пластики движений;
культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
культуру эмоций.
Как мы видим, все эти качества важны для полноценного и гармоничного развития
личности, в том числе и его эмоционально-психологической саморегуляции, что является
необходимым
условием
для
формирования
мировоззренческой
позиции
подростка,
его
социализации в будущем.
2
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его
технологией,
является
составной
частью
более
широкого
понятия
«коммуникативный
потенциал личности» [3].
По мнению специалистов в области психологии и антропологии,
культура общения
приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов:
субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства
и т.д.), объективных (окружающие условия - информатизация общества, средства массовой
коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам и
т.п., личность преподавателя, приемы и методы преподавания).
Получается, что каждому ребенку можно привить навыки общения, раскрыть его
внутренний
мир,
научить
общаться
со
взрослыми
и
сверстниками.
Культура
общения
личности как динамическая система может управляться, причем, как бессознательно, так и
осознанно, как силами самой личности, так и с помощью косвенного управления (создания
определенных
условий,
обеспечивающих
культурное
общение)
и
прямого
управления
(формирования преподавателем, психологом знаний и умений культурного общения).
Если
представить
культуру
общения
личности
как
тесную
взаимосвязь
между
отдельными ее видовыми компонентами, то ее можно изобразить в виде такого рисунка.
Рисунок:
Пять
эл ементов
культуры общения личности
По мнению многих специалистов, гармоничное развитие всех составляющих делает
личность
наиболее
эффективной
при
достижении
поставленных
целей
и
задач.
Нравственная культура общения предусматривает применение и обогащение человеком
моральных
норм,
ценностей
общения
социума.
На
первое
место
выходит
признание
3
нравст-
венная
культура
интерак-
тивная
культура
коммуни-
кативная
культура
эмоцио-
нальная
культура
перцеп-
тивная
культура
самоценной
значимости
другого
человека,
где,
как
в
зеркале,
отражается
достигнутый
уровень личностной культуры.
Развитие коммуникативных качеств личности предполагает общение «всегда и везде».
Главное – научить ребят быть открытыми, находить познавательный аспект в общении с
людьми. Создание таких телевизионных программ, как «Дебаты», ток-шоу «Посиделки»,
«Интервью
с
интересным
человеком»,
помогают
реализовать
эти
возможности
у
обучающихся.
В
программе
«Дебаты»
юные
журналисты
самостоятельно
предлагают
актуальные темы, делятся представлениями об окружающем мире, учатся дискутировать,
аргументировать свою точку зрения, здесь, как правило, отношения выстраиваются как
«ровесник
—
ровеснику».
В
«Интервью
с
интересным
человеком»
главный
источник
информации — гость – медиаперсона, отношения строятся по схеме «взрослый – ребенок».
Благодаря
этим
программам
в
той
или
иной
мере
достигаются
все
видовые
компоненты культуры общения личности, то есть в процессе обсуждения проявляются все
качества
участвующего:
и
эмоциональная
составляющая,
и
перцептивная
(адекватное
восприятие
себя,
других
людей
и
отношений,
складывающихся
в
ходе
общения),
и
коммуникативная, и интерактивная, и нравственная. Основные принципы дискуссионных
встреч
–
это
взаимное
понимание,
уважение
другой
точки
зрения,
честность,
которые
помогают
преодолевать
конфликтные
ситуации,
способствуют
проявлению
доброжелательности и глубокой человечности, психологической «притирке» характеров. Как
правило, реализация модуля дискуссии заранее планируется педагогом.
Цель
интервью
с
интересным
человеком
–
стимулировать
молодежь
к
инициативности, творческому поиску. С одной стороны, раскрываются личностные качества
гостя, его жизненная позиция, часто остающаяся «за кадром». А с другой, воспоминания о
детстве, творческий путь героя способствуют мотивации самих ребят добиваться в жизни
определенных результатов, поверить в себя. Такие встречи – это и дружеская беседа, и
фотография на память, и дорогой сердцу автограф.
Как показывает анализ интервью с интересным человеком, подростки получают
огромный
заряд
энергии,
вдохновения.
Ведь
известные
гости
говорят
с
ребятами
не
с
позиции «взрослого, учителя», а прежде всего «друга», «человека, который тоже когда-то в
детстве
мечтал
и
добился
определенных
успехов».
Во
время
проведения
интервью
раскрываются нравственные принципы героя, его взгляды, мировоззрение.
Создание подобных программ способствуют развитию коммуникативных умений
учащихся, организации взаимодействия в процессе совместной деятельности, приводят к
взаимопониманию
и
установлению
необходимых
межличностных
отношений
на
основе
сотрудничества,
взаимоуважения
и
поддержки.
Развитие
наиболее
важных
для
детей
и
4
подростков
коммуникативных
умений
связано
с
рядом
педагогических
задач,
решение
которых
обеспечивается
поиском
научно-теоретических
основ
в
области
психологии,
педагогики, философии и других антропологических теорий.
Сегодня,
в
современном
постоянно
изменяющемся
мире,
особенностью
образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение,
становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Ценностными ориентирами в
образовании является личность ребенка, его способность к самостоятельной деятельности по
сбору,
обработке
и
анализу
информации,
умение
принимать
решения
и
применять
полученные знания в жизни. Иными становятся и задачи у педагога: «Не поучить, а побудить,
не оценить, а проанализировать». Педагог по отношению к воспитаннику – это, прежде
всего, «источник духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию» [4].
Основные принципы детского телевидения – это взаимопонимание, уважение друг к
другу, честность, которые помогают преодолевать конфликтные ситуации, способствуют
проявлению доброжелательности и глубокой человечности.
Коммуникативная
компетентность
является
необходимым
условием
успешной
реализации
личности.
Именно
такая
форма
организации
образовательного
процесса,
построенная на развитии коммуникативных навыков, позволяет подросткам и молодежи
приобщиться
к
общемировоззренческим
принципам
общества,
найти
место
в
жизни,
апробировать свои умения в социомедийной профессиональной сфере.
Литература:
1.
Бодалева А.А. Психологическое общение. М.: Изд-во «Институт практической
психологии», 1996.
2.
Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Рус. Словари, Астрель,
АСТ, 2003.
3.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.
4.
Петерсон Л. Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-
рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». М.,
2009.
5