Напоминание

Развитие коммуникативной компетентности учащихся как основного направления гармонизации личности


Автор: Филатова Анна Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативной компетентности учащихся как основного направления гармонизации личности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие коммуникативной компетентности учащихся как основного направления

гармонизации личности

А.В. Филатова,

педагог дополнительного образования творческого объединения «Академ ТВ Редакция»

ГБУ ДО ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

В

эпоху

колоссального

развития

цифровых

технологий

современную

молодежь

особенно привлекают профессии медийной направленности. К примеру, одними из самых

востребованных сегодня становятся блоггинг, интернет-маркетинг, тренинги личностного

роста, SMM-продвижение

и

тому

подобное.

Поэтому,

как

никогда

раньше,

актуальна

начальная допрофессиональная подготовка в сфере детской и юношеской журналистики,

благодаря

которой

формируется

социальная

компетенция

учащихся,

их

успешная

социализация и адаптация в обществе.

Журналистская

деятельность

имеет

большой

образовательный

потенциал

и

предоставляет

ряд

уникальных

возможностей

для

реализации

развития

творческого

потенциала ребенка, а также решения воспитательных и развивающих задач. Такой род

деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает

использование

готового

опыта,

дает

возможность

не

просто

транслировать

полученный

объем

знаний,

а

предполагает

самостоятельное

воплощении

идеи,

замысла

и

видения

проблемы согласно своей жизненной позиции.

Опыт

журналистской

деятельности

формирует

личность

во

всем

богатстве

ее

способностей и потребностей, ориентирует на осознание связи всех людей в обществе.

Практическая

творческая

деятельность

формирует,

развивает,

углубляет

и

обогащает

личность ребенка. Таким образом, журналистика оказывает существеннее мировоззренческое

воздействие на воспитание подрастающего поколения.

Почему так важно развивать коммуникативную культуру у обучающихся? Общение –

главная

составляющая

человеческих

отношений,

благодаря

которому

происходит

всеобъемлющее познание окружающего мира. Не случайно французский писатель Антуан де

Сент-Экзюпери

однажды

сказал:

«Единственная

настоящая

роскошь

это

роскошь

человеческого общения».

Коммуникативная

компетентность

в

современных

условиях

предполагает

ряд

принципиальных направлений гармонизации личности. Поэтому важно научиться навыкам

1

общения как можно раньше. Что же подразумевается под коммуникативной культурой речи

или коммуникативной компетентностью?

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов,

необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном

круге

ситуаций

межличностного

взаимодействия

[1].

При

этом

для

практики

развития

коммуникативной культуры важно создать определенную дружескую атмосферу, настроить

участников на нужный лад, создать необходимые условия для свободного межличностного

общения.

Слово «коммуникация» (от лат. communicatio) в переводе означает «делать общим,

связывать, общаться», и в одном из значений, представленных в толковом словаре, выступает

как

«акт

общения,

связь

между

двумя

или

более

индивидами,

основанные

на

взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц» [2]. В

психологии коммуникация – это процесс обмена информацией: представлениями, идеями,

интересами,

настроениями,

чувствами;

в

этом

процессе,

человек,

направляющий

информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), постоянно меняются

местами.

На основе этих и других положений можно сделать вывод о том, что коммуникативная

культура личности характеризуется уровнем усвоения, принятия, применения и обогащения

в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективных

коммуникаций.

По мнению ряда психологов, можно говорить о коммуникативной культуре личности

как о системе качеств, включающей:

творческое мышление;

культуру речевого действия;

культуру

самонастройки

на

общение

и

психоэмоциональной

регуляции

своего

состояния;

культуру жестов и пластики движений;

культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

культуру эмоций.

Как мы видим, все эти качества важны для полноценного и гармоничного развития

личности, в том числе и его эмоционально-психологической саморегуляции, что является

необходимым

условием

для

формирования

мировоззренческой

позиции

подростка,

его

социализации в будущем.

2

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его

технологией,

является

составной

частью

более

широкого

понятия

«коммуникативный

потенциал личности» [3].

По мнению специалистов в области психологии и антропологии,

культура общения

приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов:

субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства

и т.д.), объективных (окружающие условия - информатизация общества, средства массовой

коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам и

т.п., личность преподавателя, приемы и методы преподавания).

Получается, что каждому ребенку можно привить навыки общения, раскрыть его

внутренний

мир,

научить

общаться

со

взрослыми

и

сверстниками.

Культура

общения

личности как динамическая система может управляться, причем, как бессознательно, так и

осознанно, как силами самой личности, так и с помощью косвенного управления (создания

определенных

условий,

обеспечивающих

культурное

общение)

и

прямого

управления

(формирования преподавателем, психологом знаний и умений культурного общения).

Если

представить

культуру

общения

личности

как

тесную

взаимосвязь

между

отдельными ее видовыми компонентами, то ее можно изобразить в виде такого рисунка.

Рисунок:

Пять

эл ементов

культуры общения личности

По мнению многих специалистов, гармоничное развитие всех составляющих делает

личность

наиболее

эффективной

при

достижении

поставленных

целей

и

задач.

Нравственная культура общения предусматривает применение и обогащение человеком

моральных

норм,

ценностей

общения

социума.

На

первое

место

выходит

признание

3

нравст-

венная

культура

интерак-

тивная

культура

коммуни-

кативная

культура

эмоцио-

нальная

культура

перцеп-

тивная

культура

самоценной

значимости

другого

человека,

где,

как

в

зеркале,

отражается

достигнутый

уровень личностной культуры.

Развитие коммуникативных качеств личности предполагает общение «всегда и везде».

Главное – научить ребят быть открытыми, находить познавательный аспект в общении с

людьми. Создание таких телевизионных программ, как «Дебаты», ток-шоу «Посиделки»,

«Интервью

с

интересным

человеком»,

помогают

реализовать

эти

возможности

у

обучающихся.

В

программе

«Дебаты»

юные

журналисты

самостоятельно

предлагают

актуальные темы, делятся представлениями об окружающем мире, учатся дискутировать,

аргументировать свою точку зрения, здесь, как правило, отношения выстраиваются как

«ровесник

ровеснику».

В

«Интервью

с

интересным

человеком»

главный

источник

информации — гость – медиаперсона, отношения строятся по схеме «взрослый – ребенок».

Благодаря

этим

программам

в

той

или

иной

мере

достигаются

все

видовые

компоненты культуры общения личности, то есть в процессе обсуждения проявляются все

качества

участвующего:

и

эмоциональная

составляющая,

и

перцептивная

(адекватное

восприятие

себя,

других

людей

и

отношений,

складывающихся

в

ходе

общения),

и

коммуникативная, и интерактивная, и нравственная. Основные принципы дискуссионных

встреч

это

взаимное

понимание,

уважение

другой

точки

зрения,

честность,

которые

помогают

преодолевать

конфликтные

ситуации,

способствуют

проявлению

доброжелательности и глубокой человечности, психологической «притирке» характеров. Как

правило, реализация модуля дискуссии заранее планируется педагогом.

Цель

интервью

с

интересным

человеком

стимулировать

молодежь

к

инициативности, творческому поиску. С одной стороны, раскрываются личностные качества

гостя, его жизненная позиция, часто остающаяся «за кадром». А с другой, воспоминания о

детстве, творческий путь героя способствуют мотивации самих ребят добиваться в жизни

определенных результатов, поверить в себя. Такие встречи – это и дружеская беседа, и

фотография на память, и дорогой сердцу автограф.

Как показывает анализ интервью с интересным человеком, подростки получают

огромный

заряд

энергии,

вдохновения.

Ведь

известные

гости

говорят

с

ребятами

не

с

позиции «взрослого, учителя», а прежде всего «друга», «человека, который тоже когда-то в

детстве

мечтал

и

добился

определенных

успехов».

Во

время

проведения

интервью

раскрываются нравственные принципы героя, его взгляды, мировоззрение.

Создание подобных программ способствуют развитию коммуникативных умений

учащихся, организации взаимодействия в процессе совместной деятельности, приводят к

взаимопониманию

и

установлению

необходимых

межличностных

отношений

на

основе

сотрудничества,

взаимоуважения

и

поддержки.

Развитие

наиболее

важных

для

детей

и

4

подростков

коммуникативных

умений

связано

с

рядом

педагогических

задач,

решение

которых

обеспечивается

поиском

научно-теоретических

основ

в

области

психологии,

педагогики, философии и других антропологических теорий.

Сегодня,

в

современном

постоянно

изменяющемся

мире,

особенностью

образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение,

становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Ценностными ориентирами в

образовании является личность ребенка, его способность к самостоятельной деятельности по

сбору,

обработке

и

анализу

информации,

умение

принимать

решения

и

применять

полученные знания в жизни. Иными становятся и задачи у педагога: «Не поучить, а побудить,

не оценить, а проанализировать». Педагог по отношению к воспитаннику – это, прежде

всего, «источник духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию» [4].

Основные принципы детского телевидения – это взаимопонимание, уважение друг к

другу, честность, которые помогают преодолевать конфликтные ситуации, способствуют

проявлению доброжелательности и глубокой человечности.

Коммуникативная

компетентность

является

необходимым

условием

успешной

реализации

личности.

Именно

такая

форма

организации

образовательного

процесса,

построенная на развитии коммуникативных навыков, позволяет подросткам и молодежи

приобщиться

к

общемировоззренческим

принципам

общества,

найти

место

в

жизни,

апробировать свои умения в социомедийной профессиональной сфере.

Литература:

1.

Бодалева А.А. Психологическое общение. М.: Изд-во «Институт практической

психологии», 1996.

2.

Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Рус. Словари, Астрель,

АСТ, 2003.

3.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.

4.

Петерсон Л. Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-

рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». М.,

2009.

5



В раздел образования