Автор: Филатова Елена Федоровна
Должность: логопед
Учебное заведение: МКУ "СРЦдН"
Населённый пункт: пгт.Тяжинский, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Важность речевого развития
Раздел: дополнительное образование
Развитие речи — одно из важнейших физиологических достижений ребенка первого года жизни.
Польза логопедического массажа для детей первого года жизни состоит, во-первых, в оказании положительного эффекта на
весь организм, во-вторых, в активизации деятельности нервной системы, что дает мощный толчок к интенсивному развитию
речевых навыков. Проводить массаж целесообразно не ранее 9-10 месяца, ребенок 5 месяцев еще не готов к внешнему
воздействию на его артикуляционные органы. Любая мама может попытаться делать некоторые простые упражнения
самостоятельно. Например, массаж щечек ребенка мама вполне сможет сделать сама. Его можно осуществлять при помощи
шерстяной или махровой варежки или игрушки, главное, массируя круговыми движениями детскую кожу, не повредить ее.
Одним из основных массажных приемов является похлопывание. И им не стоит пренебрегать. Если малыш не против, мама
может легко похлопывать его пальцами по губкам, щечкам и подбородку. Это упражнение отлично активизирует лицевые
мышцы малыша. Массаж рта, в домашних условиях такой массаж можно заменить употреблением твердой пищи или
прорезывателем. Они тоже решают задачу разработки органов артикуляционного аппарата. Своевременно сделанный курс
логопедического массажа поможет родителям избавить малыша от такого неприятного диагноза, как «задержка речевого
развития». Активизация артикуляционного аппарата в возрасте 9-10 месяцев поможет ребенку легче и органичнее подойти к
процессу говорения.
Логопедический массаж рук
1.
Массаж ручек нужно начинать с мизинчика, массируя от ноготка до основания
каждый суставчик. Пройдите несколько раз каждый пальчик.
2.
Надавливайте на подушечки пальчиков от 3 до 10 раз, постепенно увеличивая
и силу нажатия и их количество.
3.
Указательным пальцем массируйте круговыми движениями ладошку малыша,
как вы делаете сороку-белобоку.
4.
Теперь те же движения, только надавливая указательным пальцем, начиная с края
и сводя в центре ладошки. Повторить несколько раз.
5.
Кольцевой массажёр наденьте на пальчик малыша и массируйте им сверху вниз
каждый пальчик. Все упражнения начинайте с мизинца.
6.
Возьмите резиновый мячик с шипами или деревянные массажёры, водите ими по
ладошке от запястий к пальчикам.
Логопедический массаж губ
1.
Один указательный палец поставьте у крылышка носика с левой стороны, а
средний палец поставьте у уголка губ – проведите круговые движения. Затем, то же самое только с другой стороны.
2.
Поставьте указательные пальцы посредине над верхней губой и проглаживайте
и круговые движения поочередно в стороны. Так же проделайте под нижней губой.
3.
По этакому же маршруту, как и в упражнении № 2 проделайте пощипывание
двумя пальцами и упражнение «поцелуйчик», когда мама пальцами рук сводит губки малыша в «поцелуй». При этом она
издает и звук поцелуя «м-м-м» в надежде, что ее чадо скоро его повторит.
Массаж мочек ушей
Логопедический массаж заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против. Так же очень
важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и
указательным пальцем.
Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону.
После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось
приятное впечатление от массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами
Список литературы
1.
Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст]: / Е. Ф. Архипова. – М.:АСТ Астрель: Владимир.
ВКТ, 2008.
2.
Буденная, Г. В. Логопедическая гимнастика [Текст]: метод, пособие / Т. В. Буденная. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,
2004.
3.
Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика [Текст]: практич. пособие / Е. Н. Краузе. -
СПб.: КОРОНА, 2004.
4.
Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и
дошкольного возраста [Текст] / О.Г. Приходько. - СПб.: Каро, 2008.