Автор: Шипунова Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ. СОШ. ДШИ.
Населённый пункт: с.Домашка м.р. Кинельский. Самарской обл.
Наименование материала: Открытый урок.
Тема: ""Вышивка гладью, как один из важных столпов гендерного воспитания""
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБ-
ЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКО-
ЛА С. ДОМАШКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИНЕЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
открытого интегрированного занятия.
Тема:
«Вышивка гладью, как один из важных
столпов гендерного воспитания»
Авто: И.Н. Шипунова
Педагог дополнительного образования
Введение
Цель:
Познакомится с историей вышивки, сформировать интерес к данному виду
рукоделия.
Научить
изготавливать
лепесток
цветка
в
технике
объемной
вышивки.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитать уважение к народным традициям.
Воспитать любовь к рукоделию.
Обучающие:
Научиться основным приемам вышивки гладью.
Познакомится с символикой русской народной вышивки.
Познакомится с разнообразными техниками русской народной вышивки.
Познакомится с современной техникой объемной вышивки.
Развивающие:
Развить аккуратность.
Развить усидчивость.
Развить способности правильно сочетать цвета.
Адресат:
У рок был проведен в объединении «Мастерица» .
Данная программа направленна на реализацию запросов государства о
духовно нравственном и патриотическом воспитании подрастающего
поколения через приобщение к древним русским традициям.
Программа рассчитана на детей от 9 – 16л. Открытый урок часть этой
программы.
Актуальность:
Вышивка - один из самых древних видов рукоделия. Она имеет многовековую
историю, которую полезно знать нашим детям, развивает мелкую моторику рук
–
это
значит,
благоприятно
воздействует
на
умственные
способности
и
психологическое состояние детей. Именно поэтому в детском художественном
творчестве,
для детей
любого возраста - вышивке, заслуженно отводится
особое
место.
Когда-то
на
Руси
каждая
девушка
умела
вышить
платки,
ручники, полотенца, наряды. Сегодня вышивка снова в моде.
Оборудование:
Компьютер.
Нити, иголки, ткань, проволока, ножницы,
Проектор.
Содержание.
Введение. ………………………………………………………………….1
Содержание ………………………………………………………………...1
Организационная часть …………………………………………………...2
Основная часть ……………………………………………………………..2
Физминутка …………………………………………………………………3
Практическая часть ………………………………………………………...4
Рефлексия…………………………………………………………………… 5
Заключение…………………………………………………………………..5
Список литературы………………………………………………………… 6.
1
Организационный часть.
Слайд: 1
Сегодня у нас речь пойдет о русской старине, о том, как жили, не тужили наши
деды.
Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Русская
старина вся пронизана добротой, а это важно для нас с вами
Итак, тема нашего урока
«Вышивка гладью как один из важных столпов
гендерного воспитания»
На нашем занятии сегодня мы с вами поговорим о истории вышивки на Руси,
научимся приемам вышивки теневой глади и познакомимся с новой техникой
объемной вышивки и попробуем изготовить в этой технике лепесток цветка.
Основная часть.
Слайд: 3
История вышивки.
Слайд: 4 - 7
В старину каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях женщины укра-
шали свой быт, одежду разными видами вышивки. Особенно нарядными были
праздничные одежды, они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом,
цветными каменьями, бисером, стеклами, зеркальцами.
Слайд: 8 - 9
Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь, крестьянский дом
украшали вышитыми скатертями, кровать застилали простыней с нарядными
краями или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали
вдоль стен полотенца «убрусы», так же их вешали на окно и на Божницу.
Слайд: 10 - 13
Домашняя вышивка в деревне была всецело женским делом. С 8-9 лет крестьян-
ские дети начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе
приданое, к свадьбе.
Рукоделием занимались и в дворянских семьях. Вышивкой занимались женщи-
ны всех сословий. В гостиных мещанских домов можно было увидеть пяльцы с
начатой работой
2
Слайд: 14 - 18
Во всех институтах и пансионатах сиротских заведений девочек обучали навы-
кам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов.
Слайд: 19 – 21
Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую, они
отличаются и узорами и сочетаниями цветов. Создавая вышивку, еще помнили
значение орнамента.
Слайд: 22 - 25
Орнамент – это своего рода система письма, где чернила заменяют холст и нит-
ки.
«Писать» в древности означало «Украшать» и «Изображать».
Слайд: 26 - 30
В языке народной вышивки, кроме орнамента, главная роль принадлежала цве-
ту. Так белый цвет воспринимался как символ света и неба, означал «светить»,
«сиять», «блестеть».
Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем – то прекрасном и
красивом - например, красный угол или красная девица. В старину верили, что
красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием,
с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает солнце.
Слайд: 31 - 33
В настоящее время русская народная вышивка утратила свое смысловое и
обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технические традиции
выполнения вышивки.
Физминутка:
Мы с вами сегодня собрались здесь не только посмотреть, но и себя показать.
У меня здесь очень много клубочков в корзинке, которые нужно перемотать,
кто и вас быстрее это сделает.
Слайд: 34
Объемная вышивка.
3
Как мы уже сказали сегодня, раньше каждая уважающая себя женщина должна
была уметь вышивать. Потом это занятие потеряло свою популярность – жен-
щины получили возможность строить карьеру, и им стало не до рукоделия.
Но сейчас вышивка снова становится распространенным хобби. Появляются
новые техники – например, объемная вышивка.
Слайд: 35
Объемная вышивка была известна давно, но автор современной техники объем-
ной вышивки – Хелен Пирс.
Она вышивает цветы и растения, которые выглядят совсем как живые именно
благодаря объему. Объемная вышивка совсем не сложна, и научится ей доволь-
но просто, даже если раньше вы почти не занимались вышивкой.
Немного потренировавшись, вы сможете создавать прекрасные работы, способ-
ные соперничать с работами признанных мастеров.
Слайд: 36
Объемная вышивка многофункциональна. Освоив эту технику, вы сможете со-
здавать объемные картины, декорировать одеяла и подушки, украшать одежду и
предметы интерьера. Объем и структуру вышивке придают разные материалы.
Элементы объемной вышивки либо вышивают прямо на ткани, либо прикрепля-
ют к ней. При желании объемную вышивку можно сочетать с вышивкой лента-
ми и бисером.
Практическая часть.
Слайд: 37
А сейчас мы приступим к практической части нашего урока, изготовление ле-
пестка в технике объемной вышивки. И для начала поговорим о технике без-
опасности на уроках вышивки.
Слайд: 38
Труд – дело очень важное, порой небезопасное. Правила должны вы знать, без-
опасность соблюдать.
Отгадайте загадки и расскажите правила работы с этими инструментами.
1.Тонконогая Ненила
всех одела – нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки (иголка). 4
2.На одной яме – сто с ямой (наперсток)
3.Инструмент бывалый –
Не большой, не малый (ножницы)
Слайд: 39
Нам потребуются: нитки цветные иголки, пяльцы, ножницы, ткань, клеевая
прокладка.
Слайд: 40 – 44
И так приступим к изготовлению лепестка.
Слайд: 45
Рефлексия:
На уроке было интересно.
На уроке было трудно.
На уроке я научился.
Теперь я могу.
Мне захотелось.
Заключение:
Во время поведения урока дети
с удовольствием занимались
вышивкой
в
технике теневой глади и объемной вышивки. Узнали много о истории вышивки
что благоприятно воздействует на духовно нравственное воспитание и любовь к
народным традициям своего народа.
Рекомендации: Прежде чем учить детей вышивать
теневую гладь,
следует
потренироваться рисовать направление стежков на бумаге.
5
Список литературы:
1 Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар,1999.
2. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани.
Краснодар: Сов. Кубань,1999.
3 Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной
школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.
4. Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.
5. Журнал “Украинская народная вышивка”.
6. Энциклопедия «Курс женских рукоделий» издание редакции журнала «Вест-
ник моды»
7. Н.В. Ерзенкова Свой дом украшу я сама. Минск 1994г
8. Н.В. Ерзенкова «Женская одежда в деталях». Минск «Полымя
6