Напоминание

""Вышивка гладью, как один из важных столпов гендерного воспитания""


Автор: Шипунова Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ. СОШ. ДШИ.
Населённый пункт: с.Домашка м.р. Кинельский. Самарской обл.
Наименование материала: Открытый урок.
Тема: ""Вышивка гладью, как один из важных столпов гендерного воспитания""
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБ-

ЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКО-

ЛА С. ДОМАШКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИНЕЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

открытого интегрированного занятия.

Тема:

«Вышивка гладью, как один из важных

столпов гендерного воспитания»

Авто: И.Н. Шипунова

Педагог дополнительного образования

Введение

Цель:

Познакомится с историей вышивки, сформировать интерес к данному виду

рукоделия.

Научить

изготавливать

лепесток

цветка

в

технике

объемной

вышивки.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитать уважение к народным традициям.

Воспитать любовь к рукоделию.

Обучающие:

Научиться основным приемам вышивки гладью.

Познакомится с символикой русской народной вышивки.

Познакомится с разнообразными техниками русской народной вышивки.

Познакомится с современной техникой объемной вышивки.

Развивающие:

Развить аккуратность.

Развить усидчивость.

Развить способности правильно сочетать цвета.

Адресат:

У рок был проведен в объединении «Мастерица» .

Данная программа направленна на реализацию запросов государства о

духовно нравственном и патриотическом воспитании подрастающего

поколения через приобщение к древним русским традициям.

Программа рассчитана на детей от 9 – 16л. Открытый урок часть этой

программы.

Актуальность:

Вышивка - один из самых древних видов рукоделия. Она имеет многовековую

историю, которую полезно знать нашим детям, развивает мелкую моторику рук

это

значит,

благоприятно

воздействует

на

умственные

способности

и

психологическое состояние детей. Именно поэтому в детском художественном

творчестве,

для детей

любого возраста - вышивке, заслуженно отводится

особое

место.

Когда-то

на

Руси

каждая

девушка

умела

вышить

платки,

ручники, полотенца, наряды. Сегодня вышивка снова в моде.

Оборудование:

Компьютер.

Нити, иголки, ткань, проволока, ножницы,

Проектор.

Содержание.

Введение. ………………………………………………………………….1

Содержание ………………………………………………………………...1

Организационная часть …………………………………………………...2

Основная часть ……………………………………………………………..2

Физминутка …………………………………………………………………3

Практическая часть ………………………………………………………...4

Рефлексия…………………………………………………………………… 5

Заключение…………………………………………………………………..5

Список литературы………………………………………………………… 6.

1

Организационный часть.

Слайд: 1

Сегодня у нас речь пойдет о русской старине, о том, как жили, не тужили наши

деды.

Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Русская

старина вся пронизана добротой, а это важно для нас с вами

Итак, тема нашего урока

«Вышивка гладью как один из важных столпов

гендерного воспитания»

На нашем занятии сегодня мы с вами поговорим о истории вышивки на Руси,

научимся приемам вышивки теневой глади и познакомимся с новой техникой

объемной вышивки и попробуем изготовить в этой технике лепесток цветка.

Основная часть.

Слайд: 3

История вышивки.

Слайд: 4 - 7

В старину каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях женщины укра-

шали свой быт, одежду разными видами вышивки. Особенно нарядными были

праздничные одежды, они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом,

цветными каменьями, бисером, стеклами, зеркальцами.

Слайд: 8 - 9

Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь, крестьянский дом

украшали вышитыми скатертями, кровать застилали простыней с нарядными

краями или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали

вдоль стен полотенца «убрусы», так же их вешали на окно и на Божницу.

Слайд: 10 - 13

Домашняя вышивка в деревне была всецело женским делом. С 8-9 лет крестьян-

ские дети начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе

приданое, к свадьбе.

Рукоделием занимались и в дворянских семьях. Вышивкой занимались женщи-

ны всех сословий. В гостиных мещанских домов можно было увидеть пяльцы с

начатой работой

2

Слайд: 14 - 18

Во всех институтах и пансионатах сиротских заведений девочек обучали навы-

кам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов.

Слайд: 19 – 21

Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую, они

отличаются и узорами и сочетаниями цветов. Создавая вышивку, еще помнили

значение орнамента.

Слайд: 22 - 25

Орнамент – это своего рода система письма, где чернила заменяют холст и нит-

ки.

«Писать» в древности означало «Украшать» и «Изображать».

Слайд: 26 - 30

В языке народной вышивки, кроме орнамента, главная роль принадлежала цве-

ту. Так белый цвет воспринимался как символ света и неба, означал «светить»,

«сиять», «блестеть».

Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем – то прекрасном и

красивом - например, красный угол или красная девица. В старину верили, что

красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием,

с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает солнце.

Слайд: 31 - 33

В настоящее время русская народная вышивка утратила свое смысловое и

обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технические традиции

выполнения вышивки.

Физминутка:

Мы с вами сегодня собрались здесь не только посмотреть, но и себя показать.

У меня здесь очень много клубочков в корзинке, которые нужно перемотать,

кто и вас быстрее это сделает.

Слайд: 34

Объемная вышивка.

3

Как мы уже сказали сегодня, раньше каждая уважающая себя женщина должна

была уметь вышивать. Потом это занятие потеряло свою популярность – жен-

щины получили возможность строить карьеру, и им стало не до рукоделия.

Но сейчас вышивка снова становится распространенным хобби. Появляются

новые техники – например, объемная вышивка.

Слайд: 35

Объемная вышивка была известна давно, но автор современной техники объем-

ной вышивки – Хелен Пирс.

Она вышивает цветы и растения, которые выглядят совсем как живые именно

благодаря объему. Объемная вышивка совсем не сложна, и научится ей доволь-

но просто, даже если раньше вы почти не занимались вышивкой.

Немного потренировавшись, вы сможете создавать прекрасные работы, способ-

ные соперничать с работами признанных мастеров.

Слайд: 36

Объемная вышивка многофункциональна. Освоив эту технику, вы сможете со-

здавать объемные картины, декорировать одеяла и подушки, украшать одежду и

предметы интерьера. Объем и структуру вышивке придают разные материалы.

Элементы объемной вышивки либо вышивают прямо на ткани, либо прикрепля-

ют к ней. При желании объемную вышивку можно сочетать с вышивкой лента-

ми и бисером.

Практическая часть.

Слайд: 37

А сейчас мы приступим к практической части нашего урока, изготовление ле-

пестка в технике объемной вышивки. И для начала поговорим о технике без-

опасности на уроках вышивки.

Слайд: 38

Труд – дело очень важное, порой небезопасное. Правила должны вы знать, без-

опасность соблюдать.

Отгадайте загадки и расскажите правила работы с этими инструментами.

1.Тонконогая Ненила

всех одела – нарядила.

На самой бедняжке

Даже нет рубашки (иголка). 4

2.На одной яме – сто с ямой (наперсток)

3.Инструмент бывалый –

Не большой, не малый (ножницы)

Слайд: 39

Нам потребуются: нитки цветные иголки, пяльцы, ножницы, ткань, клеевая

прокладка.

Слайд: 40 – 44

И так приступим к изготовлению лепестка.

Слайд: 45

Рефлексия:

На уроке было интересно.

На уроке было трудно.

На уроке я научился.

Теперь я могу.

Мне захотелось.

Заключение:

Во время поведения урока дети

с удовольствием занимались

вышивкой

в

технике теневой глади и объемной вышивки. Узнали много о истории вышивки

что благоприятно воздействует на духовно нравственное воспитание и любовь к

народным традициям своего народа.

Рекомендации: Прежде чем учить детей вышивать

теневую гладь,

следует

потренироваться рисовать направление стежков на бумаге.

5

Список литературы:

1 Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар,1999.

2. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани.

Краснодар: Сов. Кубань,1999.

3 Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной

школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.

4. Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.

5. Журнал “Украинская народная вышивка”.

6. Энциклопедия «Курс женских рукоделий» издание редакции журнала «Вест-

ник моды»

7. Н.В. Ерзенкова Свой дом украшу я сама. Минск 1994г

8. Н.В. Ерзенкова «Женская одежда в деталях». Минск «Полымя

6



В раздел образования