Напоминание

Система формирования личностных результатов учащихся


Автор: Демченко Марина Николаевна
Должность: старший методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Система формирования личностных результатов учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Система формирования личностных результатов освоения

образовательной программы в рамках ФГОС» в отделе

художественного творчества МОУ ДЮЦ Волгограда

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, дай мне попробовать, и я пойму и научусь»

Эта древняя китайская мудрость очень четко и точно характеризует

систему

работы

в

отделе

художественного

творчества

МОУ

ДЮЦ

Волгограда, да и систему дополнительного образования в целом.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные

изменения

в

представлении

о

целях

образования

и

путях

их

реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных

итогов образования произошел переход к пониманию обучения как

процесса: подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому,

чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи,

уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому

переучиванию

в

ответ

на

обновление

знаний

и

требования

рынка

труда.

Приоритетной

целью

образования

становится

формирование

умения

учиться.

Если

коротко

сформулировать

задачу,

которую

ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего

курса обучения, она будет звучать так: УЧИТЬ СЕБЯ!

Отдел

художественного

творчества

в

структуре

детско-

юношеского

центра

занимает

важное

место.

Это

самое

крупное

структурное

подразделение

учреждения

со

своей

историей,

1

традициями, которые формированию личностных результатов ребенка

в том числе.

В отделе работают 40 педагогических сотрудников, 31 из которых

основные

сотрудники.

Многие

сотрудники

отдела

имеют

одну

единственную запись в трудовой книжке.

В

отделе

26

педагогов

дополнительного

образования,

10

концертмейстеров, 2 должности методиста, один педагог-организатор и

обслуживающий персонал – зав. костюмерной.

Кадровый

потенциал – очень важный ресурс отдела и всего

учреждения

в

целом.

Коллектив

отдела

работоспособный,

компетентный,

стабильный.

10

педагогов

отдела

являются

победителями

муниципального

конкурса

«Лучшие

педагоги

дополнительного образования Волгограда», 7 педагогов победители и

участники Всероссийского, регионального и муниципального конкурса

педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Образовательная деятельность в отделе представлена в различных

формах

детских

объединений

:

6

кружков,

7

комплексных

объединений,

2

студии

по

направлениям:

Хореография,

Вокал,

Инструментальное творчество, Театр, Цирк.

Всего в отделе функционируют 15 детских

объединений

для

2300 обучающихся.

Все образовательные программы отдела имеют художественно-

эстетическую направленность и обеспечивают:

осознание

значения

искусства

и

творчества

в

личной

и

культурной самоидентификации личности;

развитие эстетического вкуса, художественного мышления

обучающихся, способности

воспринимать

эстетику

природных

2

объектов,

сопереживать

им,

чувственно-эмоционально

оценивать

гармоничность

взаимоотношений

человека

с

природой

и

выражать

свое отношение художественными средствами;

развитие

индивидуальных

творческих

способностей

обучающихся,

формирование

устойчивого

интереса

к

творческой

деятельности;

формирование

интереса

и

уважительного

отношения

к

культурному

наследию

и

ценностям

народов

России,

сокровищам

мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Работа

педагогов

направлена

на

формирование

личностных

результатов

ребенка:

его

самоопределения,

определение

его

социальной и гражданской идентичности, целеустремленности, силы

воли,

формирование

личности,

способной

адаптироваться

в

конкурентном

мире.

Этой

цели

служат

и

активная

концертная

деятельность

и

участие

во

всевозможных

конкурсах

и

фестивалях

детского художественного творчества.

Ежегодно

коллективы

отдела

становятся

стипендиатами

Волгоградской

городской

Думы

за

высокие

достижения

в

области

искусства.

На сегодняшний день в отделе художественного творчества из 40

сотрудников отдела 13 являются выпускниками нашего отдела. Это

самый

яркий

показатель,

компетентности

наших

выпускников,

преемственности в наших коллективах.

Формирование и достижение личностных результатов – задача

очень

важная. Личностные

результаты

являются

ведущими,

поскольку делают обучение осмысленным, обеспечивают значимость

решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями.

3

Личностные

действия

обеспечивают

знание

моральных

норм,

умение

соотносить

поступки

и

события

с

принятыми

этическими

принципами,

умение

выделить

нравственный

аспект

поведения,

ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Уже в

младшем школьном возрасте в наших коллективах мы

формируем

личностные

универсальные

учебные

действия,

включаемые в три следующих основных блока:

самоопределение

сформированность внутренней позиции

принятие и освоение новой социальной роли; становление основ

российской гражданской идентичности личности как чувства

гордости

за

свою

Родину,

народ,

историю

и

осознание

своей

этнической принадлежности на образцах лучшего музыкального,

хореографического, вокального наследия; развитие самоуважения

и способности адекватно оценивать себя и свои достижения,

видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование

поиск

и

установление

личностного

смысла (т.е. «значения для себя») учения на основе устойчивой

системы

учебно-познавательных

и

социальных

мотивов;

понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и

стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация – знание основных моральных

норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их

социальной

необходимости; развитие этических чувств – стыда,

вины, совести, как регуляторов морального поведения .

Формирование

личностных

результатов

в

стандартах

нового

поколения

мы

рассматриваем

как

жизненное,

личностное

и

4

профессиональное

самоопределение,

смыслообразование

и

нравственно–этическое оценивание.

Мы готовим детей к восприятию жизни через познание самого

себя. Каждый ребёнок находит здесь своё место в социуме и мы

помогаем ему в этом. Готовим его к жизненному и личностному

самоопределению.

Что

такое

самоопределение

это

умение

впитывать жизненный опыт и, опираясь на него, выстраивать свой

жизненный путь. Я хочу, я могу, я буду, я умею…

Переступая

порог

нашего

учебного

заведения,

ребенок

превращается в обучающегося, талантливого, способного, в него

верят, ему доверяют, а это значит, что меняется его социальный

статус, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества

со

своими

обязанностями.

И

если

ребёнок

нашел

своё

место

в

коллективе, в обществе друзей, находит свою значимость, то он

сможет

реализовать

себя

как

лично сть. Стремление

к

самосовершенствованию именно так мы понимаем формирование

личностных результатов.

В наших коллективах мы

стараемся

понимать и принимать

ребенка таким, каков он есть, стараемся найти подход к каждому.

Именно

в

такой

обстановке

быстрее

будут

раскрываться

его

способности, развиваться его компетентность. Он будет чувствовать

себя нужным и защищенным.

Хореография,

цирковое

искусство

от

ребенка

т ребует

значительных

физических

усилий.

Но

что

же

заставляет

ребенка

прикладывать эти усилия? Конечно, интерес и желание подражать

старшим обучающимся. Именно это является ярким стимулом для

формирования личностных результатов для ребенка. Но иногда бывает,

5

что не сразу получаются какие-то упражнения, дети расстраиваются.

Но

эти

переживания

тоже

формируют

опыт

ребенка.

С

помощью

педагога он начинает понимать, что именно преодоление трудностей –

многократное повторение упражнений или танцевальных движений –

даст

желаемый

результат.

Нужно

хвалить

ребенка

не

только

за

хороший

результат,

но

и

за

старание.

Ведь

это

личностный

рост

ребенка. Сначала

на занятиях новички стоят в последней линии,

исполняют самые простые партии, играют роли в массовых сценах,

потом они движутся вперед, танцуют в первых линиях, играют роли

второго

плана,

работают

в

ансамбле

а

позже

они

становится

солистами, играют главные роли. Вот они - личностные результаты!

Использование

технологии

скоростного

внедрения,

технологии

экспресс

обучения

или

интенсивного

обучения

в

творческих

коллективах

иногда

позволяет

обучающимся

за

короткий

период

времени

внедриться

в

творческий

процесс

и

получить

от

него

эмоциональное удовлетворение. Но возможность что-то делать сразу,

без

долгой

предварительной

подготовки,

делает

обучение

стремительным и интересным. Принцип от «частного к целому» здесь

трансформируется

в

свою

противоположность:

сначала

изучается

целое (схема композиции), а затем частное (техника исполнения).

Именно так постепенно, шаг за шагом развивается воля, упорство,

трудолюбие,

целеустремленности,

выносливости,

собственная

инициатива.

В практике работы нашего отдела Концерт - Это очень важный

момент в жизни ребенка. Для него это и праздник, и испытание. Ему

надо

преодолеть

свое

волнение.

От

каждого

зависит,

как

будет

исполнен танец, песня, музыкальное произведение, театральная пьеса

6

или литературно-музыкальная композиция . И педагог всегда рядом.

Именно

он

помогает

ребенку

обрести

уверенность

в

себе.

Так

от

репетиции

к

репетиции,

от

концерта

к

концерту

творческие

переживания

детей

формируют

у

них

чувство

ответственности,

сплоченности,

коллективизма,

взаимовыручки.

Сколько

радости

и

счастья испытывает ребенок после концерта. Для него важна похвала и

педагога,

и

товарищей.

Повышается

его

самооценка,

творческая

активность, чувство творческой самореализации.

Наши

педагоги

проследили,

что,

не

смотря

на

большую

загруженность в школе, занятия, участие в концертной и конкурсной

деятельности,

наши

обучающиеся

в

большинстве

своем,

хорошо

учатся в школе и все успевают. Почти все поступают в средние -

специальные и высшие учебные заведения.

Это говорит о том, что у старших воспитанников уже сформировано

чувство

собранности,

самодисциплины,

о р г а н и зо ва н н о с ти ,

целеустремленности. Наши выпускники способны к самовыражению,

самоактуализации, креативны, способны работать в команде, толерантны

и

успешны,

потому

что

дети

в

процессе

обучения

учатся

решать

проблемные ситуации, находить несколько способов решения, выбрать

рациональный способ, обосновав своё решение.

Творческий коллектив может быть успешным только в процессе

сотрудничества

и

сотворчества,

поэтому

в

наших

коллективах

для

детей важен не только учебный процесс. Наши педагоги считают, что

немаловажным в формировании личностных результатов обучающихся

являются

и

воспитательные

принципы,

на

основе

которых

они

выстраивают свою деятельность. Личностные результаты наших детей

развиваются также и благодаря проводимым в отделе воспитательным

7

мероприятиям.

Для

обучающихся

не

менее

важно

общение

между

собой и педагогами. Сюда они приносят свои радости и горести и

делятся всем, что есть в их жизни. Завязывается крепкая дружба,

иногда на долгие годы.

В

заключении

хочется

сказать,

что

годы

обучения

в

наших

коллективах - это целый мир; годы, проведенные в нашем учреждении,

должны остаться в памяти ребенка как годы приобщения к взрослой

жизни, в которой все было впервые - и победы, и поражения. И важно,

чтобы личностных побед было как можно больше.

8



В раздел образования