Автор: Демченко Марина Николаевна
Должность: старший методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Система формирования личностных результатов учащихся
Раздел: дополнительное образование
Система формирования личностных результатов освоения
образовательной программы в рамках ФГОС» в отделе
художественного творчества МОУ ДЮЦ Волгограда
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, дай мне попробовать, и я пойму и научусь»
Эта древняя китайская мудрость очень четко и точно характеризует
систему
работы
в
отделе
художественного
творчества
МОУ
ДЮЦ
Волгограда, да и систему дополнительного образования в целом.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные
изменения
в
представлении
о
целях
образования
и
путях
их
реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных
итогов образования произошел переход к пониманию обучения как
процесса: подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому,
чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи,
уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому
переучиванию
в
ответ
на
обновление
знаний
и
требования
рынка
труда.
Приоритетной
целью
образования
становится
формирование
умения
учиться.
Если
коротко
сформулировать
задачу,
которую
ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего
курса обучения, она будет звучать так: УЧИТЬ СЕБЯ!
Отдел
художественного
творчества
в
структуре
детско-
юношеского
центра
занимает
важное
место.
Это
самое
крупное
структурное
подразделение
учреждения
со
своей
историей,
1
традициями, которые формированию личностных результатов ребенка
в том числе.
В отделе работают 40 педагогических сотрудников, 31 из которых
основные
сотрудники.
Многие
сотрудники
отдела
имеют
одну
единственную запись в трудовой книжке.
В
отделе
26
педагогов
дополнительного
образования,
10
концертмейстеров, 2 должности методиста, один педагог-организатор и
обслуживающий персонал – зав. костюмерной.
Кадровый
потенциал – очень важный ресурс отдела и всего
учреждения
в
целом.
Коллектив
отдела
работоспособный,
компетентный,
стабильный.
10
педагогов
отдела
являются
победителями
муниципального
конкурса
«Лучшие
педагоги
дополнительного образования Волгограда», 7 педагогов победители и
участники Всероссийского, регионального и муниципального конкурса
педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Образовательная деятельность в отделе представлена в различных
формах
детских
объединений
:
6
кружков,
7
комплексных
объединений,
2
студии
по
направлениям:
Хореография,
Вокал,
Инструментальное творчество, Театр, Цирк.
Всего в отделе функционируют 15 детских
объединений
для
2300 обучающихся.
Все образовательные программы отдела имеют художественно-
эстетическую направленность и обеспечивают:
осознание
значения
искусства
и
творчества
в
личной
и
культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления
обучающихся, способности
воспринимать
эстетику
природных
2
объектов,
сопереживать
им,
чувственно-эмоционально
оценивать
гармоничность
взаимоотношений
человека
с
природой
и
выражать
свое отношение художественными средствами;
развитие
индивидуальных
творческих
способностей
обучающихся,
формирование
устойчивого
интереса
к
творческой
деятельности;
формирование
интереса
и
уважительного
отношения
к
культурному
наследию
и
ценностям
народов
России,
сокровищам
мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Работа
педагогов
направлена
на
формирование
личностных
результатов
ребенка:
его
самоопределения,
определение
его
социальной и гражданской идентичности, целеустремленности, силы
воли,
формирование
личности,
способной
адаптироваться
в
конкурентном
мире.
Этой
цели
служат
и
активная
концертная
деятельность
и
участие
во
всевозможных
конкурсах
и
фестивалях
детского художественного творчества.
Ежегодно
коллективы
отдела
становятся
стипендиатами
Волгоградской
городской
Думы
за
высокие
достижения
в
области
искусства.
На сегодняшний день в отделе художественного творчества из 40
сотрудников отдела 13 являются выпускниками нашего отдела. Это
самый
яркий
показатель,
компетентности
наших
выпускников,
преемственности в наших коллективах.
Формирование и достижение личностных результатов – задача
очень
важная. Личностные
результаты
являются
ведущими,
поскольку делают обучение осмысленным, обеспечивают значимость
решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями.
3
Личностные
действия
обеспечивают
знание
моральных
норм,
умение
соотносить
поступки
и
события
с
принятыми
этическими
принципами,
умение
выделить
нравственный
аспект
поведения,
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Уже в
младшем школьном возрасте в наших коллективах мы
формируем
личностные
универсальные
учебные
действия,
включаемые в три следующих основных блока:
самоопределение
– сформированность внутренней позиции –
принятие и освоение новой социальной роли; становление основ
российской гражданской идентичности личности как чувства
гордости
за
свою
Родину,
народ,
историю
и
осознание
своей
этнической принадлежности на образцах лучшего музыкального,
хореографического, вокального наследия; развитие самоуважения
и способности адекватно оценивать себя и свои достижения,
видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование
– поиск
и
установление
личностного
смысла (т.е. «значения для себя») учения на основе устойчивой
системы
учебно-познавательных
и
социальных
мотивов;
понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и
стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация – знание основных моральных
норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их
социальной
необходимости; развитие этических чувств – стыда,
вины, совести, как регуляторов морального поведения .
Формирование
личностных
результатов
в
стандартах
нового
поколения
мы
рассматриваем
как
жизненное,
личностное
и
4
профессиональное
самоопределение,
смыслообразование
и
нравственно–этическое оценивание.
Мы готовим детей к восприятию жизни через познание самого
себя. Каждый ребёнок находит здесь своё место в социуме и мы
помогаем ему в этом. Готовим его к жизненному и личностному
самоопределению.
Что
такое
самоопределение
–
это
умение
впитывать жизненный опыт и, опираясь на него, выстраивать свой
жизненный путь. Я хочу, я могу, я буду, я умею…
Переступая
порог
нашего
учебного
заведения,
ребенок
превращается в обучающегося, талантливого, способного, в него
верят, ему доверяют, а это значит, что меняется его социальный
статус, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества
со
своими
обязанностями.
И
если
ребёнок
нашел
своё
место
в
коллективе, в обществе друзей, находит свою значимость, то он
сможет
реализовать
себя
как
лично сть. Стремление
к
самосовершенствованию именно так мы понимаем формирование
личностных результатов.
В наших коллективах мы
стараемся
понимать и принимать
ребенка таким, каков он есть, стараемся найти подход к каждому.
Именно
в
такой
обстановке
быстрее
будут
раскрываться
его
способности, развиваться его компетентность. Он будет чувствовать
себя нужным и защищенным.
Хореография,
цирковое
искусство
от
ребенка
т ребует
значительных
физических
усилий.
Но
что
же
заставляет
ребенка
прикладывать эти усилия? Конечно, интерес и желание подражать
старшим обучающимся. Именно это является ярким стимулом для
формирования личностных результатов для ребенка. Но иногда бывает,
5
что не сразу получаются какие-то упражнения, дети расстраиваются.
Но
эти
переживания
тоже
формируют
опыт
ребенка.
С
помощью
педагога он начинает понимать, что именно преодоление трудностей –
многократное повторение упражнений или танцевальных движений –
даст
желаемый
результат.
Нужно
хвалить
ребенка
не
только
за
хороший
результат,
но
и
за
старание.
Ведь
это
личностный
рост
ребенка. Сначала
на занятиях новички стоят в последней линии,
исполняют самые простые партии, играют роли в массовых сценах,
потом они движутся вперед, танцуют в первых линиях, играют роли
второго
плана,
работают
в
ансамбле
а
позже
они
становится
солистами, играют главные роли. Вот они - личностные результаты!
Использование
технологии
скоростного
внедрения,
технологии
экспресс
обучения
или
интенсивного
обучения
в
творческих
коллективах
иногда
позволяет
обучающимся
за
короткий
период
времени
внедриться
в
творческий
процесс
и
получить
от
него
эмоциональное удовлетворение. Но возможность что-то делать сразу,
без
долгой
предварительной
подготовки,
делает
обучение
стремительным и интересным. Принцип от «частного к целому» здесь
трансформируется
в
свою
противоположность:
сначала
изучается
целое (схема композиции), а затем частное (техника исполнения).
Именно так постепенно, шаг за шагом развивается воля, упорство,
трудолюбие,
целеустремленности,
выносливости,
собственная
инициатива.
В практике работы нашего отдела Концерт - Это очень важный
момент в жизни ребенка. Для него это и праздник, и испытание. Ему
надо
преодолеть
свое
волнение.
От
каждого
зависит,
как
будет
исполнен танец, песня, музыкальное произведение, театральная пьеса
6
или литературно-музыкальная композиция . И педагог всегда рядом.
Именно
он
помогает
ребенку
обрести
уверенность
в
себе.
Так
от
репетиции
к
репетиции,
от
концерта
к
концерту
творческие
переживания
детей
формируют
у
них
чувство
ответственности,
сплоченности,
коллективизма,
взаимовыручки.
Сколько
радости
и
счастья испытывает ребенок после концерта. Для него важна похвала и
педагога,
и
товарищей.
Повышается
его
самооценка,
творческая
активность, чувство творческой самореализации.
Наши
педагоги
проследили,
что,
не
смотря
на
большую
загруженность в школе, занятия, участие в концертной и конкурсной
деятельности,
наши
обучающиеся
в
большинстве
своем,
хорошо
учатся в школе и все успевают. Почти все поступают в средние -
специальные и высшие учебные заведения.
Это говорит о том, что у старших воспитанников уже сформировано
чувство
собранности,
самодисциплины,
о р г а н и зо ва н н о с ти ,
целеустремленности. Наши выпускники способны к самовыражению,
самоактуализации, креативны, способны работать в команде, толерантны
и
успешны,
потому
что
дети
в
процессе
обучения
учатся
решать
проблемные ситуации, находить несколько способов решения, выбрать
рациональный способ, обосновав своё решение.
Творческий коллектив может быть успешным только в процессе
сотрудничества
и
сотворчества,
поэтому
в
наших
коллективах
для
детей важен не только учебный процесс. Наши педагоги считают, что
немаловажным в формировании личностных результатов обучающихся
являются
и
воспитательные
принципы,
на
основе
которых
они
выстраивают свою деятельность. Личностные результаты наших детей
развиваются также и благодаря проводимым в отделе воспитательным
7
мероприятиям.
Для
обучающихся
не
менее
важно
общение
между
собой и педагогами. Сюда они приносят свои радости и горести и
делятся всем, что есть в их жизни. Завязывается крепкая дружба,
иногда на долгие годы.
В
заключении
хочется
сказать,
что
годы
обучения
в
наших
коллективах - это целый мир; годы, проведенные в нашем учреждении,
должны остаться в памяти ребенка как годы приобщения к взрослой
жизни, в которой все было впервые - и победы, и поражения. И важно,
чтобы личностных побед было как можно больше.
8