Автор: Гайбович Николай Петрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО"Городской центр детскогоюношеского технического творчества г.Юрги"
Населённый пункт: г.Юрга Кемеровской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа"Моделист"
Раздел: дополнительное образование
1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Моделист»
Направленность: техническая
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 12-14 лет
Срок реализации: 28 часов
Автор-составитель:
Гайбович Николай Петрович,
педагог дополнительного
образования
г. Юрга -2020г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………...…3
Учебно-тематический план ………………..……….………………….………...6
Содержание программы………………………………………………………….7
Методическое обеспечение программы………………………………………..10
Приложение 1. Тематическое планирование…………………………………..11
Приложение 2. Диагностический материал ……………………………….…..13
Список литературы………………………………………………………………14
3
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Моделист» разработана на основе нормативных и правовых документов:
− Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
− Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ»;
-
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
04.07.2014
№
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы ОО ДОД»;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006
г. № 06-1844;
− Устав МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» , утвержденный постановлением
Администрации г. Юрги от 17.06.2016 № 752;
− Основная образовательная программа МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
Сегодня
обществу
необходимы
социально
активные,
самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в
системе образования требуют новой организации системы в целом.
4
Формирование
мотивации
развития
и
обучения
учащихся,
а
также
творческой познавательной деятельности,- вот главные задачи, которые стоят
сегодня перед педагогом в рамках федеральных образовательных стандартов.
Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий
обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Программа
«Моделист»
разработана
и
реализуется
в
системе
дополнительного
образования
детей.
Данная
программа
дает
ребенку
возможность самостоятельно открыть свой волшебный мир моделирования,
позволяющий ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовать
творческие замыслы и создать свой собственный мир.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Моделист»
имеет
техническую
направленность.
Предполагает
дополнительное
образование
детей в области стендового моделизма, изготовление, коллекционирование и
изучение моделей-копий разнообразной военной техники.
Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью
в
творчестве
активных
и
технически
грамотных
молодых
людях,
в
возрождении
интереса
молодежи
к
военно-исторической
и
современной
технике
воспитания
культуры
жизненного
и
профессионального
самоопределения.
Отличительная особенность
Программа
«Моделист»
реализуется
во
время
летних
каникул.
Для
реализации используется пластиковые наборы для моделирования от фирмы
«Звезда», с помощью которой дети смогут за 1,5 месяца почувствовать себя
юными учеными и инженерами.
Новизна программы заключается в том, что позволяет учащимся в форме
познавательной
деятельности
раскрыть
практическую
целесообразность
моделирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные
умения и навыки.
Педагогическая
целесообразность
данной
программы
заключается
в
предоставлении
учащимся
возможности
познать
мир
военной
техники.
5
Изготавливая
модель,
ребята
познакомятся
не
только
с
ее
устройством,
основными частями и узлами, но и из назначением и областью применения.
Получат сведения общеобразовательного характера, научатся планировать и
исполнять
намеченный
план,
находить
наиболее
рациональное
конструктивное решение. Занятия помогут развивать интеллектуальные и
инструментальные
способности.
Ребята
приобретут
навыки
работы
со
схемами и чертежами, методами сборки и окраски модели.
Возраст учащихся
Программа предназначена для детей 12–14 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Численный
состав
группы
11-12
человек.
Общая
продолжительность
программы
28
часов. Формирование группы осуществляется на добровольной основе.
Цель программы:
-
формирование
проектного
мышления
подростков,
развитие
технологических навыков;
- пробуждение познавательный интерес к изучению исторического прошлого
своей Родины связанного с историей формирования и развития военной
техники.
Задачи программы:
На занятиях по моделированию ставится ряд обучающих, развивающих и
воспитательных задач:
- развивать у обучающихся интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
-познакомить
с
эволюцией
развития
военной
техники,
условиями
ее
применения;
- обучать моделированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
-обучать владению инструментами и приспособлениями;
-
формировать
предпосылки
учебной
деятельности:
умение
и
желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
6
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в группе,
творческом коллективе.
Форма
проведения
занятий:
индивидуальная,
групповая.
Данная
программа:
-по уровню усвоения материала является базовой;
- по степени авторского вклада - модифицированной.
Планируемые результаты
По итогам освоения программы:
-будут
знать
основы
работы
с
наборами
для
моделирования
от
фирмы
«Звезда», их возможностями, правилами моделирования;
- будут моделировать по образцу, схеме, по собственному замыслу;
- научатся предлагать свои идеи и решения нестандартных задач;
- научатся доброжелательно общаться и взаимодействовать с товарищами в
процессе выполнения заданий на занятии;
-проявится познавательный интерес к изучению исторического прошлого
своей Родины связанного с историей формирования и развития военной
техники;
- научатся создавать и презентовать собственные проекты
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Количество часов
Формы
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
Беседа,
опрос по ТБ
2
История развития военной
техники
2
1
1
Опрос
3
История
развития
стендового моделизма
2
1
1
Опрос
4
Наборы
и
инструменты
для моделирования.
2
1
1
Опрос
7
5
Изготовление
модели.
Методы сборки и склейки
корпусных деталей.
8
1
7
Опрос
6
Изготовление
модели.
Методы сборки и склейки
мелких деталей.
4
1
3
Опрос
7
Подготовка
модели
к
покраске
2
1
1
Опрос
8
Покраска модели.
2
1
1
Опрос
9
Декали. Методы наклейки
декалей.
2
1
1
Опрос
10
Способы придания модели
реалистичного вида
2
1
1
Опрос
Тестирование
ИТОГО:
28
11
17
Содержание программы
Раздел№1 Вводное занятие (2часа)
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: Знакомство с набором от фирмы «Звезда»
Раздел№2 История развития военной техники (2 часа)
Влияние войн на развитие техники.
Практическая работа: Распаковка набора для моделирования.
Раздел №3 История развития стендового моделизма. (2часа)
Знакомство
с
историей
зарождения
и
развития
стендового
моделизма.
Практическая работа: Ознакомление со схемой сборки модели.
Раздел№4 Наборы и инструменты для моделирования.(2часа)
Виды инструментов, клея, материалов.
Практическая работа: Ознакомление со схемой сборки модели.
Раздел№5 Изготовление модели. Методы сборки и склейки корпусных
деталей. (8часов)
8
Методы сборки и склейки корпусных деталей.
Практическая
работа:
Вырезка
деталей.
Зачистка
литников
и
стыков.
Подгонка корпусных деталей. Склеивание корпусных деталей.
Раздел№6
Изготовление
модели.
Методы
сборки
и
склейки
мелких
деталей. (4часа)
Методы сборки и склейки мелких деталей.
Практическая
работа:
Вырезка
деталей.
Зачистка
литников
и
стыков.
Склеивание мелких деталей. Установка деталей на корпус.
Раздел№7 Подготовка модели к покраске. (2часа)
Методы подготовки модели к покраске. Практическая работа: Зачистка
клея на стыках. Обезжиривание поверхностей.
Раздел№8 Покраска модели. (2часа)
Методы покраски моделей. Покраска кистью. Покраска аэрографом.
Практическая работа: Покраска модели.
Раздел№9 Декали. Методы наклейки декалей. (2часа)
Виды декалей. Способы их наклейки.
Практическая работа: Наклейка декалей.
Раздел№10 Способах придания модели реалистичного вида. (2час)
Способы придания модели реалистичного вида.
Практическая работа: Нанесение на модель сколов краски и потертостей.
Нанесение на модель пыли и грязи. Диагностирование знаний по итогам
проведения программы.
Формы аттестации.
Оценкой
эффективности
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
является
результат
комплексной
диагностики. Объектами диагностики является знания, умения, навыки и
модель как конечный продукт конструкторской деятельности.
Способы
проверки
ожидаемых
результатов:
наблюдение
в
процессе
обучения
9
Формы подведения итогов реализации программы: опрос, тестирование,
выставка.
Контроль
выполнения
программы
осуществляется
по
следующим
параметрам качества:
-степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых занятий;
-характер деятельности (репродуктивная, творческая);
-качество выполняемых работ и итогового продукта.
Первоначальный уровень развития умений и навыков.
1. Навык выбора необходимых деталей:
Высокий - может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать деталь по
номеру или по форме.
Средний - может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень
медленно.
Низкий – не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.
2.Умение моделировать по схеме:
Высокий-может самостоятельно и без ошибок конструировать по пошаговой
схеме.
Средний – может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе
исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий – не может работать по схеме самостоятельно.
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо иметь:
учебный
кабинет,
оснащенный
столами
и
стульями
для
занятий
в
соответствии
с
санитарными нормами,
шкафы
и
стеллажи
для
учебной,
методической литературы и наглядных пособий;
-ноутбук-1шт;
-принтер-1шт;
- проектор и экран - 1 комплект;
-наборы ф. «Звезда»
10
Методическое обеспечение программы.
Программно-
методическое
и
информационное
обеспечение
помогает
проводить
занятия
интересно
и
грамотно.
Разнообразные
занятия
дают
возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность,
способность гармоничного и духовного развития личности. При организации
работы необходимы - труд и обучение, что поможет обеспечить единство
решения познавательных и практических задач. На занятиях предлагаются
вопросы и задания, активирующие творческую активность ребенка. Работа в
объединениях
организована
так,
что
дети
могут
свободно
общаться,
чувствовать себя комфортно и уверенно.
В обучении используются дидактические принципы:
-наглядность;
-доступность;
-свобода выбора.
Разнообразные методы обучения:
-словесный (рассказ, беседа, лекция);
- наглядный (показ, демонстрация видео);
-практический (работа над схемой, чертежом, эскизом, созданием модели);
-исследовательский (самостоятельный поиск эскизов, чертежей, фотографий
необходимых для разработки модели).
Предусмотрены такие виды занятий, как:
-комбинированные;
-обобщающие.
Очень важно донести до каждого ребенка ощущение радости от творческого
созидательного труда, осознания своей роли в общем деле.
11
Приложение 1
Тематическое планирование
№
п/п
Раздел
учебного
плана
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Вводное
занятие.
(2часа)
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Знакомство с набором от фирмы «Звезда»
2часа
2
История
развития
военной
техники.
(2часа)
Влияние войн на развитие техники.
Распаковка набора для моделирования.
2 часа
3
История
развития
стендового
моделизма.
(2 часа)
Знакомство
с
историей
зарождения
и
развития
стендового
моделизма.
Ознакомление со схемой сборки модели.
2часа
4
Наборы
и
инструменты
для
моделирования.
(2часа)
Виды
инструментов,
клея,
материалов.
Ознакомление со схемой сборки модели.
2 часа
5
Изготовление
модели.
Методы
сборки
и
склейки
корпусных деталей.
(8 часов)
Методы
сборки
и
склейки
корпусных
деталей.
Вырезка
деталей.
Зачистка
литников и стыков.
2 часа
Подгонка корпусных деталей.
2 часа
Склеивание корпусных деталей.
2 часа
Склеивание корпусных деталей.
2 часа
6
Изготовление
модели.
Методы
сборки
и
склейки
мелких деталей.
(4часа)
Методы сборки и склейки мелких деталей.
Вырезка
деталей.
Зачистка
литников
и
стыков.
2 часа
Склеивание мелких деталей. Установка их
на корпус.
2 часа
7
Подготовка модели
к покраске. (2 часа)
Методы
подготовки
модели
к
покраске.
Зачистка клея на стыках.
Обезжиривание поверхностей.
2 часа
8
Покраска модели.
(2часа)
Методы
покраски
моделей.
Покраска
кистью. Покраска аэрографом.
Покраска модели.
2 часа
9
Декали.
Методы
наклейки
декалей.
(2часа)
Виды декалей. Способы их наклейки.
Наклейка декалей.
2 часа
10
Способы
придания
Способы придания модели реалистичного 2 часа
12
модели
реалистичного вида
(2 часа)
вида. Нанесение на модель сколов краски
и потертостей. Нанесение на модель пыли
и
грязи.
Диагностирование
знаний
по
итогам проведения программы.
13
Приложение 2
Диагностический материал.
Вопрос 1. Что нельзя делать при работе с клеем? (зачеркнуть лишнее)
А. Застилать стол при работе с клеем. Б. Мыть руки после работы с клеем.
В. Беречь глаза от попадания клея. Г. Кричать и махать руками.
Вопрос 2. Что в наибольшей мере влияет на развитие техники? (найти
правильный ответ) А. Строительство новых городов Б. Мореплаванье. В.
Путешествие. Г. Войны.
Вопрос
3.
Когда
появились
первые
стендовые
модели?
(найти
правильный ответ)
А. 1961 год Б. 1800 год В. 2000год Г.4 тысячи лет до нашей эры.
Вопрос
4.
Какие
инструменты
и
материалы
не
требуются
для
моделирования? (зачеркнуть лишнее)
Клей,
пинцет,
нож
канцелярский,
молоток,
кусачки,
картон,
линейка,
кисточка.
Вопрос 5. Какие из деталей не входят в набор для моделирования?
(зачеркнуть лишнее)
Корпусные детали, колеса, траки, фары, бочки, стволы пушек, болты, гайки.
Вопрос 6. Зачем перед покраской обезжиривают поверхности модели?
(зачеркнуть лишнее) А. Чтобы модель была красивей. Б. Чтобы модель была
легче. В. Чтобы краска лучше держалась на поверхностях модели.
Вопрос
7.
Зачем
нужна
подготовка
модели
к
покраске
(зачеркнуть
лишнее) А. Скрыть дефекты сборки. Б. Убрать следы клея. В. Чтобы
краска лучше ложилась.
Вопрос 8. Чем красят модели? (зачеркнуть лишнее) А. Кисточкой. Б.
Валиком. В. Аэрографом Г. Баллончиком с краской
Вопрос 9. Декали для военной техники это? (зачеркнуть лишнее)
А. Порядковые номера Б. Цветы В. Номера частей или подразделений.
Г. Текстовые надписи.
14
Список литературы
Литература для педагога.
1.Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся: текст /
В.Е. Алексеев. – М.: «Просвещение», 1984.-103с.
2.Бюллетень
программно-методических
материалов
для
учреждений
дополнительного образования детей (УДОД)-2000-№5, 2001-№3
3.Гульянц,
Э.К.
Учите
детей
мастерить:
текст/
Э.К.Гульянц.–
М.:
«Просвещение», 1984
5.Журавлева,
А.П.
Кружки
начального
технического
моделирования.
Программы для внешкольных учебных учреждений и общеобразовательных
школ. Техническое творчество учащихся : текст/ А.П. Журавлева - М.
Просвещение,1988
6.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
Г.К. Селевко: текст/ - М.: Народное образование, 1998
7.Тарасов,
Б.В.
Самоделки
школьника:текст/
Б.В.Тарасов-
М.Просвещение,1977г.
Литература для учащихся.
1.Геронимус, Т.М. Я все умею делать сам: текст/ Т.М. Геронимус– М.: АСТ-
ПРЕСС, 1998
2.
Заворотов,
В. А.
От
идеи до
модели:
текст/
В.
А. Заворотов.
–
М.:
«Просвещение», 1988.- 160с.
3. Иванов, Б.М. Энциклопедия юного мастера. : текст/ Б.М. Иванов – М.:
Молодая гвардия,1992
4.Преснякова, Т.Н. Умные руки. 1класс: текст/ Т.Н. Преснякова – Самара,
Учебная литература, 2003
5. Преснякова, Т.Н. Умные руки. 2класс: текст/ Т.Н. Преснякова – Самара,
Учебная литература, 2003
6. Преснякова, Т.Н. Умные руки. 4класс: текст/ Т.Н. Преснякова – Самара,
Учебная литература, 2003
15
7. Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить: текст/ В.О. Шпаковский
– М.: Просвещение,1990
8. Цирюлик, Н.А. Уроки творчества: Учебник для второго класса: текст/ Н.А.
Цирюлик, Т.Н. Преснякова - Самара, Учебная литература, 2006