Напоминание

Обощение опыта "Индивидуальный образовательный маршрут"


Автор: Менщикова Галина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "ЦДО "Радуга"
Населённый пункт: город Тайшет
Наименование материала: Доклад
Тема: Обощение опыта "Индивидуальный образовательный маршрут"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

Доклад на тему

«Индивидуальный образовательный маршрут как средство

обучения в дополнительном образовании».

Составитель: (ФИО)

Менщикова Галина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета

г. Тайшет

2018_ - 2019 учебный год

Содержание

1. Введение

2. Что такое образовательный маршрут. Его цели и задачи.

3.Важность применения индивидуального образовательного маршрута в

дополнительном образовании.

4.Применение ИОМ в своей практике

Добрый день, меня зовут Менщикова Галина Сергеевна, я педагог

дополнительного образования.

Сегодня в дополнительном образовании одной главных задач является

выявление и развитие одаренных детей, что требует дополнительных

совместных усилий со стороны родителей, педагогов, государства. При

применении традиционных форм и методов обучения, образование не

развивает в ребенке стремления к активности и самореализации, а лишь

способствует пассивному усвоению знаний. В то время как работа с

одаренными детьми, требует поиска и выбора наиболее эффективных форм

образовательной деятельности, создания таких условий обучения и развития,

которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей

ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования

(от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может

считаться индивидуализация образования. Для реализации индивидуальных

особенностей развития и обучения детей необходимо создание

интегрированной модели образовательного пространства - индивидуального

образовательного маршрута. Его использование является одной из форм

работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного,

жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Индивидуальный образовательный маршрут это программа

образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его

интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для

раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их

последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности,

фиксирующая образовательные цели и результаты.

Цель индивидуальных образовательных маршрутов:

обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в

саморазвитии.

Задачи:

Создать условия для обучения и воспитания одаренных учащихся;

активизировать познавательную деятельность учащихся

повысить роль самостоятельной творческой и исследовательской

работы педагога и учащегося;

обеспечить развитие личностных свойств ученика, позволяющих

наиболее успешно осваивать учебный материал и раскрывать свой

творческий потенциал.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута

лежит самоопределение обучающегося. Результатом проектирования

индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии

движения ребенка к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в

передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.

При проектировании индивидуального образовательного маршрута

необходимо учитывать:

1.

Степень усвоения учащимися предшествующего материала.

2.

Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.

3.

Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.

4.

Степень сформированности уровня учебной деятельности.

5.

Индивидуально-типологические особенности учащихся

(темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).

Построение индивидуального образовательного маршрута для одаренных

детей в системе дополнительного образования состоит из нескольких этапов.

1 этап- диагностика. Существует множество методик диагностики уровня

развития способностей и одаренности.

Вот некоторые из них:

тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;

для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда - Бине,

Векслера, а также различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс,

Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др.);

диагностика умственных способностей;

анкета для родителей;

диагностика мышления;

методика «оценка общей одарённости»;

методика «индивидуальный портрет». Такая диагностика проводится

психологом, психолог знакомит педагога с результатами мониторингов.

2. этап. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и

его родителями определяет цели и задачи маршрута

3.

этап «Определение времени»: срок действия маршрута определяется в

соответствии с поставленными целями и задачами в индивидуальном порядке

по согласованию с родителями и самим ребенком.

4.

этап «Определение роли родителей»: предусматривает участие

родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной

творческой деятельности со своим ребенком (например, изготовление

костюма для выступления на концерте, покупка инструментов и материалов

для выполнения заданий и др. Часто родители оказывают именно

финансовую помощь).

5.

этап «Разработка учебно-тематического плана»: педагогу необходимо

совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно

к темам из основной программы, опираясь на интересы ребенка, его

возможности и поставленные цели. Возможно совмещение занятий

индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом

изучении проблемы затрагиваемой на занятии.

6.

этап «Определение содержания»: определяется сама методика работы с

ребенком. Педагог подбирает методы работы с одаренным ребенком по ИОМ

и добавляет их к традиционным методам из базовой программы. Что касается

форм и методов занятий, они разнообразны: игра, эвристическая беседа,

экскурсия, наблюдение, практическое занятие, тренинг, творческая

мастерская, эксперимент, мозговой штурм, исследование.

Формы подведения итогов: концерт, открытое занятие, демонстрация

достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка, проведение

мастер- класса и др.

7.

этап «Интеграция с другими специалистами»: педагог,

проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно

-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели

привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если

по результатам диагностики выяснилось, что у обучающегося психические

особенности, то ему необходимо поработать с психологом, или вокалисту

необходимо поработать с хореографом).

8.

этап «Определение способов оценки и самооценки успехов ребенка»:

лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута.

Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа:

Схема самоанализа обучающегося,

реализующего индивидуальный образовательный маршрут.

1.

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)

__________________________________________________________________

2.

Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен

сделать?)

__________________________________________________________________

3.

Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения

цели?)

__________________________________________________________________

4.

Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что

необходимо еще

сделать?)_________________________________________________________

Обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам требует

серьезной и кропотливой предварительной работы. Разработка ИОМ должна

проводиться не ранее, чем через пол года обучения ребенка в обьединении.

Это обусловлено необходимостью проведения предварительных

мониторинговых мероприятий. Разрабатывая индивидуальный

образовательный маршрут, учащийся определяет, в какой

последовательности, в какие сроки, какими средствами эта программа будет

реализована, но работа по самоопределению обязательно проводится

совместно: учащийся- родители- педагог.

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы

различными способами:

1.

Занятие в творческом объединении. Образовательный маршрут может

предполагать углубленное изучение одной темы.

2.

Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано

групповое консультирование отдельного вопроса или темы.

3.

Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень

самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности

обучающегося педагог проводит консультации в процессе выполнения

заданий.

4.

Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков

самостоятельной творческой работы.

В мое творческое объединение «МИКС » приходят заниматься дети с

разными интересами, потребностями, различные по возрасту и

сформировавшимся навыкам, знаниям, умениям. Невольно возникает вопрос:

как объединить воспитанников, желающих обучаться, заниматься

исследовательской и проектной деятельностью, в одну группу и создать при

этом достаточно комфортную обстановку для каждого, чтобы не был потерян

интерес к предмету, и ребенок чувствовал себя не хуже других и не был

обделен вниманием педагога? Для развития навыков познавательной и

исследовательской деятельности, старшие учащиеся вовлекаются в

исследовательскую и проектную деятельность. Отсюда логически вытекает

необходимость использования технологии индивидуальных образовательных

маршрутов, которые дают возможность учитывать индивидуальные интересы

каждого. В этом случае, несомненно, упрощается решение многих задач, и,

прежде всего таких, как: создание ситуации успеха, выявления достижений

каждого ребенка, повышения уровня самооценки и развития его личностных

качеств. По опыту своей работы, во время обучения по авторской программе

«Пластичный мир» я использую индивидуальные образовательные маршруты

и технологию индивидуализации обучения. Программа состоит из 4 лет

обучения, где первый год отведен ознакомительному обучению. Изготавливая

простые работы в разных техниках за год дети осознанно подходят к выбору

своего дальнейшего обучения. Из трех предложенных и опробованных

дисциплин ребенок выбирает наиболее понравившуюся. Последующие годы

обучения делятся на три отдельных дисциплины ( бумагопластика, лепка,

декоративное рисование), где дети подробно изучают выбранную технику.

Обучение по ИОМ может проводиться как совместно с остальной группой

детей, так и содержать обучение в индивидуальном порядке.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного

маршрута в настоящее время нет. Невозможно определить этот маршрут на

весь период обучения в объединении сразу. Именно поэтому чаще всего ИОМ

строится на год, после проведения анализа результатов выполнения

программы, производится корректировка и построение нового

индивидуального образовательного маршрута на следующий год. Чаще всего

по таким маршрутам у нас в центре занимаются дети 3, 4 и т.д годов

обучения. Психолого-педагогическое сопровождение , как уже было сказано

выше, является важным компонентом в формировании и реализации

индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка. Как

правило, возникают ситуации, когда ребёнок испытывает чувство страха,

волнения, неудовлетворённости результатом в процессе обучения, при

подготовке к публичным выступлениям на конференциях, конкурсах,

соревнованиях. Психологическое сопровождение данной категории учащихся

обеспечивает профилактику эмоциональных перегрузок, срывов, выявляет

резервные возможности развития ребёнка. К числу главных методов

психологического сопровождения относятся беседы, убеждения,

педагогическое внушение, чтение психологических сказок, методы

моделирования ситуации. В содержание занятий по программе вводятся

ситуации, требующие преодоления трудностей в условиях повышенной

комфортности, таких как участие в творческих защитах своих работ внутри

объединения, проведение мастер- классов для родителей, либо младших

кружковцев.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это технология

способствующая самореализации обучающихся, которая становится

персональным путем реализации личностного потенциала обучающегося в

условиях дополнительного образования. Я считаю, применение ИОМ

наиболее приемлемым для реализации задач дополнительного образования в

обучении и развитии одаренных детей. Образовательные маршруты

являются мощным средством развития личности. В их процессе

неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка,

что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного

роста.

Спасибо за внимание .

Приложение 1

Пример индивидуального образовательного маршрута, применяемого на

занятиях т/о «МИКС»

Индивидуальный образовательный маршрут обучающего(ей)ся

(название творческого объединения)

Направление программы:

1.

Фамилия, имя, отчество обучающего(ей)ся

2.

Возраст: , дата рождения

3.

Год обучения в детском объединении

год вступления в объединение

4.

Характеристика личностных качеств (краткая):

5.

Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:

способствовать наиболее полной реализации индивидуальных творческих

способностей (наличие достижений).

6.

Этапы образовательного маршрута.

Этап / цель

Содержание

Предполагаемый

результат

Начальный этап

Цель: выявить

индивидуальные

интересы и творческие

потребности на данном

этапе.

1.

Беседы и

наблюдения за

обучающимся во время

занятий.

2.

Проведение

анкетирования по

изучению мотивации и

творческих способностей.

3.

Выявление

индивидуальных

творческих желаний и

интересов.

4.

Индивидуальные

занятия по

1.Развитие

индивидуального

интереса к декоративно-

прикладному или

изобразительному

искусству.

2.

Подготовка к

мероприятиям,

раскрывающим

творческие возможности.

3.

Участие в

конкурсах.

Этап развития

Цель: способствовать

дальнейшему развитию

и реализации

1.

Проведение методик

по изучению уровня

самооценки и притязаний,

по изучению

1.

Высокий уровень

участия в городских,

районных и областных

конкурсах.

творческих

способностей

обучающегося.

темперамента.

2.

Продолжение

индивидуальных занятий.

3.

Усложнение видов

творческой деятельности,

подготовка к участию в

конкурсе.

2.

Развитие

творческих

способностей,

самооценки и уровня

притязаний.

Этап саморазвития

Цель: содействовать

выходу творческой

деятельности

обучающегося на

новый, более высокий

уровень

1.

Совместный подбор

и обсуждение нового

творческого материала.

2.

Индивидуальная

работа над творческим

проектом.

1.

Высокий уровень

участия в конкурсах

разного уровня.

2.

Развитие

субъектной позиции и

креативности.

7.

Учебно-тематический план

п/п

Дата,

время

Тема занятия,

количество

часов

Содержание

занятия

(краткое)

Используемые

технологии,

формы и методы

Предполагаемый

результат занятия

8. Способы оценки успехов обучающегося

9. Работа с родителями

Педагог (ФИО педагога)



В раздел образования