Автор: Чилингарян Виктория Саркисовна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ ДО Дворец детского творчества
Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль дополнительного образования в укреплении внутреннего потенциала современной семьи
Раздел: дополнительное образование
Роль дополнительного образования в укреплении внутреннего
потенциала современной семьи
Старший методист
Чилингарян В.С.
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».
Макаренко А.С.
На сегодняшний день дополнительное образование детей является
неотъемлемой
частью
системы
непрерывного
образования,
призванная
обеспечить ребенку целый спектр возможностей для творческого, духовно-
нравственного,
интеллектуального
развития. Вместе
с
тем,
всестороннее
развитие
маленькой
личности
требует
единства,
согласованности
всей
системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
В этом ключе семья выступает первым институтом социализации, семейный
уклад, неповторимый микроклимат, имеет решающее влияние на развитие
основных
черт
личности
ребенка. Взаимодействие
педагогического
коллектива Дворца детского творчества с родительской общественностью в
первую очередь направлено на создание единой социальной сферы, единого
воспитательного
поля,
где
наивысшие
нравственные
ценности
являются
основой
жизни,
достойной
человека. Наличие
ведущей
общей
цели,
искреннее
желание
обеих
сторон
к
сотрудничеству,
сочет ание
индивидуального
подхода
к
каждой
семье,
взаимосвязь
различных
интерактивных форм и методов работы с родителями, позволяет сделать
процесс воспитания еще более продуктивным и содержательным. Перемены
в жизни страны определенным образом влияют на современное общество в
целом, что влечет за собой изменения в укладе жизни семей в частности,
наблюдается кризис семей, детско- родительских отношений. Содействие в
развитии
современной
семьи,
вовлечение
родителей
в
процесс
обучения
ребенка, позволяет решить некоторые возникающие проблемы - искажение
нравственных ценностей, увеличение числа проблемных семей, ослабление
воспитательной функции семьи. Многое из того, что таится во внутреннем
мире маленькой личности мы можем рассматривать из взаимоотношений с
родителями,
поскольку
воспитательная
функция
семьи
крайне
важна.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям,
к делу, к себе).
Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний и т.д.).
Формирование эмоционально-волевой сферы.
Когда
ребенок
взаимодействует
с
обществом,
то
он
так
или
иначе,
транслирует ценности, заложенные родителями. На оказание своевременной
и
квалифицированной
помощи родителям в
формировании
грамотного
взаимодействия
с
детьми
в
совместной
деятельности,
ориентированы
специалисты УДО
(педагоги
дополнительного
образования,
психологи,
методисты). Дополнительное образование, в частности педагоги выступают
посредниками,
создавая
условия
для
уменьшения
разобщенности
и
разделения сфер жизни ребенка, сплачивая детей и родителей в процессе
сотворчества.
Для нашего учреждение идея сотрудничества родителей и педагогического
коллектива,
связи
образовательного
учреждения
с
социумом
,
с
общественными организациями и учреждениями; защита семьи, материнства,
нравственного просвещения родителей и воспитания будущих родителей не
является
только
теоретическим
воплощением. Во
Дворце
детского
творчества,
как
и
во
многих
других
учреждениях
дополнительного
образования накоплен
огромный
опыт
(более
60
лет)
организации
сотрудничества с родителями. Многообразие форм сотрудничества педагогов
и
родителей
способствует
расширению
поля
позитивного
отношения
к
деятельности учреждения. В рамках данной работы используются различные
коллективные,
групповые
и
индивидуальные
формы
взаимодействия
с
семьей,
которые
строятся
на
принципах
партнерства,
конструктивно
творческой, созидательной деятельности. Особое место в работе с семьей в
нашем
учреждении
занимают
встречи
родительской
общественности
с
администрацией Дворца детского творчества, которые проходят в формате
диалога
для
решения
существующих
проблем
и
формулирования
общих
задач. Активно функционирует родительский комитет и Совет учреждения. С
целью формирования педагогической грамотности проводится просвещение
родителей по вопросам психологии и педагогики, тем самым стимулируя у
родителей интерес к самообразованию по данным областям (тематические
гостиные, круглые столы, тренинги, организация встреч со специалистами,
лектории,
пополнение
информационных
стендов
п од г о т о в к а
информационных памяток с полезными рекомендации от профессионалов).
О с о б о е
в н и м а н и е
у д е л я е т с я
организации
индивидуального
просвещения
родителей
обучающихся,
с
особыми образовательными потребностями (совместные беседы-поиски по
проблемам ребенка, подбор литературы, совместное планирование действий
по решению конкретной проблемы ребенка). Осуществляется исследование
семьи (диагностика, анкетирование, опрос) для определения условий жизни и
воспитания
детей,
наблюдение
за
семейной
ситуацией,
проведение
простейших диагностических методик с участием психолога.
В
условиях
учреждения
успешно
функционировала
городская
инновационная
площадка
«Социализация
детей
с
ОВЗ
посредством
дополнительного образования», программа для совершенствования работы с
родителями
«Дворец-
наш
общий
дом»,
креативные
проекты
для
семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется программа «Малая
академия творчества» (по сопровождению одаренных детей).
Активное
участие
родителей
в
жизни
учреждения
особенно
просматривается в работе родительских комитетов студий. Одно из самых
развитых
направлений
взаимодействия
с
родительской
общественностью-
участие семей в культурно- массовой деятельности. Совместная организация
семейных
праздников
и
событий:
тематические
акции
(«Театральное
настроение»,
приурочена
к
Всемирному
дню
театра,
«Помни
о
маме.
Позвони»,
посвященная
Дню
матери
и
т.д.),
праздничные
концерты
(новогодний,
концерт
ко
Дню
народного
единства,
Дню
защиты
детей,
Международному
женскому
дню),
фольклорный
праздник
«Масленица»,
Праздник Победы, Дни Здоровья, а также музыкальные огоньки в условиях
студий
и
это
только
часть
мероприятий,
которые
стали
традиционными.
Красочные
и
познавательные
спектакли,
театрализованные
игровые
программы
с
удовольствием
посещают
целыми
семьями.
Руководители
студий
активно
вовлекают
родителей
в
реализацию
креативных,
профилактических
и
инновационных
инициатив:
«Я
и
мы»
(конкурс
на
лучший
творческий
проект,
подразумевающий
единовременное
участие
педагога, родителей и ребенка, сочетание разных жанров и стилей в единый
номер), «В объективе» (социальная галерея –
выставка мотивационных
фоторабот,
пропагандирующих
здоровый
образ
жизни),
городской
патриотический конкурс «Память поколений» (видеоролики, посвященные
Защитникам Отечества (прадедушкам , дедушкам (ветеранам ВОВ), папам и
братьям
(военнослужащим),
организация
выставок
по
декоративно-
прикладному
творчеству.
Выполнение
творческих
семейных
заданий
при
подготовке к
мероприятиям
(оформление
наглядности, художественных
работ, выступлений
на
городские
мероприятия) способствует
развитию
отношений
взаимопонимания
и
взаимоуважения
между педагогами
и
родителями, родителями
и
детьми,
и
в
целом созданию
благоприятной
атмосферы.
В контексте всего выше сказанного, стоит отметить,
что ежегодный анализ
деятельности специалистов нашего учреждения в процессе взаимодействия с
родителями
показал,
что
использование
дифференцированного
подхода,
разнообразных интерактивных форм и методов достаточно эффективны. В
результате
постоянно
совершенствуются
педагогические
знания
членов
семей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений
между
родителями, педагогами и
детьми;
происходит
обмен
передовым
опытом
семейного
воспитания
между
родителями;
обеспечивается
совместный
успех
в
деле
воспитания
и
обучения
детей.
Именно
эти
результаты свидетельствуют о важности роли дополнительного образования в
укреплении внутреннего потенциала современной семьи. И в заключении,
хочется
отметить,
что
гордостью
и
визитной
карточкой
Дворца
детского
творчества является ежегодный фестиваль детского, юношеского и семейного
творчества
«Счастливое
детство»,
который
по
праву
можно
считать
значимым событием для нашего города. «Крепкая семья - сильная Россия» -
девиз фестиваля и одновременно, кредо нашего педагогического коллектива.
Список литературы:
Алтухова Г. Речь как инструмент профессии //Библиотека. – 2000.
Головинова Г.Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2010.
Нагарова Н. Новый взгляд на старые проблемы //Библиотека
Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. -
М., 2000.