Напоминание

Роль дополнительного образования в укреплении внутреннего потенциала современной семьи


Автор: Чилингарян Виктория Саркисовна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ ДО Дворец детского творчества
Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль дополнительного образования в укреплении внутреннего потенциала современной семьи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль дополнительного образования в укреплении внутреннего

потенциала современной семьи

Старший методист

Чилингарян В.С.

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

Макаренко А.С.

На сегодняшний день дополнительное образование детей является

неотъемлемой

частью

системы

непрерывного

образования,

призванная

обеспечить ребенку целый спектр возможностей для творческого, духовно-

нравственного,

интеллектуального

развития. Вместе

с

тем,

всестороннее

развитие

маленькой

личности

требует

единства,

согласованности

всей

системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

В этом ключе семья выступает первым институтом социализации, семейный

уклад, неповторимый микроклимат, имеет решающее влияние на развитие

основных

черт

личности

ребенка. Взаимодействие

педагогического

коллектива Дворца детского творчества с родительской общественностью в

первую очередь направлено на создание единой социальной сферы, единого

воспитательного

поля,

где

наивысшие

нравственные

ценности

являются

основой

жизни,

достойной

человека. Наличие

ведущей

общей

цели,

искреннее

желание

обеих

сторон

к

сотрудничеству,

сочет ание

индивидуального

подхода

к

каждой

семье,

взаимосвязь

различных

интерактивных форм и методов работы с родителями, позволяет сделать

процесс воспитания еще более продуктивным и содержательным. Перемены

в жизни страны определенным образом влияют на современное общество в

целом, что влечет за собой изменения в укладе жизни семей в частности,

наблюдается кризис семей, детско- родительских отношений. Содействие в

развитии

современной

семьи,

вовлечение

родителей

в

процесс

обучения

ребенка, позволяет решить некоторые возникающие проблемы - искажение

нравственных ценностей, увеличение числа проблемных семей, ослабление

воспитательной функции семьи. Многое из того, что таится во внутреннем

мире маленькой личности мы можем рассматривать из взаимоотношений с

родителями,

поскольку

воспитательная

функция

семьи

крайне

важна.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям,

к делу, к себе).

Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний и т.д.).

Формирование эмоционально-волевой сферы.

Когда

ребенок

взаимодействует

с

обществом,

то

он

так

или

иначе,

транслирует ценности, заложенные родителями. На оказание своевременной

и

квалифицированной

помощи родителям в

формировании

грамотного

взаимодействия

с

детьми

в

совместной

деятельности,

ориентированы

специалисты УДО

(педагоги

дополнительного

образования,

психологи,

методисты). Дополнительное образование, в частности педагоги выступают

посредниками,

создавая

условия

для

уменьшения

разобщенности

и

разделения сфер жизни ребенка, сплачивая детей и родителей в процессе

сотворчества.

Для нашего учреждение идея сотрудничества родителей и педагогического

коллектива,

связи

образовательного

учреждения

с

социумом

,

с

общественными организациями и учреждениями; защита семьи, материнства,

нравственного просвещения родителей и воспитания будущих родителей не

является

только

теоретическим

воплощением. Во

Дворце

детского

творчества,

как

и

во

многих

других

учреждениях

дополнительного

образования накоплен

огромный

опыт

(более

60

лет)

организации

сотрудничества с родителями. Многообразие форм сотрудничества педагогов

и

родителей

способствует

расширению

поля

позитивного

отношения

к

деятельности учреждения. В рамках данной работы используются различные

коллективные,

групповые

и

индивидуальные

формы

взаимодействия

с

семьей,

которые

строятся

на

принципах

партнерства,

конструктивно

творческой, созидательной деятельности. Особое место в работе с семьей в

нашем

учреждении

занимают

встречи

родительской

общественности

с

администрацией Дворца детского творчества, которые проходят в формате

диалога

для

решения

существующих

проблем

и

формулирования

общих

задач. Активно функционирует родительский комитет и Совет учреждения. С

целью формирования педагогической грамотности проводится просвещение

родителей по вопросам психологии и педагогики, тем самым стимулируя у

родителей интерес к самообразованию по данным областям (тематические

гостиные, круглые столы, тренинги, организация встреч со специалистами,

лектории,

пополнение

информационных

стендов

п од г о т о в к а

информационных памяток с полезными рекомендации от профессионалов).

О с о б о е

в н и м а н и е

у д е л я е т с я

организации

индивидуального

просвещения

родителей

обучающихся,

с

особыми образовательными потребностями (совместные беседы-поиски по

проблемам ребенка, подбор литературы, совместное планирование действий

по решению конкретной проблемы ребенка). Осуществляется исследование

семьи (диагностика, анкетирование, опрос) для определения условий жизни и

воспитания

детей,

наблюдение

за

семейной

ситуацией,

проведение

простейших диагностических методик с участием психолога.

В

условиях

учреждения

успешно

функционировала

городская

инновационная

площадка

«Социализация

детей

с

ОВЗ

посредством

дополнительного образования», программа для совершенствования работы с

родителями

«Дворец-

наш

общий

дом»,

креативные

проекты

для

семей,

находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется программа «Малая

академия творчества» (по сопровождению одаренных детей).

Активное

участие

родителей

в

жизни

учреждения

особенно

просматривается в работе родительских комитетов студий. Одно из самых

развитых

направлений

взаимодействия

с

родительской

общественностью-

участие семей в культурно- массовой деятельности. Совместная организация

семейных

праздников

и

событий:

тематические

акции

(«Театральное

настроение»,

приурочена

к

Всемирному

дню

театра,

«Помни

о

маме.

Позвони»,

посвященная

Дню

матери

и

т.д.),

праздничные

концерты

(новогодний,

концерт

ко

Дню

народного

единства,

Дню

защиты

детей,

Международному

женскому

дню),

фольклорный

праздник

«Масленица»,

Праздник Победы, Дни Здоровья, а также музыкальные огоньки в условиях

студий

и

это

только

часть

мероприятий,

которые

стали

традиционными.

Красочные

и

познавательные

спектакли,

театрализованные

игровые

программы

с

удовольствием

посещают

целыми

семьями.

Руководители

студий

активно

вовлекают

родителей

в

реализацию

креативных,

профилактических

и

инновационных

инициатив:

«Я

и

мы»

(конкурс

на

лучший

творческий

проект,

подразумевающий

единовременное

участие

педагога, родителей и ребенка, сочетание разных жанров и стилей в единый

номер), «В объективе» (социальная галерея –

выставка мотивационных

фоторабот,

пропагандирующих

здоровый

образ

жизни),

городской

патриотический конкурс «Память поколений» (видеоролики, посвященные

Защитникам Отечества (прадедушкам , дедушкам (ветеранам ВОВ), папам и

братьям

(военнослужащим),

организация

выставок

по

декоративно-

прикладному

творчеству.

Выполнение

творческих

семейных

заданий

при

подготовке к

мероприятиям

(оформление

наглядности, художественных

работ, выступлений

на

городские

мероприятия) способствует

развитию

отношений

взаимопонимания

и

взаимоуважения

между педагогами

и

родителями, родителями

и

детьми,

и

в

целом созданию

благоприятной

атмосферы.

В контексте всего выше сказанного, стоит отметить,

что ежегодный анализ

деятельности специалистов нашего учреждения в процессе взаимодействия с

родителями

показал,

что

использование

дифференцированного

подхода,

разнообразных интерактивных форм и методов достаточно эффективны. В

результате

постоянно

совершенствуются

педагогические

знания

членов

семей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений

между

родителями, педагогами и

детьми;

происходит

обмен

передовым

опытом

семейного

воспитания

между

родителями;

обеспечивается

совместный

успех

в

деле

воспитания

и

обучения

детей.

Именно

эти

результаты свидетельствуют о важности роли дополнительного образования в

укреплении внутреннего потенциала современной семьи. И в заключении,

хочется

отметить,

что

гордостью

и

визитной

карточкой

Дворца

детского

творчества является ежегодный фестиваль детского, юношеского и семейного

творчества

«Счастливое

детство»,

который

по

праву

можно

считать

значимым событием для нашего города. «Крепкая семья - сильная Россия» -

девиз фестиваля и одновременно, кредо нашего педагогического коллектива.

Список литературы:

Алтухова Г. Речь как инструмент профессии //Библиотека. – 2000.

Головинова Г.Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2010.

Нагарова Н. Новый взгляд на старые проблемы //Библиотека

Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. -

М., 2000.



В раздел образования