Напоминание

"Арт-терапевтические техники и их психологическая эффективность в работе психолога с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья"


Автор: Шелопухо Ольга Анатольевна
Должность: психолог, арт-терапевт
Учебное заведение: Программа "Круг доверия"
Населённый пункт: гп. Новоселье, Ломоносовского района, Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Арт-терапевтические техники и их психологическая эффективность в работе психолога с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Арт-терапевтические техники и их психологическая эффективность

в работе психолога с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями

здоровья»

Шелопухо Ольга Анатольевна, психолог

В данной статье мы ставим перед собой задачу проанализировать опыт работы,

приобретенный в процессе работы с родителями детей с ОВЗ, и с семьями,

воспитывающих

детей-инвалидов.

Данный

опыт

получен

в

рамках

реализации

комплексного проекта «Круг Доверия», включающего в себя программы по иппотерапии

и иппореабилитации для детей и родителей, а также программы психологического

сопровождения для детей и взрослых.

Актуальность и новизна предложенной программы заключается в направленности

возможностей на работу с ребенком с ОВЗ, с ребенком-инвалидом, а также на активное

вовлечение семьи – матери, отца в качестве сопровождающего и участника специально

созданных для них программ.

Наша задача показать процесс реализации программы: «Арт-терапевтические мастерские

с элементами социально-психологического тренинга для родителей детей-инвалидов».

Реализация программы была краткосрочной: в течении четырех месяцев, включала в себя

ряд этапов и получила интерес участников. В завершение выполнения программы следует

отметить сформированную мотивацию взрослых ее участников, а также желание

продолжать участие в работе данного направления психологического сопровождения.

В качестве позитивного результата можно отметить выполнение поставленных задач

Программы родительской группы :

формирование позитивной самооценки родителей,

осознание возможностей по преодолению и снятию ситуативной и личностной

тревожности взрослых членов семьи;

участие в процессе создания благоприятного эмоционального микроклимата в

семье;

развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров,

мешающих полноценному самопринятию, самовыражению и эмоциональному

взаимодействию с другими членами семьи;

формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей о

собственной жизни и воплощение личных желаний, интересов и планов;

оптимизация детско-родительских отношений;

совершенствование коммуникативных форм поведения в семье, другими

родителями, социумом;

преодоления страхов, формирование навыков свободного и активного общения с

окружающим миром.

Семейная арттерапия сочетает арттерапию и семейную психотерапию. Она использует

изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-

методологические разработки семейной психотерапии. Как и семейная психотерапия,

семейная арттерапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но

при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет

визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в

процессе семейной арттерапии дает основной материал для исследования и решения

семейных проблем.

В ходе работы по выполнению поставленных задач мы использовали различные арт-

терапевтические техники: рекомендованние и авторские.

Поскольку

существует

множество

разработанных,

валидных

и

надежных

арттерапевтических техник, описанных в литературе, мы использовали эти техники и

методики в своей работе. На данном этапе развития психотерапевтической помощи,

интерес в России и за рубежом вызывает семейная арттерапия, и существует опыт работы,

который мы изучили и активно применили в нашей работе. Также мы разрабатывали

авторские оригинальные методики и их варианты с целью исследования семейных ролей в

процессе арттерапии.

Семейная арттерапия, применяемая нами в процессе реализации Программы, была

ориентирована

на

решение

следующих

диагностических

и

коррекционных

(реконструктивных) задач

— исследование детского опыта взрослых членов семьи, связанного с отношениями с

родителями и братьями и сестрами;

— изучение родительского влияния, полученного на ранних этапах дошкольного и

школьного развития;

— исследование прошлого и текущего опыта семьи и семейных ролей;

— выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи на разных стадиях

развития и влияние опыта воспитания ребенка с ОВЗ и инвалидностью;

— осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи в

повседневной жизни, быту, в решении важных задач и распределения ролей;

— определение транзакционных конфигураций и варианты изменений;

— выявление, осознание, постановка задач для и коррекции дисфункциональных

вариантов семейного взаимодействия;

—диагностика актуальных семейных страхов, конфликтов, кризисов, ограничивающих

убеждений;

— иследования возможных вариантов коррекции родительского поведения и влияния

разных стилей поведения на воспитание ребенка;

— обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем при

взаимодействии в групповой работе;

— развитие у членов семьи способности к независимому функционированию мнения,

интересов, способов поведения и реализации поставленных задач и планов.

Главной задачей в работе с семьей мы определили для себя, как формирование принятия

ситуации и активной жизненной позиции, возможности самопомощи и реализации

вариантов личного развития, открытости в данных условиях .

На этапе диагностики в семейной арттерапии мы ориентировались на выполнении

членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания

мы дополняли игровой и постановочной деятельностью, совместной изобразительной

деятельностью взрослого и ребенка.

Методика 6 рисунков.

Семейная диагностическая процедура с использованием листа бумаги, набора масляной

пастели, фломастеров и карандашей. В ходе совместной работы члены семьи создавали

два рисунка на свободную тему и четыре рисунка согласно данной инструкцией. Все

шесть рисунков создавались в ходе одного занятия. После создания каждого рисунка

членам

семьи

предлагалось

поделиться

своими

впечатлениями,

связанными

с

восприятием рисунков друг друга.

Одним из наших достижений является разработка оригинальной диагностической

процедуры, которая внешне напоминает игру, но обеспечивает всестороннюю оценку

взаимоотношений и поведения членов семьи. Ее применение требует наличия таких

изобразительных средств, как: фломастеры, белая и цветная бумага, клей, акварельные и

гуашевые краски, ручки с черными чернилами 12 цветов.

Представим краткое описание этапов нашей работы.

Методика 3 важных шага.

Мы ставили задачу выполнение членами семьи следующих трех заданий.

1. Вспомнить какое-либо событие, случившееся в их жизни, когда им было от 3 до 12 лет,

представить и ощутить атмосферу и пространство, в котором оно происходило (например,

ощущалось ли это пространство как комфортное или некомфортное, свободное или

стесненное и т. д.).

2. Нарисовать символический пейзаж, отражающий психологическую атмосферу того

события, включив в него символические образы членов семьи, присутствовавших в тот

период, постараться передать степень их психологической близости к автору рисунка.

3. Изобразить систему условных обозначений для членов семьи, включив ее в карту семьи

в качестве ее легенды.

4. Вспомнить событие, которое повлекло за собой существенные изменения в жизни

семьи, случившееся, когда им было от 3 до 12 лет (смерть, развод, повторное замужество

или женитьба родителя, усыновление), особое внимание обратить на эмоциональную

атмосферу. Для данного события создать карту и придумать для него легенду.

5. Последним этапом данной техники является создание карты, отражающей восприятие

данного события тем членом семьи, с которым испытуемый ощущает наименьшую

эмоциональную близость.

Затем мы проступили к коррекционному этапу нашей работы, длительность которого 2-3

календарных месяца.

Методики, которые мы использовали на данном этапе способствовали исследованию

семейного пространства. Подводя итоги проведенной работы следует отметить, что нам

удалось приступить к процессу взаимодействия и психологического сопровождения и

поддержки взрослых членов семей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Выводы.

- Созданная Программа способствует коррекции и укреплению эмоциональных связей

между родителями и детьми и создает богатые возможности для развития комплекса

умений у детей и у родителей.

- Она предполагает поэтапное освоение различных действий с предметами и

изобразительными материалами, причем их использование в ходе занятий тесно связано с

коммуникативными процессами разного уровня (в родительских диадах и в группе в

целом) и подчинено задачам свободного взаимодействия взрослыми со своими

переживаниями и переживаниями эмоционального состояния членов семьи.

- Большое значение для успешной реализации программы имеет психологическое

взаимодействие с родителями, применение арттерапевтических форм работы с ними,

призванные помочь им осознать важность свободы творческих проявлений взрослого в

семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.

Мы отметили, что последовательная реализация этапов работы по психологическому

сопровождению родителей, приводит к формированию адекватных защитных механизмов,

границ

и

степени

близости

родственников

в

пределах

семейной

системы,

к

переосмыслению прошлого, настоящего и планированию будущего.



В раздел образования