Автор: Шелопухо Ольга Анатольевна
Должность: психолог, арт-терапевт
Учебное заведение: Программа "Круг доверия"
Населённый пункт: гп. Новоселье, Ломоносовского района, Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Арт-терапевтические техники и их психологическая эффективность в работе психолога с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование
«Арт-терапевтические техники и их психологическая эффективность
в работе психолога с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями
здоровья»
Шелопухо Ольга Анатольевна, психолог
В данной статье мы ставим перед собой задачу проанализировать опыт работы,
приобретенный в процессе работы с родителями детей с ОВЗ, и с семьями,
воспитывающих
детей-инвалидов.
Данный
опыт
получен
в
рамках
реализации
комплексного проекта «Круг Доверия», включающего в себя программы по иппотерапии
и иппореабилитации для детей и родителей, а также программы психологического
сопровождения для детей и взрослых.
Актуальность и новизна предложенной программы заключается в направленности
возможностей на работу с ребенком с ОВЗ, с ребенком-инвалидом, а также на активное
вовлечение семьи – матери, отца в качестве сопровождающего и участника специально
созданных для них программ.
Наша задача показать процесс реализации программы: «Арт-терапевтические мастерские
с элементами социально-психологического тренинга для родителей детей-инвалидов».
Реализация программы была краткосрочной: в течении четырех месяцев, включала в себя
ряд этапов и получила интерес участников. В завершение выполнения программы следует
отметить сформированную мотивацию взрослых ее участников, а также желание
продолжать участие в работе данного направления психологического сопровождения.
В качестве позитивного результата можно отметить выполнение поставленных задач
Программы родительской группы :
формирование позитивной самооценки родителей,
осознание возможностей по преодолению и снятию ситуативной и личностной
тревожности взрослых членов семьи;
участие в процессе создания благоприятного эмоционального микроклимата в
семье;
развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров,
мешающих полноценному самопринятию, самовыражению и эмоциональному
взаимодействию с другими членами семьи;
формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей о
собственной жизни и воплощение личных желаний, интересов и планов;
оптимизация детско-родительских отношений;
совершенствование коммуникативных форм поведения в семье, другими
родителями, социумом;
преодоления страхов, формирование навыков свободного и активного общения с
окружающим миром.
Семейная арттерапия сочетает арттерапию и семейную психотерапию. Она использует
изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-
методологические разработки семейной психотерапии. Как и семейная психотерапия,
семейная арттерапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но
при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет
визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в
процессе семейной арттерапии дает основной материал для исследования и решения
семейных проблем.
В ходе работы по выполнению поставленных задач мы использовали различные арт-
терапевтические техники: рекомендованние и авторские.
Поскольку
существует
множество
разработанных,
валидных
и
надежных
арттерапевтических техник, описанных в литературе, мы использовали эти техники и
методики в своей работе. На данном этапе развития психотерапевтической помощи,
интерес в России и за рубежом вызывает семейная арттерапия, и существует опыт работы,
который мы изучили и активно применили в нашей работе. Также мы разрабатывали
авторские оригинальные методики и их варианты с целью исследования семейных ролей в
процессе арттерапии.
Семейная арттерапия, применяемая нами в процессе реализации Программы, была
ориентирована
на
решение
следующих
диагностических
и
коррекционных
(реконструктивных) задач
— исследование детского опыта взрослых членов семьи, связанного с отношениями с
родителями и братьями и сестрами;
— изучение родительского влияния, полученного на ранних этапах дошкольного и
школьного развития;
— исследование прошлого и текущего опыта семьи и семейных ролей;
— выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи на разных стадиях
развития и влияние опыта воспитания ребенка с ОВЗ и инвалидностью;
— осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи в
повседневной жизни, быту, в решении важных задач и распределения ролей;
— определение транзакционных конфигураций и варианты изменений;
— выявление, осознание, постановка задач для и коррекции дисфункциональных
вариантов семейного взаимодействия;
—диагностика актуальных семейных страхов, конфликтов, кризисов, ограничивающих
убеждений;
— иследования возможных вариантов коррекции родительского поведения и влияния
разных стилей поведения на воспитание ребенка;
— обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем при
взаимодействии в групповой работе;
— развитие у членов семьи способности к независимому функционированию мнения,
интересов, способов поведения и реализации поставленных задач и планов.
Главной задачей в работе с семьей мы определили для себя, как формирование принятия
ситуации и активной жизненной позиции, возможности самопомощи и реализации
вариантов личного развития, открытости в данных условиях .
На этапе диагностики в семейной арттерапии мы ориентировались на выполнении
членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания
мы дополняли игровой и постановочной деятельностью, совместной изобразительной
деятельностью взрослого и ребенка.
Методика 6 рисунков.
Семейная диагностическая процедура с использованием листа бумаги, набора масляной
пастели, фломастеров и карандашей. В ходе совместной работы члены семьи создавали
два рисунка на свободную тему и четыре рисунка согласно данной инструкцией. Все
шесть рисунков создавались в ходе одного занятия. После создания каждого рисунка
членам
семьи
предлагалось
поделиться
своими
впечатлениями,
связанными
с
восприятием рисунков друг друга.
Одним из наших достижений является разработка оригинальной диагностической
процедуры, которая внешне напоминает игру, но обеспечивает всестороннюю оценку
взаимоотношений и поведения членов семьи. Ее применение требует наличия таких
изобразительных средств, как: фломастеры, белая и цветная бумага, клей, акварельные и
гуашевые краски, ручки с черными чернилами 12 цветов.
Представим краткое описание этапов нашей работы.
Методика 3 важных шага.
Мы ставили задачу выполнение членами семьи следующих трех заданий.
1. Вспомнить какое-либо событие, случившееся в их жизни, когда им было от 3 до 12 лет,
представить и ощутить атмосферу и пространство, в котором оно происходило (например,
ощущалось ли это пространство как комфортное или некомфортное, свободное или
стесненное и т. д.).
2. Нарисовать символический пейзаж, отражающий психологическую атмосферу того
события, включив в него символические образы членов семьи, присутствовавших в тот
период, постараться передать степень их психологической близости к автору рисунка.
3. Изобразить систему условных обозначений для членов семьи, включив ее в карту семьи
в качестве ее легенды.
4. Вспомнить событие, которое повлекло за собой существенные изменения в жизни
семьи, случившееся, когда им было от 3 до 12 лет (смерть, развод, повторное замужество
или женитьба родителя, усыновление), особое внимание обратить на эмоциональную
атмосферу. Для данного события создать карту и придумать для него легенду.
5. Последним этапом данной техники является создание карты, отражающей восприятие
данного события тем членом семьи, с которым испытуемый ощущает наименьшую
эмоциональную близость.
Затем мы проступили к коррекционному этапу нашей работы, длительность которого 2-3
календарных месяца.
Методики, которые мы использовали на данном этапе способствовали исследованию
семейного пространства. Подводя итоги проведенной работы следует отметить, что нам
удалось приступить к процессу взаимодействия и психологического сопровождения и
поддержки взрослых членов семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
Выводы.
- Созданная Программа способствует коррекции и укреплению эмоциональных связей
между родителями и детьми и создает богатые возможности для развития комплекса
умений у детей и у родителей.
- Она предполагает поэтапное освоение различных действий с предметами и
изобразительными материалами, причем их использование в ходе занятий тесно связано с
коммуникативными процессами разного уровня (в родительских диадах и в группе в
целом) и подчинено задачам свободного взаимодействия взрослыми со своими
переживаниями и переживаниями эмоционального состояния членов семьи.
- Большое значение для успешной реализации программы имеет психологическое
взаимодействие с родителями, применение арттерапевтических форм работы с ними,
призванные помочь им осознать важность свободы творческих проявлений взрослого в
семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.
Мы отметили, что последовательная реализация этапов работы по психологическому
сопровождению родителей, приводит к формированию адекватных защитных механизмов,
границ
и
степени
близости
родственников
в
пределах
семейной
системы,
к
переосмыслению прошлого, настоящего и планированию будущего.