Напоминание

"Как преодолеть состояние тревожности перед выступлением"


Автор: Морина Марина Валерьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" г.Лаишево
Населённый пункт: г. Лаишево Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как преодолеть состояние тревожности перед выступлением"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Лаишево

Методическое сообщение на тему:

«Как преодолеть состояние тревожности перед выступлением»

Преподаватель фортепиано Морина Марина Валерьевна.

Выступление – результат напряженного творческого труда артиста и является для

него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост.

Проблема

психологической

подготовки

музыканта-исполнителя

к

концертному

выступлению – одна из важнейших в музыкально-исполнительском искусстве.

Слагаемыми оптимального концертного состояния являются компоненты физической,

умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой

собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом

самочувствии музыканта. Здесь можно наметить ряд приемов и методов, повышающих

психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.

Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления.

За несколько дней до выступления музыкант должен представить себе, то место, где он будет

выступать, чтобы в своем воображении привыкнуть к условиям, в которых будет проходить

предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в

аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина выступления.

Первый этап. Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабит при помощи

образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в

промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это

состояние фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в нем способность

человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается.

Инструкция погружения в аутогенное состояние.

Сядьте

прямо.

Дыхание

должно

быть

совершенно

спокойным.

Прикрыли

глаза.

Сосредоточились на своих внутренних ощущениях, которые будут вызывать у вас

произнесенные слова. Сосредоточили ваше внимание на своих руках. Говорите себе

следующие фразы: Мои руки становятся теплые. Мышцы рук, кистей и пальцев

расслабляются… Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они

расслабляются, становятся теплыми и гибкими… Тепло кистей рук поднимается по

плечам… Предплечья и плечи расслабляются. Я ощущаю приятное тепло в руках и в плечах.

Мои плечи спокойно опущены… Теперь мое внимание переходит на ноги… Представляю,

что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются… Тепло от

ног поднимается вверх… Расслабляются мышцы бедер и живота… Чувствую приятное тепло

в области солнечного сплетения… Мои живот и грудь расслабились и наполнились

приятным теплом… Теперь мое внимание переводится на лицо… Разглаживается лоб,

расслабляются мышцы лица… Губы слегка приоткрыты… Мне дышится легко и спокойно…

Спокойно и ровно бьется мое сердце.

Второй этап. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчетливо могу представить

сцену, слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступить… Я спокоен, собран

и сосредоточен… Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравится играть… Каждый звук я

извлекаю с огромным удовольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная

техника… Я выполняю все, что я задумал… Я играю так же хорошо, как и на репетиции

дома… Я могу хорошо играть… Я знаю, что я сделаю все, что задумал… Какое это

наслаждение – красиво и хорошо играть… Я могу быстро перестроиться с исполнения

одного произведения на следующее… мне легко и приятно держать всю программу в

голове… С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне все больше и

больше… Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным

ожиданием выступления…

Игра перед воображаемой аудиторией на начальном этапе работы, когда вещь уже готова,

она проигрывается целиком от начала до конца с представлением, что играешь перед очень

взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Музыкальное произведение

может быть записано на магнитофон. Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев

и на них посажены куклы и игрушки. Во время исполнения нужно быть готовым к любым

неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на

концерте. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на

качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда

волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема

уменьшают влияние волнения на исполнение.

Медитативное погружение.

Этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас», практикуемый в буддизме

и гештальт-терапии. Исполнение на основе этого приема связано с глубоким осознанием и

прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального

инструмента. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, который

протекает сейчас, в данное время. При фиксации внимания на слуховых ощущениях

улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые

возникают из соединения звуков между собой. Погружение в звуковую материю происходит

при выполнении упражнений следующих видов:

- пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;

- пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания;

- пропевание про себя (мысленно);

- пропевание с мысленным проигрыванием.

При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения

пальца к клавише или струне, проверяется свобода движений и наличие в мышцах ненужных

зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Что ощущают суставы, кончики

пальцев, мышцы рук, плеч, лица? Удобно или неудобно играть? Доставляет ли игра

физическое удовольствие?

Медитативное проигрывание произведения с полным погружением в него сначала

осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в

момент игры не посетила исполнителя. Если такая мысль появилась в сознании, а пальцы в

этот момент играют сами, следует плавно вернуть внимание к исполнению, стараясь при

этом не отвлекаться.

Медитативное исполнение формирует так называемые сенсорные синтезы, которые являются

одним из главных признаков правильно сформированного навыка. Слуховые, двигательные

и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать не порознь, а в

неразрывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее

произведение представляют собой единое целое.

Медленная игра с динамикой pp (pianissimo) тренирует не только навык медитативного

погружения, но и усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время публичного

выступления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе.

Терпеливое проигрывание вещи от начала до конца с полным контролем каждого взятого

звука сродни тем упражнениям на концентрацию внимания, в которых надо отделять

зернышки риса от зерен проса.

Ролевая подготовка.

Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих

собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного ему музыканта, не

боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. В

психотерапии этот прием называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа.

Смысл ролевой подготовки в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед

ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека,

который уверен в себе и ничего не боится. Молодому музыканту можно посоветовать

представить себе уверенного и смелого концертанта, на которого ему хотелось бы быть

похожим. Далее надо с максимально возможной полнотой постараться вжиться в этот образ,

выполняя для этого соответствующую систему действий. Надо скопировать манеру

держаться этого человека, разговаривать, смеяться, манеру сидеть за инструментом. При

этом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут

преобладать настроения уверенности и мажорного мироощущения. Если робкий и

застенчивый пианист или скрипач во время аутогенного погружения будет достаточно долго

и уверенно, а главное – с большим убеждением говорить себе: «Я первоклассный

исполнитель, у меня свободные и непринужденные движения, мне нравится играть при

большом стечении публики», «Я играю как Мацуев», «Я получаю огромное наслаждение от

своей игры», то он наверняка в значительной мере избавится от гнетущего чувства

уязвимости во время публичного выступления.

Предконцертное самочувствие исполнителя в значительной мере зависит и от психического

состояния его наставника или педагога. Его миссия уметь вселять бодрость и энтузиазм в

сердце, т.е. быть своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более

психотравмирующего для исполнителя, нежели вид собственного наставника или друга,

волнующегося до дрожи и в то же время призывающего к спокойствию и уверенности в

своих силах.

Выявление потенциальных ошибок.

Даже когда программа выступления кажется идеально выученной и можно играть ее на

сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни было

хорошо выучено произведение, в нем всегда может быть невыявленная ошибка, которая, как

правило, и выявляется во время публичного ответственного выступления. Возникает

проблема – каким образом эту ошибку можно вытащить из внешне вполне благополучно

исполняемого произведения? Ведь только тогда, когда музыкант при желании не смог

ошибиться, только тогда игровое движение можно считать закрепленным. Обычно

музыканты проверяют, проигрывая выученные вещи перед своими друзьями и знакомыми,

меняя обстановку и инструменты, на которых приходится играть. Психологи в этом случае

говорят о генерализации навыка (пианистам известно, что то, что у них получается на одном

инструменте,

может совершенно не получиться на другом, даже очень хорошем

инструменте). И причина этого - не только во внешних условиях и обстоятельствах, но и в

прочности выученного материала.

Для обнаружения возможных ошибок можно несколько приемов, суть которых состоит в

следующем:

1.

Завязать на глазах повязку. В медленном или среднем темпе, уверенно, с

установкой на безошибочную игру сыграть отобранное произведение. Проследить,

чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и

ненапряженным.

2.

Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания).

Включить радиоприемник на среднюю громкость и попытаться сыграть программу.

Более сложное задание – сделать то же задание с закрытыми глазами. Подобные

упражнения требуют большого нервного напряжения. Вполне вероятно, что многие

музыканты могут почувствовать после их выполнения большую усталость. Ее можно

объяснить

не

только

недостаточной

выученностью

программы,

но

и

слабой

функциональной

подготовкой,

т.е.

не

натренированностью

сердечно-сосудистой

системы.

3.

В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой

произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но музыкант при этом должен суметь

не ошибиться.

4.

Сделать

несколько

поворотов

вокруг

своей

оси

до

появления

легкого

головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу с максимальным

подъемом.

5.

Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса и

начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на

эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение.

6.

Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием

программы в медленном темпе.

7.

Каждый музыкант за время своей карьеры накапливает определенный опыт как

успешных, так и неуспешных выступлений. Для выяснения причин неудачных

выступлений полезно ведение дневника, в котором фиксируются причины, приведшие к

тому или иному результату.

Дать однозначный рецепт, для того чтобы твое выступление всегда имело успех, не

возьмется, пожалуй, ни один из методистов и музыкантов-исполнителей. Каждый человек –

неповторимая индивидуальность и методы подготовки всегда должны основываться на

индивидуальных качествах внутренней и внешней среды человека. Поэтому, изучая себя,

свои

сильные

и

слабые

стороны,

анализируя

и

запоминая

ощущения,

которые

предшествовали удачному выступлению, мы можем затем сознательно воспроизводить

подобное состояние перед последующими выступлениями.

Список литературы:

1.

Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. - М., 1971.

2.

Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики. - Л., 1968.

3.

Григорьев В.И. Исполнитель и эстрада. - М. – Магнитогорск, 1998

4.

Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. Сборник трудов. Вып. 68/под ред. Б.Л.

Кременштейн. - М., 1983

5.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.

6.

Капустин Ю.В. Музыкант и публика. - Л., 1985.

7.

Клименко В.В. Психологические тесты таланта. - Харьков, СПб., 1996.

8.

Коган К. У врат мастерства. - М., 1969.

9.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 1-ое издание. - СПб., 2004.

10.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.

11.

Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального образования. - Екатеринбург, 2004.



В раздел образования