Автор: Олейник Надежда Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДДТ "Фонтанка-32"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях работы Детской творческой мастерской "Фонтанка"
Раздел: дополнительное образование
СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В
УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
«ФОНТАНКА»
Олейник Надежда Александровна – педагог-художник, руководитель
Образцового коллектива Детская творческая мастерская «Фонтанка»
Государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей Дома детского творчества «Фонтанка-
32» Центрального района Санкт-Петербурга
1.
Талантливым детям – талантливый и профессиональный педагог.
Роль педагога-художника в дополнительном образовании. Реальные
возможности и перспективы.
Система дополнительного образования в области художественного
образования детей не ставит своей целью решение профориентационных
задач. Основная цель педагога дополнительного образования в области
материально-художественного творчества: привить интерес к искусству,
заинтересовать, увлечь, развить креативность и навыки владения разными
материалами и инструментами, помочь с выбором творческого пути или
хобби.
Творческий характер занятий стимулирует ребенка: он учится смотреть,
думать, сравнивать, анализировать, делать выводы, создавать авторские
проекты и оригинальные работы. Все эти качества необходимы ребенку и в
его повседневной жизни. Обучение учащихся по общеобразовательной и
развивающей программе «Искусство в жизнь» объединяет детей в
творческие группы для реализации конкретных социальных проектов,
которые предоставляют детям возможность видеть конечный результат своей
деятельности и рождают у них ситуацию успешности и уверенности в себе.
Общение строится на взаимном интересе педагога и ребенка. Как сказал
И.И.Писарев: «Если художник должен знакомить нас с интересными
сторонами жизни, то очевидно он сам должен быть настолько мыслящим и
развитым человеком, чтобы уметь отделить интересное от неинтересного».
Выявление и развитие талантливых детей происходит в процессе
совместного общения педагога и учащегося, его обучения и воспитания, а
поддержка требует помощи: администрации: в оснащении и сопровождении
-2-
учебного процесса и выделении дополнительных учебных часов;
методических служб: методическом обеспечении учебного процесса:
организация и сопровождение одаренных детей в конкурсах разного уровня.
Идеальная методика сопровождения одаренного ребенка: любить,
заботиться, не навредить, создать «питательную среду» обитания и
творческую атмосферу в коллективе. Постоянное совершенствование в
профессии и личное творчество помогают педагогу быть актуальным и
востребованным учениками и родителями.
Личность и мотивация педагога дополнительного образования в выявлении
талантливых детей очень важна. Все зависит от образования педагога, его
возможностей и личных пристрастий. Можно классифицировать несколько
уровней подготовки и обучения учащихся:
начальный (минимальный) - досуговая форма. Рекомендация для
родителей: этот уровень предназначен для общего развития ребенка.
Можно чередовать разные коллективы и направления по 1 году
обучения для знакомства и выявления предпочтений ребенка.
(рекомендуемый возраст 5,5 – 7 лет)
общепринятый (нормативный) – учебно-образовательная форма.
Рекомендация для родителей: для получения основ художественного
образования (7-17 лет)
продвинутый ( полифоничный ) – индивидуальная авторская форма.
Рекомендация для родителей: для одаренных детей (7-17 лет)
Сегодня нормативы форм обучения в дополнительном образовании
стандартны: коллективная форма обучения, коллективно-индивидуальная.
Эти методы недостаточно эффективны для поддержки одаренных детей. В
перспективе для улучшения ситуации необходимо ввести и официально
утвердить индивидуально-авторскую форму обучения для талантливых
детей. Критерии разрешения могут быть индивидуальны для педагогов, с
учетом доверия к специалисту, его стажу, образованию, коэффициенту
успешности юных талантов.
-3-
2.
Талантливый ребенок и его особенности (проблемы и возможности
при обучении талантливых детей)
Одаренный ребенок – особенный ребенок. В нем все индивидуально:
характер, мышление, восприятие, ритм обучения, привычки. Не всякий
педагог готов работать с талантливым ребенком, взять на себя
ответственность перед его будущей взрослой жизнью. Сложность состоит и
в том, что современные дети рождены в техногенную эпоху потребления.
Поэтому педагогика сопровождения в диалоге с родителями –
представляется наиболее правильной формой обучения и воспитания такого
ребенка. Чтобы правильно выстроить свое взаимодействие с одаренным
ребенком и открыть его талант необходимо знать: что такое талант и какие
типы таланта существуют.
Из Википедии: талант – определенные или выдающиеся способности,
которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.
Талантливый человек, как правило, универсален и проявляет себя в
нескольких видах деятельности. Широко распространено мнение, что талант
является следствием только врожденных, генетически обусловленных
особенностей человека. Многолетние экспериментально-педагогические-
исследования, проведенные в СССР в 50-60-е годы А.И.Мещеряковым и
И.А.Соколянским, привели к версии, что каждый нормальный человек
обладает задатками каких-либо
талантов от рождения, а степень их развития полностью обусловлена
воспитанием человека. Этимология слова: талант – мера веса. В библии:
талант –в переносном смысле: дар Божий, возможность творить и творить
нечто новое не пренебрегая им. В Новом Завете есть притча о 3 рабах,
которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал,
второй разменял, а третий приумножил. Можно сделать несложный вывод
из этой притчи: не все способны понять, открыть, воспользоваться и
применить свой талант.
В 1980-х годах Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума», в которой
выделил 9 типов таланта, интеллекта:
Пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
Вербально-лингвистический (писатели, журналисты);
-4-
Цифровой (математики, программисты);
Слуховой (музыканты, лингвисты, переводчики);
Физический (спортсмены, танцоры);
Личностный (эмоциональный – что человек говорит сам о себе);
Межличностный (политики, ораторы, актеры, торговцы);
Талант окружающей среды (земледельцы, дрессировщики);
Предпринимательский (мышление нового поколения, навязанный
временем и деньгами);
Высшая степень таланта –гениальность – гениус (дух), новый этап,
опережение времени, вдохновение.
Возникает вопрос: правомочен ли педагог дополнительного образования
выявлять и поддерживать одаренного ребенка? Несет ли он моральную и
человеческую ответственность за свое воспитание ?
Однако, не вдаваясь в такие глубины, можно предложить некоторые
подходы и критерии, которыми может воспользоваться педагог для
выявления и обучения способных и талантливых детей. Обобщая
многолетний опыт работы и наблюдения за детьми Детской творческой
мастерской «Фонтанка»:
На первом месте: самый эффективный вариант : длительное обучение-
вовлечение детей в мир творчества в разновозрастной группе с 5,5 до 17
лет. За время обучения происходит естественный отсев и приход новых
учащихся, дети становятся единомышленниками, сплачиваются, они
находят свою специализацию, интерес в области творчества и искусства,
направляются для дальнейшего совершенствования своего таланта в
ДХШ, средние и высшие учебные заведения. В детской среде коллектива
идет постоянная ротация, обмен опытом и преемственность традиций.
Все это действо происходит на фоне естественного взросления,
проживания детства и юношества в творческой, «питательной среде»:
общение, поездки, музеи, встречи,
праздники, выставки, игры, пленеры, проекты. П.И.Чайковский писал:
«Восторги испытанные в детстве и юности остаются на всю жизнь».
Причем, не ставится цель воспитать из ребенка художника, скорее это
гуманная и просветительская миссия: воспитать достойного человека с
хорошим отношением к гуманитарной, творческой области человеческой
-5-
жизни. Из этого потока учащихся вышли люди разных профессий:
педагог, художник, архитектор, дизайнер, врач, историк, театровед,
экономист, повар, фотограф, корабел, певица и т.д. В общей сложности за
30 лет работы коллектива все нашли свою область таланта, а более 15
посвятили свою жизнь искусству.
На втором месте: средний вариант по эффективности: с 7 – 17 лет.
Аналогичен предыдущему.
На третьем месте: минимальный по эффективности: подростки в
возрасте 14-17 лет. Есть единичные случаи обращения таких молодых
людей, которые уже определились с выбором профессии. Их обучение
сводится к консультированию, составлению индивидуального графика
обучения, самостоятельной домашней работе, помощи в выборе
подготовительных курсов.
Итак, предположения: как развить талант?
Потенциальный талант ребенка зависит от родителей. Необходимо их
участие и совместное с педагогом сопровождение одаренного ребенка.
Развитие таланта происходит с приобретением опыта и навыков.
Скрытый талант свойственен детям с заниженной самооценкой. Для
его развития необходимо вернуть ребенку чувство уверенности в своих
способностям, помочь получить прививку успешности.
Выявление таланта только для себя или дальше – для других? Очень
важно воспитание гражданственности и морально-нравственных устоев
в творческой личности
Талант - как любая способность, требует постоянной тренировки и
практики. Если хотите стать талантливым учитесь учиться.
* Трудолюбие и качество труда формирует талантливую личность.
3.
Методика сопровождения талантливых детей: * создание
образовательной среды * вовлечение детей в творческую социально-
значимую деятельность * расширение кругозора воспитанников *
развитие способностей генерирования идей * диалог с родителями
-6-
Есть глубокое убеждение, что ребенку в дополнительном
образовании должно быть комфортно, ему полезна смена обстановки и
места обучения без излишней заорганизованности, поурочности и
ограничений. Хотя, в последнее время, наблюдается обратное.
Из многочисленных наработанных методик преподавания
материально-художественного творчества в Детской творческой
мастерской «Фонтанка» необходимо выделить основные:
Создание образовательной среды.
Коллектив назван мастерской не случайно. Эта форма наиболее полно
отражает сущность
коллектива.
Можно это сравнить с мастерской
художника:
все
под
рукой:
разные
материалы,
инструменты,
оборудование, библиотека, выставка творческих работ. Кабинет разбит на
зоны: рабочая – для практической работы с материалом, проектная - для
теоретической деятельности, зона отдыха, чтения. Аура насыщенного
пространства
стимулирует
ребенка
и
педагога
к
совместному
творчеству. Психологи считают, что творческое воображение в пустой и
стерильной «казарме» не рождается. Этого же придерживаются и
художники: например у Карла Фаберже на стеллажах были насыпаны,
разложены разные образцы минералов. Они лежали до тех пор пока
взгляд художника-мастера не выхватывал нужный кристалл розового
оникса, в котором угадывался образ.
Вовлечение детей в творческую социально-значимую
деятельность.
Последняя программа коллектива называется «Искусство в жизнь».
Основная идея программы: реализация детских проектов в конкретные
общественные интерьеры, на выставки, конкурсы и фестивали разного
уровня. Есть понимание необходимости сопровождать и украшать
нашу жизнь, среду обитания, предметами искусства, нужными красивыми
и функциональными вещами. У ребят должна быть цель ради которой
они объединяются в маленькое проектное бюро. Она стимулирует и
придает им значимость и уверенность в своих силах.
-7-
Расширение кругозора воспитанников
Нет никакого прогресса в обучении и воспитании, если не вести
постоянную работу по расширению кругозора учащихся, их
наблюдательности и насмотренности. Для этого хороши любые формы:
беседы, встречи с людьми интересных профессий, посещение
мастерских художников, выставок, музеев, развивающие игры и
викторины, совместный досуг, организация традиционных праздников.
Особенно значимы выездные мероприятия: творческие смены,
экскурсии, походы, выезд на пленер, прогулки на природе. Особенно
актуальна эта тема в связи с оснащенностью информационного
пространства современного ребенка разными компьютерными
технологиями. Одно дело видеть это на экране компьютера, а совсем
другое: видеть это вживую, трогать руками и вдыхать ветер
странствий. Никогда не знаешь, когда произойдет это знаменательное
событие: спустится «спусковой крючок» - количественные впечатления
перейдут в качественные и сформируется талант. Впечатления, эмоции
будят воображение и фантазию.
Развитие способностей генерирования идей
Все поколения воспитанников студии проходили и проходят
различные тренинги и тестирования, которые стимулируют детское
воображение, развивают способность фантазировать и придумывать. В
учебно-методическом
комплексе программы есть как
образцы
художественно-графических
тестов,
разработанных
детскими
психологами, так и самостоятельно разработанные педагогом анкеты-
тесты, игры . Кроме того, при работе над очередным проектом, дети
вовлекаются
в
творческое
моделирование
ситуации
темы,
проговариваются возможности реализации проекта по конкретной
теме, месту, материалам. Дети выдвигают идеи, которые сообща
обсуждаются, выявляя плюсы и минусы предложений. Происходит
корректировка, доработка идеи, выполняются эскизы и проект,
который затем исполняется в материале. Обязательно проводится
презентация проекта – как итог работы и стимул к дальнейшему росту.
Отдельно о формах проектной деятельности. Если проект большой и по
-8-
времени, и по объему, то наиболее приемлемая форма – коллективная.
Причем не
исключено, что отдельные составляющие проекта
индивидуальные:
например
идея
или
стилистика
выполнения
отдельных фрагментов.
Диалог с родителями
Понимающие и заинтересованные родители – необходимая
составляющая успешности обучения способного ребенка. Родительские
собрания, индивидуальные беседы, вовлечение родителей в совместный
досуг, проведение традиционных мероприятий коллектива сближают
позиции родителей, детей и педагога. Кроме того, у них есть возможность
присутствовать на открытых занятиях, мастер-классах и творческих
мастерских,
помогать
в
оснащении
коллектива
материалами
и
инструментами.
4.
«Хорошо учить – значит, любя учить, а любя ничего не скучно
делать» П.П.Чистяков
В 2018 году система дополнительного образования детей будет
праздновать юбилей – 100 лет. Становление системы было и остается
сложным и противоречивым. Задача сегодняшнего дня – сохранять и
преумножать достоинства системы, одновременно избавляясь от
недостойных ее негативных явлений, которые идут не на пользу детям,
родителям и педагогам.
Своим многолетним педагогическим, методическим и творческим
опытом педагоги-художники обмениваются, делятся друг с другом,
объединяются для совместной деятельности в ГМО, читают лекции на КПК,
пишут статьи и выступают на конференциях и семинарах.
Несмотря на то, что Постановление об одаренных детях было принято в
начале ХХ века, мало что изменилось в работе с одаренными детьми. В этом
плане нам может быть полезен и интересен опыт педагогов
дополнительного образования Ленинградской области, которые работают по
целевым программам, рекомендованными Институтом развития
образования Ленинградской области и Ресурсным центром для одаренных
детей. Есть много интересных новаций и методик, разработанных учеными,
психологами, педагогами-художниками ближнего и дальнего зарубежья.
-9-
Нельзя ждать , возраст детства короток, время не стоит на месте –
творческое сообщество педагогов-художников, невзирая на трудности,
продолжают учить любя детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Интернет-ресурс: википедия: талант
2. Говард Гарднер «Рамки ума»
3. Олейник Н.А. Статья «Детская творческая мастерская» сборник РГПУ им.А.И.Герцена
«Художественный образ и педагогический процесс» вып.3 «Искусство и педагогика»
стр.179-184 2003 г.
4. Олейник НА. Статья «Интерактивная форма занятий с детьми
материально=художественным творчеством» сборник РГПУ им.А.И.Герцена «Традиции
художественной школы и педагогика искусства» вып.8 стр.24-33 2007 г.
5.Олейник Н.А. Статья «Ребенок и ландшафт» сборник РОСТ Комитета по образованию
ГОУ СПб ГДТЮ № 41 стр.67-72 2009 г.
6. Статья Олейник Н.А. «Художественно-педагогические принципы обучения детей
основам декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
детей» сборник РГПУ им.А.И.Герцена, материалы Всероссийской научно-практической
конференции «Российские художественно-педагогические школы в истории и
современности» вып.3 стр.244-247 2010 г.
7.Олейник Н.А. Статья «Педагогические и художественные подходы в обучении
младших школьников основам декоративно-прикладного творчества в системе
дополнительного образования детей» сборник РГПУ им.А.И.Герцена сборник статей по
материалам Международной научно-практической конференции «Искусствоведение и
художественная педагогика в ХХ1 веке» вып.2 стр.286-290 2011 г.
8. Олейник Н.А. Статья «Конкурсное движение как форма оценки результативности
обучения одаренных детей». Сборник статей «Одаренный ребенок в образовательной
системе: психолого-педагогическая модель сопровождения» Комитета общего и
профессионального образования Ленинградской области Институт развития образования
стр.131-134 2013 г.