Напоминание

Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях работы Детской творческой мастерской "Фонтанка"


Автор: Олейник Надежда Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДДТ "Фонтанка-32"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях работы Детской творческой мастерской "Фонтанка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В

УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

«ФОНТАНКА»

Олейник Надежда Александровна – педагог-художник, руководитель

Образцового коллектива Детская творческая мастерская «Фонтанка»

Государственного бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей Дома детского творчества «Фонтанка-

32» Центрального района Санкт-Петербурга

1.

Талантливым детям – талантливый и профессиональный педагог.

Роль педагога-художника в дополнительном образовании. Реальные

возможности и перспективы.

Система дополнительного образования в области художественного

образования детей не ставит своей целью решение профориентационных

задач. Основная цель педагога дополнительного образования в области

материально-художественного творчества: привить интерес к искусству,

заинтересовать, увлечь, развить креативность и навыки владения разными

материалами и инструментами, помочь с выбором творческого пути или

хобби.

Творческий характер занятий стимулирует ребенка: он учится смотреть,

думать, сравнивать, анализировать, делать выводы, создавать авторские

проекты и оригинальные работы. Все эти качества необходимы ребенку и в

его повседневной жизни. Обучение учащихся по общеобразовательной и

развивающей программе «Искусство в жизнь» объединяет детей в

творческие группы для реализации конкретных социальных проектов,

которые предоставляют детям возможность видеть конечный результат своей

деятельности и рождают у них ситуацию успешности и уверенности в себе.

Общение строится на взаимном интересе педагога и ребенка. Как сказал

И.И.Писарев: «Если художник должен знакомить нас с интересными

сторонами жизни, то очевидно он сам должен быть настолько мыслящим и

развитым человеком, чтобы уметь отделить интересное от неинтересного».

Выявление и развитие талантливых детей происходит в процессе

совместного общения педагога и учащегося, его обучения и воспитания, а

поддержка требует помощи: администрации: в оснащении и сопровождении

-2-

учебного процесса и выделении дополнительных учебных часов;

методических служб: методическом обеспечении учебного процесса:

организация и сопровождение одаренных детей в конкурсах разного уровня.

Идеальная методика сопровождения одаренного ребенка: любить,

заботиться, не навредить, создать «питательную среду» обитания и

творческую атмосферу в коллективе. Постоянное совершенствование в

профессии и личное творчество помогают педагогу быть актуальным и

востребованным учениками и родителями.

Личность и мотивация педагога дополнительного образования в выявлении

талантливых детей очень важна. Все зависит от образования педагога, его

возможностей и личных пристрастий. Можно классифицировать несколько

уровней подготовки и обучения учащихся:

начальный (минимальный) - досуговая форма. Рекомендация для

родителей: этот уровень предназначен для общего развития ребенка.

Можно чередовать разные коллективы и направления по 1 году

обучения для знакомства и выявления предпочтений ребенка.

(рекомендуемый возраст 5,5 – 7 лет)

общепринятый (нормативный) – учебно-образовательная форма.

Рекомендация для родителей: для получения основ художественного

образования (7-17 лет)

продвинутый ( полифоничный ) – индивидуальная авторская форма.

Рекомендация для родителей: для одаренных детей (7-17 лет)

Сегодня нормативы форм обучения в дополнительном образовании

стандартны: коллективная форма обучения, коллективно-индивидуальная.

Эти методы недостаточно эффективны для поддержки одаренных детей. В

перспективе для улучшения ситуации необходимо ввести и официально

утвердить индивидуально-авторскую форму обучения для талантливых

детей. Критерии разрешения могут быть индивидуальны для педагогов, с

учетом доверия к специалисту, его стажу, образованию, коэффициенту

успешности юных талантов.

-3-

2.

Талантливый ребенок и его особенности (проблемы и возможности

при обучении талантливых детей)

Одаренный ребенок – особенный ребенок. В нем все индивидуально:

характер, мышление, восприятие, ритм обучения, привычки. Не всякий

педагог готов работать с талантливым ребенком, взять на себя

ответственность перед его будущей взрослой жизнью. Сложность состоит и

в том, что современные дети рождены в техногенную эпоху потребления.

Поэтому педагогика сопровождения в диалоге с родителями –

представляется наиболее правильной формой обучения и воспитания такого

ребенка. Чтобы правильно выстроить свое взаимодействие с одаренным

ребенком и открыть его талант необходимо знать: что такое талант и какие

типы таланта существуют.

Из Википедии: талант – определенные или выдающиеся способности,

которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.

Талантливый человек, как правило, универсален и проявляет себя в

нескольких видах деятельности. Широко распространено мнение, что талант

является следствием только врожденных, генетически обусловленных

особенностей человека. Многолетние экспериментально-педагогические-

исследования, проведенные в СССР в 50-60-е годы А.И.Мещеряковым и

И.А.Соколянским, привели к версии, что каждый нормальный человек

обладает задатками каких-либо

талантов от рождения, а степень их развития полностью обусловлена

воспитанием человека. Этимология слова: талант – мера веса. В библии:

талант –в переносном смысле: дар Божий, возможность творить и творить

нечто новое не пренебрегая им. В Новом Завете есть притча о 3 рабах,

которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал,

второй разменял, а третий приумножил. Можно сделать несложный вывод

из этой притчи: не все способны понять, открыть, воспользоваться и

применить свой талант.

В 1980-х годах Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума», в которой

выделил 9 типов таланта, интеллекта:

Пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

Вербально-лингвистический (писатели, журналисты);

-4-

Цифровой (математики, программисты);

Слуховой (музыканты, лингвисты, переводчики);

Физический (спортсмены, танцоры);

Личностный (эмоциональный – что человек говорит сам о себе);

Межличностный (политики, ораторы, актеры, торговцы);

Талант окружающей среды (земледельцы, дрессировщики);

Предпринимательский (мышление нового поколения, навязанный

временем и деньгами);

Высшая степень таланта –гениальность – гениус (дух), новый этап,

опережение времени, вдохновение.

Возникает вопрос: правомочен ли педагог дополнительного образования

выявлять и поддерживать одаренного ребенка? Несет ли он моральную и

человеческую ответственность за свое воспитание ?

Однако, не вдаваясь в такие глубины, можно предложить некоторые

подходы и критерии, которыми может воспользоваться педагог для

выявления и обучения способных и талантливых детей. Обобщая

многолетний опыт работы и наблюдения за детьми Детской творческой

мастерской «Фонтанка»:

На первом месте: самый эффективный вариант : длительное обучение-

вовлечение детей в мир творчества в разновозрастной группе с 5,5 до 17

лет. За время обучения происходит естественный отсев и приход новых

учащихся, дети становятся единомышленниками, сплачиваются, они

находят свою специализацию, интерес в области творчества и искусства,

направляются для дальнейшего совершенствования своего таланта в

ДХШ, средние и высшие учебные заведения. В детской среде коллектива

идет постоянная ротация, обмен опытом и преемственность традиций.

Все это действо происходит на фоне естественного взросления,

проживания детства и юношества в творческой, «питательной среде»:

общение, поездки, музеи, встречи,

праздники, выставки, игры, пленеры, проекты. П.И.Чайковский писал:

«Восторги испытанные в детстве и юности остаются на всю жизнь».

Причем, не ставится цель воспитать из ребенка художника, скорее это

гуманная и просветительская миссия: воспитать достойного человека с

хорошим отношением к гуманитарной, творческой области человеческой

-5-

жизни. Из этого потока учащихся вышли люди разных профессий:

педагог, художник, архитектор, дизайнер, врач, историк, театровед,

экономист, повар, фотограф, корабел, певица и т.д. В общей сложности за

30 лет работы коллектива все нашли свою область таланта, а более 15

посвятили свою жизнь искусству.

На втором месте: средний вариант по эффективности: с 7 – 17 лет.

Аналогичен предыдущему.

На третьем месте: минимальный по эффективности: подростки в

возрасте 14-17 лет. Есть единичные случаи обращения таких молодых

людей, которые уже определились с выбором профессии. Их обучение

сводится к консультированию, составлению индивидуального графика

обучения, самостоятельной домашней работе, помощи в выборе

подготовительных курсов.

Итак, предположения: как развить талант?

Потенциальный талант ребенка зависит от родителей. Необходимо их

участие и совместное с педагогом сопровождение одаренного ребенка.

Развитие таланта происходит с приобретением опыта и навыков.

Скрытый талант свойственен детям с заниженной самооценкой. Для

его развития необходимо вернуть ребенку чувство уверенности в своих

способностям, помочь получить прививку успешности.

Выявление таланта только для себя или дальше – для других? Очень

важно воспитание гражданственности и морально-нравственных устоев

в творческой личности

Талант - как любая способность, требует постоянной тренировки и

практики. Если хотите стать талантливым учитесь учиться.

* Трудолюбие и качество труда формирует талантливую личность.

3.

Методика сопровождения талантливых детей: * создание

образовательной среды * вовлечение детей в творческую социально-

значимую деятельность * расширение кругозора воспитанников *

развитие способностей генерирования идей * диалог с родителями

-6-

Есть глубокое убеждение, что ребенку в дополнительном

образовании должно быть комфортно, ему полезна смена обстановки и

места обучения без излишней заорганизованности, поурочности и

ограничений. Хотя, в последнее время, наблюдается обратное.

Из многочисленных наработанных методик преподавания

материально-художественного творчества в Детской творческой

мастерской «Фонтанка» необходимо выделить основные:

Создание образовательной среды.

Коллектив назван мастерской не случайно. Эта форма наиболее полно

отражает сущность

коллектива.

Можно это сравнить с мастерской

художника:

все

под

рукой:

разные

материалы,

инструменты,

оборудование, библиотека, выставка творческих работ. Кабинет разбит на

зоны: рабочая – для практической работы с материалом, проектная - для

теоретической деятельности, зона отдыха, чтения. Аура насыщенного

пространства

стимулирует

ребенка

и

педагога

к

совместному

творчеству. Психологи считают, что творческое воображение в пустой и

стерильной «казарме» не рождается. Этого же придерживаются и

художники: например у Карла Фаберже на стеллажах были насыпаны,

разложены разные образцы минералов. Они лежали до тех пор пока

взгляд художника-мастера не выхватывал нужный кристалл розового

оникса, в котором угадывался образ.

Вовлечение детей в творческую социально-значимую

деятельность.

Последняя программа коллектива называется «Искусство в жизнь».

Основная идея программы: реализация детских проектов в конкретные

общественные интерьеры, на выставки, конкурсы и фестивали разного

уровня. Есть понимание необходимости сопровождать и украшать

нашу жизнь, среду обитания, предметами искусства, нужными красивыми

и функциональными вещами. У ребят должна быть цель ради которой

они объединяются в маленькое проектное бюро. Она стимулирует и

придает им значимость и уверенность в своих силах.

-7-

Расширение кругозора воспитанников

Нет никакого прогресса в обучении и воспитании, если не вести

постоянную работу по расширению кругозора учащихся, их

наблюдательности и насмотренности. Для этого хороши любые формы:

беседы, встречи с людьми интересных профессий, посещение

мастерских художников, выставок, музеев, развивающие игры и

викторины, совместный досуг, организация традиционных праздников.

Особенно значимы выездные мероприятия: творческие смены,

экскурсии, походы, выезд на пленер, прогулки на природе. Особенно

актуальна эта тема в связи с оснащенностью информационного

пространства современного ребенка разными компьютерными

технологиями. Одно дело видеть это на экране компьютера, а совсем

другое: видеть это вживую, трогать руками и вдыхать ветер

странствий. Никогда не знаешь, когда произойдет это знаменательное

событие: спустится «спусковой крючок» - количественные впечатления

перейдут в качественные и сформируется талант. Впечатления, эмоции

будят воображение и фантазию.

Развитие способностей генерирования идей

Все поколения воспитанников студии проходили и проходят

различные тренинги и тестирования, которые стимулируют детское

воображение, развивают способность фантазировать и придумывать. В

учебно-методическом

комплексе программы есть как

образцы

художественно-графических

тестов,

разработанных

детскими

психологами, так и самостоятельно разработанные педагогом анкеты-

тесты, игры . Кроме того, при работе над очередным проектом, дети

вовлекаются

в

творческое

моделирование

ситуации

темы,

проговариваются возможности реализации проекта по конкретной

теме, месту, материалам. Дети выдвигают идеи, которые сообща

обсуждаются, выявляя плюсы и минусы предложений. Происходит

корректировка, доработка идеи, выполняются эскизы и проект,

который затем исполняется в материале. Обязательно проводится

презентация проекта – как итог работы и стимул к дальнейшему росту.

Отдельно о формах проектной деятельности. Если проект большой и по

-8-

времени, и по объему, то наиболее приемлемая форма – коллективная.

Причем не

исключено, что отдельные составляющие проекта

индивидуальные:

например

идея

или

стилистика

выполнения

отдельных фрагментов.

Диалог с родителями

Понимающие и заинтересованные родители – необходимая

составляющая успешности обучения способного ребенка. Родительские

собрания, индивидуальные беседы, вовлечение родителей в совместный

досуг, проведение традиционных мероприятий коллектива сближают

позиции родителей, детей и педагога. Кроме того, у них есть возможность

присутствовать на открытых занятиях, мастер-классах и творческих

мастерских,

помогать

в

оснащении

коллектива

материалами

и

инструментами.

4.

«Хорошо учить – значит, любя учить, а любя ничего не скучно

делать» П.П.Чистяков

В 2018 году система дополнительного образования детей будет

праздновать юбилей – 100 лет. Становление системы было и остается

сложным и противоречивым. Задача сегодняшнего дня – сохранять и

преумножать достоинства системы, одновременно избавляясь от

недостойных ее негативных явлений, которые идут не на пользу детям,

родителям и педагогам.

Своим многолетним педагогическим, методическим и творческим

опытом педагоги-художники обмениваются, делятся друг с другом,

объединяются для совместной деятельности в ГМО, читают лекции на КПК,

пишут статьи и выступают на конференциях и семинарах.

Несмотря на то, что Постановление об одаренных детях было принято в

начале ХХ века, мало что изменилось в работе с одаренными детьми. В этом

плане нам может быть полезен и интересен опыт педагогов

дополнительного образования Ленинградской области, которые работают по

целевым программам, рекомендованными Институтом развития

образования Ленинградской области и Ресурсным центром для одаренных

детей. Есть много интересных новаций и методик, разработанных учеными,

психологами, педагогами-художниками ближнего и дальнего зарубежья.

-9-

Нельзя ждать , возраст детства короток, время не стоит на месте –

творческое сообщество педагогов-художников, невзирая на трудности,

продолжают учить любя детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Интернет-ресурс: википедия: талант

2. Говард Гарднер «Рамки ума»

3. Олейник Н.А. Статья «Детская творческая мастерская» сборник РГПУ им.А.И.Герцена

«Художественный образ и педагогический процесс» вып.3 «Искусство и педагогика»

стр.179-184 2003 г.

4. Олейник НА. Статья «Интерактивная форма занятий с детьми

материально=художественным творчеством» сборник РГПУ им.А.И.Герцена «Традиции

художественной школы и педагогика искусства» вып.8 стр.24-33 2007 г.

5.Олейник Н.А. Статья «Ребенок и ландшафт» сборник РОСТ Комитета по образованию

ГОУ СПб ГДТЮ № 41 стр.67-72 2009 г.

6. Статья Олейник Н.А. «Художественно-педагогические принципы обучения детей

основам декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

детей» сборник РГПУ им.А.И.Герцена, материалы Всероссийской научно-практической

конференции «Российские художественно-педагогические школы в истории и

современности» вып.3 стр.244-247 2010 г.

7.Олейник Н.А. Статья «Педагогические и художественные подходы в обучении

младших школьников основам декоративно-прикладного творчества в системе

дополнительного образования детей» сборник РГПУ им.А.И.Герцена сборник статей по

материалам Международной научно-практической конференции «Искусствоведение и

художественная педагогика в ХХ1 веке» вып.2 стр.286-290 2011 г.

8. Олейник Н.А. Статья «Конкурсное движение как форма оценки результативности

обучения одаренных детей». Сборник статей «Одаренный ребенок в образовательной

системе: психолого-педагогическая модель сопровождения» Комитета общего и

профессионального образования Ленинградской области Институт развития образования

стр.131-134 2013 г.



В раздел образования