Напоминание

"Моделирование аттестационного занятия как условие повышения качества образовательного процесса"


Автор: Ирина Дмитриевна Кущий
Должность: маудо мо г. нягань "цдт"
Учебное заведение: МАУДО МО Г. НЯГАНЬ "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Нягань
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Моделирование аттестационного занятия как условие повышения качества образовательного процесса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования

«Моделирование аттестационного занятия как условие повышения

качества образовательного процесса»

Конспект семинара-практикума для педагогов дополнительного

Описание:

Семинар-практикум

адресуется

педагогам

учреждений

дополнительного

образования.

Разработка

содержит

теоретические

и

практические материалы по структуре аттестационного занятия, типы и

виды занятий.

Цель:

отработка педагогами технологии моделирования аттестационного

занятия

Задачи:

1. Сформировать четкое представление об организации и структуре

аттестационного занятия в системе дополнительного образования.

2. Обучить четко и доступно формулировать тему аттестационного занятия,

ставить цель и вытекающие из нее задачи.

3. Ознакомить с основными формами и методами проведения занятий,

правильным выбором методов и средств.

4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

План проведения:

1. Входная анкета для педагогов

2. Методический диалог с педагогами

3.Выступление

по

теме

семинара

с

показом

мультимедийной

презентации и параллельным обсуждением

4. Практикум «Постановка целей и задач занятия»

5. Рефлексия. Заключительное анкетирование

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего

заседания

«Моделирование

аттестационного

занятия

как

условие

повышения качества образовательного процесса».

С одной стороны, она проста, и, казалось бы, давно уже всеми нами

досконально освоена, с другой стороны, как показали результаты текущего

контроля,

у

многих

имеются

определенного

рода

затруднения

при

составлении плана-конспекта занятия, при реализации этапов занятия.

Поэтому мы сегодня систематизируем наши знания об аттестационном

занятии, отработаем навыки моделирования целей и задач занятия.

Для начала предлагаю проверить уровень своих знаний по данной теме и

ответить на вопросы анкеты. Педагоги заполняют входные анкеты.

Ведущий

(обобщает):

В

последнее

время

особое

внимание

в

дополнительном

образовании уделяется результативности обучения.

Результативность - это, прежде всего, достижение учащимися тех целей и

задач, которые поставлены в образовательной программе педагога. Если

цели и задачи поставлены, то педагог отслеживает их достижение. Лучшим

средством для этого является аттестация учащихся.

Аттестация - это

неотъемлемая часть образовательного процесса, которая представляет

собой основную форму педагогического контроля, нацеленного на выявление

соответствия

реальных

результатов

образовательного

процесса

прогнозируемым результатам образовательных программ. Главным звеном

в системе аттестации учащихся является детское объединение. Именно на

его уровне проходит основная работа по выявлению, обработке и фиксации

результатов, а также их анализу.

Итак, уважаемые педагоги, как вы считаете, для чего нужна аттестация

обучающихся?

Варианты ответов:

проверки достижения учащимися определенных результатов,

удовлетворить желание ребенка получить оценку за свой труд,

аттестация позволяет

выстроить

индивидуальную

педагогическую

траекторию для каждого учащегося, то есть осуществить индивидуальный

подход,

аттестации дает возможность оценить степень сложности программного

материала,

правильно организованный и умело осуществляемый контроль помогает

лучшему усвоению предмета и воспитывает сознательное отношение к

учебной деятельности.

Рассматривая данный вопрос, я не могла не вспомнить об одном из

основополагающих

документов

ПДО

-

Профессиональном

стандарте

"Педагога дополнительного образования детей и взрослых", исходя из

которого можно сказать следующее:

• Стандарт направлен на формирование содержательно-критериальной

основы оценки результатов освоения программы…

Оценивание

позиционируется

как

многоаспектный

процесс,

предполагающий

богатый

инструментарий,

соответствующий

разным

формам учебной деятельности и разнообразным учебным продуктам.

Обязателен

индивидуальный

учет

результатов

освоения

обучающимися образовательных программ

Педагоги

дополнительного

образования

свободны

в

выборе

форм

контроля/аттестации. В таком случае, лучше остановиться на той форме,

которая бы была интересной и увлекательной для обучающихся. Итак, какие

формы занятий вы можете назвать, методы обучения? Какие из них вы

используете в своей работе? Ответы педагогов.

Верно, здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства,

выставка, викторина и т.п.

Ниже представлены наиболее распространенные формы, которые могут быть

использованы педагогами при проведении контроля/аттестации в детских

объединениях.

Правильный выбор форм контроля/аттестации обучающихся говорит о

профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный

опрос, тестирование).

2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных

задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований,

презентация.

4. Анкетирование.

5. Проект.

6. Педагогическая диагностика.

7. Передача обучающемуся роли педагога.

8. День творчества в детских объединениях.

9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

12. Групповая оценка работ.

13. Тематические кроссворды.

14. Собеседование.

15. Деловые игры.

16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

17. Защита рефератов.

20. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

21. Карта индивидуальных достижений.

23. Зачет (экзамен).

Наиболее предпочитаемыми формами

проведения аттестационного

занятия являются:

Выставка

- это форма итогового контроля, осуществляемая с целью

определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих

продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей

обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным

направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим

участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является

инструментом поощрения обучающегося.

Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания

на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании

индивидуальных,

групповых

и

фронтальных

форм.

В

ходе

зачета

обучающиеся

выполняют

индивидуальные

контрольные

задания

(теоретические

и

практические)

в

устной

или

письменной

форме

(тестирование,

анкетирование,

реферат).

Может

осуществляться

взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная

беседа со всем коллективом.

Конкурс

творческих

работ

-

форма

итогового

(иногда

текущего)

контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня

усвоения

содержания

образовательной

программы

кружка,

степени

подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных

и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и

среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий,

рисунков, показательных выступлений, проектов.

Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении

контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие

и

познавательные

игры

способствуют

развитию

памяти,

внимания,

творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают

наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу

до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие

знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню

подготовленности

обучающихся.

Различные

виды

дидактических

игр

помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания,

умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей

дошкольного и младшего школьного возраста.

Формы

организации

учебной

деятельности

учащихся:

групповая,

индивидуальная, фронтальная.

Метод (гр. «путь к чему либо»)- способ деятельности, направленный на

достижение определенной цели.

Метод

обучения

это

способ

деятельности

педагога

и

учащихся,

совокупность действий и приемов работы педагогов и учащихся; путь, по

которому педагог ведет учащихся от незнания к знанию.

Основные методы обучения:

словесные (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия);

наглядные (иллюстрация (таблицы, схемы, рисунки), демонстрация (слайды,

фильмы);

практические (упражнение, практическая работа, дидактические игры).

В последнее широкое распространение получили интерактивные методы

обучения:

- методы создания благоприятной атмосферы,

- методы организации коммуникации,

- методы обмена деятельностями,

-методы смыслотворчества,

- методы рефлексивной деятельности.

А теперь давайте вспомним структуру аттестационного занятия. Какие

основные этапы мы выделяем?

Структура аттестационного занятия - это совокупность его элементов,

частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических

целей. Структура занятия определяется его целью, содержанием, методами,

средствами

обучения,

уровнем

подготовки

учащихся.

По

различным

основаниям можно выделять большое количество этапов аттестационного

занятия, но, как показывает практика, педагогам наиболее удобна и понятна

следующая структура занятия:

1. организационный этап (подготовительный и т.п),

2. основной этап,

3. заключительный этап,

4. рефлексия.

Организационный этап

решает следующие задачи: организовать рабочее

место, «настроить», «ввести» учащихся в курс познавательной деятельности,

сообщить тему занятия, осуществить целеполагание и постановку задач.

Цель занятия – это предполагаемый результат, она должна быть конкретной

и достижимой.

Требования к цели аттестационного занятия

- четкость и простота формулировки цели;

- диагностичность цели, т.е. отражает ли формулировка цели конечный

(ожидаемый) результат;

- соотносимость цели содержанию учебного материала;

- перспективность цели, т.е. связь цели с темой аттестационного занятия (как

одного конкретного, так и последующих занятий по данной теме);

-

обоснованность

постановки

цели,

т.е.

чем

вызвана:

требованиями

образовательной

программы,

особенностями

детского

коллектива,

интересами учащихся и т.д.;

- операциональность цели;

- реальность достижения.

Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий

становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может

быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету,

природе или формирование комплекса знаний, умений, навыков.

Задачи раскрывают

цель,

конкретизируют

ее,

определяют

содержание

основных этапов занятия. При планировании задач занятия их необходимо

ставить с учетом возрастных особенностей обучающихся, их учебной

подготовленности, воспитанности, развития.

Формулируя задачи, педагог отвечает на вопрос: «Как достичь цели?».

Задачи делятся на 3 группы:

- образовательные,

- воспитательные,

- развивающие.

Обучающие задачи направлены на освоение учащимися системы учебных

знаний и формирования предметных умений и навыков:

сформировать у учащихся представления о (понятия о) …;

выявить (выявлять)…;

познакомить, ознакомить, продолжать знакомить…;

расширить…; закрепить…; обобщить…; систематизировать…;

дифференцировать…; научить применять на практике…;

научить пользоваться…;

обучить…;

проверить…;

создать условия…

Развивающие задачи

направлены на развитие познавательного интереса,

способностей и задатков ребенка:

развивать внимание, память, мышление, воображение, познавательный

интерес,

развивать творческие способности,

развивать любознательность,

развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,

развивать эстетические чувства и др.

Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение

общекультурных

ценностей,

формирование

положительных

качеств

личности, социальных компетенций:

воспитывать любовь к малой родине,

доброжелательное отношение к окружающим,

доброту, искренность, чуткость, общительность;

формировать аккуратность,бережливость,трудолюбие,сдержанность и т.п.

Основной этап

Основное назначение: самостоятельная работа, проверка усвоения материала

(в зависимости от типа занятия).

Что необходимо для данного этапа:

1. Использование разнообразных источников знаний: наглядные пособия,

мультимедийные презентации, видеофильмы, дополнительная литература,

информация интернет-ресурсов;

2. Поэтапная подача заданий. Материал занятия разделяется на небольшие

логические элементы, каждый из которых отрабатывается с учащимися до

тех пор, пока не будет осмыслен и усвоен.

3. Применение на практике, обобщение знаний

4. Закрепление и применение полученных знаний

Заключительный этап.

Основное назначение; подведение итога занятия в различной форме: опрос,

викторина, презентация, защита творческих работ).

Рефлексивный этап – организация рефлексивной деятельности учащихся,

получение обратной связи, анализ эмоционального состояния учащихся:

Что успели сделать?

Что не получилось? Над чем предстоит работать на следующем занятии?

Существует множество интересных рефлексивных методов и методик. Более

подробно мы рассмотрим их на отдельном занятии.

4. Практикум «Постановка целей и задач занятия»

Педагоги распределяются по группам по 3-5 человек согласно их профилю

деятельности. В течение 5-7 минут группы должны составить план

аттестационного занятия с указанием формы проведения и методов

Обсуждение работы групп.

5. Рефлексия. Заключительное анкетирование (Анкета №2).Приложение

АНКЕТА 1

Уважаемые коллегии! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой

анкеты:

1.Какие типы занятий Вы знаете? (отметить «V»):

Занятие по ознакомлению с новым материалом

Занятие по обобщению и систематизации знаний и умений

Занятие по применению знаний и умений

Занятие-экскурсия

Занятие «Ток-шоу»

Занятие-викторина

Занятие по проверке и коррекции знаний и умений

Занятие по закреплению изученного материала

«Литературная гостиная»

Комбинированное занятие

2.Из каких этапов состоит занятие? (отметить «V»):

организационный мотивационный

рефлексивный целеполагания

проверочный контрольный

подготовительный интегрирующий

основной информационный

теоретический практический

развивающий обобщения и систематизация знаний

3.Какие формы работы Вы используете? (отметить «V»)

собирательные фронтальные

групповые активные

дифференцированные индивидуальные

4.От чего зависит постановка целей и задач занятия?

Спасибо за участие!

АНКЕТА 2

Уважаемые коллегии! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой

анкеты:

1.Профиль Вашего детского объединения.

2.С помощью каких форм и методов организации занятий Вы можете

повысить эффективность контроля знаний умений и навыков учащихся?

3.Какие типы занятий вы предпочитаете использовать?

4.Какие типы занятий вызывают у Вас затруднения?

5.Какой этап проведения занятия вызывает у Вас затруднения?

6.Какой этап проведения занятия удается Вам лучше всего?

7.С какими методами обучения Вы хотели бы познакомиться?

8.Каким образом Вы определяете результативность проведенного занятия?

Спасибо за участие!



В раздел образования