Автор: Тишина Янина Павловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГКУ СО "КЦСО РОВЕСНИК"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Детские страхи
Раздел: дополнительное образование
Детские страхи и как с ними справиться.
У каждого из нас периодически бывает ощущение тревоги. Однако взрослому
человеку легче с этим справиться, чем ребенку – детские страхи протекают несколько
сложнее.
Страхом называют чувство, возникшее в ответ на действие угрожающих
факторов. Зачастую детский страх провоцируют явления, которые обычно не вызывают
переживаний у взрослых. Речь может идти о каких-либо героях сказок и так далее.
Появление детских страхов может возникнуть из-за неких запретов, непонятных малышу
или внушения со стороны сверстников.
Детский страх – это серьезная проблема, и ее провокатором могут стать несколько
причин:
- запугивание
- приобретенный опыт
- чрезмерная опека
- опека взрослых
- беспокойство родителей
- нарушение привязанностей
- агрессивная среда
- конфликт в семье
- чувство одиночество
Есть несколько вариантов, позволяющих классифицировать детские страхи.
Простейшей и наиболее распространенной классификацией называют разделение детских
страхов на два типа – социальные и природные. Сначала возникают природные страхи,
базирующиеся на инстинкте самосохранения. Они проявляются уже с раннего возраста.
Пример: страх смерти (себя и родителей), высоты, темноты, чудовищ, замкнутого
пространства, внезапных звуков и так далее.
Социальные страхи появляются позже. Речь идет о страхе ситуаций социального
характера. Пример: страх одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны
сверстников, некоторых людей и так далее.
Детские страхи также делимы на три группы.
Бредовые страхи
Причина этих страхов обычно неочевидна. Пример: ребенок боится принимать
какой-то вид пищи, надевать куртку, ходить на горшок, купаться, завязывать шнурки,
подходить к столу и так далее. Бредовые детские страхи могут быть проявлением
отклонений психики или началом развития аутизма. Для выяснения причины обратитесь в
специализированное медицинское учреждение.
Сверхценные страхи
Детские страхи, имеющие отношение к некоторым идеям. Первое время
соответствуют некому реальному происшествию, но потом становятся настолько
значимыми, что завладевают всеми мыслями ребенка.
Примеры: социальные страхи в виде заикания или боязни выходить к доске.
Сверхценные страхи наиболее распространены – в 85-90% именно с ними приходится
иметь дело психологам. Страхи приобретают хроническую форму и справиться с ними
сложно. Обычно идут с раннего детства, проявляясь на последующем опыте и оказывая
влияние на становление личности. Родители должны быть внимательны к детским
переживаниям.
Навязчивые страхи
Детский страх, испытуемый при определенных обстоятельствах, вызывающих у
ребенка панику. Это может быть страх неких животных, высоты, мест огромного
скопления людей, открытых или закрытых пространств и так далее.
Рассмотрим преобладание страхов в возрасте от 5 до 11 лет:
В 5-6 лет впервые формируется страх смерти. Душевные возможности малыша
достигают уровня, когда он приходит к осознанию скоротечности жизни. Он понимает,
что однажды не станет близких людей, как и его самого. 50% детей подвергаются этой
боязни, начав задавать вопросы, беспокоится и плакать. Не уходите от темы, полагая, что
так вы отгораживаете кроху от травмирующих тем. Незакрытые вопросы – причина
навязчивых
мыслей,
комплексов,
нервозного
состояния.
Попробуйте
простым
и
доступным языком объяснить чаду, что все мы увидимся в другом мире. Можно
придумать и другие истории.
Старайтесь при ребенке не смотреть пугающие фильмы о катастрофах, авариях и
прочих пугающих вещах. Подобные киноленты вызывают стойкий детский страх –
ребенок опасается отпускать куда-либо родителей надолго и испытывает сильные
переживания, когда их нет дома. Всегда рассказывайте, когда вы вернетесь, и если не
успеваете, то найдите способ заранее предупредить об этом.
Как узнать, что ребенок чего-то боится?
Чтобы побороть детский страх, сначала нужно его выявить. Разумнее всего это
сделать во время доверительного разговора с ребенком. Вы можете прямо спросить его,
есть ли вещи, которые у него вызывают беспокойство. Это целесообразно уже после
достижения ребенком возраста трех лет.
Маме или папе стоит мягко и неторопливо расспросить ребенка о каких-то
беспокойствах. Не заостряйте внимание на каких-то отдельных из возможных детских
страхов – это может привести к внушению и фиксации. Беседуя с малышом,
подбадривайте его и хвалите. Обнаружив детский страх, демонстрируйте спокойствие и
уверенность, ведь ребенок обязательно проанализирует ваше состояние, эмоции. Если он
поймет, что его опасения вызывают у взрослого любые тревожные чувства, то он может
начать беспокоится еще больше. Пусть ребенок опишет свой страх, расскажет, на что он
похож, какие чувства вызывает, в каких ситуациях возникает, на что провоцирует.
Как бороться с детскими страхами?
Возможные варианты:
•
Сочиняйте сказки. Довольно полезный метод. Сочините вместе сказку о
детском страхе. Она должна непременно закончиться победой ключевого героя над
страхом.
•
Рисуйте страх. Увлекательное и действенное занятие. Рисуя вместе то, чего
боится ребенок, ведите доброжелательную беседу. Завершив дело, спокойно поговорите с
малышом, объясните, что причин для волнений нет. После этого можно сжечь рисунок,
акцентировав на том, что страх сгорает вместе с бумагой, и больше нет причин для
волнений. Сожжение должно выглядеть ритуалом. Не прекращайте хвалить, подбадривать
чадо, говоря о его смелости и отваге.
•
Игра. Побороть детский страх поможет игра или инсценировка. Психолог
часто прибегают к этому методу. Как это происходит? Ребята в группе придумывают
рассказы о своих страхах. Психолог помогает в проигрывании определенных сюжетов.
Волнующую ситуацию можно проиграть и дома, но только в случае, если она не вызывает
отрицательных эмоций у малыша.
Помните! Страхи характерны для всех. О них, как и обо всем прочем, нужно
спокойно и доброжелательно разговаривать с ребенком.
Педагог – психолог
Тишина Я.П.