Напоминание

Детские страхи


Автор: Тишина Янина Павловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГКУ СО "КЦСО РОВЕСНИК"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Детские страхи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детские страхи и как с ними справиться.

У каждого из нас периодически бывает ощущение тревоги. Однако взрослому

человеку легче с этим справиться, чем ребенку – детские страхи протекают несколько

сложнее.

Страхом называют чувство, возникшее в ответ на действие угрожающих

факторов. Зачастую детский страх провоцируют явления, которые обычно не вызывают

переживаний у взрослых. Речь может идти о каких-либо героях сказок и так далее.

Появление детских страхов может возникнуть из-за неких запретов, непонятных малышу

или внушения со стороны сверстников.

Детский страх – это серьезная проблема, и ее провокатором могут стать несколько

причин:

- запугивание

- приобретенный опыт

- чрезмерная опека

- опека взрослых

- беспокойство родителей

- нарушение привязанностей

- агрессивная среда

- конфликт в семье

- чувство одиночество

Есть несколько вариантов, позволяющих классифицировать детские страхи.

Простейшей и наиболее распространенной классификацией называют разделение детских

страхов на два типа – социальные и природные. Сначала возникают природные страхи,

базирующиеся на инстинкте самосохранения. Они проявляются уже с раннего возраста.

Пример: страх смерти (себя и родителей), высоты, темноты, чудовищ, замкнутого

пространства, внезапных звуков и так далее.

Социальные страхи появляются позже. Речь идет о страхе ситуаций социального

характера. Пример: страх одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны

сверстников, некоторых людей и так далее.

Детские страхи также делимы на три группы.

Бредовые страхи

Причина этих страхов обычно неочевидна. Пример: ребенок боится принимать

какой-то вид пищи, надевать куртку, ходить на горшок, купаться, завязывать шнурки,

подходить к столу и так далее. Бредовые детские страхи могут быть проявлением

отклонений психики или началом развития аутизма. Для выяснения причины обратитесь в

специализированное медицинское учреждение.

Сверхценные страхи

Детские страхи, имеющие отношение к некоторым идеям. Первое время

соответствуют некому реальному происшествию, но потом становятся настолько

значимыми, что завладевают всеми мыслями ребенка.

Примеры: социальные страхи в виде заикания или боязни выходить к доске.

Сверхценные страхи наиболее распространены – в 85-90% именно с ними приходится

иметь дело психологам. Страхи приобретают хроническую форму и справиться с ними

сложно. Обычно идут с раннего детства, проявляясь на последующем опыте и оказывая

влияние на становление личности. Родители должны быть внимательны к детским

переживаниям.

Навязчивые страхи

Детский страх, испытуемый при определенных обстоятельствах, вызывающих у

ребенка панику. Это может быть страх неких животных, высоты, мест огромного

скопления людей, открытых или закрытых пространств и так далее.

Рассмотрим преобладание страхов в возрасте от 5 до 11 лет:

В 5-6 лет впервые формируется страх смерти. Душевные возможности малыша

достигают уровня, когда он приходит к осознанию скоротечности жизни. Он понимает,

что однажды не станет близких людей, как и его самого. 50% детей подвергаются этой

боязни, начав задавать вопросы, беспокоится и плакать. Не уходите от темы, полагая, что

так вы отгораживаете кроху от травмирующих тем. Незакрытые вопросы – причина

навязчивых

мыслей,

комплексов,

нервозного

состояния.

Попробуйте

простым

и

доступным языком объяснить чаду, что все мы увидимся в другом мире. Можно

придумать и другие истории.

Старайтесь при ребенке не смотреть пугающие фильмы о катастрофах, авариях и

прочих пугающих вещах. Подобные киноленты вызывают стойкий детский страх –

ребенок опасается отпускать куда-либо родителей надолго и испытывает сильные

переживания, когда их нет дома. Всегда рассказывайте, когда вы вернетесь, и если не

успеваете, то найдите способ заранее предупредить об этом.

Как узнать, что ребенок чего-то боится?

Чтобы побороть детский страх, сначала нужно его выявить. Разумнее всего это

сделать во время доверительного разговора с ребенком. Вы можете прямо спросить его,

есть ли вещи, которые у него вызывают беспокойство. Это целесообразно уже после

достижения ребенком возраста трех лет.

Маме или папе стоит мягко и неторопливо расспросить ребенка о каких-то

беспокойствах. Не заостряйте внимание на каких-то отдельных из возможных детских

страхов – это может привести к внушению и фиксации. Беседуя с малышом,

подбадривайте его и хвалите. Обнаружив детский страх, демонстрируйте спокойствие и

уверенность, ведь ребенок обязательно проанализирует ваше состояние, эмоции. Если он

поймет, что его опасения вызывают у взрослого любые тревожные чувства, то он может

начать беспокоится еще больше. Пусть ребенок опишет свой страх, расскажет, на что он

похож, какие чувства вызывает, в каких ситуациях возникает, на что провоцирует.

Как бороться с детскими страхами?

Возможные варианты:

Сочиняйте сказки. Довольно полезный метод. Сочините вместе сказку о

детском страхе. Она должна непременно закончиться победой ключевого героя над

страхом.

Рисуйте страх. Увлекательное и действенное занятие. Рисуя вместе то, чего

боится ребенок, ведите доброжелательную беседу. Завершив дело, спокойно поговорите с

малышом, объясните, что причин для волнений нет. После этого можно сжечь рисунок,

акцентировав на том, что страх сгорает вместе с бумагой, и больше нет причин для

волнений. Сожжение должно выглядеть ритуалом. Не прекращайте хвалить, подбадривать

чадо, говоря о его смелости и отваге.

Игра. Побороть детский страх поможет игра или инсценировка. Психолог

часто прибегают к этому методу. Как это происходит? Ребята в группе придумывают

рассказы о своих страхах. Психолог помогает в проигрывании определенных сюжетов.

Волнующую ситуацию можно проиграть и дома, но только в случае, если она не вызывает

отрицательных эмоций у малыша.

Помните! Страхи характерны для всех. О них, как и обо всем прочем, нужно

спокойно и доброжелательно разговаривать с ребенком.

Педагог – психолог

Тишина Я.П.



В раздел образования