Автор: Лоняк Елена Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ пгт.Ильского МО Северский район
Населённый пункт: пгт.Ильский
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Композиция в дизайне"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детская художественная школа пгт.Ильского МО Северский район
Отделение «Изобразительное искусство»
Методическое сообщение на тему:
«Композиция в дизайне»
Подготовила:
Лоняк Елена Леонидовна,
преподаватель первой
квалификационной категории
2020г.
1
Композиция в дизайне
« Всякое художественное произведение цельно и сложно.
Цельность дает ему единство, а сложность – многообразное содержание.
Сложность кучи камней не будет художественной сложностью.
В ней нет главного и второстепенного, основного и подчиненного,
элементов разного качества — все составляющие ее части имеют равную цену. Только логически
члененное и при этом объединенное цельным художественным строем
произведение становится действительно художественным».
( В.А. Фаворский).
Чертеж и технический рисунок – очень важные объекты инженерной
графики. Главное их предназначение – информативность и конкретность.
В них нет, да и не должно быть эмоционального начала. В свою очередь,
эстетичность,
эмоциональность
обязательны
для
художественного
произведения, поэтому, всё, что разрабатывает дизайнер, должно быть
выразительным,
содержательным
и
образным.
Часто
произведения
художников и дизайнеров не имеют конкретных предметных форм, но цвет
и пластика эмоционально воздействуют на зрителя, вызывают ассоциации,
будят воображение, даже если само изображение абстрактно и основные
средства его выразительности: линии, пятна, цвет.
Работа над художественным произведением, - это, в первую очередь,
работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция.
Композиция в дизайне выражает определенную идею, она определяется
поставленной задачей, характером и назначением всего произведения.
Глубинный смысл композиции проявляется в том случае, если она вызывает
ассоциации. Нет четких правил гармоничного соединения отдельных
элементов в единое целое, но эмоциональный художественный образ
создается только тогда, когда соблюдены определенные условия: в едином
композиционном пространстве должен выделяться изобразительный центр,
читаться форма, чувствоваться ритм. Это категории, общие для любого вида
композиции.
Для
достижения
выразительности
нужно,
чтобы
сама
композиция и ее элементы обладали достаточной степенью структурной
сложности. Это не значит, что композиция должна содержать много
элементов или, что отдельные элементы должны иметь сложную форму или
цвет. Структурная сложность зависит от разнообразия средств, принципов,
методов организации композиции. Нельзя понимать композицию, как набор
объектов,
расположенных
в
определенной
последовательности
в определенном месте. Хорошая композиция отличается от плохой,
как поэзия от набора зарифмованных слов. Дизайнер должен уметь
использовать все композиционные средства. Речь о них пойдет ниже.
2
Выделим основные средства композиции.
СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Формы отдельных элементов композиции и композиции в целом
оказывают определенное эмоциональное воздействие. Форма присуща
как объемным, так и плоским предметам. В дизайне говорят о форме
промышленного изделия, товарного знака, рекламного плаката. Даже
абстрактная композиция из мягких размытых пятен, четких кривых линий,
острых углов, кругов создает общую форму. Необходимо, чтобы количество
элементов было оптимальным и их совокупность выглядела гармонично.
В общей форме должна ясно просматриваться система внутренних связей.
Симметрия
Симметрия - определенный порядок, математическая закономерность,
с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга
на плоскости или в пространстве.
Ассиметрия – полное нарушение симметрии; повторяющиеся элементы
отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвигов
или поворота.
Симметрия – одно из наиболее важных средств организации формы,
способствующее
цельности
восприятия.
Древние
считали
симметрию
условием красоты, в изобразительном искусстве того времени различные
виды симметрии использовались очень часто. Это фундаментальное свойство
природы, проявляющееся в физике, математике, биологии, с ним связаны
законы сохранения энергии, свойства элементарных частиц, строение атомов
и молекул, структура кристаллов, строение белков. Многим природным
объектам присуща симметрия: плоскостная симметрия присутствует
в очертаниях древесного листа, объемная симметрия – в форме дерева.
Наиболее часто в природе и искусстве встречается зеркальная
симметрия.
Самый
простой
случай
–
симметрия
двух
плоскостей
(иллюстрация №7), но зеркальных плоскостей может быть и больше.
Другой
тип
симметрии
–
осевая,
симметрия
поворота.
Если поворачивать простой геометрический рисунок вокруг вертикальной
оси, которая перпендикулярна плоскости листа, образуется узор с осевой
симметрией. На иллюстрации №9, созданной в программе Corel Draw X5
с помощью копирования и поворота одного и того же изображения
(иллюстрация №9) получены различные виды симметрии.
3
Еще один тип симметрии – перенос. В этом случае предметы
расположены на равном расстоянии вдоль прямой оси. По принципу
переноса строятся все орнаменты. Простейший вид орнамента – линейный.
Если линейный орнамент размножить в направлении, перпендикулярном оси,
получится симметричная композиция, заполняющая плоскость – сетка.
Орнамент – излюбленный прием прикладного искусства. В таких
видах работ, как плетение, ткачество, роспись керамики, вышивка, резьба
по камню и дереву можно найти множество примеров симметричных
композиций.
Орнаменты
используются
в
изделиях
из
металла,
выкладываются из камня при строительстве домов. Объемная симметрия, как
правило, осевая (еловая шишка, Останкинская телебашня), но она может
быть и более сложной формы. Очень выразительна винтовая симметрия,
когда элементы переносятся вдоль оси с поворотом, например, расположение
цветков на стебле лилии или ступеней винтовой лестницы.(иллюстрация№6)
Частичное нарушение симметрии делает объект более сложным,
динамичным, интересным. В живой природе нет абсолютной симметрии,
формальной точности. Лицо человека, лист дерева, головка цветка, речная
ракушка симметричны в целом, в своей основе, но различны и бесконечно
разнообразны в деталях. Это придает им особую выразительность
и неповторимость.
Такой вид симметрии называется дисимметрией. Она разрушает
точное сходство повторяемых элементов, оставляя симметричность общей
формы. Этот принцип лежит в основе многих произведений искусства.
Антисимметрия
–
симметрия
с
полярно
противоположными,
контрастными свойствами, противопоставлением. Ее зачастую используют
как сильное средство для усиления выразительности. Антисимметричные
композиции часто имеют символическое звучание: символ «Инь-Янь», маска
со смеющейся и плачущей половинами лица и т. д. При этом очень важно
соблюсти равновесие форм.
Равновесие
Условие зрительной завершенности композиции – уравновешенность.
Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом,
пластикой.
Равновесие
формы
–
состояние,
при
котором
все
элементы
сбалансированы между собой. Композиционное равновесие может быть
устойчивым или отличаться внутренней динамикой. Равновесие может быть
4
устойчивым
или
отличаться
внутренней
динамикой.
Оно
безусловно
в композициях с вертикальной осью симметрии. Как правило, такие
композиции абсолютно статичны. Более сложным и интересным способом
оно достигается при нарушении симметрии в компоновке элементов. Яркое
цветовое пятно способно нарушить равновесие любой композиции. Яркие
насыщенные
тона
кажутся
тяжелее
светлых
и
прозрачных,
достичь
равновесия в этом случае можно за счет изменения формы и размера
объектов (иллюстрации № 3,4).
Центр композиции
Работу над композицией можно считать законченной, если все
ее элементы соразмерны и гармоничны. Гармония фона и графических
элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции. Цельность
произведения определяется возможностью сразу охватить его взглядом
и одновременно определить основную часть, вокруг которой располагаются
не столь значимые, но тем не менее, необходимые элементы композиции.
Главный смысловой элемент является центром композиции. Заметим,
что центр в данном случае – понятие условное. Форма и место размещения
центра могут быть любыми, но главная часть композиции всегда содержит
внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается
равновесие боковых частей или верха и низа.
Композиция может быть замкнутая или открытая.
Для замкнутой
композиции характерны устремленные к центру
основные направления линий, построение по форме круга, квадрата,
прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции –
четкий внешний контур, нарастание сложности к центру. Она используется
для передачи неподвижности, устойчивости.
Ощущение движения, простора передается открытой композицией.
Основные направления силовых линий – от центра. Как правило, строятся
несколько композиционных узлов, используется ритм. Передать движение
можно, например, изображая крайние элементы как бы выходящими за
пределы листа, обрезанными форматом.
Формат плоской композиции
Огромное значение для плоской композиции имеет формат – граница
поля изображения. Незаполненное белое поле листа может быть очень
активным, эту активность придают ему элементы композиции., размещенной
на белом поле. Композиция из абстрактных черных пятен на белом поле
5
выглядит рельефной, в ней есть некоторая трехмерность, т. к. черный цвет
придает плоскому изображению вес, глубину, а белый фон трактуется, как
воздух. Если изображение сделано на плоском листе без четко очерченных
границ, оно кажется не очень глубоким, приближенным к зрителю, но стоит
ввести раму, как появляется дополнительное третье измерение. Вся картина
отодвигается вглубь, в центре появляется пространство. Но даже если рамы
нет, сама композиция имеет очерковую границу, контур, который определяет
форму и ритм.
Поля и свободные места на листе также активны, как и объекты,
составляющие композицию. Элементы композиции, расположенные ближе
к центру, воспринимаются лежащими в глубине, в этом случае ровное
плоское поле становится пространством. Элементы,
расположенные
на однородном поле близко к краю, как бы лежат на поверхности,
в плоскости рамы.
Любой
объект
имеет
определенные
габариты,
определяемые
размерами по двум осям.
Пропорциональность
– соразмерность целого
и частей, они должны прослеживаться при переходе от одной части к другой
и ко всей форме в целом. Это основное средство композиции. С понятием
пропорции связана масштабность.
Масштабность - соразмерность принятому эталону. В предметном
мире людей эталоном является человек. «Человек есть мера всех вещей».
Масштабность – средство художественной выразительности. Гигантские
монументальные
статуи
подчеркивают
значимость,
героичность
изображенных людей.
Тождество, контраст, нюанс
Тождество
–
отношение
полностью
сходных
объектов:
повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену,
бревна, из которых сложена изба. Тождественные элементы композиции
часто создают множество, образуют фон.
Контраст
– резкое различие элементов композиции – мощное
средство усиления
выразительности. Это сочетание противоположных
характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен,
темного и светлого.Контраст выделяет часть изображения, расставляет
акценты, выражает энергию и силу произведения.
Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого
составляет плавный переход характеристик. Нюанс – такое соотношение
6
элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются
незначительные различия. В нюансе нет четко выраженных противоречий,
он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.
Ритм
Ритм – закономерное чередование или изменение элементов, явлений
во времени и пространстве. Ритм – элемент самой жизни: дыхание, пластика
тела, чередование дня и ночи. Ритму подчинен порядок, связь, строй
элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению
неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться.
Наиболее характерные приемы построения ритма:
Изменение величин, составляющих ряд ( нарастающие и убывающие
ряды). Ритм определяется изменением формы;
Изменение
интервалов
между
элементами
(сужающиеся
и
расширяющиеся ряды). Ритм замедляется или ускоряется.
Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет,
пластика и другие изобразительные свойства.
По характеру композиция может быть статичной или динамичной.
Для выражения динамики, движения используются:
Направление по диагональным линиям;
Свободное пространство перед движущимся объектом;
Момент кульминации движения.
Условия для выражения статики, покоя:
Отсутствие диагональных направлений;
Минимум свободного пространства;
Статичные позы;
Симметрия, уравновешенность.
Вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник,
квадрат, овал).
Примеры
статичной
и
динамичной
композиции
представлены
на иллюстрации №1 и №2.
7
Роль материалов в композиции
Выразительность композиции зависит не только от геометрии –
формы, размеров и взаимного расположения ее составных частей, но и от
качества характеристик элементов композиции, например, от материала.
Составляющие элементы композиции могут быть гладкими и шероховатыми,
блестящими и матовыми, мягкими и твердыми и т.д. Выразительность
создается за счет грамотного подбора материала. При этом поверхность не
только декоративная сама по себе, она подчеркивает красоту формы,
усиливает звучание всей композиции.
Текстура
–
проявление
свойства
материала,
его
внутреннее
строение. Она проявляется в рисунке поверхности. Материалы с яркой,
выразительной текстурой (камень, дерево, песок, грубая ткань) изначально
декоративны.
Фактура – рельеф поверхности: вафельный, плетеный, чешуйчатый
и т. д. Она передает своеобразие материалов элементов композиции, от нее
зависит восприятие цвета, особенно желтого, зеленого коричневого, серого
(можно сравнить серую стену и серый мех). Фактура воспринимается не
только зрительно, но и осязательно. Пластическое восприятие фактурной
поверхности зависит от расстояния, с которого воспринимается форма.
(иллюстрация №5)
Любое художественное произведение, в том числе и формальная
композиция, должно быть выразительным, содержательным, образным,
вызывать
ассоциации,
выражать
определенную
идею.
Степень
эмоционального воздействия художественного произведения на зрителя
зависит от мастерства художника, в частности, от его способности мыслить
абстрактно.
8
Иллюстрация №1. Статичная композиция
9
Иллюстрация №2. Динамичная композиция.
10
Иллюстрация № 3.Равновесие в ассиметричных формах
11
Иллюстрация № 4. Равновесие в симметричных формах
12
Иллюстрация № 5. Использование контраста материалов в композиции.
13
Иллюстрация №6 Винтовая симметрия.
14
Иллюстрация №7. Симметрия –фундаментальное свойство природы
15
Иллюстрация №8. Пример диссиметрии.
16
Иллюстрация №9
17
Используемый источник:
1.
Ольга Яцюк, «Компьютерные технологии в дизайне»- издательство
«БХВ-Петербург», Спб.:2002г.
18