Автор: Яковлева Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДО"
Населённый пункт: г. Полярный, Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Введение в научно-исследовательскую деятельность"
Раздел: дополнительное образование
Организация работы по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Введение в научно-исследовательскую деятельность»
Яковлева Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования
МАУДО «ЦДО» г. Полярный
Дополнительное образование – образование за рамками основного
образования,
которое
позволяет
ребенку
приобрести
устойчивую
потребность в
познании и творчестве, максимально реализовать себя,
самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно.
Важнейшим
принципом
дополнительного
образования
детей
является
добровольный выбор ребенком вида деятельности, педагога и объединения
по интересам.
Современная
система
дополнительного
образования
детей
предоставляет возможность обучающимся углубленно изучать отдельные
предметы,
заниматься
художественным
и
техническим
творчеством,
туристско–краеведческой и эколого–биологической деятельностью, спортом
и исследовательской работой – в соответствии со
своими желаниями,
интересами и потенциальными возможностями.
В условиях развития новейших современных технологий возникает
спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить
и решать новые задачи. В связи с этим в практике осуществления
дополнительного образования все большее распространение приобретает
исследовательская
деятельность
обучающихся,
как
образовательная
технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам
получения знаний.
Краткая характеристика программы
«Введение в научно-исследовательскую деятельность»
В нашем Центре дополнительного образования на протяжении многих
лет реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Введение
в
научно-исследовательскую
деятельность»
социально-педагогической направленности (далее программа). По данной
программе занимаются дети в возрасте от 7 до 15 лет. Закончив эту
программу, обучающиеся могут стать участниками
научного общества
«НИКЭ», которое также много лет ведет свою работу в Центре.
Цель данной программы
– формирование творческой личности,
обладающей
навыками
самостоятельной
научно-исследовательской
деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование у учащихся навыка планирования (умение четко
определить цель и основные шаги для достижения поставленной цели)
Формирование навыка сбора и обработки информации и материалов
(умение выбрать нужную информацию и правильно её использовать)
Развитие
умения
выбора
подходящих
методов
для
проведения
исследовательской деятельности
Развитие
умения
составлять
письменный
отчёт
о
проделанной
самостоятельной работе по теме исследования (составить план работы,
оформить текст работы)
Развитие умения презентовать полученный результат исследования
Развивающие:
Развитие памяти
Развитие логического мышления (умения анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы)
Развитие внимательности, наблюдательности
Воспитательные:
Создание положительной установки на участие в научно-
исследовательской деятельности (учащийся должен проявлять инициативу,
энтузиазм)
Воспитание ответственного отношения к выполнению доступных
поручений, организованности (выполнение работы в срок в соответствии с
установленным планом и графиком работы), самостоятельности, умения
работать в коллективе
.
Дети,
обучающиеся
по
программе
«Введение
в
научно-
исследовательскую деятельность» в нашем Центре, каждый год становятся
победителями
и
призерами
конференций
и
конкурсов
научно-
исследовательских
и
проектных
работ
различных
уровней.
Это
свидетельствует о востребованности данной программы и подтверждает, что
работа в рамках данной программы ведётся на хорошем уровне.
Приемы работы на занятиях по программе
с младшими школьниками
Я работаю по программе
«Введение в научно-исследовательскую
деятельность» с 2013 года. Среди моих обучающихся есть дети младшего и
среднего школьных возрастов.
Специфика работы с детьми младшего
школьного
возраста
заключается
в
систематической
направляющей,
стимулирующей и корректирующей роли педагога. Главное для педагога –
увлечь детей и показать им значимость их деятельности, вселить уверенность
в своих силах.
Тематика работ, выполненных обучающимися,
в результате обучения по программе.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и
эффективна только на добровольной основе и личной заинтересованности.
Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает,
удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она
ни казалась педагогу, должного эффекта от исследовательской деятельности
не даст.
Таким образом, темы для исследовательских работ мы с детьми
выбираем вместе, исходя из их интересов в повседневной жизни.
«Ёлка – символ Нового года»
(Ксения, 1 класс, любительница
праздника Новый год)
Цель исследования: выяснить, какую ёлку лучше выбрать на новый год
(искусственную, живую или что-нибудь, заменяющее ёлку)? Задачи:
1.
Выяснить, почему именно елку принято наряжать на Новый год?
2.
Узнать о пользе хвойного леса.
3.
Провести
социологическое
исследование
с
целью
выяснить
предпочтения одноклассников и их родителей в выборе ёлки.
4.
Рассмотреть варианты новогодних украшений в виде елочки.
Гипотеза: если большинство людей откажется от живой елки в Новый
год, то они всё равно почувствуют радость новогоднего праздника.
«Мой питомец – черепаха» (Матвей, 1 класс, владелец красноухой
черепахи)
Цель
работы:
исследовать
особенности
жизни
и
содержания
красноухой черепахи в домашних условиях и узнать о возможности её
дрессировки. Задачи:
1. Изучить
литературные
источники
и
получить
информацию
о
красноухих черепахах.
2. Выяснить особенности содержания красноухих черепах в домашних
условиях.
3. Провести эксперименты по дрессировке черепахи.
4. Составить рекомендации по содержанию черепах в домашних
условиях.
Гипотезы: 1. Условия содержания красноухой черепахи в домашних
условиях просты, поэтому я сам могу ухаживать за своим питомцем.
2. Черепаху нельзя дрессировать.
«Игрушка робот – трансформер: польза или вред?» (Артём, 1 класс,
любитель игрушек роботов - трансформеров)
Цель работы: исследовать отношение одноклассников и их родителей к
игрушке робот - трансформер. Задачи:
1. Изучить литературу по теме и узнать историю возникновения
игрушки робот - трансформер и причины её популярности.
2. Провести
социологический
опрос
среди
одноклассников
и
их
родителей с целью выявления информации о том, действительно ли
данная игрушка популярна среди моих одноклассников, как они ею
играют и отношение родителей одноклассников к этой игрушке.
3. Изучить литературу и узнать мнение психологов в отношении
игрушки робот - трансформер, тем самым выявить достоинства и
недостатки данной игрушки.
4. Проанализировав полученные результаты, составить рекомендации по
использованию игрушки робот - трансформер.
Гипотеза:
игрушка робот - трансформер популярна среди моих
сверстников и не является опасной для психического развития детей.
«Гигиена ротовой полости: зачем чистить зубы?» (Дарья, 2 класс,
дочь стоматолога)
Цель исследования: убедиться с помощью эксперимента, что процесс
чистки зубов важен для сохранения их здоровья. Задачи:
1. Выяснить, как устроены зубы и зачем они нужны человеку.
2. Опытным путем проверить, как отсутствие ухода за зубами их
разрушает.
3. Провести социологическое исследование среди моих одноклассников
и их родителей с целью выяснить, ухаживают ли за своими зубами
мои одноклассники.
4. Составить рекомендации по правильному уходу за зубами.
Гипотеза: отсутствие гигиены полости рта приводит к разрушению
зубной эмали и кариесу.
«Мир танков»: от компьютерной игры к увлечению техникой»
(Денис, 1класс, любитель играть в «World
of
Tanks» с папой и читать
энциклопедии про танки)
Цель исследования:
выяснить, может ли компьютерная игра стать
началом увлечения техникой у школьника. Задачи:
1. Изучить источники и узнать мнение психологов в отношении
компьютерной игры «World of Tanks».
2. Изучить литературу по теме и узнать историю возникновения
бронированных боевых машин – танков, их разновидности и
предназначение.
3. Собрать модель танка.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод о влиянии
компьютерной игры на формирование увлечения техникой.
Гипотеза исследования: компьютерная игра «World of Tanks» может
стать началом увлечения техникой у школьника.
«Создание интерактивного справочника растений учебной теплицы
МАУДО «ЦДО» г. Полярный» (Ксения, 7 класс; как опытный участник
научного общества выполняла просьбу администрации МАУДО «ЦДО»)
На базе нашего Центра активно работает учебная теплица, где проводят
занятия с детьми педагоги объединений «Зелёный мир», «Цветоводство»,
«Вальс цветов», «Ландшафтный дизайн», «Экология», «Экологическая
тропа». Также обучающиеся объединений теплицы реализуют ежегодные
проекты «Цветы к обелиску», «Цветы ветеранам», «Цветы для мамы» и
принимают участие в традиционной благотворительной акции «Мы рядом»
по сбору денежных средств для детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию. Каждую весну в теплице выращивается более 22 тысяч кустов
рассады, которые высаживаются на клумбы города педагогами и детьми,
работающими в теплице в летний период.
В последние годы теплица МАУДО «ЦДО» стала пользоваться
популярностью не только в нашем городе. В рамках ежегодного Фестиваля
науки и техники в теплице стали проводить экскурсии «Природа под
микроскопом»
с
использованием
современного
оборудования.
Эти
экскурсии заинтересовали педагогов и детей не только в Полярном, но и в
соседних городах, Снежногорск и Гаджиево. Многие жители Полярного
нередко посещают теплицу с целью приобретения растения для украшения
своих квартир.
От учителей начальных классов и биологии регулярно поступают
запросы по ассортименту теплицы для того, чтобы при изучении растений на
уроках окружающий мир и биология у них была возможность придти в
теплицу на учебную экскурсию и показать эти растения ученикам
Ассортимент растений за годы существования теплицы значительно
увеличился и пополняется постоянно. Стали появляться даже экзотические
растения. Но до сих пор в теплице не было справочника имеющихся
растений, который можно было бы использовать для удобства педагогам из
школ и воспитателям детских садов, чтобы они смогли планировать
экскурсии в теплицу на своих уроках и занятиях. Поэтому администрация
МАУДО «ЦДО» обратилась в научное общество «НИКЭ» с предложением
создать справочник растений учебной теплицы.
Цель работы: создание интерактивного справочника растений учебной
теплицы МАУДО «ЦДО» г.Полярный. Задачи:
1.
Выяснить,
какие
принципы
используются
для
составления
справочников.
2. Изучить ассортимент имеющихся в теплице растений (видовой состав,
количество).
3. Научиться создавать QR-коды, содержащие информацию о растениях
учебной теплицы.
4.
На
основании
полученных
сведений
создать
интерактивный
справочник растений учебной теплицы.
Итог: Получили готовый продукт, интерактивный справочник растений
учебной теплицы. Изучив принципы построения справочников, пришла к
выводу, что удобнее будет расположить растения в справочнике в
алфавитном порядке. Для увеличения функциональности справочника,
страницы решила вложить в файлы, чтобы в случае исчезновения какого-
либо экземпляра растения или появления нового была возможность либо
добавить его в справочник, либо убрать из него, не переделывая справочник
полностью. Также в справочнике расположила QR-коды, содержащие
подробную информацию о растениях учебной теплицы.
Педагог способен привить интерес к исследовательской деятельности,
воспитать в детях такие качества как, трудолюбие, ответственность,
любознательность
при
условии
правильной
организации
этой
исследовательской деятельности. Учитывая небогатый собственный опыт
младших школьников, значительную роль в организации исследовательской
деятельности играют не только детские исследования, но и специальные
занятия по формированию соответствующих умений.
Большое значение в подобном виде деятельности школьников имеет
мотивация. Предмет исследования должен вызывать у ребенка личную
заинтересованность.
Также
интерес
к
научно
-
исследовательской
деятельности повышает участие в научно-исследовательских конференциях,
конкурсах и олимпиадах. Дети должны получать удовлетворение от
творческого
процесса,
сопутствующего
научно-исследовательской
деятельности.
Специфика
исследовательской
деятельности
младших
школьников
заключается в её многосубъектности. Кроме обучающегося и его научного
руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки
которых
занятия
исследовательской
деятельностью
значительно
затрудняются.