Напоминание

Народный танец для одаренных детей


Автор: Войтова Ирина Тихоновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Пыть-Ях ХМАО Югра
Наименование материала: учебная программа
Тема: Народный танец для одаренных детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная

программа

«Народный танец»

(для одаренных детей)

Направленность: художественная

Тип программы: общеразвивающая

Срок реализации: 1 год - возраст от 15 - 17лет

Составитель: Войтова Ирина Тихоновна,

педагог дополнительного образования

г. Пыть-Ях

2020г.

Содержание программы

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы.

1.1.

Пояснительная записка—стр.3

1.2.

Цель и задачи программы – стр.4

1.3.

Содержание программы - стр.5

1.4.

Планируемые результаты – стр.8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1.Формы аттестации - стр.8

2.2.Оценочные и методические материалы-стр.8

2.3.Условия реализации программы-стр.10

2.4.Календарный учебный график - стр. 12

2.5.Список литературы-стр.14

1.1.Пояснительная записка

Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, в котором дополнительному образованию

отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка,

удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого

потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в

свободное время;

- особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится

значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его

мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах мировой

хореографической культуры.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Народный танец» составлена в соответствии с правовыми документами,

регламентирующими программы дополнительного образования:

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изменениями);

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

09.09.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р

«Концепция развития дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению

образовательных программ дополнительного образования детей»;

Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от

06.03.2014 № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в

Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».

Направленность программы.

Образовательный курс составлен с учетом прогнозирования конечных

результатов деятельности педагога и ребенка: развитием способностей детей,

повышением престижа хореографического коллектива у родителей и коллег;

повышения социальной адаптации обучающихся.

Главная линия курса заключается в творческой самореализации ребенка. Она дает

обучающимся и педагогу возможность избрать свободный путь познания

хореографического искусства. Активизация и развитие творческих способностей

детей являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Образовательный курс направлен на бесконечный творческий поиск, позволяя

одномоментно осуществлять три части педагогического воздействия - воспитание,

обучение, оздоровление.

Адресат.

Образовательная программа «Народный танец для одаренных детей"

рассчитана на обучение старшего школьного возраста, является дополнительным

курсом к основной программе.

Формы и методы обучения.

Игра

Беседы

Творческие показы

Практические показы

Видео-просмотры

Этюды-импровизации

Участие в конкурсах

Объем и режим занятий.

Продолжительность занятия: 1 академический час – 40 мин, перерыв составляет

десять минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.

Расписание занятий устанавливается руководителем коллектива в

зависимости от занятости детей.

Факторы риска

1.Эпидемии. В период карантинных мер обучающиеся осваивают программу

дистанционно.

2.Стихийные бедствия.

1.2. Цель и задачи программы.

Основная цель – развитие творческих способностей и исполнительских

навыков в области хореографического искусства.

Осваивание новых темпов, ритмов, техники движений в более сложных

постановках. Дальнейшее совершенствование технических возможностей

исполнительства. Формирование навыков актерского мастерства и

выразительности. Выработка навыков концентрации духовных и физических сил.

«Второе», «третье» дыхание. Уметь видеть и исправлять ошибки, неточности,

просчеты друг друга. Традиции преемственности при передаче репертуара

коллектива одного возраста на другой. Воспитание у обучающихся чувства долга и

серьезного отношения к репетиционному процессу. Развитие трудолюбия,

терпения, организованности, целеустремленности.

Основные задачи на период обучения.

Образовательные:

приобретение знаний в области хореографического искусства, изучение

истории танцевальной культуры;

-приобретение исполнительских навыков основ классической, русской,

народной и современной хореографии;

изучение народных традиций и региональных особенностей

хореографической культуры народов мира.

Развивающие:

развитие творческого мышления детей;

обучение обучающихся приемам самостоятельной и коллективной работы,

самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки;

развитие эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта.

Воспитательные:

формирование общей культуры личности ребёнка, способной

адаптироваться в современном обществе;

воспитание у детей активности и самостоятельности общения;

воспитание умения контролировать своё поведение, рефлексии своих

действий;

формирование сценической культуры и художественного вкуса.

1.3.Содержание программы.

Учебный план, 3 часа в неделю.

п/п

Название темы

теория

практика

всего

1.

Организационное занятие

1

1

2.

Азбука музыкального

движения

6

10

16

3.

Элементы классического

танца

5

15

20

4.

Элементы народного танца

5

15

20

5.

Постановочная и

репетиционная работа

10

40

50

6.

Итоговое занятие

1

1

Итого

27

81

108 часов

Содержание учебного плана

Организационное занятие (1 час.)

Подведение итогов года. Перспективный план обновления репертуара.

Подготовка к праздничным и знаменательным датам. Расписание занятий и

репетиций. Беседа руководителя с коллективом и родителями.

Раздел. Азбука музыкального движения (16час.)

Тема. Темповые обозначения: адажио – медленно, виво – живо, ленто –

протяжно, ларго – широко, анданте – неспеша, аллегро – скоро, бодро – в

классическом танце.

Практическая работа: выполнить на середине зала упражнения в темпе адажио.

Тема Темповые обозначения: адажио – медленно, виво – живо, ленто – протяжно,

ларго – широко, анданте – неспеша, аллегро – скоро, бодро – в народном танце.

Практическая работа: выполнить на середине зала упражнения в темпе аллегро.

Элементы классического танца (20 час.)

Теория (5 час.)

Обобщение полученных практических навыков и знаний. Типы координации

движения по степени трудности – однонаправленные, разнонаправленные,

одновременные (ног, рук), разновременные. Рисунок положений, уровней ног и

рук, большие и маленькие позиции рук, позы классического танца.

Последовательность и расклад движений на элементы. Типы прыжков (с двух на

две, с одной на другую, с двух на одну и с одной на две).

Практические занятия (15 час.)

Исполняются все пройденные элементы движений в различных комбинациях, в

более быстром темпе. Упражнения на середине. Исполняются упражнения,

изученные у станка, кроме батмана фондю, батмана фраппэ. Перегибы корпуса.

Элементы народно – сценического танца (20 час.)

Теория (5 час.)

Происхождение некоторых украинских народных движений. Народные

костюмы и музыка.

Поэзия и бытовые краски в итальянских танцах. Народные костюмы, музыка и

ритмы.

Практические занятия (15 час.)

Характерный тренаж. Упражнения у станка. Повторение изученных элементов

в более быстром темпе и в несколько более сложном ритмическом рисунке.

Упражнения на середине. Повторяются элементы движений в комбинациях.

Русский танец. Украинский танец. Элементы итальянского танца.

Живой, веселый, быстрый характер польки. Содержание полонеза. Композиция

из раннее пройденных элементов.

Па польки в парах (положение рук). Композиции из ранее пройденных элементов.

Постановочная и

репетиционная деятельность 50 часов

Осваивание новых темпов, ритмов, техники движений в более сложных

постановках. Дальнейшее совершенствование технических возможностей

исполнительства. Формирование навыков актерского мастерства и

выразительности Выработка навыков концентрации духовных и физических сил.

«Второе», «третье» дыхание. Уметь видеть и исправлять ошибки, неточности,

просчеты друг друга. Традиции преемственности при передаче репертуара

коллектива одного возраста на другой. Воспитание у учащихся чувства долга и

серьезного отношения к репетиционному процессу. Развитие трудолюбия,

терпения, организованности, целеустремленности.

Постановка танца «Зимушка-зима»-русский характер. Постановка танца»

«Картопля» - украинский танец.

Итоговое занятие (1 час.) Зачёт.

1.4.Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны

знать

правила исполнения основных движений экзерсиса у станка и на середине

зала

все аrаbesgue в классическом танце;

терминологию движений классического и народного танца;

положение стопы, колена, бедра - открытое, закрытое.

движения русского танца:

переменный ход, "веревочка", притопы, "ключ

простой", "ключ дробный", «припадание».

движения украинского танца: «

бигунец», «веревочка», «дорожка проста»,

«дорожка плетена», «тынок».

Обучающиеся должны

уметь

исполнять движения на мелодию с затактом;

крепко и устойчиво стоять на полупальцах;

сильно и четко исполнять движение;

исполнить "дроби" русского танца, сочетающие ударные и безударные

движения (синкопы).

запомнить и станцевать простейший русский и народный этюд.

понимать и интересоваться фольклором, народными танцами и костюмами,

связывать характер танца с образом жизни народа и окружающей

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1.

Формы аттестации

Приобретенные навыки и умения обучающихся отслеживаются путем итоговой

диагностики, которая проводится в течение года. В ходе диагностики у

обучающихся выявляется высокий, средний и низкий уровень знаний, умений и

навыков. Проводятся открытые уроки для родителей, педагогов.

2.2.Оценочные и методические материалы

Раздел или тема

программы

Форма

занятий

Приемы,

принципы и

методы

организации

учебно-

воспитательного

процесса

Дидактический

материал

Формы

подведения

итогов

Техническое

оснащение

Организационное

занятие

Групповое,

теоретическое

практическое

Беседа, рассказ,

введение в мир

искусства

Подборка

иллюстраций,

фотоматериалы

Анкетировани

е

Аудиоцентр

Азбука

музыкального

движения.

Темповые

обозначения:

адажио в

классическом

танце.

Темповые

обозначения:

адажио в

народном

танце.

Групповое,

теоретическое

практическое

Показ и

разучивание

движений

Музыкальный

материал

Повтор

Танц.класс,

станок, зеркала,

музыкальный

центр,

Элементы

классического

танца

Исполняются

все пройденные

элементы

движений в

различных

комбинациях, в

более быстром

темпе.

Упражнения на

середине.

Исполняются

упражнения,

изученные у

станка

Групповое,

теоретическое

практическое

Рассказ о темах и

сюжетах. Показ и

разучивание

движений и

рисунков

Музыкальный

материал,

подборка фото,

литературы,

видеоматериалы

Итоговое

занятие

Танц.класс,

станок, зеркала,

музыкальный

центр,

Элементы

народного танца

Характерный

тренаж.

Упражнения у

станка.

Групповое,

теоретическое

практическое

Показ и

разучивание

движений и

рисунков

Музыкальный

материал

Минитестиров

ание по

пройденн ым

темам

Танц.класс,

станок, зеркала,

музыкальный

центр,

Повторение

изученных

элементов в

более быстром

темпе и в

несколько более

сложном

ритмическом

рисунке.

Упражнения на

середине.

Повторяются

элементы

движений в

комбинациях.

Русский танец.

Украинский

танец.

Элементы

итальянского

танца.

Постановочная и

репетиционная

работа

Групповое,

теоретическое

практическое

Показ и

разучивание

движений

Музыкальный

материал

Открытое

занятие

Конкурс

Концерт

Танц.класс,

музыкальный

центр

Итоговое занятие

Групповое,

теоретическое

практическое

Показ и

разучивание

движений и

рисунков

Аудио,

музыкальный

материал

Минитестиров

ание по

пройденн ым

темам

Танц.класс,

зеркала,

музыкальный

центр,

Для отслеживания результативности образовательного процесса используется таблица

Этап обучения

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1полугодие

обучения

Повторение за педагогом

несложных движений,

музыкальных ритмов

Правильное повторение

за педагогом движений и

ритмических рисунков.

Наличие базовых знаний

Исполнение всех

пройденных движений.

Знание терминологии и

методики исполнения

пройденных движений.

2 полугодие

обучения

Повторение за педагогом

несложных движений,

музыкальных ритмов

Выразительное

исполнение пройденного

материала. Четкость,

координированность.

Умение

самостоятельно

исполнять танец

2.3. Условия реализации программы.

Методическая работа педагога

Для реализации данной программы нужен педагог со средним специальным

или высшим образованием в области хореографии.

Значимым моментом для работы по данной образовательной программе

является:

разработка методических пособий;

планирование и анализ педагогической деятельности;

организация и проведение открытых занятий;

участие в мастер - классах, стажерских площадках, семинарах, конференциях,

праздниках;

участием в творческих встречах по обмену опытом с коллективами области и

России;

совершенствование профессионального мастерства (курсы повышения

квалификации, участие в городских и областных методических совещаниях по

обобщению опыта, выступления на научно-практических конференциях);

организация и проведение открытых занятий для коллег и родителей.

Работа с родителями

родительские собрания; консультации;

анкетирование;

открытые занятия.

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной

литературы

1.

Антропова Л.В. Теория и методика преподавания классического танца.- Орел:

ОГИИК, 2000.

2. Антропова Л.В. Эволюция экзерсиса классического танца.- Орел: ОГИИК, 2001.

3. Барышникова Т. Азбука хореографии. - С-Пб., 1996 .

4. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных

заведениях.- Киев, 1968 .

5. Бухвостова Л.В., Щекотихина С.А. Композиция и постановка танца.- Орел:

ОГИИК, 2001.

6. Бухвостова Л.В., Щекотихина С.А. Мастерство хореографа.- Орел: ОГИИК,

2004.

7. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец.- М., 1968 .

8. Васильева Е. Танец. - М., 1968 .

9. Давайте танцевать! – М.: Молодая гвардия, 2004.

10. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. В 2-х

ч. Ч.1.- Орел, 2003.

11. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. В 2-х

ч. Ч.2.- Орел, 2004.

12. Климов А. Основы русского народного танца. - М., 1994.

13. Костровицкая. В. 100 уроков классического танца. - Л., 1981.

14. Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии.- Орел: ОГИИК,

2001.

15. Окунева В.В. Русские народные хороводы и танцы. - М., 1948.

16. Роот З. Танцы в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2006.

17. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.

18. Фоменко И.М. Основы народно-сценического танца.- Орел: ОГИИК, 2002.

Сборники

19. Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. – Минск, 1974.

20. Захарова В. Радуга русского танца. – М., 1986.

21. Танцы народов СССР. – М., 1954.

22. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1954.

23. Устинова Т. Русский танец. – М., 1976.

Список литературы для детей и родителей

1. Андреева Л.Д. Мир Терпсихоры.- М.: Музыкальная литература, 1980 .

2. Ваганова А.Я. Классический танец.- М.: Музыкальная литература, 1973.

3. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество,

праздники года. – С.-Пб: «Дамаск» 1999. – 176с., н.

4. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия.

Праздники, обряды и обычаи. - М.: изд. ЭКСМО, 2005.

5. Захаров Р.С. Композиция, постановка танца.- М.: Музыкальная литература,

1989.

6. Климов А.А.Русский народный танец. Выпуск 1. Учебное пособие. Изд. При

участии ТООО «Либерея». 1996.

7. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки

общеобразовательных школ. - М.: Мнемозина, 1996.

8. Ордакулис А. А. В мире стэпа.- М.: Музыкальная литература, 1999.

9. Праздники народов России. Энциклопедия /Бронштейн М. М. , Жуковская Н.Л.

и др. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.

10. Резникова З.П. Приглашение к танцу.- М.: Музыкальная литература,1996.



В раздел образования