Автор: Трехонина Евгения Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 5 г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов упрощения фактуры в процессе чтения аккомпанемента с листа на материале песни Э. Грига на слова К.Х. Андерсена "Избушка"
Раздел: дополнительное образование
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Использование приемов упрощения фактуры в процессе чтения
аккомпанемента с листа
(на материале песни Э. Грига на слова К.Х. Андерсена «Избушка»)
Преподаватель МБУ ДО ДШИ № 5
Трехонина Евгения Владимировна
Самара, 2020
2
Содержание
Введение…………………………………………………………………….с. 3
1.Основные особенности чтения аккомпанемента с листа……………с. 5
2. Приёмы упрощения фактуры при чтении аккомпанемента с листа,с. 6
3. Использование приёмов упрощения фактуры на примере песни Э.
Грига на слова К.Х. Андерсена «Избушка»...…………………………с. 6
Заключение…………………………………………………………….…...с. 7
Список литературы…………………………………………….………….с. 8
3
Введение
Особенностью инструментального исполнительства в последнее время
является тот факт, что концертмейстерские умения и навыки становятся все
более востребованными в практической деятельности музыканта.
Не только для концертмейстера, но и для любого музыканта, умение
читать нотный текст с листа и аккомпанировать с листа неоценимо, т.к.
сокращает время подготовки к занятиям, обогащает вокальный и фортепианный
репертуар, дает возможность свободно и художественно полноценно прочитать
незнакомый текст без предварительной подготовки на уроке или неожиданных
ситуациях на концертах.
Но способность к беглому чтению и аккомпанированию с листа дана не
каждому, поэтому так важно развивать ее любому инструменталисту. .
Следовательно, необходим поиск методов, приёмов, средств формирования
концертмейстерских умений и навыков
«Прочесть произведение с листа - значит быстро схватить и эскизно
передать
эмоционально-образный
смысл
музыки.
При
некоторой
приблизительности воспроизведения нотной записи», - так определяет чтение
музыки с листа К.А. Цатурян [2,с.138].
Цель
данной
работы:на
основе
теоретического
анализа
научно-
методической литературы, посвящённой особенностям использования методов
и приемов чтения аккомпанемента с листа, изучить особенности использования
приемов упрощения фактуры.
В работе выделяются следующие задачи:
- раскрыть основные особенности чтения аккомпанемента с листа;
- на основе анализа взглядов педагогов-пианистов систематизировать
приемы упрощения фактуры в процессе чтения аккомпанементас листа;
- проанализировать возможность использования приёмов упрощения
фактуры на примере песни Э. Грига на слова К.Х. Андерсена «Избушка».
4
Практическое
значение
состоит
в
полезной
информации
и
рекомендациях для применения в профессиональной деятельности педагогов-
концертмейстеровметодов и приемов чтения аккомпанемента с листа.
5
1. Основные особенности чтения аккомпанемента с листа
Основными навыками аккомпаниатора являются: быстрое вникание в
замысел произведения, предвидение линии развития музыкального образа,
чувства характера музыки, внимательность к смене темпа, тональности,
фактуры и ритмическим изменениям.
Но
основная
роль
в
деятельности
концертмейстера
принадлежит
выработке навыкам ЧТЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА С ЛИСТА, умению
безостановочного исполнения, т.е. способности видеть музыкальный материал
в целом, а не отдельными нотными знаками. Чтение с листа означает вполне
художественное исполнение сразу, без подготовки. Важно быстро понять
художественный смысл произведения. "Прочтение нотного текста должно быть
одновременно и прочтением музыкального содержания, заключенного в этом
тексте",- подчеркивает Н. Крючков.
Итак, читка с листа - это усвоение максимума информации в минимум
времени.
Выделим основные особенности чтения аккомпанемента с листа:
-присутствие ещё одного исполнителя;
-умение видеть (играть) 3-х строчечную фактуру (как по горизонтали, так
и по вертикали);
-точность прочитывания нотного текста;
-безостановочность исполнения;
-владение навыками упрощения фактуры;
-умение
гибко
переключаться
с
одной
звучности
на
другую
(сопровождение и инструментальные фрагменты);
-многоплоскостное внимание;
-эмоционально-волевая мобильность;
-устойчивость к ошибкам на эстраде
6
2.
Приёмы упрощения фактуры при чтении аккомпанемента с листа
Важным моментом, способствующим повышению быстрого охвата
текста, для осуществления ансамблевого единства и концентрации внимания на
особенностях
интерпретации
солиста
будет
упрощение
сложной
фортепианной фактуры, так как в процессе исполнения используются только
главные
элементы,
а
второстепенные
сокращаются
или
значительно
облегчаются. Грамотное упрощение фактуры заключается в сохранении
главных элементов мелодии и баса, гармонической основы сопровождения и
сокращении подголосков, украшений дублирующих звуков в четыре – пяти
звучных
аккордах,
упрощений
терцовых,
октавных,
аккордовых
последовательностей, различных способов исполнения тремоло как метрически
размеренное чередование звуков с произвольной быстротой и упрощение
репетиций, включающее в себя чередование рук. «Максимум музыки и
минимум нот» - так говорят опытные пианисты.
Вот основные приемы упрощения фактуры:
-облегчение
или
перемещение
аккордов
и
интервальных
последовательностей;
-перемещение баса;
-распределение гармонической фактуры между руками;
-преобразование или опускание подголосков и украшений;
-преобразование ритмически усложненных последовательностей;
-преобразование
разложенных
гармонических
фигураций
в
основные.
3.
Использование приёмов упрощения фактуры на примере песни Э.
Грига на слова К.Х. Андерсена «Избушка»
7
При чтении с листа аккомпанемента песни Э.Грига «Избушка» возможно
использование следующих приемов упрощения фактуры:
1.Облегчение интервальных последовательностей в обеих руках. Прием
можно использовать в первой части песни.
Я рекомендую убрать в правой руке терцию и октаву в правой руке в
пунктирной группе,но оставить октаву на осносительно сильной доле,так как
фактура и так достаточно прозрачна и не стоит ее чрезмерно упрощать (может
пострадать художественный замысел-музыкально-поэтическая идиллия).
Возможно
и
использование
такого
приема,
как
преобразование
ритмически усложненных последовательностей. Например, оставить в левой
руке только квинты – первая доля и затакт к первой доле.Это сохранит близость
произведения к народной песне,ее национальный колорит.
2. Преобразование или опускание подголосков и украшений.
Этот прием актуален для второй части произведения, где происходит
смена тональности,ритмического рисунка аккомпанемента. Здесь же появляется
синкопы и подголоски,которые можно убрать совсем или оставить только в
партии правой руки. В левой же руке я бы оставила только бас на первой и
секстаккод
на четвертой долях (особенно
для
осваивающего
чтение
аккомпанемента с листа ученика),так как неверные разрешения будут сильно
заметны.
Использование других приемов я не считаю необходимым,так как темп
произведения
Allegrettо
и
тональность
Edur
дают
концертмейстеру
возможность спокойно ориентироваться на клавиатуре, исполняя произведение
практически не глядя на неё.
Заключение
Игра с листа нотного текста представляет собой одну из самых сложных
форм чтения вообще. Задействуются слуховые, зрительные, двигательные,
мыслительные и психологические процессы. Формирование навыка зависит от
8
многих
обстоятельств: от систематической
и сознательной работы,
от
целенаправленности
приемов.
Разнообразность
методических
приёмов
позволяет
остановиться
на
соответствующем
выборе,
учитывая
индивидуальность каждой личности.
Список литературы
1. Коган Г.М. О фортепианной фактуре. М.: Советский композитор,
1961.193с.
2. Цыпин Г.М.Обучение игре на фортепиано: Учеб.пособие. М.:
Просвещение, 1984. 176 с.
3.
Шендерович Е. М.О преодолении пианистических трудностей в
клавирах: Советы аккомпаниатора. 2-е изд., испр. и доп. М.: Музыка, 1987. 60 с.
4. Загулина Ф.Ф. Развитие навыка чтения и аккомпанирования с листа как
фактор творческого и интеллектуального роста концертмейстера и учителя
музыки в общеобразовательном учреждении[Электронный ресурс].