Напоминание

Использование приемов упрощения фактуры в процессе чтения аккомпанемента с листа на материале песни Э. Грига на слова К.Х. Андерсена "Избушка"


Автор: Трехонина Евгения Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 5 г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов упрощения фактуры в процессе чтения аккомпанемента с листа на материале песни Э. Грига на слова К.Х. Андерсена "Избушка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Использование приемов упрощения фактуры в процессе чтения

аккомпанемента с листа

(на материале песни Э. Грига на слова К.Х. Андерсена «Избушка»)

Преподаватель МБУ ДО ДШИ № 5

Трехонина Евгения Владимировна

Самара, 2020

2

Содержание

Введение…………………………………………………………………….с. 3

1.Основные особенности чтения аккомпанемента с листа……………с. 5

2. Приёмы упрощения фактуры при чтении аккомпанемента с листа,с. 6

3. Использование приёмов упрощения фактуры на примере песни Э.

Грига на слова К.Х. Андерсена «Избушка»...…………………………с. 6

Заключение…………………………………………………………….…...с. 7

Список литературы…………………………………………….………….с. 8

3

Введение

Особенностью инструментального исполнительства в последнее время

является тот факт, что концертмейстерские умения и навыки становятся все

более востребованными в практической деятельности музыканта.

Не только для концертмейстера, но и для любого музыканта, умение

читать нотный текст с листа и аккомпанировать с листа неоценимо, т.к.

сокращает время подготовки к занятиям, обогащает вокальный и фортепианный

репертуар, дает возможность свободно и художественно полноценно прочитать

незнакомый текст без предварительной подготовки на уроке или неожиданных

ситуациях на концертах.

Но способность к беглому чтению и аккомпанированию с листа дана не

каждому, поэтому так важно развивать ее любому инструменталисту. .

Следовательно, необходим поиск методов, приёмов, средств формирования

концертмейстерских умений и навыков

«Прочесть произведение с листа - значит быстро схватить и эскизно

передать

эмоционально-образный

смысл

музыки.

При

некоторой

приблизительности воспроизведения нотной записи», - так определяет чтение

музыки с листа К.А. Цатурян [2,с.138].

Цель

данной

работы:на

основе

теоретического

анализа

научно-

методической литературы, посвящённой особенностям использования методов

и приемов чтения аккомпанемента с листа, изучить особенности использования

приемов упрощения фактуры.

В работе выделяются следующие задачи:

- раскрыть основные особенности чтения аккомпанемента с листа;

- на основе анализа взглядов педагогов-пианистов систематизировать

приемы упрощения фактуры в процессе чтения аккомпанементас листа;

- проанализировать возможность использования приёмов упрощения

фактуры на примере песни Э. Грига на слова К.Х. Андерсена «Избушка».

4

Практическое

значение

состоит

в

полезной

информации

и

рекомендациях для применения в профессиональной деятельности педагогов-

концертмейстеровметодов и приемов чтения аккомпанемента с листа.

5

1. Основные особенности чтения аккомпанемента с листа

Основными навыками аккомпаниатора являются: быстрое вникание в

замысел произведения, предвидение линии развития музыкального образа,

чувства характера музыки, внимательность к смене темпа, тональности,

фактуры и ритмическим изменениям.

Но

основная

роль

в

деятельности

концертмейстера

принадлежит

выработке навыкам ЧТЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА С ЛИСТА, умению

безостановочного исполнения, т.е. способности видеть музыкальный материал

в целом, а не отдельными нотными знаками. Чтение с листа означает вполне

художественное исполнение сразу, без подготовки. Важно быстро понять

художественный смысл произведения. "Прочтение нотного текста должно быть

одновременно и прочтением музыкального содержания, заключенного в этом

тексте",- подчеркивает Н. Крючков.

Итак, читка с листа - это усвоение максимума информации в минимум

времени.

Выделим основные особенности чтения аккомпанемента с листа:

-присутствие ещё одного исполнителя;

-умение видеть (играть) 3-х строчечную фактуру (как по горизонтали, так

и по вертикали);

-точность прочитывания нотного текста;

-безостановочность исполнения;

-владение навыками упрощения фактуры;

-умение

гибко

переключаться

с

одной

звучности

на

другую

(сопровождение и инструментальные фрагменты);

-многоплоскостное внимание;

-эмоционально-волевая мобильность;

-устойчивость к ошибкам на эстраде

6

2.

Приёмы упрощения фактуры при чтении аккомпанемента с листа

Важным моментом, способствующим повышению быстрого охвата

текста, для осуществления ансамблевого единства и концентрации внимания на

особенностях

интерпретации

солиста

будет

упрощение

сложной

фортепианной фактуры, так как в процессе исполнения используются только

главные

элементы,

а

второстепенные

сокращаются

или

значительно

облегчаются. Грамотное упрощение фактуры заключается в сохранении

главных элементов мелодии и баса, гармонической основы сопровождения и

сокращении подголосков, украшений дублирующих звуков в четыре – пяти

звучных

аккордах,

упрощений

терцовых,

октавных,

аккордовых

последовательностей, различных способов исполнения тремоло как метрически

размеренное чередование звуков с произвольной быстротой и упрощение

репетиций, включающее в себя чередование рук. «Максимум музыки и

минимум нот» - так говорят опытные пианисты.

Вот основные приемы упрощения фактуры:

-облегчение

или

перемещение

аккордов

и

интервальных

последовательностей;

-перемещение баса;

-распределение гармонической фактуры между руками;

-преобразование или опускание подголосков и украшений;

-преобразование ритмически усложненных последовательностей;

-преобразование

разложенных

гармонических

фигураций

в

основные.

3.

Использование приёмов упрощения фактуры на примере песни Э.

Грига на слова К.Х. Андерсена «Избушка»

7

При чтении с листа аккомпанемента песни Э.Грига «Избушка» возможно

использование следующих приемов упрощения фактуры:

1.Облегчение интервальных последовательностей в обеих руках. Прием

можно использовать в первой части песни.

Я рекомендую убрать в правой руке терцию и октаву в правой руке в

пунктирной группе,но оставить октаву на осносительно сильной доле,так как

фактура и так достаточно прозрачна и не стоит ее чрезмерно упрощать (может

пострадать художественный замысел-музыкально-поэтическая идиллия).

Возможно

и

использование

такого

приема,

как

преобразование

ритмически усложненных последовательностей. Например, оставить в левой

руке только квинты – первая доля и затакт к первой доле.Это сохранит близость

произведения к народной песне,ее национальный колорит.

2. Преобразование или опускание подголосков и украшений.

Этот прием актуален для второй части произведения, где происходит

смена тональности,ритмического рисунка аккомпанемента. Здесь же появляется

синкопы и подголоски,которые можно убрать совсем или оставить только в

партии правой руки. В левой же руке я бы оставила только бас на первой и

секстаккод

на четвертой долях (особенно

для

осваивающего

чтение

аккомпанемента с листа ученика),так как неверные разрешения будут сильно

заметны.

Использование других приемов я не считаю необходимым,так как темп

произведения

Allegrettо

и

тональность

Edur

дают

концертмейстеру

возможность спокойно ориентироваться на клавиатуре, исполняя произведение

практически не глядя на неё.

Заключение

Игра с листа нотного текста представляет собой одну из самых сложных

форм чтения вообще. Задействуются слуховые, зрительные, двигательные,

мыслительные и психологические процессы. Формирование навыка зависит от

8

многих

обстоятельств: от систематической

и сознательной работы,

от

целенаправленности

приемов.

Разнообразность

методических

приёмов

позволяет

остановиться

на

соответствующем

выборе,

учитывая

индивидуальность каждой личности.

Список литературы

1. Коган Г.М. О фортепианной фактуре. М.: Советский композитор,

1961.193с.

2. Цыпин Г.М.Обучение игре на фортепиано: Учеб.пособие. М.:

Просвещение, 1984. 176 с.

3.

Шендерович Е. М.О преодолении пианистических трудностей в

клавирах: Советы аккомпаниатора. 2-е изд., испр. и доп. М.: Музыка, 1987. 60 с.

4. Загулина Ф.Ф. Развитие навыка чтения и аккомпанирования с листа как

фактор творческого и интеллектуального роста концертмейстера и учителя

музыки в общеобразовательном учреждении[Электронный ресурс].



В раздел образования