Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над произведениями технического плана"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
ПО КЛАССУ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
Тема: «Работа над произведениями технического плана»
Составитель: преподаватель ДМШ
Овакимян
Н.Т.
п. Мирный
2020 г.
План
открытого урока
по специальности фортепиано
преподавателя Овакимян Н.Т.
с учащейся 4 класса П*** Варварой
Дата проведения: 13.02. 2020 г.
Тема: «Работа над произведениями технического плана».
Тип занятия: урок - отработка технических навыков в упражнениях, гаммах
и произведениях технического плана.
Форма урока: индивидуальная.
Цель
урока. Обучение
учащейся
самостоятельности
в
анализе
разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы
технического плана.
Задачи урока:
1. познакомить учащуюся с техническими приёмами и отработать их в
конкретных произведениях;
2. воспитывать в учащейся волю для достижения положительных
результатов в труде;
образовательные:
расширить музыкальный кругозор учащейся;
искать рациональные приемы игры на фортепиано;
учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие
развивать образное мышление;
развивать игровые навыки;
совершенствовать навык игры по нотам;
развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
развивать чувство ритма;
развивать инициативу в творчестве;
2
развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
воспитывать интерес к предмету и инструменту;
воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
воспитывать ответственность за результаты своего труда;
воспитывать контроль за своими действиями;
воспитывать культуру поведения за инструментом.
Ноты музыкальных произведений:
1.
Упражнения Ш. Ганона (№№ 1,3,5,6);
2.
Гаммы, арпеджио, аккорды (E - dur, cis - moll);
3.
К. Черни, Этюд №2, ор. 821;
4.
Т. Остен «Танец в масках».
Ожидаемый результат. Учащаяся познакомится с приёмами и методами,
помогающими в преодолении технических трудностей.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,
- метод анализа и синтеза.
Ход урока
1. Организационный этап:
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела учащейся от зажимов (для шеи, кисти и
пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели»,
«Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения
3
кистями,
сгибания
и
разгибания
пальцев
к
себе,
от
себя).
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный,
локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Приём работы: объяснительно-показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Учащаяся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные
преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи
свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без
напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2) показ учащейся гамм E - dur, cis - moll: темп и все условия сохраняются,
как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды
торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в
ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке
инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков поступательном
движении,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При
игре гамм важно
обратить внимание учащейся на аккуратное
подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность,
округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики
пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная
аппликатура. При тщательной работе, при систематическом закреплении
навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется.
В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении
4
движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в
воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить
аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения,
ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами
в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы
активно
работают
подушечками,
они
сильные,
как
клюв
птицы).
Если есть ритмические неровности (например: а) в начале каждого такта
опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина -
непонимание
учащейся
длины
временного
звучания
шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина -
слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на
пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность
в гаммах, причина - отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке
инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной
работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих
вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если
хочется
добиться
более
высоких
результатов
исполнения.
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу, необходимо выучить нотный текст.
Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой
рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках),
приём многократных повторений с наименьшими затратами движений
корпуса, рук, пальцев. Учащаяся при такой работе находит удобные для
исполнения
движения
рук
и
корпуса,
индивидуальную
аппликатуру,
запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники
и приёмов игры с тем, чтобы учащаяся опробовала их на практике, находила
5
свои позиции в игре, включала мышление и внимание как внешнее, так и
внутреннее. Темп может быть умеренно - средний, но штрихи, динамика,
фразировка,
дыхание
фраз
обучающийся
должен
отработать
в
самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во
фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение,
проиграв его целиком в среднем темпе выявив, таким образом, слабые места
в тексте. В результате анализа учащаяся сама может сформулировать для
себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и
методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке
инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все
недочёты,
выявленные
с
помощью
наводящих
вопросов
преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если
хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона (№3) отработать на крышке инструмента в
медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе
над упражнениями у учащейся имеются из собственного опыта работы.
Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2.
Этюд.
Отработать
гаммы,
интервалы,
моменты
совпадения
рук,
синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного
аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10, ор. 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук,
проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ
6
каждой части. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями,
вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого
результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с учащейся, что понравилось на уроке, почему. Что она хотела бы
исправить. Что нового можно привнести в урок.
Характеристика учащейся
Варваре – 10 лет.
На момент проведения урока имеет хороший
музыкальный
слух
и
память.
Чувство
ритма
недостаточно
развито.
Эмоционально отзывается на все проявления музыкального развития.
Хорошо принимает критику, видит свои ошибки и не боится критиковать
своё
исполнение.
Есть
успехи
в
обучении.
Доброжелателена
и
коммуникабелена.
Старается
хорошо
разбирать
нотный
текст,
систематически учится читать с листа, внимательно подбирает по слуху
знакомые произведения. На концертных площадках справляется с волнением.
Учащаяся может результативно работать на уроке и дома.
Методическая литература
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993;
7
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995;
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991;
4. Ш. Ганон. Пианист - виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости,
независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости
запястья, изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2002.
Преподаватель ФПО Овакимян Н.Т. ___________
8