Напоминание

"ИКТ ФГОС


Автор: Ильина Саргылана Лукична
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Тускул"
Населённый пункт: Верхневилюйский улус РС Я
Наименование материала: Развивающая программа детского движения "Сомоҕо"
Тема: "ИКТ ФГОС
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества «Тускул»

МР «Верхневилюйский улус (район)»

Согласовано:

«__» __________ 2020 г.

на педагогическом совете:

№ протокола _________

Утвержден:

«__» __________ 2020 г.

И.о.

д

иректора МБУ ДО ЦДТ

«Тускул»______

Иванова М.И.

Программа

детской общественной организации

«Сомого» (Единение)

по развитию личностного

роста учащихся Верхневилюйского улуса

Программа рассчитана на 3 года

Возраст учащихся: с 12 по 17лет.

Составитель: Ильина С.Л.

руководитель ДОО «Сомоҕо»

с. Верхневилюйск -2020 г.

Паспорт программы

Полное наименование программы

Программа детской общественной организации

«Сомого» (Единение) по развитию личностного

роста учащихся Верхневилюйского улуса ЦДТ

«Тускул»

Руководитель программы

Ильина Саргылана Лукична

Учредитель

Администрация МР «Верхневилюйский улус

(район)»

Организация

МБУ ДО «Центр детского творчества «Тускул»

Верхневилюйский улус(район)

Адрес организации, телеф. факс

678230, РС(Я) Верхневилюйский улус. с

Верхневилюйск ул 50 лет ЯАССР, д 13

Цель программы

Основной целью программы является

создание единой системы улусных детских

общественных организаций, а также воспитание

социально-активной личности, полноправного

субъекта жизнедеятельности, то есть осознание,

реализация

и

развитие

мотивов,

идеалов,

возможностей и потребностей в соответствии с

ценностями гражданского общества.

Направленность программы

Социальное-педагогическое

Сроки реализации

Продолжительность обучения 3 года

Вид программы

Модифицированный

Уровень программы

Дополнительное

Уровень освоения программы

Профильный, ориентированный,

общекультурный.

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Актуальность программы

3.Цели и задачи

4.Основные направления:

- Культурно-массовые мероприятия

- Подпрограмма « Лидер»

- Организационные мероприятия

- Методическое обеспечение

5. Взаимодействие с учреждениями улуса

6. Ожидаемые результаты

7. Заключение

8. План работы

9. Использованная литература

1. Пояснительная записка

Современное

состояние

воспитания

в

школе

во

многом

определяется

экономической, политической и социальной ситуацией в нашем обществе. Сегодня

значительная часть общества, особенно молодежь, оказалась без четкого понимания

основных ценностных ориентиров в системе духовно-нравственного и гражданского

воспитания, что отрицательно повлияло на социализацию и адаптацию молодежи в

современных условиях макросоциума РФ и становление личности будущего поколения

граждан России. Поэтому сейчас большое значение приобретает поиск и разработка

принципиально

новых

подходов

в

формировании

патриотического

сознания

и

гражданской позиции молодежи.

Еще одной из важнейших проблем современной молодежи является «нездоровое

поколение», в это понятие вкладывается не только значительное ухудшение здоровья

школьников по сравнению с предыдущими поколениями выпускников, но и ведение

нездорового образа жизни современными подростками и молодежью. Поэтому, сейчас

очень важно заниматься формированием ценности здорового образа жизни у детей. Так

как ребенок, имеющий представление об окружающем мире, о гражданском обществе, об

экологических катастрофах и их последствиях, знающий о важности сохранения своего

здоровья, способен создать благополучную атмосферу вокруг себя и своих близких,

общества и стать настоящим гражданином своей страны.

Детская общественная организация «Сомоҕо»» - это самостоятельный коллектив

детей объединенных на добровольной основе для совместной деятельности в целях

удовлетворения

индивидуальных

и

социальных

потребностей,

способствующих

социализации личности. ДОО «Сомо5о»» объединяет по инициативе учащихся и

педагогов школ улуса, она создает условия для развития творческих способностей

школьников, для их образования, самореализации и самоуправления.

По характеру содержания и структуре программа ДОО «Сомоҕо»» - обучающее -

воспитательная.

Воспитание

бережного,

внимательного

отношения

к

окружающей

среде,

расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, становятся в

настоящее время неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования.

Еще одно воспитательное направление работы ДОО «Сомоҕо» является

гражданственность.

Понятие

«гражданственность»,

«гражданское

воспитание»,

«патриотическое воспитание» на сегодняшний день является актуальным для нашего

государства, для нормального становления и развития современного детского коллектива

и полноценной подготовки его представителей к жизни в современном гражданском

обществе необходимы:

- демократическое жизнеустройство детского сообщества;

- погружение детского сообщества в реальные экономические и хозяйственные

отношения;

- специальные программы формирования характера и укреплениездоровья.

Необходимо оценить всю значимость игровых программ, поняв, что дети не

играют, а живут в игровой среде, приобретая неоценимый опыт нового социального

взаимодействия.

Задача социального становления личности важна для любого общества. От того,

какие ценности будут сформированы у детей и подростков сегодня, от этого и будет

зависеть, насколько молодежь будет готова к новому типу социальных отношений.

В концепции модернизации образования сформулированы приоритеты системы

образования, среди которых выделена готовность выпускников школ, нести личную

ответственность за собственное, здоровье, благополучие и благополучие общества,

освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих

социальную адаптацию выпускников к условиям меняющегося общества.

Координатор или руководитель детской организации должен помочь подросткам

через деятельность детского объединения, развить свои личностные качества, привить

желание стремится к здоровому образу жизни, помочь стать полностью участником

социальной, политической, экономической и духовной жизни общества.

Данная программа предназначена, для формирования ответственного отношения

учащихся к окружающей природной среде, активизации гражданской позиции и

формирование у школьников понятия о здоровом образе жизни, развивает эмоционально-

волевую

сферу

личности.

Особенно

такие

качества

как:

инициативность,

самостоятельность, активность, ответственность, компетентность, самообладание.

По

продолжительности

программа

является

долгосрочной.

Участниками

программы являются члены детской организации «Сомоҕо», учащиеся школы (педагоги и

родители).

Понятием «Детская организация» обозначается особый тип детских общественных

объединений.Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое

детское общественное движение, создаваемое для реализации какой-либо социально

ценной идеи (цели), имеющие регулирующие его деятельность, нормы и правила,

зафиксированные в Уставе или иным учредительном документе, выраженную структуру и

фиксированное членство.

Общественным считается детское объединение, которое:

- создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей, взрослых

и

не

является

непосредственным

структурным

подразделением

государственного

учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе

материально-финансовой;

- осуществляет социально-творческую деятельность;

- не ставит своей (Уставной) целью получение прибыли и распределение её между

членами объединения;

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные

организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также

ассоциации (Федерации, союзы) таких объединений.

В каком случае школьник хочет общаться в творческом коллективе? Когда ему в

коллективе уютно и очень интересно. Когда содержание общения в коллективе имеет

проблемный характер. Оно становится таковым, если отражает проблемы становления

личности на каждом возрастном этапе, социально-ориентирующий характер общения в

коллективе. Имеется в виду расширенное видение мира школьниками, познание

различных сторон действительности, человеческих отношений в их многообразии,

определение собственной позиции в мире.

Каковы же пути создания этих условий? Основной путь- создание разнообразной

жизнедеятельности в коллективе. Она становится базой и

содержанием отношения

школьников, если строится на основе сочетания педагогического управления и

самоуправления

учащихся.

Ученическое

самоуправление

в

современной

школе

заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам

демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в

коллективе. Добровольные общественные объединения- признаны школой формирования

лидерских качеств, социализации, самореализации, самоопределения личности совсем

еще молодого человека. В школах накоплен позитивный опыт деятельности детских

организаций по разным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового

образа жизни, милосердия, патриотического и гражданского воспитания.

Чем же детская общественная организация может помочь ребенку? Прежде всего,

такими качествами: как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами,

командовать и подчиняться, помогать другим, осуществлять их замыслы и планы, и

наконец, осуществлять свои. Конечно, организация учит дисциплине, организованности.

Первой детской организацией в улусе стала «Эркээйи», созданная в 1993 году.

Далее появились новые организации и объединения. В данное время в улусе действует 34

детских общественных организаций и объединений: экологические, патриотические,

краеведческие, правовые, образовательные. Все школьные детские объединения работают

по программам, в школах улуса действует система ученического самоуправления.

В 2001 году при детском центре «Тускул» создан Союз детских общественных

объединений по программе «Үөһээ Бүлүү кэскилэ», объединяющая организации улуса. В

связи с реорганизацией ДЦ «Тускул» в Центр воспитательной работы и дополнительного

образования детей назрела необходимость в создании новой программы для улусного

союза детских общественных объединений. Программа ДОО «Сомоҕо» действует в

условиях сетевого взаимодействия. Данная программа разработана с учетом требований и

методических разработок следующих авторов: З.А.Каргиной, В.А.Калугиной.

Актуальность

программы.

Развитие

взаимодействия

детского

движения

«Сомо5о» с детскими общественными движениями школ улуса, создание дружеских

отношений между школьниками. Развитие у учащихся чувства гражданственности и

патриотизма, как важнейших духовно-нравственных качеств. Расширение условий для

реализации детских инициатив.

Цели и задачи. Основной целью программы является создание единой системы

улусных детских общественных организаций, а также воспитание социально-активной

личности, полноправного субъекта жизнедеятельности, то есть осознание, реализация и

развитие мотивов, идеалов, возможностей и потребностей в соответствии с ценностями

гражданского общества.

Для реализации данной цели необходимо ставить следующие задачи:

- обеспечение, укрепление связей (контактов) между лидерами организаций и

активом школьного самоуправления;

- привлечение детей и подростков в различные организации;

- развитие и самовыражение личности на основе гуманизма, общечеловеческих

ценностей;

- патриотическое воспитание детей;

- воспитание нравственной культуры;

-

обеспечение

каждому

ребенку

возможности

проявить

свои

склонности,

удовлетворить свой интерес.

Основные направления образовательной деятельности:

1. Культурно-массовые мероприятия

- конкурс «Вожатый года» (проводится раз в 2 года)

- интеллектуальный конкурс «Еркен-ей» (проводится ежегодно совместно с

детской библиотекой)

- Фестиваль Саха-КВН (проводится ежегодно, победители принимают участие на

региональных, республиканских турах фестиваля Саха-КВН)

- сбор ко Дню Пионерии (проводится ежегодно на природе, соблюдая традиции

пионерских сборов прошлых лет)

- акции «Полка добра», «Добрые уроки», «Дети ангелы», «Подари книгу», «Наше

наследие» по сохранению и возрождению памятников и т.д.

- Тимуровское и волонтерское движения;

- дебаты, ток-шоу;

2. Подпрограмма «Лидер»

- «Школа лидеров» (проводится 4 раза в год, каникулярное мероприятие,

проводимое в целях воспитания лидерских качеств)

- деловые игры.

- конкурс «Лидер года» (проводится ежегодно, в целях выявления лучшего лидера

ДОО и школьного самоуправления)

- слет участников ДОО (проводится ежегодно)

- сборы детских движений;

- выпуск радиопередачи «Сомо5о»;

- экспедиции по ДОО «Десант» (новая форма работы с детскими организациями)

- коммунарские сборы;

- работа актива ДОО «Сомо5о»;

3. Патриотическое воспитание:

- «Лидер года»;

- «Басхан»;

- «Будущий дипломат»;

- «Лидер ХХIвека»;

- «Молодой лидер»;

4. Социально-значимые мероприятия:

- акции;

- слеты, сборы;

- защита проектов;

5. Организация летней занятости:

- Лагерь «Школа лидеров» (5 год подряд активно работает)

6. Организационные мероприятия:

- собрания активистов детского движения «Сомо5о»;

- совещания организаторов ДОО улуса;

-Подготовка к мероприятиям;

7. Методическое обеспечение:

- семинары, мастер-классы в целях распространения опыта работы;

-организация

практической

консультативной

помощи:

контроль

реализации

программ

и

уставов

ДОО,

практические

консультации

руководителям

ДОО

образовательных учреждений;

-Установочные семинары-практикумы организаторов ДД;

-Обновление базы данных организаторов ДД;

- Ознакомление программы ЕДД (Единого детского движения РС(Я);

- Ознакомление проекта РДШ (Российское движение школьников);

- республиканская экспедиция «Юный вожатый - Школьный педагогический отряд»

-республиканский конкурс социально-педагогических проектов ДОО;

- Разработка и изготовление методических пособий;

- методический десант;

- НПК, проектирование;

В целях дальнейшего развития ДОО улуса «Сомо5о» осуществляет взаимодействие

со следующими учреждениями улуса:

- общеобразовательные учреждения;

- улусная библиотека;

- улусная детская библиотека;

- отдел молодежи;

- Центр профилактики кризисных ситуаций;

- Центр социальной помощи;

- ТРС «ХотунБулуу»;

- редакция газеты «УеьээБулуу»;

- отдел спорта;

- управление культуры;

- Вилюйский колледж;

- Верхневилюйский техникум;

- Детский дом им.И.И.Седалищева;

- Реабилитационный центр Верхневилюйского улуса;

- ГБУ РС(Я) ДО «Республиканский центр развития детского движения».

Таким образом, мы ставим задачу не только готовить новое поколение лидеров, но

и создавать в школах прочные социальные связи, помогать становлению у каждого

ученика способности строить гражданские отношения, взаимодействовать со всеми в

обществе.

Структура «Сомоҕо» в сфере образования.

ЦДТ «Тускул»

Руководитель

ДОО

ОДД ОУЕДД РС(Я)

РДШ

Председатель

ДОО Сомо5о

Актив ДОО

кружок "Лидер

"

Ожидаемые результаты:

развитие лидерских и творческих способностей членов ДОО через новые формы

работы;

получение теоретических и

практических знаний по самоуправлению и

организации деятельности;

развитие основных гражданских компетенций;

формирование нравственной личности, ответственной перед собой и обществом;

сформированные

организаторские

качества,

навыка

планирования,

проектирования, умения добиваться поставленных целей и воплотить в жизнь.

Заключение

В своей работе основы нравственного поведения и применяю моральные нормы в

общении с детьми и коллегами. Соблюдаю принципы профессиональной этики в своей

деятельности.Умея

аргументировать свою точку зрения выстраивая социальное

взаимодействие на принципах толерантности, соблюдая права и свободы обучающихся.

Также

продемонстрировала умение поддержать учебную дисциплину, уважение

человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся.

Участие в программе поможет каждому ее участнику- ребенку проявить свою

инициативу, лидерских качеств, организаторских способностей, выявление личностного

роста. Проявить свои возможности, свои способности в своем объединении, своей семье,

своей школе, своем дворе, своем клубе, своем классе, своей команде.

План мероприятий

улусного детского движения

«Сомоҕо» (Единение) по развитию личностного роста учащихся

Верхневилюйского улуса

Мероприятия

Примерная дата

проведения

Ответственные

1

Составление плана работы

Сентябрь

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

Обновление базы данных

организаторов ДД, куририующих

направления ЕДД и РДШ.

сентябрь

Ильина С.Л.

2

Общее собрание для

организаторов

детского движения по программе

РДШ

Октябрь

Ильина С.Л.

День государственности РС(Я)

Конкурс рисунков «Будущее

Республики в наших руках »

27 сентября

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

3

Установочный семинар-практикум

для новых организаторов

детского движения.

Октябрь

Ильина С.Л.

4

Собрание президентов школы

улуса

ноябрь

Ильина С.Л.

5

Содействие в организации

всероссийской акции

«Добрые уроки!» посвященный к

году волонтерства (РДШ)

октябрь-декабрь

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

Детское движение

«Сомо5о»

6

Акция «Дети Ангелы» для детей

ОВЗ

Всероссийская акция «Подари

книгу» (РДШ)

В течение года

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

Детское движение

«Сомо5о»

7

Курсы повышения квалификации

для организаторов детского

движения(старших вожатых),

заместителей директоров и

методистов по воспитательной

работе на тему: «Российское

движение школьников: новый

подход к воспитанию детей и

молодежи»».

Октябрь

Организаторы детского

движения, воспит.завучи,

классные руководители.

8

Улусный конкурс

«САХА- КВН»

для школ улуса.

23 ноября

Организаторы ДОО

9

«Осенняя школа лидеров»

Октябрь

Детское движения

«Сомо5о»

10

Выездной семинар- практикум по

программе РДШ «Российское

движение школьников»

ноябрь

Руководитель

ДД«ЫлдьааЫччаттара»

ЕфсееваМ.Е.Намский

улус,

Детское движение

«Сомо5о»

Директор ГБУ ДО МО

РС(Я) «Республиканский

центр развития и детского

движения», координатор

РДШ-Макарова

Ньургуяна Владимировна.

11

Участие в региональном конкурсе

«Саха КВН»

декабрь

Организаторы ДОО

12

«День детского движения»

III-cлет активистов детского

движения Верхневилюйского

улуса посвященный ко дню

детского движения (по линии

РДШ)

5 декабря

Ильина С.Л.

Николаева А.Г..

Организаторы ДД

13

Улусный конкурс

«Лидер года»

14 декабря

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

Организаторы ДД

14

Участие в республиканском

конкурсе

«Саха –КВН» среди школьных

команд. г.Якутск

Ильина С.Л.

Николаева А.Г

Организаторы ДОО

15

Муниципальный этап конкурса

среди обучающихся

общеобразовательных

организаций «Ученик года-2018»

(РДШ)

февраль

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

16

Методический «Десант» ДОО

«Сомо5о» по программе РДШ

Февраль

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

17

Творческий конкурс

«Мастерилки» по программам

ЕДД РС(Я) ,РДШ.

Февраль

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

Организаторы ДД

18

IV- конкурс соц.проектов

«Чудотворцы» детских

общественных организаций.

8 февраля

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

19

Муниципальный этап конкурса

кабинетов детского движения

образовательных организаций

февраль

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

Организаторы ДД

20

Участие на Грант Главы

Республики Саха (Якутия) на

развитие детского движения

Февраль-май

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

21

V-Фестиваль Единого детского

март

Лидеры и активисты

движения

«Стремление»(«Дьулуур») под

эгидой Главы Республики Саха

(Якутия). Третья республиканская

научно-практическая конференция

детских общественных

объединений «Единое детское

движение:стремление вперед!»

г.Якутск.

детских общественных

объединений.

Ильина С.Л

Николаева А.Г

22

Улусный конкурс

«Вожатый года»

март месяц.

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

23

Весенняя школа лидеров

29 марта

Ильина С.Л.

Николаева А.Г.

Детское движение

«Сомо5о»

24

Курсы повышения квалификации

для организаторов детского

движения(старших вожатых),

заместителей директоров и

методистов по воспитательной

работе на тему «__»

1-8 апреля

Институт развития

образования и повышения

квалификации.

25

7- улусный интеллектуальный

конкурс для мальчиков.

деловая игра

«Басхан-»

12 апреля

Ильина С.Л.

Николаева А.Г

Харбалахский музей,

Харбалахская СОШ

26

Акция по сохранению и

возрождению памятников «Наше

наследие»

4 мая

Детское движение

«Сомо5о»

27

Слет ко дню Пионерии

18 мая

СДОО «Сомо5о»

ВВСОШ №2

им.М.Т.Егорова

Литература для педагогов:

1.

Будкова Л.А., Чистяков Ю.А. Учимся жить в гражданском обществе/ Правовые

основы организации ученического самоуправления в ОУ Томской области/. –

Томск, ОГУ РЦРО, 2007. – 45 с.

2.

Демократическая республика.: Методическое пособие по организации ученического

самоуправления в школе. – Томск, ОГУ РЦРО, 2004.

3.

Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. Пособие/

И.И. Филиппов. – М. Издательский центр «Академия», 1999.

4.

Социальное проектирование. – Н. Новгород, из-во «Педагогические технологии»,

2006. – 67 с.

5.

Социальное проектирование – шаг к гражданскому обществу/ Под редакцией

Будковой Л.А. ОГУ РЦРО. – Томск, 2008. – 45 с.

6.

Хочу быть лидером. Выпуск №5, - Нижний Новгород, из-во «Педагогические

технологии», 2007. – 247 с.

7.

Шаги «Новой цивилизации» в Томской области. Л.А. Будкова и др. – Томск, 2003. –

67 с.

8.

Андреев В.И. Деловая риторика. - Киев: Университет, 1993.

9.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс,1997. – 256 с. –

(Серия «Гений общения»).

10. Бах Ричард. Чайка Джонатан Ливингстон / Перев. С англ. – М.: ООО ИД «София»,

2006. – 112 с.

11. Лебедева И.В. Занимательные игры для детей. – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону:

Издательский центр «МарТ», 2004. – 128 с. («Копилка советов»)

12. РИПОЛ классик, 2004. – 736 с.

13. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л. Как развить хорошую память и запоминать цифры. –

М.: РИПОЛ классик, 2002. – 704 с.

14. Мир наших прав: сборник материалов/ Сост.Николаев И.Г., Буковская С.В. –

Челябинск, 2004. – 109 с.

15. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации/ Составитель В.П. Пахомов.

– 2-е изд., доп. – Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. – 80

16. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М: Прогресс – Академия, 1992.

17. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр / Серия

«Библиотека школьника». – Ростов-на Дону: «Феникс», 2004. – 304 с.

18. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-

144 с.

19. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.-

Казань :Центр инновационных технологий, 2003-608с.

20.

Акбашев Т.Ф. Педагогика жизни. Программа «Путь гармонии-путь здоровья» -

Ростов-на-Дону, 1994

.

21. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.

Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-СПб: Лениздат,

1992.-400 с.

22. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьников и его воспитание. –

М.: Психическое развитие школьников и его воспитание. – М.: Знание. – 1979. – 96

с.

23. Винокурова

Н.К.

Развитие

творческих

способностей

учащихся.

/

М.:

Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 – 144 с.

24. Горский В.А. Игра и деятельность. Дополнительное образование, 2000., №9, С 31-

образовательных учреждениях /методические рекомендации/ - М,1996.

25.

Журкина А.Я.

Воспитательный потенциал дополнительного образования.-

Дополнительное образование, 2000, №9, С.6-9.

26. КараковскийВ.А.,Новикова

Л.И.,СелевановаН.Л.Воспитание?

Воспитание……

Воспитание!.Теория и практика школьных воспитательных систем.-М: Новая

школа, 1996.-160 с.

27. Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости: 50 уроков о смысле жизни. – М.:

ООО «Книжный Дом Локус», 2003. – 416 с. – (Серия «Образование и творчество»).

28. Мысли и афоризмы великих людей / Сост. Комарова И.И., Кондрашов А.П. – М.:

29. 11. Лешер В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении

дополнительного образования: Автореферат дис., канд. пед. наук.-Оренбург, 2000.

30. 16. Макашин В.В. Содержание, методы и формы социализации молодежи в

муниципальной системе дополнительного образования: автореферат дис., канд. пед.

наук.-М., 2001.

31. 17. Перусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг…..-М., 1994.

32. 18. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации/ Составитель В.П.

Пахомов. – 2-е изд., доп. – Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. – 80 с.

33. 19. Рожков. М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.

(Методическое пособие для организаторов детского движения). – М., 1996.- 111 с.

34. 20. Рындак В.Г. Личность. Творчество. Развитие.-М., 2001.

35. 21. Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения

школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография.-Оренбург:

издательство ОГПИ, 1996.

литература для старшеклассников:

36. Андреев В.И. Деловая риторика. - Киев: Университет, 1993.

37. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс,1997. – 256 с. –

(Серия «Гений общения»).

38. Бах Ричард. Чайка Джонатан Ливингстон / Перев. С англ. – М.: ООО ИД «София»,

2006. – 112 с.

39. Лебедева И.В. Занимательные игры для детей. – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону:

Издательский центр «МарТ», 2004. – 128 с. («Копилка советов»)

40. Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости: 50 уроков о смысле жизни. – М.:

ООО «Книжный Дом Локус», 2003. – 416 с. – (Серия «Образование и творчество»).

41. Мысли и афоризмы великих людей / Сост. Комарова И.И., Кондрашов А.П. – М.:

РИПОЛ классик, 2004. – 736 с.

42. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л. Как развить хорошую память и запоминать цифры. –

М.: РИПОЛ классик, 2002. – 704 с.

43. Мир наших прав: сборник материалов/ Сост.Николаев И.Г., Буковская С.В. –

Челябинск, 2004. – 109 с.

44. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации/ Составитель В.П. Пахомов.

– 2-е изд., доп. – Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. – 80 с.

45. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М: Прогресс – Академия, 1992.

46. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр / Серия «Библиотека

школьника». – Ростов-на Дону: «Феникс», 2004. – 304 с.

47. Евладова Е.Б., Николаева А.А. Развитие дополнительного образования.



В раздел образования