Автор: Ходжибекова Майсара Мадярбековна
Должность: педагог дополнительного образования руководитель ансамбля "народно - восточного танца "согдиана"
Учебное заведение: ЛГМАО ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: ХМАО город Лангепас
Наименование материала: Хорезмский танец
Тема: Хорезмский танец. направление узбекского танца
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
История
Хорезмского танца,
направление узбекского танца
Составитель:
Ходжибекова Майсара Мадярбекова.
Педагог дополнительного образования
Лангепас
2020
Хорезмский танец, направление узбекского танца.
Танцу Хорезма много сотен лет. Об этом рассказывают памятники материальной
культуры, некоторые литературные и исторические источники. Один из залов
дворца хорезмшахов начала нашей эпохи, известный советский археолог, академик
С.П. Толстов назвал "Зал танцующих масок".
В танце Хорезма, более чем в каком-либо виде искусства, на редкость ярко,
своеобразно, лаконично и точно выражен характер народа - неуёмные темперамент,
бунтующая энергия, восторженное приятие жизни. В его танце - отдельные
движения тела, сложные танцевальные фразы и простейшие к своей конструкции
жесты выражают душевные порывы настроения, ощущения, образно отражают
явления окружающей природы и аллегорично воссоздают жизнь мира животных,
зверей, птиц, грациозно подражают трудовым действиям, подчинив их законам
ритма и повторяют будто бы бытовую жестикуляцию.
Традиционный хорезмский танец является не только базой, на основе которой
формировалось и формируется современное танцевальное искусство, как
сценическое, так и народное, но и собственно материалом, непосредственно
складывающим живой современный танец.
Традиционный хорезмский танец определяют три группы: профессиональный
танец, народный танец, полупрофессиональный танец. Каждая из этих групп
включает несколько видов танца, а каждый вид - несколько жанров.
Профессиональный танец владеет тремя видами: Цирковой танец - "Магалдак",
Комический танец - "Гул уфари" и Танец - "Ракс".
Цирковой танец формируется из небольшого числа движений - ходов, прыжков,
присядки, движения плеч, корпуса, шейных позвонков. Движения рук и даже
движения корпуса и плеч зачастую ограничены, ибо смысл танца, задача танца
заключены в исполнении определенного циркового трюка; танцевальные движения
являются пластическим истоком, помогающим эффективно производить трюк,
потому пластика циркового танца сливается воедино с пластикой самого трюка.
Основные жанры циркового танца:
"Дорбоз" - танец на натянутом канате с разновесом и без разновеса. "Симдор" -
танец на натянутой проволоке с завязанными глазами, одетыми на него медными
котлами, с одновременным исполнением жонглирования горящими факелами,
ножами, лесенкой чайников с горячим чаем и пиал, поставленных друг на друга и
водруженных на голову и т.д. В этом жанре исполнитель трюков использует
разного рода танцевальные ходы, подпрыгивания, скольжения, присядку, движения
корпуса, плеч, шейных позвонков.
"Егоч оёк" - танец на ходулях. "Машъала" и "Олов бози" - танцы с огнем. "Пичок
уфари" - виртуозная пляска, орнаментированная сложным жонглированием ножами
и кинжалами. "Байда уфари", "Ю-пу-пу" - танцевальные трюки с керамическими
блюдами.
"Гул уфари" - комический танец (гул килмок - дурачить, обманывать; уфари -
танцевальные ритмы, танец) - является видом танца, который исполняют только
артисты традиционного национального театра масхарабозлик - масхарабозы. "Гул
уфари" группируют два жанра: "Хайвон уфари" - танцы животных и "Таклид
уфари" - подражательные танцы.
"Ракс" - чистый танец. Исполнитель создает обобщенный поэтический образ
средствами чисто танцевальных движений, разработанных в своих формах,
отточенных в технических приёмах за века развития хорезмского
хореографического искусства мастерами профессионалами - Уста.
Все основные жанры, формы движений, движения, дожившие до наших дней,
сведены в своеобразный сборник: сюиту, которая названа непереводимым словом
"Маком".
Самый популярный танец Хорезма - "Лазги", среди популярных - "Бурдам"
("Игрок"), "Раталла" ("Птичий гомон"), "Галалайлим" ("Птичий базар"),
"Машъалла" ("Факельщик") и другие.
Единственный воинственный танец Хорезма, доживший до наших дней, тоже
"Лазги", выражающий отчаянную отвагу, страстный порыв, вдохновение
бесстрашного воина. Итак, "Лазги" - не просто танец, а определенная система
телодвижений, из которых создаются танцы, различные по тематике и манере
исполнения. Не случайно "Лазги" стал как бы символом танцевального искусства
Хорезма.
Нет сомнения в том, что массовый, поистине народный танец играл в прошлые
столетия важную роль в жизни местных народов, но был вытеснен
ортодоксальными законами ислама наиболее реакционного суннитского толка,
требующего особо аскетического отношения к жизни, исключающего радостное
непосредственное восприятие бытия. Однако даже в трудные времена самых
активных запретов исполнения всякого рода действ, не связанных с обязательными
ритуалами суннитских воздержаний, массовые танцы, массовые танцевальные
игры, массовые танцевальные действа все же продолжали существовать в разного
рода тайных обществах, исповедующих какие-то пережиточные формы местных
домусульманских религий, ненавистных проповедникам ислама.
Если в начале пятидесятых год 20 века можно было отыскать стариков и старух,
которые помнили весенние девичьи хороводы, исполнявшиеся в сопровождении
мелодии "Заркокул", танцы-гаданья со светильниками "Чироги ракс", осенние игры
у озер, где скапливались перелетные птицы, - там мужчины охотились, а женщины
варили, жарили и коптили впрок дичь, чистили перья, набивали пуховики, а
вечерами у костров играли, пели, танцевали, изображая "Птичий базар".
Но открыто на городских и сельских площадях эти танцы никто не исполнял уже
так давно, что даже отцы глубоких стариков и старух помнили только тайные
сборища - "хуфия базм".
В первые же послереволюционные годы многие профессиональные артисты и
любители стали выступать на собраниях, митингах, в частях Красной Армии. Уже в
1922г. в Хиве, бывшей столице Хорезма, был создан первый советский театральный
коллектив, инициатором создания которого и его руководителем стал выдающийся
деятель узбекской советской культуры Хамза Хаким-заде Ниязи. Группа артистов -
музыкантов, певцов и танцоров участвовала в музыкальных спектаклях,
инсценировках и регулярно организовывала концерты. Во главе этой музыкальной
группы стояли выдающиеся музыканты, композиторы-мелодисты, отличные
знатоки хорезмского национального танца - Мухаммад Юсуп Харратов и Мадроаим
Якубов, известный анцор Рахим Аллабергенов и популярная танцовщица Онахон
(Онаш Чулак).
В 1934г. в Хорезм, во Второй театральный коллектив области приехала на работу
известная уже узбекская танцовщица и балетмейстер Тамара Ханум, композитор
Пулат Рахимов и режиссер Зухур Кабулов. Можно считать этот этап для
хорезмской хореографии, годом рождения современного хорезмского танца.
В 1934г. Тамара Ханум ставит первые массовые танцевальные композиции и
сюжетные вокально-танцевальные сцены. Сценический массовый танец и
сюжетные сцены сразу органично влились в группы обновленного традиционного
танца, не вызвав ни в артистах, ни в зрителях удивления и тем более протеста.
В 1968г Гавхар Рахимова организовала и встала во главе республиканского
ансамбля танца и песни "Лазги". В репертуаре ансамбля традиционные танцы всех
видов и жанров и танцы, созданные на современные темы.
Нельзя не заметить, что в танцевальной пластике хорезмского танца отсутствует
форма движений, занимающая важное место в ферганских и бухарских танцах -
вращательные движения. Традиционный хорезмский танец имел в своих запасах
только один вид вращательного движения - простейший по своей конструкции
поворот на месте.
Важной формой хорезмского танца являются четко очерченные позы, которые, как
правило, фиксируются в паузе.
Источник: Р. Каримова Хорезмский танец/ Ташкент:
Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1975.