Напоминание

Хорезмский танец. направление узбекского танца


Автор: Ходжибекова Майсара Мадярбековна
Должность: педагог дополнительного образования руководитель ансамбля "народно - восточного танца "согдиана"
Учебное заведение: ЛГМАО ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: ХМАО город Лангепас
Наименование материала: Хорезмский танец
Тема: Хорезмский танец. направление узбекского танца
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

История

Хорезмского танца,

направление узбекского танца

Составитель:

Ходжибекова Майсара Мадярбекова.

Педагог дополнительного образования

Лангепас

2020

Хорезмский танец, направление узбекского танца.

Танцу Хорезма много сотен лет. Об этом рассказывают памятники материальной

культуры, некоторые литературные и исторические источники. Один из залов

дворца хорезмшахов начала нашей эпохи, известный советский археолог, академик

С.П. Толстов назвал "Зал танцующих масок".

В танце Хорезма, более чем в каком-либо виде искусства, на редкость ярко,

своеобразно, лаконично и точно выражен характер народа - неуёмные темперамент,

бунтующая энергия, восторженное приятие жизни. В его танце - отдельные

движения тела, сложные танцевальные фразы и простейшие к своей конструкции

жесты выражают душевные порывы настроения, ощущения, образно отражают

явления окружающей природы и аллегорично воссоздают жизнь мира животных,

зверей, птиц, грациозно подражают трудовым действиям, подчинив их законам

ритма и повторяют будто бы бытовую жестикуляцию.

Традиционный хорезмский танец является не только базой, на основе которой

формировалось и формируется современное танцевальное искусство, как

сценическое, так и народное, но и собственно материалом, непосредственно

складывающим живой современный танец.

Традиционный хорезмский танец определяют три группы: профессиональный

танец, народный танец, полупрофессиональный танец. Каждая из этих групп

включает несколько видов танца, а каждый вид - несколько жанров.

Профессиональный танец владеет тремя видами: Цирковой танец - "Магалдак",

Комический танец - "Гул уфари" и Танец - "Ракс".

Цирковой танец формируется из небольшого числа движений - ходов, прыжков,

присядки, движения плеч, корпуса, шейных позвонков. Движения рук и даже

движения корпуса и плеч зачастую ограничены, ибо смысл танца, задача танца

заключены в исполнении определенного циркового трюка; танцевальные движения

являются пластическим истоком, помогающим эффективно производить трюк,

потому пластика циркового танца сливается воедино с пластикой самого трюка.

Основные жанры циркового танца:

"Дорбоз" - танец на натянутом канате с разновесом и без разновеса. "Симдор" -

танец на натянутой проволоке с завязанными глазами, одетыми на него медными

котлами, с одновременным исполнением жонглирования горящими факелами,

ножами, лесенкой чайников с горячим чаем и пиал, поставленных друг на друга и

водруженных на голову и т.д. В этом жанре исполнитель трюков использует

разного рода танцевальные ходы, подпрыгивания, скольжения, присядку, движения

корпуса, плеч, шейных позвонков.

"Егоч оёк" - танец на ходулях. "Машъала" и "Олов бози" - танцы с огнем. "Пичок

уфари" - виртуозная пляска, орнаментированная сложным жонглированием ножами

и кинжалами. "Байда уфари", "Ю-пу-пу" - танцевальные трюки с керамическими

блюдами.

"Гул уфари" - комический танец (гул килмок - дурачить, обманывать; уфари -

танцевальные ритмы, танец) - является видом танца, который исполняют только

артисты традиционного национального театра масхарабозлик - масхарабозы. "Гул

уфари" группируют два жанра: "Хайвон уфари" - танцы животных и "Таклид

уфари" - подражательные танцы.

"Ракс" - чистый танец. Исполнитель создает обобщенный поэтический образ

средствами чисто танцевальных движений, разработанных в своих формах,

отточенных в технических приёмах за века развития хорезмского

хореографического искусства мастерами профессионалами - Уста.

Все основные жанры, формы движений, движения, дожившие до наших дней,

сведены в своеобразный сборник: сюиту, которая названа непереводимым словом

"Маком".

Самый популярный танец Хорезма - "Лазги", среди популярных - "Бурдам"

("Игрок"), "Раталла" ("Птичий гомон"), "Галалайлим" ("Птичий базар"),

"Машъалла" ("Факельщик") и другие.

Единственный воинственный танец Хорезма, доживший до наших дней, тоже

"Лазги", выражающий отчаянную отвагу, страстный порыв, вдохновение

бесстрашного воина. Итак, "Лазги" - не просто танец, а определенная система

телодвижений, из которых создаются танцы, различные по тематике и манере

исполнения. Не случайно "Лазги" стал как бы символом танцевального искусства

Хорезма.

Нет сомнения в том, что массовый, поистине народный танец играл в прошлые

столетия важную роль в жизни местных народов, но был вытеснен

ортодоксальными законами ислама наиболее реакционного суннитского толка,

требующего особо аскетического отношения к жизни, исключающего радостное

непосредственное восприятие бытия. Однако даже в трудные времена самых

активных запретов исполнения всякого рода действ, не связанных с обязательными

ритуалами суннитских воздержаний, массовые танцы, массовые танцевальные

игры, массовые танцевальные действа все же продолжали существовать в разного

рода тайных обществах, исповедующих какие-то пережиточные формы местных

домусульманских религий, ненавистных проповедникам ислама.

Если в начале пятидесятых год 20 века можно было отыскать стариков и старух,

которые помнили весенние девичьи хороводы, исполнявшиеся в сопровождении

мелодии "Заркокул", танцы-гаданья со светильниками "Чироги ракс", осенние игры

у озер, где скапливались перелетные птицы, - там мужчины охотились, а женщины

варили, жарили и коптили впрок дичь, чистили перья, набивали пуховики, а

вечерами у костров играли, пели, танцевали, изображая "Птичий базар".

Но открыто на городских и сельских площадях эти танцы никто не исполнял уже

так давно, что даже отцы глубоких стариков и старух помнили только тайные

сборища - "хуфия базм".

В первые же послереволюционные годы многие профессиональные артисты и

любители стали выступать на собраниях, митингах, в частях Красной Армии. Уже в

1922г. в Хиве, бывшей столице Хорезма, был создан первый советский театральный

коллектив, инициатором создания которого и его руководителем стал выдающийся

деятель узбекской советской культуры Хамза Хаким-заде Ниязи. Группа артистов -

музыкантов, певцов и танцоров участвовала в музыкальных спектаклях,

инсценировках и регулярно организовывала концерты. Во главе этой музыкальной

группы стояли выдающиеся музыканты, композиторы-мелодисты, отличные

знатоки хорезмского национального танца - Мухаммад Юсуп Харратов и Мадроаим

Якубов, известный анцор Рахим Аллабергенов и популярная танцовщица Онахон

(Онаш Чулак).

В 1934г. в Хорезм, во Второй театральный коллектив области приехала на работу

известная уже узбекская танцовщица и балетмейстер Тамара Ханум, композитор

Пулат Рахимов и режиссер Зухур Кабулов. Можно считать этот этап для

хорезмской хореографии, годом рождения современного хорезмского танца.

В 1934г. Тамара Ханум ставит первые массовые танцевальные композиции и

сюжетные вокально-танцевальные сцены. Сценический массовый танец и

сюжетные сцены сразу органично влились в группы обновленного традиционного

танца, не вызвав ни в артистах, ни в зрителях удивления и тем более протеста.

В 1968г Гавхар Рахимова организовала и встала во главе республиканского

ансамбля танца и песни "Лазги". В репертуаре ансамбля традиционные танцы всех

видов и жанров и танцы, созданные на современные темы.

Нельзя не заметить, что в танцевальной пластике хорезмского танца отсутствует

форма движений, занимающая важное место в ферганских и бухарских танцах -

вращательные движения. Традиционный хорезмский танец имел в своих запасах

только один вид вращательного движения - простейший по своей конструкции

поворот на месте.

Важной формой хорезмского танца являются четко очерченные позы, которые, как

правило, фиксируются в паузе.

Источник: Р. Каримова Хорезмский танец/ Ташкент:

Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1975.



В раздел образования