Напоминание

Психологические аспекты оказания помощи в условиях ЧС


Автор: Непомнящая Наталия Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДПО "ЦПО СМП"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Психологические аспекты оказания помощи в условиях ЧС
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психологические аспекты

оказания помощи в условиях ЧС

Стресс

это важная защитно-приспособительная

неспецифическая реакция организма на

любое воздействие,

проявляющаяся напряжением иммунной,

нервной и эндокринной систем, а затем

сдвигами в работе внутренних органов.

Ввел в 1936 г. Ханс Селье,

который также описал

возникающий при

стрессовой реакции

«общий адаптационный

синдром»

Понятие стресс

Общий адаптационный

синдром

стрессор

через органы чувств

подкорковые ядра.

лимбическая система. эмоции

гипоталамус

гипофиз

иммунная система

нервная вегетативная система

тело внутренние органы

реакция организма.

мышечная речевая разрядка

борьба

бегство

эндокринная система, особенно

надпочечники

Н

е

й

р

о

г

у

м

о

р

а

л

ь

н

ы

й

п

р

о

ц

е

с

с

Виды стресса

физиологический

боль

Высокие и низкие

температуры

Чрезмерная

физическая нагрузка

психологический

Сигналы угрозы

опасности

Переживания, обиды

Конфликтные

ситуации

профессиональный

Синдром

эмоционального

выгорания

Эмоциональное

истощение

Деперсонализация

Редукция личных

достижений

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССОВ

1.

условия жизни и работы;

2.

окружающие люди;

3.

социальные факторы среды;

4.

чрезвычайные обстоятельства.

профессиональные причины стресса

у медицинских работников

1)

Огромная ответственность за жизнь и здоровье

пациентов.

2)

Длительное нахождение в «поле» отрицательных

эмоций — страдания, боли, отчаяния и т.д..

3)

Неравномерный режим работы с ночными и

суточными дежурствами.

4)

Низкий уровень заработной платы.

стресс

ПСР

депрессия

суициды

неврозы

психические

заболевания

шизофрения

Последствия стресса

Это состояние,

возникающее

у

человека,

пережившего ситуацию, выходящую за рамки

обычного человеческого опыта

Травматический

стресс

Фаза психологического шока

Фаза воздействия эмоциональные реакции

Нормальное реагирование

Фиксация на травме

Переход в хроническую форму

Произошедшее событие:

осознается человеком

обусловлено внешними причинами

разрушает привычный образ жизни

вызывает ужас, ощущение

беспомощности, бессилия

Характеристики травмы

Острое стрессовое расстройство

тревожное расстройство, в котором страх и

сопутствующие симптомы возникают вскоре

после травматического

события и

длятся

меньше месяца

.

это

непсихотическая отсроченная

реакция на

травматический

стресс,

способный

вызвать

психические

нарушения

Посттравматическое стрессовое

расстройство (ПТСР)

Посттравматическое стрессовое

расстройство (ПТСР)

Допсихологическая помощь

Определить необходимость медицинской помощи

Позвать врача или вызвать скорую помощь

Подумать о собственной безопасности

Реально оценить свое состояние и силы

Если не уверены в своей безопасности или

способности- не оказывайте помощь

Возникает при наличии

«зрителей»

обладает свойством

заражать окружающих

очень энергозатратна

после истерики – упадок сил

Типы реагирования

Истероидная реакция

по возможности удалить «зрителей»

слушайте, кивайте, поддакивайте, станьте внимательным

слушателем

говорите простыми короткими фразами

после стихания бурной реакции можно помочь умыться

холодной водой, сделать дыхательные упражнения

обеспечить покой

Принципы оказания помощи при

истероидной реакции

Не совершать неожиданных действий

Не вступать с человеком в активный диалог, не

спорить

Не нужно говорить шаблонных фраз:

«успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя»

Истероидная реакция

недопустимые действия

Гнев более заразительная реакция чем

истерика и может стать массовой.

Агрессивная реакция

гнев, злость

Слова угрозы

Агрессивные

действия

Разговаривать спокойно, медленно,

постепенно снижая темп и громкость речи.

Обращаться по имени

Помочь сформулировать требования:

«Как вы считаете, что будет лучше сделать

это или вот это»

Принципы оказания помощи при

агрессивной реакции

Помощь себе:

Постарайтесь высказать свои чувства другому

человеку

Дайте себе физическую нагрузку

Недопустимые действия:

Не следует кричать на человека, спорить с ним

Проявлять агрессию со своей стороны

Не нужно считать, что человек, выражающий

агрессию, по характеру злой

Агрессивная реакция

Обеспечить условия, в которых человек мог бы отдохнуть

Может помочь самомассаж (мочки ушей и пальцы рук)

Стакан крепкого сладкого чая

Умеренная физическая нагрузка (пройтись пешком, простые

упражнения)

Поговорите с человеком, задайте несколько простых

вопросов

Необходимо дать состояться такой реакции, объяснить, что

это нормальная реакция

Апатия

помощь другим

При упадке сил, неспособности испытывать эмоции

необходим отдых

Снимите обувь, займите удобное положение, постарайтесь

расслабиться

Некрепкий сладкий чай

Самомассаж

Несколько физических упражнений в медленном темпе

Работайте в среднем темпе

Не делайте несколько дел сразу

При возможности дайте себе полноценный отдых.

Апатия

помощь себе

Не «выдергивайте» человека из этого состояния

Не прекращайте течение этой реакции без

крайней нужды

Не нужно призывать человека «собраться»,

«взять себя в руки»

Не нужно говорить «так нельзя», «ты сейчас

должен»

Апатия

недопустимые действия

Эмоция, которая оберегает нас от опасных

поступков

Сильный страх лишает человека

способности думать и действовать

Один раз возникнув, страх может

«закрепиться», мешать в дальнейшей

жизни

Чем дольше человек живет со страхом, тем

сложнее с ним бороться

Страх

Не оставляйте человека одного

Дыхательные упражнения: задержка дыхания,

сосредоточение на медленном дыхании

Можно предложить выполнить простое

интеллектуальное действие

После того, как спадет острота страха

поговорите с человеком о том.

Чего он боится, дайте возможность

выговориться, но не нагнетайте эмоции.

Страх

помощь пострадавшему

Дыхательные упражнения

Физические упражнение

Попробуйте сформулировать «про себя», а

потом проговорить в слух, что вызывает

страх.

Поделитесь своими переживаниями с

окружающими

Страх

помощь себе

Не убеждайте человека:

«не думать об этом»

«это ерунда»

«это глупости»

не нагнетайте эмоции

Страх

недопустимые действия

Состояние тревоги тяжелее, чем состояние

страха и может длиться долго

лишает человека сил, энергии, возможности

отдыха, способности действовать

Невозможность расслабиться, напряжение

мышц, в голове одни и те же мысли

Источники тревоги: недостаток информации,

состояние неопределенности

Тревога

Постараться «разговорить» человека

Понять, что именно тревожит,

трансформировать тревогу в страх

Проанализировать какая информация

необходима, когда и где ее можно получить,

составить план действий

Физические упражнения

Вовлечение в продуктивную деятельность,

связанную с событиями

Тревога

помощь пострадавшему и себе

Не оставляйте человека одного

Не убеждайте, что тревожиться незачем,

особенно если это не так

Не скрывайте от него правду о ситуации или

плохие новости, даже, если вы считаете, что

это может его расстроить

Тревога

недопустимые действия

позволяет выразить переполняющие человека

эмоции

приносит значительное облегчение

показывает, что процесс переживания начался

если сдерживать слезы, то нет эмоциональной

разрядки и возможны физические или

психические нарушения со стороны здоровья

Плач, слезы

Нужно дать этой реакции состояться

Находясь рядом, выразите человеку

свою поддержку и сочувствие

Постарайтесь сесть рядом с

человеком, держать его за руку

Плачь, слезы

оказание помощи

Не нужно пытаться остановить эту

реакцию, успокоить человека и

убедить его не плакать

Не стоит считать, что слезы

являются проявлением слабости

Плачь, слезы

недопустимые действия



В раздел образования