Автор: Гребенникова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО "Новочеркасский центр помощи детям №1"
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование
Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья
В последнее время во всём мире, а особенно в западных странах,
законодательство о равных правах оказывало большое влияние в том, чтобы
образовательные
учреждения
обеспечивали
обучение
всех
учащихся
без
исключения. В области образования была установлена норма, при которой
учащиеся с инвалидностью должны иметь те же образовательные возможности, что
и здоровые ученики.
Инвалидность как функциональное ограничение определяется через ограничение
«функционирования» человека, в том числе ограничение способности выполнять
профессиональные функции.
Медицинское определение инвалидности основывается на классификации
людей в зависимости от объективных показателей состояния их здоровья
Социально-политическое определение инвалидности выделяет в качестве
источника инвалидизации неспособность окружающей среды приспособиться к
потребностям человека с инвалидностью. Источник инвалидности не в человеке, а
в его окружении.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства
стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию
Российской
Федерации
ставились
задачи
по
разработке
современной
и
эффективной
государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения
нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2020
года,
Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Одним из основных направлений реализации Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012-2017 годы является обеспечение равных возможностей
для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Среди мер, направленных на
государственную
поддержку
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
выделяют:
активизацию
работы
по
устранению
различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской
Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы; внедрение эффективного
механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на
инклюзивное образование; создание условий для социализации детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду
здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной
жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы
отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение
детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия
физкультурой и спортом.
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных
задач для страны. Это необходимое условие создания действительно
инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и
востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому
ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью
реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать
полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные
стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть
федеральных государственных стандартов общего образования. Такой
подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией
РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее
образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым
инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с
ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении
детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и
ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII
видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в
общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными
потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с
ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе,
включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные
формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии
коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые
исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные
возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность,
готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое
нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной
культуры и системы отношений участников образовательного процесса,
тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в
работу с ребенком.
Общими правилами коррекционной работы являются:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование
интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих
необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие
успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в
нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и
познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, ;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и
зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового
учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за
первые парты, как можно ближе к учителю;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно
делая замечание, если что-то делают неправильно .
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе,
успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса
следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне
умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах
коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные
переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем
трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим
возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, -
то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок,
где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и
желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений,
принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ
чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее
могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными
нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в
работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом
специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особенности работы.
эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от
рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих
потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым
моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются
к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих
собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального
заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и
затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.