Напоминание

"Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Гребенникова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО "Новочеркасский центр помощи детям №1"
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья

В последнее время во всём мире, а особенно в западных странах,

законодательство о равных правах оказывало большое влияние в том, чтобы

образовательные

учреждения

обеспечивали

обучение

всех

учащихся

без

исключения. В области образования была установлена норма, при которой

учащиеся с инвалидностью должны иметь те же образовательные возможности, что

и здоровые ученики.

Инвалидность как функциональное ограничение определяется через ограничение

«функционирования» человека, в том числе ограничение способности выполнять

профессиональные функции.

Медицинское определение инвалидности основывается на классификации

людей в зависимости от объективных показателей состояния их здоровья

Социально-политическое определение инвалидности выделяет в качестве

источника инвалидизации неспособность окружающей среды приспособиться к

потребностям человека с инвалидностью. Источник инвалидности не в человеке, а

в его окружении.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства

стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях

Президента

Российской

Федерации

Федеральному

Собранию

Российской

Федерации

ставились

задачи

по

разработке

современной

и

эффективной

государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения

нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического

развития

Российской

Федерации

на

период

до

2020

года,

Концепции

демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Одним из основных направлений реализации Национальной стратегии действий

в интересах детей на 2012-2017 годы является обеспечение равных возможностей

для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Среди мер, направленных на

государственную

поддержку

детей-инвалидов

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

выделяют:

активизацию

работы

по

устранению

различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской

Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы; внедрение эффективного

механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и

детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на

инклюзивное образование; создание условий для социализации детей-инвалидов и

детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду

здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной

жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы

отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение

детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия

физкультурой и спортом.

Особенности работы с детьми с ОВЗ

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных

задач для страны. Это необходимое условие создания действительно

инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и

востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому

ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью

реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать

полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные

стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть

федеральных государственных стандартов общего образования. Такой

подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией

РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее

образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым

инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с

ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении

детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и

ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII

видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в

общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными

потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с

ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе,

включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные

формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии

коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые

исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные

возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность,

готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое

нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в

общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной

культуры и системы отношений участников образовательного процесса,

тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в

работу с ребенком.

Общими правилами коррекционной работы являются:

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого

разнообразные средства (чередование умственной и практической

деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование

интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность

учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих

необходимые учебные навыки.

-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие

успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в

нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и

познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:

игровые ситуации;

дидактические игры, ;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и

зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового

учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за

первые парты, как можно ближе к учителю;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно

делая замечание, если что-то делают неправильно .

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе,

успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса

следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне

умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах

коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные

переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем

трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим

возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, -

то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок,

где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и

желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений,

принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне

специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ

чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее

могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха,

зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными

нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в

работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом

специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Особенности работы.

эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от

рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих

потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым

моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются

к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих

собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального

заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и

затраченными усилиями.

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.



В раздел образования