Автор: Фирсова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ "Современник" Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: ВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО ХОРА
Тема: Вопросы воспитания в работе руководителя хорового объединения
Раздел: дополнительное образование
ВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО
ШКОЛЬНОГО ХОРА
1.
Певческое дыхание.
Искусство пения – это искусство дыхания. Хормейстеры, работавшие
с лучшими коллективами нашей страны – В.Соколов, В.Попов, Д.Огороднов,
Г.Струве - уделяли вопросам певческого дыхания повышенное внимание и
тщательно работали над ним с детьми. В.Попов, в частности, пишет:
«Дыхание вырабатывается и укрепляется только в процессе самого пения.
Важно связывать работу над над дыханием с практи кой. Дети должны
понимать и оценивать, когда пение подкреплено дыханием и когда такой
опоры нет, и звук превращается в шипение.» ( Попов В., Халабузарь П.
Хоровой класс М.: Советский композитор, 1988. Сс 4,16.)
Каждый ребёнок должен знать правило певческого дыхания: активный,
бесшумный вдох, мгновенная задержка воздуха,затем экономный,
продолжительный выдох.
Соблюдение этого правила, называемое пением «на опоре», приводит к
возникновению красивого, качественного звука. Воспитание дыхания - один
из главных компонентов вокального процесса– требует длительной,
терпеливой работы, и является залогом красивого вокального пения.
Механизм дыхания слагается из следующих элементов:
певческая установка обеспечивает оптимальные условия для работы
дыхательных органов - прямое положение корпуса и головы, равномерное
распределение веса на обе ноги, ноги должны стоят на небольшом
расстоянии, руки свободно опущены; умеренный по объёму активный вдох; в
момент задержки дыхания мысленно готовится характер звучания первого
звука и последующего звучания; постепенный фонационный выдох со
стремлением сохранить вдыхательную установку; распределение дыхания на
всю музыкальную фразу.
2. Формирование звукообразования.
Чрезвычайно сложный механизм звукообразования до настоящего времени
до конца не изучен. Так к середине 19-го века возникает миоэластическая
(мио- мышца) теория, объясняющая механизм регулирования высоты звука в
пении.
Впротивовес миоэластической французский исследователь Р.Юссон
выдвигает нейрохронастическую теорию. В современной специальной
литературе принята механико- миоэластическая теория, в которой
отмечается ведущая роль
центральной нервной системы.
Не совсем изучены также и вопросы качества звучания детского голоса в
разных аспектах: эстетическом, возрастных возможностей в отношении
звуковысотного диапазона, регистровых возможностей и др. Важно, что
правильное звукообразование связано с такими характеристиками голоса как
звонкость, полётность, близкая вокальная позиция, плавность регистровых
переходов, умеренное округление гласных, нормальное певческое вибрато,
отсутствие зажатости.
В то же время есть устойчивые характеристики, независимые от тех или
иных индивидуальных . Это: - фальцетная и грудная манеры пения.
Необходимо развивать смешанное, т.е. микстовое звучание, выравненное по
всему диапазону.
Задача расширения голосового диапазона относится к числу важнейших. Для
её решения используются «Школа пения» А.Варламова и концентрический
метод М.И.Глинки.Метод Глинки является универсальным как для
народного, так и для академического пения и рассчитан на постепенное
расширение певческого диапазона за счёт концентрических кругов от
примарной зоны.
Вокальная методика необходимо должна опираться на физиологические и
возрастные закономерности детского голоса.
В вокальной практике выделяются четыре стадии его развития:
1- период фальцетного звукообразования (7-10 лет)
2- предмутационный (11-12 лет)
3- мутационный (12-15 лет)
4- послемутационный (15-17 лет)
Голосовой аппарат детей младшего школьного возраста очень хрупок:
голос 7-8-летнего ребёнка нежный, небольшой по силе и высоко звучащий,
окрашенный верхним резонатором. Если певческое воспитание идёт
правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо,
Этот период называют «расцветом» голоса.
В течение этого периода происходит не только первоначальное развитие
голосового аппарата, но и приобретаются навыки пения как такового.Необ
ходимо развивать не только голос, но и речь, музыкальный слух,
музыкальную память и внимание. Не следует обособлять техническую
сторону от художественной. Главное в методике распевания детей –
преобладание упражнений с текстом, понятным и интересным для детей.
Очень важны психологические и эмоциональные факторы: эмоциональная
скованность мешает ребёнку свободно владеть голосом, создаёт мышечную
зажатость, так называемый «мышечный панцирь», теорию которого
разработали зарубежные психотерапевты Л.Марчер, Ф.Александер, В.Райх и
А.Лоуэн. Занимались этой проблемой также М.Синдомирский и И.Шалиф.
Предложили систему упражнений также Стрельникова и Д.Огороднов.
3. Мутационный период (11-15 лет)
Мутация – это нормальное физиологическое явление, связанное с
изменяющимися функциями гортани и всего организма в целом,
неуравновешенностью эмоциональной сферы.
Современная вокальная педагогика определяет мутацию как «переход
детского голоса в голос взрослого» ( Кочнева И., Яковлева А. Вокальный
словарь. Л.: Музыка, 1988.С.40).
Начальная стадия (предмутационная) начинается с потери верхних нот, у
мальчиков появляются отдельные низкие ноты в малой октаве, портится
тембр, голос грубеет, интонация становится неустойчивой, повышается
голосовая утомляемость.
Во второй, (собственно мутационной стадии) все новые явления
прогрессируют и не только затрудняют пение, но и делают его невозможным.
Самыми характерными признаками этого периода
являются резкое сокращение диапазона и силы звука.
Из всех стадий мутации наиболее продолжительная – завершающая,
третья. В этой стадии происходит становление
взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. При
работе с детскими голосами в период мутации следует избегать двух
крайностей: нельзя форсирование формирование взрослого голоса, так же
как нельзя искусственно задерживать период пения детским голосом – и та и
другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату.
К 16 годам, а иногда и раньше у мальчиков в тембре появляется оттенок
будущего взрослого голоса, но он ещё неустойчив и может измениться. В 17-
18 лет наступает послемутационный период. Это тоже довольно
длительный период: окончательное формирование голоса происходит к 20
годам, иногда и позже.
В старшем возрасте вокальные упражнения приобретают более
разнообразный характер: кроме настройки голоса, выработки вокально-
технических навыков следует уделить внимание развитию ладового слуха, а
также ценнейшего и необходимого качества музыканта любой специальности
- внутреннего слуха.
Среди новых задач педагога в этот период – сложная задача определения
типа голоса. Ошибки в определении голоса младших и и старших
подростков чаще встречаются в хорах с партией альтов, от
которых требуется более густое, компактное звучание..Но следует избегать
искусственного форсирования альтовой партии, добиваясь равновесия в
колорите звучания хора. Для определения перспективности голоса поющих
среднего и старшего возраста можно использовать упражнения Е.Малининой
из её работы «Вокальное воспитание детей» (Л.,1967,С.79
Правильное определение типа голоса обеспечивает его здоровое развитие
и долгое существование. Практика показывает, что звучание детского хора
наглядно иллюстрирует методику вокальной работы его руководителя.
Литература по теме.
1. Дмитриев Г. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.
2. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. М., 1967.
3. Стулова Г.П. Хоровой класс. М., 1988.
4.Работнов А. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М.:
Музгиз, 1932.
5. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка,1988.
6. Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек. М.: Изд-во АПН РСФСР,1960
7. Развитие детского голоса. Изд-во АПН РСФСР, 1963.
8. Лысек Ф.Мутация//Развитие детского голоса. М.., 1963.
9. Перельштейнас Г. Некоторые вопросы музыкального воспитания
в хоре мальчиков и юношей // Музыкальное воспитание в школе.
М.: Музыка, 1966.
10.Шамина Л.В. работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.,
1983.
11. Вокальные упражнения Е.Малининой. В кн.: Вокальное воспитание
детей. Л., 1967.
12. Юссон Р. Певческий голос: исслед. основных физиолог. и акустич.
явлений певческого голоса: пер. с франц. М.: Музыка, 1074.