Напоминание

Вопросы воспитания в работе руководителя хорового объединения


Автор: Фирсова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ "Современник" Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: ВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО ХОРА
Тема: Вопросы воспитания в работе руководителя хорового объединения
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО

ШКОЛЬНОГО ХОРА

1.

Певческое дыхание.

Искусство пения – это искусство дыхания. Хормейстеры, работавшие

с лучшими коллективами нашей страны – В.Соколов, В.Попов, Д.Огороднов,

Г.Струве - уделяли вопросам певческого дыхания повышенное внимание и

тщательно работали над ним с детьми. В.Попов, в частности, пишет:

«Дыхание вырабатывается и укрепляется только в процессе самого пения.

Важно связывать работу над над дыханием с практи кой. Дети должны

понимать и оценивать, когда пение подкреплено дыханием и когда такой

опоры нет, и звук превращается в шипение.» ( Попов В., Халабузарь П.

Хоровой класс М.: Советский композитор, 1988. Сс 4,16.)

Каждый ребёнок должен знать правило певческого дыхания: активный,

бесшумный вдох, мгновенная задержка воздуха,затем экономный,

продолжительный выдох.

Соблюдение этого правила, называемое пением «на опоре», приводит к

возникновению красивого, качественного звука. Воспитание дыхания - один

из главных компонентов вокального процесса– требует длительной,

терпеливой работы, и является залогом красивого вокального пения.

Механизм дыхания слагается из следующих элементов:

певческая установка обеспечивает оптимальные условия для работы

дыхательных органов - прямое положение корпуса и головы, равномерное

распределение веса на обе ноги, ноги должны стоят на небольшом

расстоянии, руки свободно опущены; умеренный по объёму активный вдох; в

момент задержки дыхания мысленно готовится характер звучания первого

звука и последующего звучания; постепенный фонационный выдох со

стремлением сохранить вдыхательную установку; распределение дыхания на

всю музыкальную фразу.

2. Формирование звукообразования.

Чрезвычайно сложный механизм звукообразования до настоящего времени

до конца не изучен. Так к середине 19-го века возникает миоэластическая

(мио- мышца) теория, объясняющая механизм регулирования высоты звука в

пении.

Впротивовес миоэластической французский исследователь Р.Юссон

выдвигает нейрохронастическую теорию. В современной специальной

литературе принята механико- миоэластическая теория, в которой

отмечается ведущая роль

центральной нервной системы.

Не совсем изучены также и вопросы качества звучания детского голоса в

разных аспектах: эстетическом, возрастных возможностей в отношении

звуковысотного диапазона, регистровых возможностей и др. Важно, что

правильное звукообразование связано с такими характеристиками голоса как

звонкость, полётность, близкая вокальная позиция, плавность регистровых

переходов, умеренное округление гласных, нормальное певческое вибрато,

отсутствие зажатости.

В то же время есть устойчивые характеристики, независимые от тех или

иных индивидуальных . Это: - фальцетная и грудная манеры пения.

Необходимо развивать смешанное, т.е. микстовое звучание, выравненное по

всему диапазону.

Задача расширения голосового диапазона относится к числу важнейших. Для

её решения используются «Школа пения» А.Варламова и концентрический

метод М.И.Глинки.Метод Глинки является универсальным как для

народного, так и для академического пения и рассчитан на постепенное

расширение певческого диапазона за счёт концентрических кругов от

примарной зоны.

Вокальная методика необходимо должна опираться на физиологические и

возрастные закономерности детского голоса.

В вокальной практике выделяются четыре стадии его развития:

1- период фальцетного звукообразования (7-10 лет)

2- предмутационный (11-12 лет)

3- мутационный (12-15 лет)

4- послемутационный (15-17 лет)

Голосовой аппарат детей младшего школьного возраста очень хрупок:

голос 7-8-летнего ребёнка нежный, небольшой по силе и высоко звучащий,

окрашенный верхним резонатором. Если певческое воспитание идёт

правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо,

Этот период называют «расцветом» голоса.

В течение этого периода происходит не только первоначальное развитие

голосового аппарата, но и приобретаются навыки пения как такового.Необ

ходимо развивать не только голос, но и речь, музыкальный слух,

музыкальную память и внимание. Не следует обособлять техническую

сторону от художественной. Главное в методике распевания детей –

преобладание упражнений с текстом, понятным и интересным для детей.

Очень важны психологические и эмоциональные факторы: эмоциональная

скованность мешает ребёнку свободно владеть голосом, создаёт мышечную

зажатость, так называемый «мышечный панцирь», теорию которого

разработали зарубежные психотерапевты Л.Марчер, Ф.Александер, В.Райх и

А.Лоуэн. Занимались этой проблемой также М.Синдомирский и И.Шалиф.

Предложили систему упражнений также Стрельникова и Д.Огороднов.

3. Мутационный период (11-15 лет)

Мутация – это нормальное физиологическое явление, связанное с

изменяющимися функциями гортани и всего организма в целом,

неуравновешенностью эмоциональной сферы.

Современная вокальная педагогика определяет мутацию как «переход

детского голоса в голос взрослого» ( Кочнева И., Яковлева А. Вокальный

словарь. Л.: Музыка, 1988.С.40).

Начальная стадия (предмутационная) начинается с потери верхних нот, у

мальчиков появляются отдельные низкие ноты в малой октаве, портится

тембр, голос грубеет, интонация становится неустойчивой, повышается

голосовая утомляемость.

Во второй, (собственно мутационной стадии) все новые явления

прогрессируют и не только затрудняют пение, но и делают его невозможным.

Самыми характерными признаками этого периода

являются резкое сокращение диапазона и силы звука.

Из всех стадий мутации наиболее продолжительная – завершающая,

третья. В этой стадии происходит становление

взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. При

работе с детскими голосами в период мутации следует избегать двух

крайностей: нельзя форсирование формирование взрослого голоса, так же

как нельзя искусственно задерживать период пения детским голосом – и та и

другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату.

К 16 годам, а иногда и раньше у мальчиков в тембре появляется оттенок

будущего взрослого голоса, но он ещё неустойчив и может измениться. В 17-

18 лет наступает послемутационный период. Это тоже довольно

длительный период: окончательное формирование голоса происходит к 20

годам, иногда и позже.

В старшем возрасте вокальные упражнения приобретают более

разнообразный характер: кроме настройки голоса, выработки вокально-

технических навыков следует уделить внимание развитию ладового слуха, а

также ценнейшего и необходимого качества музыканта любой специальности

- внутреннего слуха.

Среди новых задач педагога в этот период – сложная задача определения

типа голоса. Ошибки в определении голоса младших и и старших

подростков чаще встречаются в хорах с партией альтов, от

которых требуется более густое, компактное звучание..Но следует избегать

искусственного форсирования альтовой партии, добиваясь равновесия в

колорите звучания хора. Для определения перспективности голоса поющих

среднего и старшего возраста можно использовать упражнения Е.Малининой

из её работы «Вокальное воспитание детей» (Л.,1967,С.79

Правильное определение типа голоса обеспечивает его здоровое развитие

и долгое существование. Практика показывает, что звучание детского хора

наглядно иллюстрирует методику вокальной работы его руководителя.

Литература по теме.

1. Дмитриев Г. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.

2. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. М., 1967.

3. Стулова Г.П. Хоровой класс. М., 1988.

4.Работнов А. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М.:

Музгиз, 1932.

5. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка,1988.

6. Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек. М.: Изд-во АПН РСФСР,1960

7. Развитие детского голоса. Изд-во АПН РСФСР, 1963.

8. Лысек Ф.Мутация//Развитие детского голоса. М.., 1963.

9. Перельштейнас Г. Некоторые вопросы музыкального воспитания

в хоре мальчиков и юношей // Музыкальное воспитание в школе.

М.: Музыка, 1966.

10.Шамина Л.В. работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.,

1983.

11. Вокальные упражнения Е.Малининой. В кн.: Вокальное воспитание

детей. Л., 1967.

12. Юссон Р. Певческий голос: исслед. основных физиолог. и акустич.

явлений певческого голоса: пер. с франц. М.: Музыка, 1074.



В раздел образования