Автор: Самойлова Мария Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ОЧУ "Школа Эрудит"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Немного о репертуаре для обучения игре на клавишных синтезаторах.
Раздел: дополнительное образование
1
ОЧУ «Школа Эрудит»
Автор:
педагог дополнительного образования
Самойлова Мария Александровна
Немного о репертуаре для
обучения игре на клавишных
.
синтезаторах
Москва 2020
2
Клавишный синтезатор – современный музыкальный инструмент,
предназначенный как для исполнения на нём музыкальных произведения, так
и для создания музыкальных аранжировок, записи и редактирования звука.
Сочетание традиционной (внешне) фортепианной клавиатуры с самыми
современными компьютерными технологиями определяют его
многофункциональность. Он может быть интересен как профессиональным
музыкантам, так и любителям, поскольку обладает практически
неограниченными возможностями в работе со звуком, и позволяет людям
разного уровня добиваться интересных результатов.
Это один из самых молодых музыкальных инструментов*. Он появился
в 70-е гг. ХХ-го века и продолжает бурно развиваться и в наши дни. С
каждым годом этот электронный инструмент всё более усложняется:
добавляются новые функции, банки стилей и тембров, акустических
эффектов…. По сути, многие синтезаторы – это сложнейшие компьютеры,
обладающие просто фантастическими возможностями в музыкальной
области. Этот инструмент может быть интересен музыканту не только с
исполнительской точки зрения. Он обладает огромным количеством функций
аранжировки и звукозаписи. Безусловно, он может быть весьма полезен и в
композиторской деятельности. Но сейчас мы поподробнее остановимся на
собственно исполнительских функциях синтезатора.
Многофункциональность инструмента накладывает определённые
задачи и на исполнителя, который, как минимум, становится ещё и
аранжировщиком исполняемых произведений (выбирая для них тембры,
стили, акустические эффекты…). Это приводит к тому, что, помимо
исполнительских навыков, играющий на синтезаторе должен одновременно
освоить и довести до автоматизма систему управления своим инструментом
(тем более что моделей существует огромное множество, и системы
управления и расположение основных кнопок управления инструментом
могут отличаться). Руки музыканта должны в момент исполнения
произведения не только «работать» на клавишах, но и успевать переключать
тембры, делать ритмические «перебивки», управлять клавишами OTS (One
Touch Settings), банком Registration Memory и т.д.
Если сравнить игру на фортепиано и на синтезаторе, то помимо
«управления» инструментом есть и другие отличия. Одно из них – функции
* Для сравнения: история фортепиано насчитывает уже более 300 лет. А скрипка приобрела свой
современный вид уже в XVI-м веке.
3
правой и левой рук. На синтезаторе с авто-аккомпанементом правая рука в
основном берёт на себя мелодическую функцию. Левая же рука, действуя в
относительно небольшом диапазоне**, выполняет гармоническую функцию,
создавая при помощи синхронно взятых аккордов музыкальное
сопровождение для правой руки (аккомпанемент). Такие ограничения в
фактуре делают левую руку менее подвижной, чем на фортепиано. Однако
это можно компенсировать несколькими способами:
1. Комбинируя режим авто-аккомпанемента с обычным режимом Normal
(например, во вступлении к произведению);
2. Используя режим Full-Fingered или Full Keyboard, в котором сохраняется
фортепианная фактура, а поверх неё синтезатор (при выбранном стиле и
функции авто-аккомпанемента) накладывает гармонизованный по своему
усмотрению аккомпанемент. К сожалению, выбранная им гармония не всегда
соответствует вашим ожиданиям. А ещё она может возникать с небольшим
опозданием – пока синтезатор её «распознает».
3. Со временем, усложняя аккомпанемент и используя элементы полифонии
в линии баса (это возможно на синтезаторах, имеющих режим Fingered on
Bass). Но аккордовая фактура при этом всё равно остаётся.
4. Можно также накладывать на фортепианную фактуру ритмы без
включения авто-аккомпанемента. При этом, можно клавиатуру разделить на
2 (а на некоторых инструментах и на 3) части, назначив на каждую часть
свой инструмент.
5. В режиме Multi Fingered можно некоторые аккорды брать в упрощённом
виде – 1-м пальцем, другие полностью. Это тоже не позволяет руке
«застывать в одной позиции».
Кстати, такие функциональные различия правой и левой рук на
синтезаторе нашли своё отражение и собственно в нотах. В отличие от
традиционных нот для фортепиано, здесь нотный стан только один, и на нём
представлена только партия правой руки. Партия же левой руки обозначается
при помощи букв и цифр над нотной партией правой руки.
Таким образом, обучающиеся игре на синтезаторе уже практически в
начале обучения разграничивают правую и левую руки как территориально,
так и функционально. Помимо изучения нот и нотного стана, учащиеся
знакомятся с буквенным обозначением нот, основными аккордами
**По умолчанию, на большинстве инструментов секция авто-аккомпанемента располагается на 1,5 октавах.
Границу секции обычно можно сдвигать вправо или влево, увеличивая (или уменьшая) её таким образом.
4
(мажорное и минорное трезвучия), их структурой и обозначениями уже на
ранних стадиях обучения. Это очень существенное отличие от традиционной
системы обучения игре на фортепиано.
Ещё одно существенное отличие касается клавиатуры. Большинство
синтезаторов профессионального и полупрофессионального уровня
оснащено чувствительной клавиатурой, позволяющей показывать в игре
довольно большой диапазон динамических оттенков. Однако, чаще всего,
сами клавиши намного тоньше и легче, чем на фортепиано. Это очень сильно
влияет на способы звукоизвлечения (ведь достаточно слегка зацепить
клавишу, и она уже зазвучит…). Обычно, пианистам бывает трудно быстро
«приспособиться» к синтезаторным клавишам. Также, впрочем, как и
человеку, изначально играющему на синтезаторах, перейти на фортепианную
клавиатуру.
Но, наверное, самое главное и существенное отличие синтезатора от
всех других инструментов – это практически полное отсутствие репертуара
для обучения игре, написанного именно для синтезатора. Например, одним
из неотъемлемых элементов обучения игре на любом музыкальном
инструменте являются этюды***. Именно они предназначены как для
оттачивания какого-либо определённого приёма игры, так и для развития и
усовершенствования технического мастерства исполнителя вообще. Этюды в
разные времена создавались для самых разных инструментов****. Но вот
написанных специально для синтезатора этюдов нет. Почему? Чем
синтезатор хуже? Тем, что он слишком «молодой»? Или то, что некоторые
музыканты воспринимают его как компьютер, а не как музыкальный
инструмент?
Это же касается и другого учебного музыкального материала.
Особенно на начальном этапе обучения. В основном, «экспортируются»
пьесы, этюды и другие произведения из «Школ игры для фортепиано».
Конечно, они тоже могут использоваться при обучении на синтезаторе. Но
наравне с ними должны существовать и написанные именно для
синтезаторов обучающие музыкальные произведения (пьесы, этюды и другие
композиции). Они должны учитывать особенности и специфику этого
***Слово «этюд» (фр. étude от лат Studium) означает дословно: «старание», «занятие», «изучение».
****Существуют этюды и для пения. Они называются «вокализы» и предназначены для развития
вокальной техники исполнения.
5
инструмента, развивать навыки, необходимые для игры на нём. *****
Что касается, репертуара для игры на синтезаторах в целом, то,
безусловно, в нём будут и должны присутствовать обработки самых
разнообразных музыкальных произведений, написанных в разные времена, в
различных жанрах и для разных инструментов. Но, именно - обработки!
Какой смысл, играть на синтезаторе, только как на фортепиано? Как мы уже
пытались показать, несмотря на внешнюю «похожесть», это всё-таки очень
разные инструменты. Конечно, нельзя забывать, что синтезатор обобщает в
себе звучания самых разных музыкальных инструментов, как реальных
(фортепиано, скрипка, флейта, гитара и других), так и искусственно
изобретённых. Естественно, на нём можно играть и без функции авто-
аккомпанемента, выбирая звук соответствующего инструмента, например –
фортепиано. В этом случае, можно использовать и фортепианные ноты. Но
при этом надо помнить, что размер клавиатуры большинства синтезаторов
меньше стандартного фортепианного (чаще всего, пять полных октав).
Поэтому, не все ноты могут «уместиться» в имеющийся диапазон, и
исполнителю «на ходу» придётся редактировать ноты, перенося часть из них
в другие октавы…. Стоит ли «овчинка выделки»? Решать Вам.
Подытоживая вышесказанное, хочу ещё раз подчеркнуть
необходимость создания репертуара для обучения игре на клавишных
синтезаторах, «школ игры на синтезаторах», отличных от фортепианных.
Они должны включать в себя произведения, написанные специально для
синтезатора, а также переложения для этого инструмента уже существующей
музыки.
Даже, если использовать синтезатор в большей степени не как
инструмент для живого исполнения, а как цифровую рабочую музыкальную
станцию для записи и обработки музыки, - навыки исполнительского
мастерства не окажутся лишними. Они помогут поднять процесс создания и
аранжировки музыки на более высокий профессиональный уровень.
***** См. мой «сборник пьес и этюдов для синтезатора» для начинающих» а также статью «О некоторых
особенностях преподавания игры на синтезаторах в системе дополнительного образования» в архиве
интернет - библиотеки учебно-методических материалов образовательного портала EduContest.Net