Напоминание

"ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ТУРИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДЕТЕЙ"


Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: г.Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ТУРИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДЕТЕЙ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

ВЕСТНИК ПЕДАГОГА

ПУБЛИКАЦИИ

СТАТЬЯ: «ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО

ОБЩЕНИЯ В ТУРИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДЕТЕЙ».

Педагог дополнительного образования

МУДО ЦТЭК Георгиевского городского округа

Ефанова Надежда Николаевна

г. Георгиевск, 2020 год

Исторически сложившаяся пожизненная зависимость людей друг от друга

помещает

проблему

человеческих

взаимоотношений

в

самую

сердцевину

существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность входить с другими

людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные

переживания и результаты. Найдя, например, родственную душу – человека, который

поддерживает

нас

и

которому

мы

можем

довериться,

мы

чувствуем

себя

счастливыми, защищенными, жизнестойкими.

Тема

зарождения

и

становления

межличностных

отношений

чрезвычайно

актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений в последнее

время все чаще и чаще наблюдается среди молодёжи (жестокость, повышенная

агрессивность, отчуждённость и пр.). Это побуждает обратиться к рассмотрению

отношений

детей

друг

с

другом

в

самых

разных

видах

деятельности

и

целенаправленно развивать межличностные отношения в позитивном ключе.

Одной из задач всех моих занятий с детьми является развития навыков

межличностного общения: выработка норм, правил поведения по отношению друг к

другу. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. Однако, чтобы эти

нормы выполнялись и стали бы внутренними мотивами

поведения, следует

подготовить почву для их усвоения. Такая почва наилучшим образом создается путем

организации практики взаимоотношений детей в процессе участия в туристских

походах.

Поход - самое «богатое» мероприятие по многообразию видов деятельности. Здесь

присутствуют такие виды, как совместный труд, обучение, свободное общение детей

и педагога с детьми, соревнования, творческие задания, игры.

Совместный труд в походе это - установка и свертывание бивака, приготовление

пищи на костре, заготовка дров и уборка территории. Постоянная опека старшими

опытными ребятами новичков.

Во время тренировочных занятий по ориентированию, дети объединяются в пары

«ученик – учитель», которые достаточно продолжительное время работают вместе.

Достаточно часто провожу практическое занятие, которое очень нравится детям -

«Поиск на местности условно заблудившегося», где реализация общей цели

совместной деятельности цементируют группу в одно целое.

По моим наблюдениям, усвоение морально-нравственных понятий высшего уровня

таких, как «порядочность», «ответственность», «сочувствие», обеспечивающих

благоприятные межличностные отношения, происходит у

участников похода

намного быстрее, естественнее, чем обычно.

Да и родственную душу намного проще встретить на соревнованиях, в походах – в

объединении занимаются ребята с уже сформировавшимся общим интересом.

Особое внимание хочется уделить играм.

Как утверждают отечественные

педагоги, игровое взаимодействие детей влияет на их взаимоотношения, на

формирование межличностных отношений и гуманных качеств личности ребенка.

Игра - это специфический вид межличностных отношений и вырабатывает

необходимые

навыки

социального

взаимодействия,

умения

подчиняться

коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить

личностные интересы с общественными.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей: в игровой деятельности

формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к

предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся

навыки и умения общения со сверстниками.

Так как игра оказывает сильное влияние на развитие личности и способствует

созданию

близких

отношений

между

участниками

группы,

она

снимает

напряженность,

тревогу,

страх

перед

окружающими,

повышает

самооценку,

позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность

социально значимых последствий.

Самостоятельность детей в игре не отрицает педагогического руководства. Нельзя

учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают навыкам счёта или письма.

Педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли

организатора. Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным

нормам,

которые,

будучи

усвоены,

становятся

регуляторами

коллективных

взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры.

Я не называю и не привожу описания игр – их достаточно и в литературе и в

Интернете. Здесь важно учитывать возраст детей и этичность некоторых игр. Сейчас

в сети Интернет можно найти игры, в которые не совсем прилично играть с детьми –

они для взрослых, и педагог точно должен видеть границы допустимого. Есть

замечательные новые или давно забытые старые игры. Например, не так давно у нас

появилась

игра

идеально

подходящая

для

детского

коллектива

в

условиях

многодневного туристского похода. Называется она «Добрый Дух». Жребием

назначаются пары, где один – «Добрый Дух», а второй – «опекаемый» (взрослые

играют вместе с детьми).В течении оговоренного времени (1 час, 1 день, может быть

все дни похода), «Добрый Дух» оказывает своему подопечному всевозможные знаки

внимания (угощение «вкусненьким», помощь в дежурствах, приготовлении пищи и

т.д.). По истечении заданного времени, «опекаемый» должен отгадать своего

«Доброго Духа».

3

Перед педагогом стоит задача

подобрать и адаптировать игры на развитие

межличностных отношений для каждой конкретной группы.

Педагогическая работа по развитию межличностных отношений у разновозрастной

группы детей будет эффективна, если:

– включать игры, способствующие развитию навыков общения и взаимодействия

детей;

– использовать разные формы коллективной деятельности.

Цели игр могут быть самыми разнообразными, можно даже сказать «на все случаи

жизни» - от знакомства с базовыми навыками общения до развития умений и навыков

работать в команде.

Цель игры:

знакомство с базовыми навыками общения;

развить умение повнимательнее посмотреть на другого, приглядеться друг к

другу;

сплочение группы, развитие навыков группового взаимодействия;

развить умение охарактеризовать в человеке положительные черты характера

и поступков;

создание

психологически

защищенной

ситуации,

для

личностного

самораскрытия участников игры;

развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

развитие умения слушать партнера;

развитие умения выражать собственные чувства и эмоции;

закрепление у детей навыков межличностных отношений;

развитие умений и навыков работать в команде.

В своей работе я использую различные технологии развития межличностных

отношений: неформальное доверительное общение с детьми, коллективный

труд, творческие задания, игры, участие в соревнованиях и туристских походах.

Таким

образом,

первостепенную

важность

приобретает

правильная

организация, выбор средств и коллективное взаимодействие, которые будут

способствовать как развитию личности, так и межличностных отношений и

высшей

степени

их

развития

взаимодействия,

взаимопонимания,

взаимовосприятия.

4

Список использованной литературы:

1.

Анцупова Г.Л. Давай поиграем – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

2.

Беляков Е. 365 развивающих игр – М.: Рольф, Айрис – пресс, 1999.

3.

Волков Б.С. Психология подростка [Текст]. – М.: Педагогическое общество

России. 2002.

4.

Жичкина А.В. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное

воспитание. – 2002, – №4.

5.

Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания [Текст] / Под. ред.

Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006.

6.

Туристская игротека: Учеб. – метод. пособие / Под ред. Ю.С. Константинова

– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7.

Ю.С. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]. – М.: Издательский центр

«Академия», 1999.

5



В раздел образования