Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: г.Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ТУРИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДЕТЕЙ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЕСТНИК ПЕДАГОГА
ПУБЛИКАЦИИ
СТАТЬЯ: «ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ОБЩЕНИЯ В ТУРИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДЕТЕЙ».
Педагог дополнительного образования
МУДО ЦТЭК Георгиевского городского округа
Ефанова Надежда Николаевна
г. Георгиевск, 2020 год
Исторически сложившаяся пожизненная зависимость людей друг от друга
помещает
проблему
человеческих
взаимоотношений
в
самую
сердцевину
существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность входить с другими
людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные
переживания и результаты. Найдя, например, родственную душу – человека, который
поддерживает
нас
и
которому
мы
можем
довериться,
мы
чувствуем
себя
счастливыми, защищенными, жизнестойкими.
Тема
зарождения
и
становления
межличностных
отношений
чрезвычайно
актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений в последнее
время все чаще и чаще наблюдается среди молодёжи (жестокость, повышенная
агрессивность, отчуждённость и пр.). Это побуждает обратиться к рассмотрению
отношений
детей
друг
с
другом
в
самых
разных
видах
деятельности
и
целенаправленно развивать межличностные отношения в позитивном ключе.
Одной из задач всех моих занятий с детьми является развития навыков
межличностного общения: выработка норм, правил поведения по отношению друг к
другу. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. Однако, чтобы эти
нормы выполнялись и стали бы внутренними мотивами
поведения, следует
подготовить почву для их усвоения. Такая почва наилучшим образом создается путем
организации практики взаимоотношений детей в процессе участия в туристских
походах.
Поход - самое «богатое» мероприятие по многообразию видов деятельности. Здесь
присутствуют такие виды, как совместный труд, обучение, свободное общение детей
и педагога с детьми, соревнования, творческие задания, игры.
Совместный труд в походе это - установка и свертывание бивака, приготовление
пищи на костре, заготовка дров и уборка территории. Постоянная опека старшими
опытными ребятами новичков.
Во время тренировочных занятий по ориентированию, дети объединяются в пары
«ученик – учитель», которые достаточно продолжительное время работают вместе.
Достаточно часто провожу практическое занятие, которое очень нравится детям -
«Поиск на местности условно заблудившегося», где реализация общей цели
совместной деятельности цементируют группу в одно целое.
По моим наблюдениям, усвоение морально-нравственных понятий высшего уровня
таких, как «порядочность», «ответственность», «сочувствие», обеспечивающих
благоприятные межличностные отношения, происходит у
участников похода
намного быстрее, естественнее, чем обычно.
Да и родственную душу намного проще встретить на соревнованиях, в походах – в
объединении занимаются ребята с уже сформировавшимся общим интересом.
Особое внимание хочется уделить играм.
Как утверждают отечественные
педагоги, игровое взаимодействие детей влияет на их взаимоотношения, на
формирование межличностных отношений и гуманных качеств личности ребенка.
Игра - это специфический вид межличностных отношений и вырабатывает
необходимые
навыки
социального
взаимодействия,
умения
подчиняться
коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить
личностные интересы с общественными.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей: в игровой деятельности
формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к
предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся
навыки и умения общения со сверстниками.
Так как игра оказывает сильное влияние на развитие личности и способствует
созданию
близких
отношений
между
участниками
группы,
она
снимает
напряженность,
тревогу,
страх
перед
окружающими,
повышает
самооценку,
позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность
социально значимых последствий.
Самостоятельность детей в игре не отрицает педагогического руководства. Нельзя
учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают навыкам счёта или письма.
Педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли
организатора. Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным
нормам,
которые,
будучи
усвоены,
становятся
регуляторами
коллективных
взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры.
Я не называю и не привожу описания игр – их достаточно и в литературе и в
Интернете. Здесь важно учитывать возраст детей и этичность некоторых игр. Сейчас
в сети Интернет можно найти игры, в которые не совсем прилично играть с детьми –
они для взрослых, и педагог точно должен видеть границы допустимого. Есть
замечательные новые или давно забытые старые игры. Например, не так давно у нас
появилась
игра
идеально
подходящая
для
детского
коллектива
в
условиях
многодневного туристского похода. Называется она «Добрый Дух». Жребием
назначаются пары, где один – «Добрый Дух», а второй – «опекаемый» (взрослые
играют вместе с детьми).В течении оговоренного времени (1 час, 1 день, может быть
все дни похода), «Добрый Дух» оказывает своему подопечному всевозможные знаки
внимания (угощение «вкусненьким», помощь в дежурствах, приготовлении пищи и
т.д.). По истечении заданного времени, «опекаемый» должен отгадать своего
«Доброго Духа».
3
Перед педагогом стоит задача
подобрать и адаптировать игры на развитие
межличностных отношений для каждой конкретной группы.
Педагогическая работа по развитию межличностных отношений у разновозрастной
группы детей будет эффективна, если:
– включать игры, способствующие развитию навыков общения и взаимодействия
детей;
– использовать разные формы коллективной деятельности.
Цели игр могут быть самыми разнообразными, можно даже сказать «на все случаи
жизни» - от знакомства с базовыми навыками общения до развития умений и навыков
работать в команде.
Цель игры:
знакомство с базовыми навыками общения;
развить умение повнимательнее посмотреть на другого, приглядеться друг к
другу;
сплочение группы, развитие навыков группового взаимодействия;
развить умение охарактеризовать в человеке положительные черты характера
и поступков;
создание
психологически
защищенной
ситуации,
для
личностного
самораскрытия участников игры;
развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
развитие умения слушать партнера;
развитие умения выражать собственные чувства и эмоции;
закрепление у детей навыков межличностных отношений;
развитие умений и навыков работать в команде.
В своей работе я использую различные технологии развития межличностных
отношений: неформальное доверительное общение с детьми, коллективный
труд, творческие задания, игры, участие в соревнованиях и туристских походах.
Таким
образом,
первостепенную
важность
приобретает
правильная
организация, выбор средств и коллективное взаимодействие, которые будут
способствовать как развитию личности, так и межличностных отношений и
высшей
степени
их
развития
–
взаимодействия,
взаимопонимания,
взаимовосприятия.
4
Список использованной литературы:
1.
Анцупова Г.Л. Давай поиграем – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
2.
Беляков Е. 365 развивающих игр – М.: Рольф, Айрис – пресс, 1999.
3.
Волков Б.С. Психология подростка [Текст]. – М.: Педагогическое общество
России. 2002.
4.
Жичкина А.В. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное
воспитание. – 2002, – №4.
5.
Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания [Текст] / Под. ред.
Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006.
6.
Туристская игротека: Учеб. – метод. пособие / Под ред. Ю.С. Константинова
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7.
Ю.С. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]. – М.: Издательский центр
«Академия», 1999.
5