Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: г.Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Cоздание воспитывающей и развивающей среды в объединении "Юные туристы""
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЕСТНИК ПЕДАГОГА
ПУБЛИКАЦИИ
СТАТЬЯ: «
Cоздание воспитывающей и развивающей
среды в объединении «Юные туристы»»
Автор: Ефанова Надежда Николаевна,
педагог дополнительного
образования МУДО ЦТЭК
Ставропольский край
г. Георгиевск
2020
Тема моей статьи «Cоздание воспитывающей и развивающей среды
в
объединении «Юные туристы». Другими словами «что я такого делаю» на
занятиях,
на
соревнованиях,
в
походах,
чтобы
сформировать
эту
воспитывающую и развивающую среду?
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека,
называется
средой.
Среда
развития
ребенка
-
это
пространство
его
жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь. Эти условия
следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство
личности ребенка.
Педагог, используя факторы природной и социальной среды, природной и
социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем
самым создавая позитивную воспитывающую и развивающую среду.
Среди многочисленных средств воспитания и развития
современного
молодого
поколения
особое
место
занимает
туризм,
который
является
неисчерпаемым источником для реализации воспитательных и развивающих
задач, а так же благоприятной средой для развития личности.
Я занимаюсь с детьми по программе «Юные туристы». А это значит туристские
походы, учебно-тренировочные сборы и соревнования, инструкторская подготовка.
И здесь просто – таки необъятный простор для творчества детей. А творчество я
рассматриваю как универсальный механизм развития личности.
Поход - самое «богатое» мероприятие по многообразию видов деятельности.
Здесь присутствуют такие виды, как подготовка к походу, совместный труд,
преодоление препятствий, выполнение походных обязанностей, свободное общение
детей и педагога с детьми, творческие задания, игры.
Конечно, можно самому решить все вопросы по организации, взвалив на себя всю
тяжесть подготовки и проведения похода. Но это в корне неверно – в этом случае
дети становятся просто пассивными участниками похода. Я поступаю с точностью до
«наоборот», доверяя детям самостоятельно вести подготовку и управлять всеми
вопросами в течение самого похода, оказывая лишь неназойливый присмотр за
организацией и проведением похода. И тогда самостоятельная подготовка маршрута,
снаряжения, выполнение общественных походных поручений, обработка полевых
материалов, формирует чувство ответственности перед коллективом за результаты
своей работы. И здесь моя задача создать условия и простор для инициативы и
творчества.
Особое внимание хочется уделить играм в походах.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей: в игровой деятельности
формируются многие положительные качества ребенка, развиваются познавательные
способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.
2
Самостоятельность детей в игре не отрицает педагогического руководства. Но,
педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора.
Направляя игру, педагог учит детей простым нравственным нормам.
Цели игр могут быть самыми разнообразными, можно даже сказать «на все случаи
жизни» - от знакомства с базовыми навыками общения до развития умений и навыков
работать в команде.
Я не называю и не привожу описания игр – их достаточно и в литературе и в
Интернете. Здесь важно учитывать возраст детей и этичность некоторых игр. Сейчас
в сети Интернет можно найти игры, в которые не совсем прилично играть с детьми –
они для взрослых, и педагог точно должен видеть границы допустимого. Есть как
замечательные новые, так и давно забытые старые игры.
Постоянное
соприкосновение
туристов
с
героическим
прошлым
служит
воспитанию чувства патриотизма, уважения и любви к людям, братской дружбы
между народами нашей страны. В решении задач нравственного воспитания,
воспитания моральных и волевых качеств туризму принадлежит особая роль.
И даже если в теме заявлено только объединение «Юные туристы», я не могу
обойти вниманием моё любимое спортивное ориентирование. Ребята, которые уже
стали горячими поклонниками лесного спорта, шутят: «Ориентирование – это не
спорт и даже не образ жизни, это – судьба!».
И все же это спорт. С метрами, секундами, ошибками, победами и поражениями.
Но я и в этой, сугубо спортивной области, нахожу возможность организовать для
детей всевозможные творческие задания или конкурсы: стихов, фотографий,
названий к интересным сюжетным фотографиям, рассказов, очерков и репортажей
об интересных событиях на тренировках, соревнованиях и т.д. И это естественным
образом сказывается на результатах соревнований. Дети, влюбленные в этот вид
спорта, на соревновательных дистанциях «творят чудеса».
В ходе реализации вопросов программы по инструкторской подготовке я очень
часто с воспитанниками провожу учебно – тренировочные соревнования по технике
пешеходного туризма и спортивному ориентированию, где ребята не только готовят
оборудование и выступают в роли организаторов и судей, но и самостоятельно
рисуют карты, планируют и «ставят» дистанции. А это особая ответственность,
особые требования, которые как раз развивают и воспитывают. Самый творческий
процесс - создание карты. Сначала это неумелый рисунок спортивного зала, затем
уже карта, изготовленная с применением цифровых технологий. И, наконец, карта
территории школы №6. Этими картами моих воспитанников мы пользуемся на
тренировках и учебных соревнованиях.
3
Во время тренировочных занятий по ориентированию я объединяю детей в пары
«ученик – тренер», которые достаточно продолжительное время работают вместе. И
вместе переживают успехи и неудачи, кстати, как «ученика», так и «тренера».
Достаточно часто провожу практическое занятие, которое очень нравится детям -
«Поиск на местности условно-заблудившегося», где реализация общей цели
совместной деятельности – найти «потеряшку" - цементируют группу в единое целое.
Детский туризм является также сферой воспитания этических норм поведения,
развивает вкус и эмоциональную сферу.
Общение с природой развивает и оттачивает эстетическое чувство, воспитывает
любовь к ней, её понимание. Константин Паустовский сказал «Все вокруг нас полно
поэзии, ищите ее».
Меняющиеся
пейзажи
создают
повышенное
эмоциональное
состояние.
непосредственный контакт с природой развивает воображение и способность
воспринимать и ценить прекрасное. И я так организую деятельность детей, что они
могут свои чувства и эмоции воплотить в своём творчестве.
Например, в походах многие участники ведут дневники. Записи в них – яркое
свидетельство потребности в творчестве. Эту потребность надо развивать. Умение
творить словом, воплощать в художественный образ мысли, чувства, переживания
нужно не только писателю, но и каждому культурному человеку.
В походах и на экскурсиях почти все дети с удовольствием фотографируют. Они
делают снимки полюбившихся мест, неповторимых пейзажей родной страны, своих
друзей. Постоянно совершенствуя это мастерство, несут красоту своим друзьям и
близким.
В рюкзаке у меня всегда лежит пакет, где бумага, карандаши, краски. В конце
каждого похода мы проводим выставку поделок из природного материала и выставку
рисунков. С каким энтузиазмом ребята творят! Их изобретательности нет предела!
Особое место в моей работе с детьми занимает организация экскурсий и
походов с целью изучения родного края.
В течение многих лет, путешествуя по родному краю, мы часто находились
рядом с рекой Подкумок. Меня поразило то, что никто из подростков практически
ничего не знает о своей родной реке.
Иногда достаточно только обратить внимание детей на какое – либо
противоречие или несоответствие, чтобы в них разгорелось любопытство и
жгучее желание докопаться до истины. Так было с вопросом о местонахождении
истока реки Подкумок. Эта тема затронула «за живое» моих воспитанников. Мы
стали собирать информацию и общеизвестную, и труднодоступную, которую мы
«добывали» и в библиотеках, и в походах.
4
Так получилась первая часть нашей исследовательской работы «Мал золотник, да
дорог». На следующий год мы продолжили свои исследования и организовали поход
- экспедицию в поисках истока реки Подкумок. Дело в том, что в разных
литературных
источниках
и
картографическом
материале,
с
которыми
мы
знакомились, указана разная информация по местоположению истока. Результаты
экспедиции мы оформили как исследовательскую
работу
«К истокам реки
Подкумок». Под впечатлением этих двух исследовательских работ о родной реке,
ребята составили викторину «Мой Подкумок». Викторина состоит из 36 вопросов
трех уровней сложности.
До сих пор я бегаю на соревнованиях с таким же азартом, как и дети и,
естественно, совершаю ошибки. Потом, рассказывая о своих промахах, смеюсь и
говорю: учитесь лучше на моих ошибках, а не на своих.
Тот факт, что я до сих пор продолжаю бегать с детьми на тренировках , выступаю
на соревнованиях, наверное, один из основополагающих методов моей работы. Когда
дети видят, что на соревнованиях я, как и они, надеваю беговую форму, готовлюсь к
старту, новенькие всегда удивляются – «Вы будите бегать?». Я неизменно отвечаю:
«А что? Чем я хуже Вас! Я тоже всегда хочу быть здоровой, умной и красивой!». И
ребята уже по-другому смотрят на спортивное ориентирование и походы, понимая,
что это не только спортивные достижения, медали и разряды.
Так на своем личном примере я пропагандирую здоровый образ жизни среди
моих воспитанников, их родителей и учителей. Лучший пример – личный
пример.
А еще мои ученики смотрят на мои отношения с «соперницами». Вот мы только
что соревновались, кто быстрее, кто сильнее, но дистанции пройдены и мы
обнимаемся, бурно обсуждаем свои успехи и «наоборот». Общаемся и помогаем друг
другу, если нужна помощь. Радуемся вместе. Дети это видят и
постигают
нравственные
основы
общения:
уважать
личность.
Мои
дети
общаются
с
соперниками и даже находят среди них друзей.
Я подписываюсь под словами Уолта Уитмена: «Теперь я постиг, как создать
самых лучших людей: пусть вырастают на вольном ветру, спят под открытым
небом, впитывают и солнце, и дождь, как земля».
Путь долгий… Они достигнут цели… Пусть они идут, эти отличные ребята –
сильные, смелые. Радость дороги и радость открытий им будет наградой.
5
Я вам рассказала, как в своей работе я использую различные технологии по
созданию воспитывающей и развивающей среды для моих воспитанников с
целью формирования у них активной жизненной позиции.
Во все названные виды деятельности я вношу региональный компонент,
творческое начало и личный пример. Это и есть ответ на поставленный вопрос.
6
Литература.
1. Титов В.В. Туристско – краеведческие кружки в школе. – М., Просвещение, 1988.
2. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слёты и
соревнования. – М., Профиздат, 1984.
3. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм. - М., Профиздат, 1983.
4. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристкой группы. – М., Физкультура и
спорт, 1981.
7