Напоминание

"Cоздание воспитывающей и развивающей среды в объединении "Юные туристы""


Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: г.Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Cоздание воспитывающей и развивающей среды в объединении "Юные туристы""
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

ВЕСТНИК ПЕДАГОГА

ПУБЛИКАЦИИ

СТАТЬЯ: «

Cоздание воспитывающей и развивающей

среды в объединении «Юные туристы»»

Автор: Ефанова Надежда Николаевна,

педагог дополнительного

образования МУДО ЦТЭК

Ставропольский край

г. Георгиевск

2020

Тема моей статьи «Cоздание воспитывающей и развивающей среды

в

объединении «Юные туристы». Другими словами «что я такого делаю» на

занятиях,

на

соревнованиях,

в

походах,

чтобы

сформировать

эту

воспитывающую и развивающую среду?

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека,

называется

средой.

Среда

развития

ребенка

-

это

пространство

его

жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь. Эти условия

следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство

личности ребенка.

Педагог, используя факторы природной и социальной среды, природной и

социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем

самым создавая позитивную воспитывающую и развивающую среду.

Среди многочисленных средств воспитания и развития

современного

молодого

поколения

особое

место

занимает

туризм,

который

является

неисчерпаемым источником для реализации воспитательных и развивающих

задач, а так же благоприятной средой для развития личности.

Я занимаюсь с детьми по программе «Юные туристы». А это значит туристские

походы, учебно-тренировочные сборы и соревнования, инструкторская подготовка.

И здесь просто – таки необъятный простор для творчества детей. А творчество я

рассматриваю как универсальный механизм развития личности.

Поход - самое «богатое» мероприятие по многообразию видов деятельности.

Здесь присутствуют такие виды, как подготовка к походу, совместный труд,

преодоление препятствий, выполнение походных обязанностей, свободное общение

детей и педагога с детьми, творческие задания, игры.

Конечно, можно самому решить все вопросы по организации, взвалив на себя всю

тяжесть подготовки и проведения похода. Но это в корне неверно – в этом случае

дети становятся просто пассивными участниками похода. Я поступаю с точностью до

«наоборот», доверяя детям самостоятельно вести подготовку и управлять всеми

вопросами в течение самого похода, оказывая лишь неназойливый присмотр за

организацией и проведением похода. И тогда самостоятельная подготовка маршрута,

снаряжения, выполнение общественных походных поручений, обработка полевых

материалов, формирует чувство ответственности перед коллективом за результаты

своей работы. И здесь моя задача создать условия и простор для инициативы и

творчества.

Особое внимание хочется уделить играм в походах.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей: в игровой деятельности

формируются многие положительные качества ребенка, развиваются познавательные

способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.

2

Самостоятельность детей в игре не отрицает педагогического руководства. Но,

педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора.

Направляя игру, педагог учит детей простым нравственным нормам.

Цели игр могут быть самыми разнообразными, можно даже сказать «на все случаи

жизни» - от знакомства с базовыми навыками общения до развития умений и навыков

работать в команде.

Я не называю и не привожу описания игр – их достаточно и в литературе и в

Интернете. Здесь важно учитывать возраст детей и этичность некоторых игр. Сейчас

в сети Интернет можно найти игры, в которые не совсем прилично играть с детьми –

они для взрослых, и педагог точно должен видеть границы допустимого. Есть как

замечательные новые, так и давно забытые старые игры.

Постоянное

соприкосновение

туристов

с

героическим

прошлым

служит

воспитанию чувства патриотизма, уважения и любви к людям, братской дружбы

между народами нашей страны. В решении задач нравственного воспитания,

воспитания моральных и волевых качеств туризму принадлежит особая роль.

И даже если в теме заявлено только объединение «Юные туристы», я не могу

обойти вниманием моё любимое спортивное ориентирование. Ребята, которые уже

стали горячими поклонниками лесного спорта, шутят: «Ориентирование – это не

спорт и даже не образ жизни, это – судьба!».

И все же это спорт. С метрами, секундами, ошибками, победами и поражениями.

Но я и в этой, сугубо спортивной области, нахожу возможность организовать для

детей всевозможные творческие задания или конкурсы: стихов, фотографий,

названий к интересным сюжетным фотографиям, рассказов, очерков и репортажей

об интересных событиях на тренировках, соревнованиях и т.д. И это естественным

образом сказывается на результатах соревнований. Дети, влюбленные в этот вид

спорта, на соревновательных дистанциях «творят чудеса».

В ходе реализации вопросов программы по инструкторской подготовке я очень

часто с воспитанниками провожу учебно – тренировочные соревнования по технике

пешеходного туризма и спортивному ориентированию, где ребята не только готовят

оборудование и выступают в роли организаторов и судей, но и самостоятельно

рисуют карты, планируют и «ставят» дистанции. А это особая ответственность,

особые требования, которые как раз развивают и воспитывают. Самый творческий

процесс - создание карты. Сначала это неумелый рисунок спортивного зала, затем

уже карта, изготовленная с применением цифровых технологий. И, наконец, карта

территории школы №6. Этими картами моих воспитанников мы пользуемся на

тренировках и учебных соревнованиях.

3

Во время тренировочных занятий по ориентированию я объединяю детей в пары

«ученик – тренер», которые достаточно продолжительное время работают вместе. И

вместе переживают успехи и неудачи, кстати, как «ученика», так и «тренера».

Достаточно часто провожу практическое занятие, которое очень нравится детям -

«Поиск на местности условно-заблудившегося», где реализация общей цели

совместной деятельности – найти «потеряшку" - цементируют группу в единое целое.

Детский туризм является также сферой воспитания этических норм поведения,

развивает вкус и эмоциональную сферу.

Общение с природой развивает и оттачивает эстетическое чувство, воспитывает

любовь к ней, её понимание. Константин Паустовский сказал «Все вокруг нас полно

поэзии, ищите ее».

Меняющиеся

пейзажи

создают

повышенное

эмоциональное

состояние.

непосредственный контакт с природой развивает воображение и способность

воспринимать и ценить прекрасное. И я так организую деятельность детей, что они

могут свои чувства и эмоции воплотить в своём творчестве.

Например, в походах многие участники ведут дневники. Записи в них – яркое

свидетельство потребности в творчестве. Эту потребность надо развивать. Умение

творить словом, воплощать в художественный образ мысли, чувства, переживания

нужно не только писателю, но и каждому культурному человеку.

В походах и на экскурсиях почти все дети с удовольствием фотографируют. Они

делают снимки полюбившихся мест, неповторимых пейзажей родной страны, своих

друзей. Постоянно совершенствуя это мастерство, несут красоту своим друзьям и

близким.

В рюкзаке у меня всегда лежит пакет, где бумага, карандаши, краски. В конце

каждого похода мы проводим выставку поделок из природного материала и выставку

рисунков. С каким энтузиазмом ребята творят! Их изобретательности нет предела!

Особое место в моей работе с детьми занимает организация экскурсий и

походов с целью изучения родного края.

В течение многих лет, путешествуя по родному краю, мы часто находились

рядом с рекой Подкумок. Меня поразило то, что никто из подростков практически

ничего не знает о своей родной реке.

Иногда достаточно только обратить внимание детей на какое – либо

противоречие или несоответствие, чтобы в них разгорелось любопытство и

жгучее желание докопаться до истины. Так было с вопросом о местонахождении

истока реки Подкумок. Эта тема затронула «за живое» моих воспитанников. Мы

стали собирать информацию и общеизвестную, и труднодоступную, которую мы

«добывали» и в библиотеках, и в походах.

4

Так получилась первая часть нашей исследовательской работы «Мал золотник, да

дорог». На следующий год мы продолжили свои исследования и организовали поход

- экспедицию в поисках истока реки Подкумок. Дело в том, что в разных

литературных

источниках

и

картографическом

материале,

с

которыми

мы

знакомились, указана разная информация по местоположению истока. Результаты

экспедиции мы оформили как исследовательскую

работу

«К истокам реки

Подкумок». Под впечатлением этих двух исследовательских работ о родной реке,

ребята составили викторину «Мой Подкумок». Викторина состоит из 36 вопросов

трех уровней сложности.

До сих пор я бегаю на соревнованиях с таким же азартом, как и дети и,

естественно, совершаю ошибки. Потом, рассказывая о своих промахах, смеюсь и

говорю: учитесь лучше на моих ошибках, а не на своих.

Тот факт, что я до сих пор продолжаю бегать с детьми на тренировках , выступаю

на соревнованиях, наверное, один из основополагающих методов моей работы. Когда

дети видят, что на соревнованиях я, как и они, надеваю беговую форму, готовлюсь к

старту, новенькие всегда удивляются – «Вы будите бегать?». Я неизменно отвечаю:

«А что? Чем я хуже Вас! Я тоже всегда хочу быть здоровой, умной и красивой!». И

ребята уже по-другому смотрят на спортивное ориентирование и походы, понимая,

что это не только спортивные достижения, медали и разряды.

Так на своем личном примере я пропагандирую здоровый образ жизни среди

моих воспитанников, их родителей и учителей. Лучший пример – личный

пример.

А еще мои ученики смотрят на мои отношения с «соперницами». Вот мы только

что соревновались, кто быстрее, кто сильнее, но дистанции пройдены и мы

обнимаемся, бурно обсуждаем свои успехи и «наоборот». Общаемся и помогаем друг

другу, если нужна помощь. Радуемся вместе. Дети это видят и

постигают

нравственные

основы

общения:

уважать

личность.

Мои

дети

общаются

с

соперниками и даже находят среди них друзей.

Я подписываюсь под словами Уолта Уитмена: «Теперь я постиг, как создать

самых лучших людей: пусть вырастают на вольном ветру, спят под открытым

небом, впитывают и солнце, и дождь, как земля».

Путь долгий… Они достигнут цели… Пусть они идут, эти отличные ребята –

сильные, смелые. Радость дороги и радость открытий им будет наградой.

5

Я вам рассказала, как в своей работе я использую различные технологии по

созданию воспитывающей и развивающей среды для моих воспитанников с

целью формирования у них активной жизненной позиции.

Во все названные виды деятельности я вношу региональный компонент,

творческое начало и личный пример. Это и есть ответ на поставленный вопрос.

6

Литература.

1. Титов В.В. Туристско – краеведческие кружки в школе. – М., Просвещение, 1988.

2. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слёты и

соревнования. – М., Профиздат, 1984.

3. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм. - М., Профиздат, 1983.

4. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристкой группы. – М., Физкультура и

спорт, 1981.

7



В раздел образования