Автор: Горбанёва Вероника Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: "ЛУДО -школа искусств №3"
Населённый пункт: город Луганск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические основы концертмейстер скоро мастерства
Раздел: дополнительное образование
«Луганское учреждение дополнительного образования – школа искусств №3»
Концертмейстер: Горбанёва В.А.
г. Луганск
«Психолого-педагогические основы концертмейстерского
мастерстерства»
Концертмейстерское мастерство является неотъемлемой частью музыкального
исполнительства и образования. Данный вид деятельности по праву принадлежит и к
музыкальной педагогике, поскольку по определению концертмейстер, в отличии от
аккомпаниатора, должен уметь осуществлять при необходимости педагогические
функции, помогать солисту осваивать его партию, объяснять ансамблевые задания.
Признание полноценности педагогического компонента деятельности концертмейстера и
раскрытия его сущности в научных источниках до сегодняшнего времени так и получило
развернутого освещения.
В исполнительском музыкознании до сих пор уделялось мало внимания недостатку и
исследованию категории мастерства относительно деятельности концертмейстера.
Чрезвычайная сложность признания критериев профессионального мастерства
объясняется феноменальностью главной черты, которой обязательно должен владеть
концертмейстер – интуицией. К концертмейстерской интуиции обращается абсолютное
большинство немногочисленных научно-методических источников, накопленных за три
столетия (первый такой пример принадлежит перу И. С. Баха)
Интуитивный уровень профессионального мышления и операционных действий, что
характеризуется высокой скоростью (быстротой) выбора стратегии и креативных
решений, иногда нелогичных, но одинаково верных, для большинства видов деятельности
означают уровень мастерства, который стоит на порядок выше уровня ремесленного
профессионализма. Для концертмейстера интуитивный уровень – главный критерий
профессионального мастерства, который невозможно заменить не высоким уровнем
исполнительского искусства, не педагогическими способностями, не даже их суммой. И
если по типовым признакам концертмейстер может быть отнесён и к исполнителям, и к
педагогам, то по требованиям, которые профессия выдвигает к интуитивным
способностям, это музыкант. Который владеет сверхразвитыми психологическими
способностями сочувствия, что позволяет наладить связь с партнёром по ансамблю кого-
либо возраста, уровня исполнительских способностей, характера, музыкального и
человеческого взаимопонимания. Уровень взаимодействия концертмейстера с партнёром,
качественный в художественном отношении, который доставляет исполнителям
эстетическое удовольствие, может быть продемонстрирован с необходимой для
профессии развитой интуицией при минимуме общих репетиций.
Беря во внимание такие факторы, как отсутствие необходимой научной базы для
обоснования и исследования механизма интуиции, интуитивной связи и обмена
информацией в XVIII-XIX веках и господствуя в нашем краю на протяжении большей
части XIX века материалистическая идеология, становятся понятными причины
значительного отставания в разработке теоретического фундамента данного вида
деятельности по сравнению с музыкальной педагогикой и исполнительством. Необходимо
указать на приобретение концертмейстерством стойких самостоятельных
профессиональных признаков со второй половины XIX века, когда А. Г. Рубинштейн
предложил создать в Петербургской консерватории специальные классы «для тренировки
навыков совместной игры, чтения с листа и транспонирования фортепианных
произведений».
Поскольку концертмейстеры встречаются с партнерами по ансамблю для совместных
репетиций и желают как можно полнее понять, услышать друг друга, то психологическая
энергия их действий, которая имеет в особом развернутом виде художественно-
исполнительский замысел, «….объединяется, продолжая единое психоэмоциональное
поле» [3, с. 207] . Иначе говоря, психологическая энергия творческого процесса, мысль,
может стать стойким во времени носителем информации, которая находится вне
производящим её источником, и притягивает к себе близкие по смыслу и эмоциональному
наполнению мыслеформы. Следовательно, единое психоэмоциональное поле есть
энергоинформационным результатом интуитивного уровня взаимодействия в ансамбле.
Таким образом, концертмейстерство является видом деятельности, где педагогика и
исполнительство могут взаимодействовать и взаимодополнять друг друга при условии
наличия необходимого психологического фундамента – интуиции. Следует отметить, что
вышеуказанные два компонента профессии - педагогика и исполнительство настолько
значительно трансформируются в данном виде деятельности, что изучение их на основе
отдельно взятых фортепианной педагогики и фортепианного исполнительства не
представляется возможным.
Единство педагогики, исполнительства и психологии может лечь в основу разработки
теоретической концепции концертмейстерской деятельности и концертмейстерского
искусства, что позволит получить данной профессии необходимую полноту стойких
профессиональных признаков и откроет новые перспективы для дальнейшего изучения
методологических, практических и художественных аспектов. Исследования феномена
концертсмейстерской интуиции выходит за рамки отрасли музыкального искусства и даёт
ценный материал для его осмысления и использования разными отраслями психологии,
физики, сознания и другими науками, что занимаются изучением резервных
возможностей человека.