Напоминание

Психолого-педагогические основы концертмейстер скоро мастерства


Автор: Горбанёва Вероника Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: "ЛУДО -школа искусств №3"
Населённый пункт: город Луганск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические основы концертмейстер скоро мастерства
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Луганское учреждение дополнительного образования – школа искусств №3»

Концертмейстер: Горбанёва В.А.

г. Луганск

«Психолого-педагогические основы концертмейстерского

мастерстерства»

Концертмейстерское мастерство является неотъемлемой частью музыкального

исполнительства и образования. Данный вид деятельности по праву принадлежит и к

музыкальной педагогике, поскольку по определению концертмейстер, в отличии от

аккомпаниатора, должен уметь осуществлять при необходимости педагогические

функции, помогать солисту осваивать его партию, объяснять ансамблевые задания.

Признание полноценности педагогического компонента деятельности концертмейстера и

раскрытия его сущности в научных источниках до сегодняшнего времени так и получило

развернутого освещения.

В исполнительском музыкознании до сих пор уделялось мало внимания недостатку и

исследованию категории мастерства относительно деятельности концертмейстера.

Чрезвычайная сложность признания критериев профессионального мастерства

объясняется феноменальностью главной черты, которой обязательно должен владеть

концертмейстер – интуицией. К концертмейстерской интуиции обращается абсолютное

большинство немногочисленных научно-методических источников, накопленных за три

столетия (первый такой пример принадлежит перу И. С. Баха)

Интуитивный уровень профессионального мышления и операционных действий, что

характеризуется высокой скоростью (быстротой) выбора стратегии и креативных

решений, иногда нелогичных, но одинаково верных, для большинства видов деятельности

означают уровень мастерства, который стоит на порядок выше уровня ремесленного

профессионализма. Для концертмейстера интуитивный уровень – главный критерий

профессионального мастерства, который невозможно заменить не высоким уровнем

исполнительского искусства, не педагогическими способностями, не даже их суммой. И

если по типовым признакам концертмейстер может быть отнесён и к исполнителям, и к

педагогам, то по требованиям, которые профессия выдвигает к интуитивным

способностям, это музыкант. Который владеет сверхразвитыми психологическими

способностями сочувствия, что позволяет наладить связь с партнёром по ансамблю кого-

либо возраста, уровня исполнительских способностей, характера, музыкального и

человеческого взаимопонимания. Уровень взаимодействия концертмейстера с партнёром,

качественный в художественном отношении, который доставляет исполнителям

эстетическое удовольствие, может быть продемонстрирован с необходимой для

профессии развитой интуицией при минимуме общих репетиций.

Беря во внимание такие факторы, как отсутствие необходимой научной базы для

обоснования и исследования механизма интуиции, интуитивной связи и обмена

информацией в XVIII-XIX веках и господствуя в нашем краю на протяжении большей

части XIX века материалистическая идеология, становятся понятными причины

значительного отставания в разработке теоретического фундамента данного вида

деятельности по сравнению с музыкальной педагогикой и исполнительством. Необходимо

указать на приобретение концертмейстерством стойких самостоятельных

профессиональных признаков со второй половины XIX века, когда А. Г. Рубинштейн

предложил создать в Петербургской консерватории специальные классы «для тренировки

навыков совместной игры, чтения с листа и транспонирования фортепианных

произведений».

Поскольку концертмейстеры встречаются с партнерами по ансамблю для совместных

репетиций и желают как можно полнее понять, услышать друг друга, то психологическая

энергия их действий, которая имеет в особом развернутом виде художественно-

исполнительский замысел, «….объединяется, продолжая единое психоэмоциональное

поле» [3, с. 207] . Иначе говоря, психологическая энергия творческого процесса, мысль,

может стать стойким во времени носителем информации, которая находится вне

производящим её источником, и притягивает к себе близкие по смыслу и эмоциональному

наполнению мыслеформы. Следовательно, единое психоэмоциональное поле есть

энергоинформационным результатом интуитивного уровня взаимодействия в ансамбле.

Таким образом, концертмейстерство является видом деятельности, где педагогика и

исполнительство могут взаимодействовать и взаимодополнять друг друга при условии

наличия необходимого психологического фундамента – интуиции. Следует отметить, что

вышеуказанные два компонента профессии - педагогика и исполнительство настолько

значительно трансформируются в данном виде деятельности, что изучение их на основе

отдельно взятых фортепианной педагогики и фортепианного исполнительства не

представляется возможным.

Единство педагогики, исполнительства и психологии может лечь в основу разработки

теоретической концепции концертмейстерской деятельности и концертмейстерского

искусства, что позволит получить данной профессии необходимую полноту стойких

профессиональных признаков и откроет новые перспективы для дальнейшего изучения

методологических, практических и художественных аспектов. Исследования феномена

концертсмейстерской интуиции выходит за рамки отрасли музыкального искусства и даёт

ценный материал для его осмысления и использования разными отраслями психологии,

физики, сознания и другими науками, что занимаются изучением резервных

возможностей человека.



В раздел образования