Напоминание

"Эффективность работы по развитию мотивации к обучению"


Автор: Селянинова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Белоярская ШИ"
Населённый пункт: с. Белый Яр
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Эффективность работы по развитию мотивации к обучению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного

обучения

Проблема формирования учебной мотивации – пожалуй, одна из

самых сложных педагогических проблем. Педагогов всего мира волнует

вопрос: «Как сохранить интерес учеников к учебе?» Ведь когда дети

приходят в школу, они хотят учиться, они гордятся своим новым социальным

статусом. Но как быстро гаснет огонек любопытства в детских глазах – учеба

становится трудом, часто неприятным и даже непосильным.

Особенно актуален вопрос учебной мотивации школе, где

обучаются дети, у которых проблемы с успеваемостью.

. Механизм формирования учебной мотивации умственно отсталых

подростков

качественно

отличается

от

нормально

развивающихся

сверстников. Для умственно отсталых детей характерны:

а)незрелость мотивационно-потребностной сферы,

б)слабая

выраженность

и

кратковременность

побуждений

к

деятельности,

в)недостаточность социальных потребностей.

Поставленная задача вызывает у школьников определенный

мотив деятельности, который побуждает их к высказыванию, но мотив этот

нестоек, быстро исчерпывается.

Многие педагоги коррекционной школы сталкиваются с

нежеланием ребенка учиться, следствием чего является снижение базовых

показателей социализированности выпускников. В связи с этим основной

задачей

стоящей

перед

педагогом

является

создание

психолого-

педагогических условий для развития школьной мотивации.

В рамках данной проблемы проводилась небольшая работа по определению

мотивации учащихся 6-7 классов МКОУ «Белоярская ШИ». Для реализации

намеченной работы была выбрана методика на основе анкеты Н.Г.

Лускановой с целью выявления уровня школьной мотивации и общего

отношения к учебному процессу, школе.

В начале года анкетирование прошли 12 учащихся, в результате было

выявлено, низкий уровень мотивации имеют 50% учащихся (6), средний

уровень мотивации имеют 25% (3), и хорошую учебную мотивацию имеют

25% (3).

На основе изучения литературы по проблеме формирования учебной

мотивации были отобраны взаимодополняющие приемы для применения на

занятиях.

1.

Форма

представления

материала:

1.

исследование

по

направлению здорового образа жизни «Пищевые добавки»,

учащиеся знакомились с составом продуктов по этикеткам,

находили в большинстве пищевые добавки и знакомились с

информацией о том, как они влияют на организм. 2. игра по

экологическому направлению «В мире животных», в ходе

игры узнавали разнообразии животного мира, образе жизни и

1

т.д. 3. Экскурсия «Путешествие по книжным полкам» по

направлению духовно-нравственного развития. 4.

Творческая

мастерская изготовление

подарков для учителей «От всего

сердца!» 5. Интерактивная игра «В страну прав со сказочными

героями» по гражданско-патриотическому направлению.

2.

Изготовление самодельных наглядных пособий по теме

«Осторожно, тонкий лед» (памятки), «Лэпбук» «Профессия

пожарного», плакат «Хакасия-моя малая родина».

3.

Участие

в

конкурсах,

акциях

различного

уровня

и

направлений (дистанционно, очное), за первое полугодие

100% учащихся были задействованы в конкурсах и акциях.

4.

Практичность теории. Где мне может пригодится полученная

информация и т.д

В конце первого полугодия мы получили следующий результат

Высокую школьную мотивацию имели 25% (3), среднюю – 42% (5), низкую

школьную мотивацию имели 33 % (4) учащихся данных классов

Низкий уровень мотивации в конце первого полугодия имели на 17% (2)

учащихся меньше.

Выводы

Становление мотивации учения у школьников с умственной отсталостью

зависит

от

педагогических

условий

процесса

обучения.

Применение

педагогических

технологий,

содержание

которой

составляют:

коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые

игры,

отражающие

социально-бытовой

опыт

ученика,

использование

различных форм совместной деятельности (бригады, мини-группы, пары)

способствует формированию и развитию мотивации учения у школьников с

умственной отсталостью.

Можно привести коня к водопою,

но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить детей за парты,

добиться идеальной дисциплины.

Но без пробуждения интереса,

без внутренней мотивации освоения

знаний не произойдет, это будет лишь

видимость учебной деятельности.

2



В раздел образования