Автор: Селянинова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Белоярская ШИ"
Населённый пункт: с. Белый Яр
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Эффективность работы по развитию мотивации к обучению"
Раздел: дополнительное образование
Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного
обучения
Проблема формирования учебной мотивации – пожалуй, одна из
самых сложных педагогических проблем. Педагогов всего мира волнует
вопрос: «Как сохранить интерес учеников к учебе?» Ведь когда дети
приходят в школу, они хотят учиться, они гордятся своим новым социальным
статусом. Но как быстро гаснет огонек любопытства в детских глазах – учеба
становится трудом, часто неприятным и даже непосильным.
Особенно актуален вопрос учебной мотивации школе, где
обучаются дети, у которых проблемы с успеваемостью.
. Механизм формирования учебной мотивации умственно отсталых
подростков
качественно
отличается
от
нормально
развивающихся
сверстников. Для умственно отсталых детей характерны:
а)незрелость мотивационно-потребностной сферы,
б)слабая
выраженность
и
кратковременность
побуждений
к
деятельности,
в)недостаточность социальных потребностей.
Поставленная задача вызывает у школьников определенный
мотив деятельности, который побуждает их к высказыванию, но мотив этот
нестоек, быстро исчерпывается.
Многие педагоги коррекционной школы сталкиваются с
нежеланием ребенка учиться, следствием чего является снижение базовых
показателей социализированности выпускников. В связи с этим основной
задачей
стоящей
перед
педагогом
является
создание
психолого-
педагогических условий для развития школьной мотивации.
В рамках данной проблемы проводилась небольшая работа по определению
мотивации учащихся 6-7 классов МКОУ «Белоярская ШИ». Для реализации
намеченной работы была выбрана методика на основе анкеты Н.Г.
Лускановой с целью выявления уровня школьной мотивации и общего
отношения к учебному процессу, школе.
В начале года анкетирование прошли 12 учащихся, в результате было
выявлено, низкий уровень мотивации имеют 50% учащихся (6), средний
уровень мотивации имеют 25% (3), и хорошую учебную мотивацию имеют
25% (3).
На основе изучения литературы по проблеме формирования учебной
мотивации были отобраны взаимодополняющие приемы для применения на
занятиях.
1.
Форма
представления
материала:
1.
исследование
по
направлению здорового образа жизни «Пищевые добавки»,
учащиеся знакомились с составом продуктов по этикеткам,
находили в большинстве пищевые добавки и знакомились с
информацией о том, как они влияют на организм. 2. игра по
экологическому направлению «В мире животных», в ходе
игры узнавали разнообразии животного мира, образе жизни и
1
т.д. 3. Экскурсия «Путешествие по книжным полкам» по
направлению духовно-нравственного развития. 4.
Творческая
мастерская изготовление
подарков для учителей «От всего
сердца!» 5. Интерактивная игра «В страну прав со сказочными
героями» по гражданско-патриотическому направлению.
2.
Изготовление самодельных наглядных пособий по теме
«Осторожно, тонкий лед» (памятки), «Лэпбук» «Профессия
пожарного», плакат «Хакасия-моя малая родина».
3.
Участие
в
конкурсах,
акциях
различного
уровня
и
направлений (дистанционно, очное), за первое полугодие
100% учащихся были задействованы в конкурсах и акциях.
4.
Практичность теории. Где мне может пригодится полученная
информация и т.д
В конце первого полугодия мы получили следующий результат
Высокую школьную мотивацию имели 25% (3), среднюю – 42% (5), низкую
школьную мотивацию имели 33 % (4) учащихся данных классов
Низкий уровень мотивации в конце первого полугодия имели на 17% (2)
учащихся меньше.
Выводы
Становление мотивации учения у школьников с умственной отсталостью
зависит
от
педагогических
условий
процесса
обучения.
Применение
педагогических
технологий,
содержание
которой
составляют:
коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые
игры,
отражающие
социально-бытовой
опыт
ученика,
использование
различных форм совместной деятельности (бригады, мини-группы, пары)
способствует формированию и развитию мотивации учения у школьников с
умственной отсталостью.
Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя.
Да, можно усадить детей за парты,
добиться идеальной дисциплины.
Но без пробуждения интереса,
без внутренней мотивации освоения
знаний не произойдет, это будет лишь
видимость учебной деятельности.
2