Напоминание

"Тамбурный шов"


Автор: Егорова Алиса Васильевна
Должность: преподаватель декоративно-прикладного творчества
Учебное заведение: Нюрбинская детская школа искусств Республика Саха Якутия
Населённый пункт: город Нюрба Республики Саха Я
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: "Тамбурный шов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект урока по декоративно-прикладному творчеству.

Работа в материале. 5 класс.

Тема: «Тамбурный шов»

Составитель: Егорова Алиса Васильевна

Тип занятия: онлайн-урок в «Zoom»

Цель: Изучение технологии выполнения тамбурного шва.

Задачи:

Образовательные:

сформировать знания о традиционной технологии выполнения тамбурного шва;

обучить выполнять задания по образцу;

обучить самостоятельно оценивать результаты работы.

Развивающие:

развивать представление обучающихся об особенностях орнамента и колорита

тамбурной вышивки;

развивать умение работать по технологической карте, выбирать гармоничные

сочетания цветов ниток;

развивать глазомер, моторику мышц руки.

Воспитательные:

совершенствовать эстетические взгляды, воспитывать трудолюбие, эстетические и

патриотические качества личности;

формировать у обучающихся навыки культуры труда: точности, аккуратности,

экономного расхода материалов.

Опорные понятия: традиционные виды рукоделия, мулине, пяльцы, шов “вперед

иголку”, “стебельчатый шов”, “петельки с прикрепом”, “тамбурный шов”.

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Средства обучения:

Учебные: ткань, нитки вышивальные, пяльцы, ножницы, иглы для вышивания, игольница

Наглядные: презентация , видео хода практической работы, образец готового изделия.

Методы обучения:

теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи

наглядных пособий (презентации, инструкционных карт, журналов)

практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) самостоятельно.

Демонстрационный материал: технологическая карта по вышиванию тамбурным

швом, памятки по технике безопасности.

Структура урока

1.

Организация учащихся к изучению новой темы

2.

- Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия (опрос)

- Актуализация и мотивация знаний и умений учащихся для изучения нового материа-

ла

3.

Сообщение темы и цели урока

4.

- Изложение нового материала

- Изложение теоретического материала в соответствии с поставленными задачами.

- Проверка усвоения знаний.

5.

- Выполнение практической работы

- Вводный инструктаж. Этапы выполнения практической работы, организация рабоче-

го места, техника безопасности, требования к качеству работы.

- Самостоятельная работа учащихся (практическая работа). Текущие инструктажи.

- Проверка работ учащихся.

6.

- Подведение итогов занятия

- Проверка усвоения знаний учащихся.

- Анализ работы учащихся на занятии

- Выставление оценок

- Объяснение домашнего задания

7.

Уборка рабочих мест

Конспект урока по деятельности:

№ п/

п

Наименование

структурных

элементов урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Время

прове -

дения

этапа

1.

Организация

урока

Приветствие, проверка присут-

ствия учащихся, организация ра-

бочего места, наличия необходи-

мого на занятии (учебники, раз-

даточные материалы, инструмен-

ты и приспособления)

Приветствие

учащихся. Про-

верка рабочего

места, наличие

необходимых

инструментов и

материала

1мин.

2.

Проверка усвое-

ния

учащимися

знаний материа-

ла прошлого за-

нятия (работа с

видеокар-точка-

ми, опрос)

Актуализация знаний и умений

учащихся для изучения нового

материала. Краткий обзор мате-

риала прошлого занятия. Опрос

учащихся.

отвечают устно

на вопросы, за-

данные

учи-

телем.

5 мин.

3.

Сообщение темы

и цели урока

Тема урока: «Тамбурные стеж-

ки».

Цели урока:

познакомить

учащихся с назначением и техно-

логией выполнения тамбурных

стежков;

формировать

навыки

самостоятельной работы по пла-

ну; развивать логическое мышле-

ние, речь; совершенствовать мел-

кую моторику; воспитывать тер-

пение, аккуратность в работе; за-

крепить умения правильно и ка-

чественно выполнять тамбурный

стежок

Учащиеся

за-

писывают

в

тетрадях

тему

урока;

слуша-

ют учителя

1-2 мин.

4.

Изложение ново-

го материала

Рассказываю, что строчка там-

бурных стежков представляет со-

бой ряд петель, выходящих одна

из другой. Тамбурная строчка со-

стоит из отдельных петель – там-

Учащиеся слу-

шают объясне-

ния

учителя.

Основные

мо-

менты запоми-

8 мин.

бурных стежков, образующих на

ткани цепочку. Рассказываю о

технологии выполнения тамбур-

ных стежков. Рассматриваем об-

разцы тамбурной цепочки на тка-

ни

нают

5.

Выполнение

практической

работы:

Ввод-

ный инструктаж,

самостоятель

ная работа уча-

щихся, текущий

инструктаж,

проверка

работ

учащихся

Сначала выясним, какие инстру-

менты, приспособления и мате-

риалы понадобятся для работы.

Читаем вслух ход работы. Де-

монстрация выполнения опера-

ций. Провожу инструктаж по

технике безопасности при работе

с ножницами, иглой. Самостоя-

тельное выполнение практиче-

ской работы.

Текущий инструктаж во время

работы: слежу за ходом работы,

оказываю помощь учащимся, ис-

пытывающим затруднения.

Закрепление нового материала:

опрос по пройденному материалу

Учащиеся гото-

вятся к практи-

ческой работе.

Называют

инструменты и

оборудования,

приспо-собле-

ния. Рассказы-

вают

правила

безопасной ра-

боты

иглой,

ножницами.

Выполняют

практическую

работу. Прого-

варива-ют свои

действия,

контролируют

выполнение

технических

условий. Отве-

чают на вопро-

сы

20 мин.

6.

Подведение ито-

гов занятия

Заключительный инструктаж: по

мере завершения работы прини-

маю и оцениваю работы, выпол-

ненные учащимися. Проанализи-

рую типичные ошибки учащихся

при выполнении работы, соблю-

дение плана работы, порядка на

рабочем месте. Оцениваю ре-

зультаты работы учащихся, вы-

бираю лучшие работы, разбираю

допущенные ошибки и анализи-

рую причины, вызвавших их.

Объявляю оценки по результатам

работы.

Задание на дом: практическое

выполнение на ткани.

Учащиеся про-

веряют

каче-

ство

выполне-

ния стежка по

инструкции,

подражая пока-

зу

действий

контроля.

Учащиеся

за-

писывают

до-

машнее

зада-

ние в дневник

2 мин.

7.

Уборка рабочих

мест

За 3 мин. до окончания урока

объявляю:

«Убирайте

рабочие

места. Соберите инструменты»

Урок окончен. Спасибо за урок.

Контролирую чистоту рабочего

места

Учащиеся уби-

рают свои ра-

бочие

места,

сдают

инстру-

менты

3 мин.

Ход урока

I.

Организация начала занятия.

(Приветствие)

Всем добрый день! А теперь улыбнулись друг другу, чтобы у вас было хорошее

настроение и тихо садимся. Итак, начинаем наш урок. (Проверка посещаемости и готовности

учащихся к уроку).

Задачи нашего урока: (1 слайд – задачи урока)

- познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения тамбурных стеж-

ков;

- формировать навыки самостоятельной работы по плану;

- выполнить тамбурные стежки, пользуясь инструкционной картой

- совершенствовать мелкую моторику;

- воспитывать терпение, аккуратность в работе.

II.

Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия.

Цель: актуализация знаний, развитие логического мышления, речи, памяти.

Дорогие мои! А теперь немного вспомним пройденный материал. Я всем показываю

слайд, а вы должны устно отвечать в предложениями. (2 слайд. повторение)

Вопросы учащимся:

С какими стежками вы познакомились на прошлых занятиях? (отделочными ручными

стежками)

Перечислите отделочные ручные стежки («вперед иголку», стебельчатые, тамбурные,

петельные и крестообразные).

III.

Сообщение темы и цели урока.

Тема сегодняшнего нашего урока: «Тамбурные стежки» (3 слайд – Тамбурные

стежки)

Цели урока: познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения там-

бурных стежков; закрепить умения правильно и качественно выполнять тамбурные стежки;

развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать терпение, аккуратность в

работе.

IV.

Изложение нового материала.

Сегодня мы научимся выполнять тамбурные стежки. Тамбурный шов – «Укталыы ан-

ньыы». В старину был основным декоративным швом якутской гладьевой вышивки. Позднее

традиционно в качестве окантовки белыми нитками или подшейным волосом оленя с двух

сторон узора, вышитого декоративным швом «Таналайдыы анньыы».

Строчка тамбурных стежков представляет собой ряд петель, выходящих одна из дру-

гой. Тамбурные стежки с лицевой стороны напоминают цепочку, с изнаночной стороны -

прямые стежки. Петли между собой соединены, так как каждую новую петлю начинают из

середины предыдущей, связывая петли в рисунок. Общий вид тамбурной строчки напомина-

ет ряд воздушных петель, вывязанных крючком и прикрепленных к ткани.

Работа по выполнению тамбурной строчки ведется сверху вниз в следующей последо-

вательности: (4 слайд видео – выполнение тамбурных стежков).

1.

Выполнить закрепление нитки в начале работы. Уложить рабочую нить слева от

контура узора.

2.

Прижать нить большим пальцем левой руки, вывести иголку в предыдущий про-

кол.

3.

Иголку вывести на лицевую сторону ткани, так чтобы нитка оказалась под иголкой.

4.

Отпустить нитку из-под пальца и затянуть петлю.

5.

Выполнить следующий стежок так, чтобы острие иглы попало в точку, из которой

выходит нитка.

6.

Выполнить несколько стежков.

7.

Выполнить маленький закрепочный стежок, делая прокол в ткани ниже петли.

8.

Выполнить закрепление нитки в конце работы.

При вышивании тамбурным швом рабочую нитку нельзя сильно затягивать, каждый

стежок должен свободно ложиться на ткань. Петельки могут быть мелкими и крупными, в

зависимости от толщины нити и длины выполняемого стежка.

Тамбурные стежки используют для отделки изделий: вышивают рисунок по контуру

или заполняют его целиком.

Рассмотрите образцы тамбурной цепочки на ткани (рассматривание образцов).

V.

Выполнение практической работы.

Цель: формирование и закрепление навыков выполнения тамбурных стежков.

Вводный инструктаж.

Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить

правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособле-

ния и материалы понадобятся для работы.

Чтение вслух: (метод разъяснительного чтения)

(Учащиеся называют инструменты, приспособления и материалы: игла, ножницы,

нитки, ткань и образцы тамбурных стежков).

- После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходи-

мо выполнить? (Ответы детей.)

- Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив

нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места. (Организация уча-

щимися своих рабочих мест.)

Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

(Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполне-

ния операций учителем).

- Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?

(Учащиеся по очереди рассказывают правила безопасной работы иглой, ножницами).

- Вопросы есть по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем

к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия. Работаем пользуясь

инструкционной картой.

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контроли-

руют выполнение действий и технических условий по инструкции.

Самостоятельная работа:

Для самостоятельной работы обучающимся предлагается решить учебную задачу.

Обучающимся на экране демонстрируется карточка, на которой напечатана задача.

Последовательно

выполняя

этапы

задачи,

учащиеся

выполняют

основное

задание:

Используя, основные швы, вышит квадрат.

Технологическая карта по вышиванию тамбурным швом:

п/

п

Последовательность

выполнения операций

Иллюстрация

Инструменты, приспособления и материалы

1

Уложи рабочую нить слева

от контура узора.

Ткань

однотонная

льняная,

нитки

вышивальные

двух-трех

цветов,

пяльцы,

ножницы, иглы для вышивания, игольница.

2

Прижми

нить

большим

пальцем левой руки, введи

иглу

в

предыдущий

прокол. Иглу выводят на

лицевую сторону внутри

петельки на расстоянии,

равном ее длине (рис.1).

.

В3

Выполни

следующий

стежок так, чтобы острие

иглы попало в середину

предыдущей петли (рис.2)

4

Выполни

несколько

стежков.

5

Выполни закрепку в конце

работы

Самоконтроль осуществляется в ходе выполнения практической работы по карточке

самоконтроля.

Текущий инструктаж.

Контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения работы, соблю-

дение техники безопасности. В ходе работы учащимся оказывается помощь, исправляет

ошибки.

VI.

Подведение итогов занятия.

Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

Вопросы учащимся: (7 слайд – вопросы для закрепления)

Какие стежки вы выполняли сегодня? (тамбурные стежки).

В каком направлении выполняют тамбурную цепочку? (сверху вниз).

Где применяются строчки, выполненные тамбурными стежками? (для отделки из-

делий: вышивают рисунок по контуру или заполняют его целиком).

Молодцы, ребята! Как вы думаете, какие черты характера человека можно выработать,

занимаясь вышиванием? ( Мы можем стать терпеливее, аккуратнее, развить в себе вкус,

стремление к красоте, уюту в доме, хорошо развивается глазомер.)

Заключительный инструктаж.

По мере завершения работы принимать и оценивать изделия, выполненные учащими-

ся. Проанализировать типичные ошибки учащихся при выполнении работы.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных оши-

бок и анализ причин, вызвавших их.

Объявление оценки по результатам работы.

Задание на дом; потренироваться в выполнении тамбурных стежков (учащиеся запи-

сывают задание в дневник).

VII.

Уборка рабочих мест.

За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убирайте рабочие места. Соберите инстру-

менты» (учащиеся убирают свои рабочие места).

Урок окончен. Спасибо за внимание!

Контролирую чистоту рабочего места. (8 слайд – Спасибо всем за внимание!!!)

МБУ ДО Нюрбинская детская школа искусств

Декоративно-прикладное творчество

План конспект урока 5 класс

по теме: «Тамбурный шов»

Выполнила: Егорова А.В

2020



В раздел образования