Автор: Егорова Алиса Васильевна
Должность: преподаватель декоративно-прикладного творчества
Учебное заведение: Нюрбинская детская школа искусств Республика Саха Якутия
Населённый пункт: город Нюрба Республики Саха Я
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: "Тамбурный шов"
Раздел: дополнительное образование
Конспект урока по декоративно-прикладному творчеству.
Работа в материале. 5 класс.
Тема: «Тамбурный шов»
Составитель: Егорова Алиса Васильевна
Тип занятия: онлайн-урок в «Zoom»
Цель: Изучение технологии выполнения тамбурного шва.
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания о традиционной технологии выполнения тамбурного шва;
обучить выполнять задания по образцу;
обучить самостоятельно оценивать результаты работы.
Развивающие:
развивать представление обучающихся об особенностях орнамента и колорита
тамбурной вышивки;
развивать умение работать по технологической карте, выбирать гармоничные
сочетания цветов ниток;
развивать глазомер, моторику мышц руки.
Воспитательные:
совершенствовать эстетические взгляды, воспитывать трудолюбие, эстетические и
патриотические качества личности;
формировать у обучающихся навыки культуры труда: точности, аккуратности,
экономного расхода материалов.
Опорные понятия: традиционные виды рукоделия, мулине, пяльцы, шов “вперед
иголку”, “стебельчатый шов”, “петельки с прикрепом”, “тамбурный шов”.
Межпредметные связи: изобразительное искусство
Средства обучения:
Учебные: ткань, нитки вышивальные, пяльцы, ножницы, иглы для вышивания, игольница
Наглядные: презентация , видео хода практической работы, образец готового изделия.
Методы обучения:
теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи
наглядных пособий (презентации, инструкционных карт, журналов)
практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) самостоятельно.
Демонстрационный материал: технологическая карта по вышиванию тамбурным
швом, памятки по технике безопасности.
Структура урока
1.
Организация учащихся к изучению новой темы
2.
- Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия (опрос)
- Актуализация и мотивация знаний и умений учащихся для изучения нового материа-
ла
3.
Сообщение темы и цели урока
4.
- Изложение нового материала
- Изложение теоретического материала в соответствии с поставленными задачами.
- Проверка усвоения знаний.
5.
- Выполнение практической работы
- Вводный инструктаж. Этапы выполнения практической работы, организация рабоче-
го места, техника безопасности, требования к качеству работы.
- Самостоятельная работа учащихся (практическая работа). Текущие инструктажи.
- Проверка работ учащихся.
6.
- Подведение итогов занятия
- Проверка усвоения знаний учащихся.
- Анализ работы учащихся на занятии
- Выставление оценок
- Объяснение домашнего задания
7.
Уборка рабочих мест
Конспект урока по деятельности:
№ п/
п
Наименование
структурных
элементов урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Время
прове -
дения
этапа
1.
Организация
урока
Приветствие, проверка присут-
ствия учащихся, организация ра-
бочего места, наличия необходи-
мого на занятии (учебники, раз-
даточные материалы, инструмен-
ты и приспособления)
Приветствие
учащихся. Про-
верка рабочего
места, наличие
необходимых
инструментов и
материала
1мин.
2.
Проверка усвое-
ния
учащимися
знаний материа-
ла прошлого за-
нятия (работа с
видеокар-точка-
ми, опрос)
Актуализация знаний и умений
учащихся для изучения нового
материала. Краткий обзор мате-
риала прошлого занятия. Опрос
учащихся.
отвечают устно
на вопросы, за-
данные
учи-
телем.
5 мин.
3.
Сообщение темы
и цели урока
Тема урока: «Тамбурные стеж-
ки».
Цели урока:
познакомить
учащихся с назначением и техно-
логией выполнения тамбурных
стежков;
формировать
навыки
самостоятельной работы по пла-
ну; развивать логическое мышле-
ние, речь; совершенствовать мел-
кую моторику; воспитывать тер-
пение, аккуратность в работе; за-
крепить умения правильно и ка-
чественно выполнять тамбурный
стежок
Учащиеся
за-
писывают
в
тетрадях
тему
урока;
слуша-
ют учителя
1-2 мин.
4.
Изложение ново-
го материала
Рассказываю, что строчка там-
бурных стежков представляет со-
бой ряд петель, выходящих одна
из другой. Тамбурная строчка со-
стоит из отдельных петель – там-
Учащиеся слу-
шают объясне-
ния
учителя.
Основные
мо-
менты запоми-
8 мин.
бурных стежков, образующих на
ткани цепочку. Рассказываю о
технологии выполнения тамбур-
ных стежков. Рассматриваем об-
разцы тамбурной цепочки на тка-
ни
нают
5.
Выполнение
практической
работы:
Ввод-
ный инструктаж,
самостоятель
–
ная работа уча-
щихся, текущий
инструктаж,
проверка
работ
учащихся
Сначала выясним, какие инстру-
менты, приспособления и мате-
риалы понадобятся для работы.
Читаем вслух ход работы. Де-
монстрация выполнения опера-
ций. Провожу инструктаж по
технике безопасности при работе
с ножницами, иглой. Самостоя-
тельное выполнение практиче-
ской работы.
Текущий инструктаж во время
работы: слежу за ходом работы,
оказываю помощь учащимся, ис-
пытывающим затруднения.
Закрепление нового материала:
опрос по пройденному материалу
Учащиеся гото-
вятся к практи-
ческой работе.
Называют
инструменты и
оборудования,
приспо-собле-
ния. Рассказы-
вают
правила
безопасной ра-
боты
иглой,
ножницами.
Выполняют
практическую
работу. Прого-
варива-ют свои
действия,
контролируют
выполнение
технических
условий. Отве-
чают на вопро-
сы
20 мин.
6.
Подведение ито-
гов занятия
Заключительный инструктаж: по
мере завершения работы прини-
маю и оцениваю работы, выпол-
ненные учащимися. Проанализи-
рую типичные ошибки учащихся
при выполнении работы, соблю-
дение плана работы, порядка на
рабочем месте. Оцениваю ре-
зультаты работы учащихся, вы-
бираю лучшие работы, разбираю
допущенные ошибки и анализи-
рую причины, вызвавших их.
Объявляю оценки по результатам
работы.
Задание на дом: практическое
выполнение на ткани.
Учащиеся про-
веряют
каче-
ство
выполне-
ния стежка по
инструкции,
подражая пока-
зу
действий
контроля.
Учащиеся
за-
писывают
до-
машнее
зада-
ние в дневник
2 мин.
7.
Уборка рабочих
мест
За 3 мин. до окончания урока
объявляю:
«Убирайте
рабочие
места. Соберите инструменты»
Урок окончен. Спасибо за урок.
Контролирую чистоту рабочего
места
Учащиеся уби-
рают свои ра-
бочие
места,
сдают
инстру-
менты
3 мин.
Ход урока
I.
Организация начала занятия.
(Приветствие)
Всем добрый день! А теперь улыбнулись друг другу, чтобы у вас было хорошее
настроение и тихо садимся. Итак, начинаем наш урок. (Проверка посещаемости и готовности
учащихся к уроку).
Задачи нашего урока: (1 слайд – задачи урока)
- познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения тамбурных стеж-
ков;
- формировать навыки самостоятельной работы по плану;
- выполнить тамбурные стежки, пользуясь инструкционной картой
- совершенствовать мелкую моторику;
- воспитывать терпение, аккуратность в работе.
II.
Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия.
Цель: актуализация знаний, развитие логического мышления, речи, памяти.
Дорогие мои! А теперь немного вспомним пройденный материал. Я всем показываю
слайд, а вы должны устно отвечать в предложениями. (2 слайд. повторение)
Вопросы учащимся:
С какими стежками вы познакомились на прошлых занятиях? (отделочными ручными
стежками)
Перечислите отделочные ручные стежки («вперед иголку», стебельчатые, тамбурные,
петельные и крестообразные).
III.
Сообщение темы и цели урока.
Тема сегодняшнего нашего урока: «Тамбурные стежки» (3 слайд – Тамбурные
стежки)
Цели урока: познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения там-
бурных стежков; закрепить умения правильно и качественно выполнять тамбурные стежки;
развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать терпение, аккуратность в
работе.
IV.
Изложение нового материала.
Сегодня мы научимся выполнять тамбурные стежки. Тамбурный шов – «Укталыы ан-
ньыы». В старину был основным декоративным швом якутской гладьевой вышивки. Позднее
традиционно в качестве окантовки белыми нитками или подшейным волосом оленя с двух
сторон узора, вышитого декоративным швом «Таналайдыы анньыы».
Строчка тамбурных стежков представляет собой ряд петель, выходящих одна из дру-
гой. Тамбурные стежки с лицевой стороны напоминают цепочку, с изнаночной стороны -
прямые стежки. Петли между собой соединены, так как каждую новую петлю начинают из
середины предыдущей, связывая петли в рисунок. Общий вид тамбурной строчки напомина-
ет ряд воздушных петель, вывязанных крючком и прикрепленных к ткани.
Работа по выполнению тамбурной строчки ведется сверху вниз в следующей последо-
вательности: (4 слайд видео – выполнение тамбурных стежков).
1.
Выполнить закрепление нитки в начале работы. Уложить рабочую нить слева от
контура узора.
2.
Прижать нить большим пальцем левой руки, вывести иголку в предыдущий про-
кол.
3.
Иголку вывести на лицевую сторону ткани, так чтобы нитка оказалась под иголкой.
4.
Отпустить нитку из-под пальца и затянуть петлю.
5.
Выполнить следующий стежок так, чтобы острие иглы попало в точку, из которой
выходит нитка.
6.
Выполнить несколько стежков.
7.
Выполнить маленький закрепочный стежок, делая прокол в ткани ниже петли.
8.
Выполнить закрепление нитки в конце работы.
При вышивании тамбурным швом рабочую нитку нельзя сильно затягивать, каждый
стежок должен свободно ложиться на ткань. Петельки могут быть мелкими и крупными, в
зависимости от толщины нити и длины выполняемого стежка.
Тамбурные стежки используют для отделки изделий: вышивают рисунок по контуру
или заполняют его целиком.
Рассмотрите образцы тамбурной цепочки на ткани (рассматривание образцов).
V.
Выполнение практической работы.
Цель: формирование и закрепление навыков выполнения тамбурных стежков.
Вводный инструктаж.
Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить
правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособле-
ния и материалы понадобятся для работы.
Чтение вслух: (метод разъяснительного чтения)
(Учащиеся называют инструменты, приспособления и материалы: игла, ножницы,
нитки, ткань и образцы тамбурных стежков).
- После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходи-
мо выполнить? (Ответы детей.)
- Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив
нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места. (Организация уча-
щимися своих рабочих мест.)
Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.
(Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполне-
ния операций учителем).
- Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?
(Учащиеся по очереди рассказывают правила безопасной работы иглой, ножницами).
- Вопросы есть по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем
к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия. Работаем пользуясь
инструкционной картой.
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контроли-
руют выполнение действий и технических условий по инструкции.
Самостоятельная работа:
Для самостоятельной работы обучающимся предлагается решить учебную задачу.
Обучающимся на экране демонстрируется карточка, на которой напечатана задача.
Последовательно
выполняя
этапы
задачи,
учащиеся
выполняют
основное
задание:
Используя, основные швы, вышит квадрат.
Технологическая карта по вышиванию тамбурным швом:
№
п/
п
Последовательность
выполнения операций
Иллюстрация
Инструменты, приспособления и материалы
1
Уложи рабочую нить слева
от контура узора.
Ткань
однотонная
льняная,
нитки
вышивальные
двух-трех
цветов,
пяльцы,
ножницы, иглы для вышивания, игольница.
2
Прижми
нить
большим
пальцем левой руки, введи
иглу
в
предыдущий
прокол. Иглу выводят на
лицевую сторону внутри
петельки на расстоянии,
равном ее длине (рис.1).
.
В3
Выполни
следующий
стежок так, чтобы острие
иглы попало в середину
предыдущей петли (рис.2)
4
Выполни
несколько
стежков.
5
Выполни закрепку в конце
работы
Самоконтроль осуществляется в ходе выполнения практической работы по карточке
самоконтроля.
Текущий инструктаж.
Контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения работы, соблю-
дение техники безопасности. В ходе работы учащимся оказывается помощь, исправляет
ошибки.
VI.
Подведение итогов занятия.
Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Вопросы учащимся: (7 слайд – вопросы для закрепления)
Какие стежки вы выполняли сегодня? (тамбурные стежки).
В каком направлении выполняют тамбурную цепочку? (сверху вниз).
Где применяются строчки, выполненные тамбурными стежками? (для отделки из-
делий: вышивают рисунок по контуру или заполняют его целиком).
Молодцы, ребята! Как вы думаете, какие черты характера человека можно выработать,
занимаясь вышиванием? ( Мы можем стать терпеливее, аккуратнее, развить в себе вкус,
стремление к красоте, уюту в доме, хорошо развивается глазомер.)
Заключительный инструктаж.
По мере завершения работы принимать и оценивать изделия, выполненные учащими-
ся. Проанализировать типичные ошибки учащихся при выполнении работы.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных оши-
бок и анализ причин, вызвавших их.
Объявление оценки по результатам работы.
Задание на дом; потренироваться в выполнении тамбурных стежков (учащиеся запи-
сывают задание в дневник).
VII.
Уборка рабочих мест.
За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убирайте рабочие места. Соберите инстру-
менты» (учащиеся убирают свои рабочие места).
Урок окончен. Спасибо за внимание!
Контролирую чистоту рабочего места. (8 слайд – Спасибо всем за внимание!!!)
МБУ ДО Нюрбинская детская школа искусств
Декоративно-прикладное творчество
План конспект урока 5 класс
по теме: «Тамбурный шов»
Выполнила: Егорова А.В
2020