Автор: Глушач Ирина Борисовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №7"
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Уроки фортепианного ансамбля в разностороннем музыкальном воспитании и расширение музыкального кругозора учащихся
Раздел: дополнительное образование
Уроки фортепианного ансамбля в
разностороннем музыкальном воспитании и
расширение музыкального кругозора
учащихся.
Методические заметки преподавателя фортепиано
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детская музыкальная школа №7» г. Иркутска
Глушач Ирины Борисовны
Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых
шагов обучения. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему
мелодию, затем простейший аккомпанемент поручают ученику. Таким
образом ученик приобретает первоначальные навыки ансамблевой игры:
«солировать» - когда надо показать ярче свою партию, и «аккомпанировать»
- слушать мелодию.
1.
Важным требованием при совместной игре является правильная
посадка. Клавиатура делится пополам, чтобы чувствовать локоть
партнера, уметь так держать руку, чтобы не мешать, особенно при
сближающемся и перекрещивающемся движении.
2.
Очень важным требованием является одновременное и синхронное
начало – это требует большой тренировки и взаимопонимания. Нужно
избегать счета 3-4/ обычно так дают команду/следует ученикам
одновременно сделать вдох /взять дыхание/, или это может быть
легкий кивок, движение кистью, но не счет 3-4. Примером может
служить ансамбль И. Берковича «Украинская плясовая». Русская
народная песня «Как пошли наши подружки»
3.
Не менее важным является снятие звука, синхронное окончание.
«Рваные» и «лохматые» аккорды загрязняют и уродуют паузу и
производят неприятное впечатление.
4.
Важным является достижение равновесия звучания в параллельном
проведении голосов и едином приеме звукоизвлечения. Пример:
ансамбль П.И. Чайковского «Вальс» и оперы «Спящая красавица».
5.
Одним из важных условий ансамблевой игры является одинаковое
понимание и чувствование темпа.
6.
Очень важным условием ансамблевой игры является элементарное
обладание техникой ансамбля – передача друг другу пассажей,
мелодий, уметь подхватывать незаконченную фразу и передавать ее
партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Пример: «Персидский хор»
из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
7.
При игре в ансамбле важную роль играет педализация, ее выполняет
ученик, играющий вторую партию. Умелая педализация обеспечивает
не только «чистое» звучание, но и слияние партий в единое целое.
8.
Особое место в ансамблевой игре занимает вопрос, связанный с
ритмом. Иногда в сольном исполнении произведений бываю
малозаметные ритмические недочеты, но в ансамблевой игре эти
недочеты могут резко нарушить целостность впечатления. В ансамбле
ритм должен быть коллективным. Воспитание у учеников
коллективного ритма – одна из важных задач в классе.
9.
Следует так же сказать о динамике исполнения, объяснить учащимся,
что динамический диапазон при четырехручном исполнении должен
быть шире, чем при сольной игре, т.к. наличие двух пианистов
позволяет полнее использовать клавиатуру, строить объемные
полнозвучные аккорды.
10. Очень часто непрерывность четырехручного исполнения нарушается
из –за отсутствия простейших навыков переворачивания страниц и
отсчета пауз. Следует заранее установить кому легче и без наименьших
потерь перевернуть страницу. Это требует особой тренировки.
Развитие важных качеств у учащихся при игре в ансамбле.
1.
Умение слушать не только себя, но и партнера, а также и общее
звучание всей музыкальной ткани пьесы.
2.
Активируется творческое начало, развивается фантазия.
3.
Развивается и заостряется ощущение звукового колорита.
4.
Повышается чувство ответственности за знание своей партии, ибо
совместное исполнение требует свободного владения текстом.
Особо следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют
познакомить учеников с отрывками из симфоний, опер, балетов и
других музыкальных жанров, и тем самым расширяют их музыкальный
кругозор.