Автор: Гербер Анастасия Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГБУ "Детский дом № 1"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Правила семьи, их значение а адаптации приемного ребенка
Раздел: дополнительное образование
Правила семьи, их значение а адаптации приемного ребенка
Что такое семья?
Люди, которым ты нужен.
В радости и горе, в мелочах или целом,
они приходят в нужную минуту
и остаются с тобой, несмотря ни на что.
Сара Дессен
Адаптация в новой семье - процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к
другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым -
к изменившимся условиям.
Процесс вхождения ребенка в семью требует от семьи и ребенка больших
усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди -
каждый
со
своей
историей,
привычками,
непонятными
и
порой
непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств, которые все
время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами.
Точно так же - с позиции предыдущего опыта - замещающие родители и
приемный ребенок оценивают действия друг друга.
Семейные правила управляют поведением членов семьи, регулируют
его и помогают строить семейное взаимодействие; правила указывают, что
члены семьи должны делать и чего они делать не должны. Правила - это
живая, динамическая и влиятельная сила в семейной жизни.
Под семейными правилами понимаются «писанные» и «неписанные»
(гласные и негласные) нормы, регулирующие поведение семьи как малой
группы. Правила могут быть культурно заданными, соответствующими
общепринятым в данной культуре нормам и существующими лишь в данной
семье.
Правила
могут
регулировать
практически
все
сферы
жизнедеятельности
семьи:
распределение
функций,
способы
досуга,
распределение бюджета. В семье могут существовать запреты на проявление
определенных эмоций, например агрессии, страха, зависти и т.д.
За нарушение норм члены семьи подвергаются санкциям.
При этом степень тяжести и вид санкции в разных семьях отличаются
друг от друга. В семьях, где возможны изменения правил (например, при
взрослении детей), эмоциональные срывы и конфликты случаются реже.
Правило
первое:
«Правила
(ограничения,
требования,
запреты)
обязательно должны быть в жизни каждого ребенка».
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их. Это
делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Дети интуитивно чувствуют, что за родительским «нельзя» скрывается
забота о них. И если дети не подчиняются правилам, это говорит о том, что
они не согласны со способом внедрения этих правил.
Правило второе: «Правила (ограничения, требования, запреты) должны
быть согласованы взрослыми между собой».
Правило третье:
«Правил (ограничений, требований, запретов)
не
должно быть слишком много, и они должны быть гибкими (четыре цветовых
зоны правил)». (Слайды презентации)
Все зоны, вместе взятые, говорят о том, что вполне можно найти
«золотую» середину между готовностью понимать – и быть твердым, между
гибкостью и непреклонностью в процессе воспитания.
Правило четвертое: «Родительские требования не должны вступать в
явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка»
Правило пятое: «Тон, в котором сообщается требование, должен быть
скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным»
Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится
сердитым или властным тоном, то становиться трудным вдвойне.
Пример правила семьи, препятствующий эффективному приему может
быть такой: Ощущение самоценности мамы связано с пищевым поведением
семьи. Приемные дети имеют, как правило, своеобразные стереотипы
пищевых предпочтений и пищевого поведения. У детей, воспитывавшихся в
депривационных условиях, плохо сформирована саморегуляция. Им трудно
соблюдать четкие временные рамки, поэтому чрезмерно экспрессивное
реагирование матери на опоздания будет способствовать использованию
детьми «лжи во имя спасения себя и матери». Особенностью приемных детей
является нарушение личностных и пространственных границ. Подобные
нарушения в семье могут способствовать появлению воровства. Правила
отношений в супружеской подсистеме – наказание молчанием – может быть
перенесено на отношения с приемными детьми. «Жертвенная» позиция
матери в выполнении домашних обязанностей может подпитывать у детей
стремление к иждивенчеству. Связывание престижа семьи и оценок детей в
школе может негативно повлиять на принятие приемных детей, т.к.
практически все они имеют различные задержки в развитии.
Пример правила семьи, способствующий эффективному приему может
быть такой: В семье отношения строятся либо на договоре, либо на
конфликте. Основой эмоционального благополучия семьи является правило
договора, которое позволяет гибко реагировать на изменения, справляться с
каждодневным стрессом и кризисными ситуациями. Договор может касаться
любых сторон жизни семьи, особенно тех, которые вызывают разногласие у
ее членов. Желательно отвести специальное время и место, чтобы обсудить
проблемы и идеи каждого. Поощрять к высказыванию и не критиковать его
(по типу «мозгового штурма»). Для приемных детей – это очень важно. У них
никогда не было подобной возможности, поэтому они только накапливали
свои
негативные
переживания,
что
способствовало
развитию
депривационных нарушений.
Мы уже говорили о необходимости выстраивания пространственных
границ для детей. Правило соблюдения границ дает возможность получить
необходимую автономию, формирует чувство ответственности у детей,
способствует их взрослению. Очень важно, чтобы в приемной семье,
особенно в первые 2 года не создавались условия для провоцирования
воровства у ребенка. Желательно наиболее ценные вещи спрятать, не
разбрасывать деньги по дому, точно знать, сколько их осталось.
Адекватность самооценки приемного ребенка еще в большей степени,
чем у кровного, зависит от того, что ему говорят о нем другие, особенно те,
кого он считает для себя значимыми. В своей жизни он получил крайне
много высказываний по поводу негативных сторон своей личности, поэтому
в его внутренней картине себя преобладает негативный образ. Выражение
вербальной и невербальной поддержки позволяют ему скорректировать
самооценку. Для приемного ребенка очень важен тактильный контакт.
В основании пирамиды развития ребенка лежит его сенсорный уровень.
Именно недостаток тактильных контактов в раннем детстве способствовали
его депривационным нарушениям. Для ребенка очень важна эмоциональная
стабильность
семьи,
адекватное
выражение
своего
эмоционального
состояния. Это становится моделью поведения для него. Не менее важно для
ребенка наличие понятных и стабильных требований к нему.
В любом случае, уделить время разговору о семейных правилах –
отличная инвестиция в семейное благополучие. Возможно, больше пользы
вам принесут даже не сами правила, а то, что вы узнаете друг о друге в
процессе их составления.
Гербер А.К.- социальный педагог службы сопровождения,
подбора и подготовки замещающих семей КГБУ «Детский дом № 1"