Автор: Русакова Нина Игоревна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: АНО СОШ "Феникс"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Занятия в Бассеине"
Раздел: дополнительное образование
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация
Средняя общеобразовательная школа «Феникс»
Рабочая программа дополнительного образования « Бассеин»
2020 -2021 учебный год
(срок реализации программы)
Русакова Нина Игоревна
г. Москва
2021
Пояснительная записка.
Программа физического воспитания на основе спортивного плавания предназначена для АНО СОШ «Феникс», которая имеет материально-
технические возможности для обучения плавательной подготовки в условиях школы, а именно школьный бассейн.
Программа может быть рекомендована для любого образовательного учреждения, имеющего бассейн.
В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в
условиях школы.
Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного
общества.
Основная идея программы: реализация программы обучения плаванию в школе, на всех уровнях процесса обучения, создание условий для
самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.
Программа преследует следующую цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к
систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее
физическое развитие.
Программа решает следующие задачи.
1.
Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.
2.
Овладеть жизненно необходимых навыков плавания.
3.
Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания ( кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
4.
Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность,
спортивную тренированность
5.
Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
6.
Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжение всех лет обучения в школе.
7.
Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине.
Ожидаемый результат.
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей и подростков.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков.
Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.
В рамках реализации программы и популяризации плавания в конце учебного года проводится соревнование:
- “Золотая рыбка” по параллелям;
Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания
жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.
Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека,
способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде
тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают
опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому
же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.
При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется
дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной
нервной системы.
Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают
организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным
здоровьем.
Начинать заниматься плаванием лучше с первого класса. Дети быстро овладевают техникой плавания спортивными способами. Этому
способствует лучшая, чем у взрослых, плавучесть и обтекаемость их тела.
Методика реализации программы
Программа ориентирована на плавательную подготовку учащихся школы.
Основная форма организации занятий плаванием – урок. Уроки проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием
фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач,
подготовки учащихся, их количества в группе (классе), от бассейна, отведенного для занятий.
В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить
поставленные задачи.
К предстоящей учебной работе учителю необходимо психологически подготовить учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и
мотивируя их деятельность.
Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и
психологическая подготовка к основной части урока. выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми
элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде. Все это создает благоприятные условия для функционирования
сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных
способов плавания, стартов и поворотов.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют
дыхательные упражнения. Заканчивается урок подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.
При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм в воде. Правильно подобранные игры
помогут детям, не умеющим плавать, быстрее освоиться с водой, а плавающим – с успехом закрепить пройденное. На занятиях с не
умеющими плавать играм в воде отводится значительное место.
Игры в воде можно условно разделить на игры
для освоения с водой и игры, способствующие изучению плавательных движений;
совершенствование в технике.
Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно
в следующем порядке:
1.
Положение тела.
2.
Дыхание.
3.
Движения ногами.
4.
Движения руками.
5.
Общее согласование движений.
При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном
итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
ознакомление с движением на суше. - Проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и
того же движения на суше и в воде различны;
изучение движений в воде с неподвижной опорой. - При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна;
движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
изучение движений в воде с подвижной опорой. - При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски;
движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
изучение движений в воде без опоры. - Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем
порядке:
движения ногами с дыханием;
движения руками с дыханием;
движения ногами и руками с дыханием;
плавание в полной координации.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа
плавания в целом - насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания рекомендуется метод целостного выполнения техники. С этой целью
применяются следующие варианты плавания:
поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);
проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки;
плавание с задержкой дыхания и в полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической
подготовленности.
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
сознательности и активности;
наглядности;
доступности и индивидуальности;
систематичности и постепенности в повышении требований.
Содержание уроков плавания для занимающихся дошкольной группы и учеников 1–4 классов.
В начальной школе на занятиях по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на
разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение навыком плавания.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;
- развитие физических качеств ( выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
- воспитание морально-этических и волевых качеств.
Теория
Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в начальной школе. Влияние
физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.
Практика
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине,
движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в
сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Техника плавание кролем на груди. Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в
воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в
сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой
ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3
гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание
в полной координации.
Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. плавание с
помощью только ног, то же с помощью только рук. проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды.
Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров.
Игры: “Кто быстрее?”, “Волны на море”, “Караси и щуки”, “Насос”, “Пятнашки с поплавками”, “Цапля и лягушки”.
Количество групп и часов: 3 группы разного возраста, в каждой группе по одному занятию в неделю, 3 часа в неделю. Примерно 50 часов
в году.
Содержание программы.
Вхождение в воду
1) По трапу бассейна.
2) Спад вниз ногами, сидя на бортике бассейна.
3) Соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
Передвижения по дну бассейна и освоение в воде
1) Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или борт бассейна.
2) В парах, держась за руки, перейти туда и обратно, сначала шагом, потом бегом.
3) Ходьба по дну с поворотами и изменением направления – боком, спиной – с различными положениями и движениями рук.
4) Ходьба по дну, наклонившись вперед, вытянув руки вперед, положив плечи и кисти на воду.
5) Выпрыгивания из воды, оттолкнувшись ногами от дна бассейна.
6) Стоя на дне, шлепать по поверхности воды кистями рук.
7) Стоя на дне, делать движения руками одновременно и попеременно вперед-назад, в стороны.
8) Передвижения по дну вперед лицом, спиной, боком с помощью гребковых движений руками.
И г р ы: «Море волнуется», «Кто выше выпрыгнет?», «Полоскание белья», «Волны и море», «Футбол», «Переправа», «Поймай воду»,
«Рыбы и сеть».
Погружения под воду
1) Стоя у бортика, побрызгать, поплескать себе в лицо водой.
2) Задержав дыхание, опустить лицо в воду до подбородка, носа, глаз, полностью.
3) Погружение с головой под воду, задержав дыхание.
4) Попытаться сесть на дно, задержав дыхание.
5) Ныряние за предметами.
6) «Пройти в приседе» под водой.
7) Сидя на бортике, спрыгнуть в воду вниз ногами и погрузиться с головой под воду.
8) Передвижения по дну с подныриванием под разграничительную дорожку, пенопластовую доску.
И г р ы: «Кто быстрее спрячется под воду», «Умывание», «Морской бой», «Лягушата», «Водолазы», «Охотники и утки», «Качели»,
«Поезд в тоннеле», «Утки-нырки».
Выдохи в воду
1) Подуть на воду, как на горячий чай.
2) Опустить подбородок в воду и подуть под водой («пустить пузыри»).
3) Присесть под воду и сделать долгий выдох.
4) Сделать несколько вдохов-выдохов в воду, не останавливаясь и не вытирая лицо руками.
5) Наклонившись вперед, повернуть голову в сторону – вдох, опустить лицо в воду – выдох.
И г р ы: «Фонтан», «У кого больше пузырей?», «Кто дольше», «Ваньки-встаньки», «Поезд».
Всплывание и лежание
1) Лежание на груди, держась руками за бортик.
2) То же, но с отталкиванием от бортика.
3) «Поплавок» – лежание на воде в плотной группировке.
4) «Медуза» – лежание на воде, расслабив руки и ноги.
5) Лежание на спине, держась одной рукой за бортик бассейна.
6) «Звездочка» на груди и на спине – лежание на воде, руки и ноги разведены в стороны.
7) В положении «звездочки» несколько раз свести и развести руки и ноги.
8) Лежание на спине с руками, вытянутыми вдоль тела (руки делают поддерживающие движения в виде восьмерок).
И г р ы: «Поплавок», «Медузы», «Винт», «Авария», «Слушай сигнал», «Пятнашки с поплавком».
Скольжение
1) Скольжение на груди, прямые руки впереди.
2) Скольжение на спине, прямые руки вверху.
3) Скольжение на груди с различным положением рук (одна рука впереди, вторая прижата к телу).
4) Скольжение на спине с различным положением рук (одна рука вверху, вторая прижата к бедру; две руки прижаты к бедру).
5) Скольжение на груди с последующим переворотом на спину.
6) Скольжение на груди и на спине под водой, руки вытяну ты вперед.
7) Скольжение на груди и спине с последующей работой ног кролем.
И г р ы: «Кто дальше проскользит», «Стрела», «Торпеды», «Кто выиграл старт».
Кроль на груди
Движения ногами.
1) Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду.
2) Движения ногами кролем на груди, держась руками за бортик.
3) Плавание при помощи движений ног кролем на груди с доской и произвольным дыханием.
4) Скольжение на груди с последующим подключением работы ног кролем.
5) Плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением рук (впереди; одна впереди, другая у бедра; у бедер) и
дыханием – сначала произвольным, затем с выдохами в воду.
Движения рук и дыхание.
1) Стоя на дне бассейна в наклоне, выполнить вдох в сторону, выдох в воду.
2) Стоя на дне бассейна и наклонившись вперед, выполнить движения руками как при плавании кролем.
3) То же, но в передвижении по дну бассейна.
4) Стоя, выполнить движения руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание.
5) Скольжение с движением руками кролем.
6) Стоя, согласование дыхания с движением одной рукой кролем.
7) Стоя, движения руками кролем в согласовании с дыханием.
8) То же, но передвигаясь по дну бассейна.
9) Попытки плавать кролем при помощи движений рук в согласовании с дыханием с пенопластовой доской между ногами.
Согласование движений.
1) Плавание кролем с полной координацией движений на задержке дыхания.
2) Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову для вдоха, сначала один раз на несколько гребков, затем чаще.
3) Плавание кролем с полной координацией движений.
Кроль на спине
Движения ногами.
1) Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду.
2) Лежа на спине, держась руками за бортик, движения ногами кролем на спине.
3) Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием (доска в согнутых руках под головой, перед
грудью, в вытянутых руках за головой).
4) Скольжение на спине с последующей работой ног кролем.
5) Плавание при помощи движений ног кролем на спине с различным положением рук (впереди; у бедер; одна впереди, другая у бедра).
Движения руками.
1) Плавание при помощи движений ног на спине, руки вытянуты за головой. Выполнить гребок одной рукой, вернуться в исходное
положение, после паузы – гребок другой рукой.
2) Плавание на спине при помощи движений рук, с доской между ногами.
Согласование движений.
1) Плавание кролем на спине с задержкой дыхания на вдохе.
2) Плавание на спине при помощи движений ног, одна рука впереди, другая – у бедра. Поменять положение рук, непрерывно работая
ногами.
3) Плавание кролем на спине с полной координацией.
Игры с мячом и развлечения на воде.
1) «Мяч по кругу».
2) «Салки с мячом».
3) «Кто перетянет».
4) «Весы».
5) Соревнования, лежа животом на доске.
6) «Карусели».
7) «Слушай сигнал».
Общеразвивающие упражнения в воде
Упражнения без предметов.
1) Основные положения рук: вверх, к плечам, перед грудью. Махи руками во фронтальной плоскости. Круговые движения обеими
руками вперед-назад. Несложные асимметричные движения руками.
2) Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, в сочетании с движениями рук.
3) Приседания: без погружения и с погружением в воду.
Упражнения с мячами.
1) Подбрасывание мяча над собой и ловля его двумя руками, после дополнительных движений.
2) Передача мяча друг другу по кругу (вправо, влево; в колонне – между ногами в положении «нагнувшись» и опустив лицо в воду).
3) Держа мяч в вытянутых руках, оторвать ноги от дна бассейна.
4) Приседать с мячом под воду, стараясь «утопить» его как можно глубже.
5) Скольжение на груди и спине, мяч в вытянутых руках впереди.
6) Плавание с помощью движений ногами кролем на груди и спине, мяч в вытянутых руках впереди.
Календарный учебный график для программы оздоровительное плавание детей 6-10 лет
№
п/п
Месяц,
неделя
Форма занятий
Кол-
во
часов
Раздел тема занятия
Форма
контроля
Октябрь
недели:
12
1
Учебное занятие
3
Инструктаж по технике безопасности, освоение с водой (ознакомление с
передвижениями по дну, первым вариантом дыхания в воде, погружениями в воду,
скольжениями).
Входная
диагностика
2
Учебное занятие
3
Обучение передвижению по бассейну, лежание на воде, выполнение выдоха в воду.
Наблюдение
3
Учебное занятие
6
Совершенствование передвижению по бассейну, лежание на воде, выполнение
выдоха в воду, игры на воде
Наблюдение
Ноябрь
Недели:
12
4
3
Обучение скольжению на груди, с работой ног, игры на воде
Наблюдение
5
Учебное занятие
3
Совершенствование Скольжения на груди, с работой ног, игры на воде
Наблюдение
6
Учебное занятие
3
Обучение передвижению и ориентированию под водой, совершенствование
скольжения на груди с работой ног, выдохом в воду в горизонтальном положении
Наблюдение
7
Учебное занятие
3
Обучение лежать на воде, на спине без работы ног и с работой ног, игры на воде
Наблюдение
Декабрь
недели
13
8
Учебное занятие
4
Совершенствование свободно лежать на воде, на спине с работой ног, игры на воде
Наблюдение
9
Учебное занятие
3
Обучение скольжению на груди и спине с выдохом в воду, игры на воде
Наблюдение
10
Учебное занятие
3
Совершенствование скольжения на груди и спине с выдохом в воду, игры на воде
Наблюдение
11
3
Совершенствование скольжения на груди и спине с выдохом в воду, игры на воде
Наблюдение
Январь
недели
9
12
Учебное занятие
3
Обучение движениям ногами кролем с доской в руках.
Наблюдение
13
Учебное занятие
3
Совершенствование движений ногами кролем с доской в руках.
Наблюдение
14
Учебное занятие
3
Обучение вдоху и выдоху с доской в руках и движением ног
Наблюдение
Февраль
недели
12
15
Учебное занятие
3
Совершенствование вдоха и выдоха с доской в руках и движением ног
Наблюдение
16
Учебное занятие
3
Обучение движениям руками кролем на груди.
Наблюдение
17
Учебное занятие
3
Совершенствование движений руками кролем на груди.
Наблюдение
18
Игровое занятие
3
Игровое занятие
Выполнение
нормативов
Март
недели
12
19
Учебное занятие
3
Обучение согласованию движений рук и ног на задержке дыхания,игры
Наблюдение
20
Учебное занятие
3
Совершенствование согласования движений рук и ног на задержке дыхания,игры
Наблюдение
21
Учебное занятие
3
Обучение движению рук и дыхания при плавании кролем на груди.
Наблюдение
22
Учебное занятие
3
Обучение движению рук и дыхания при плавании кролем на груди.
Наблюдение
Апрель
недели
14
23
Учебное занятие
3
Совершенствование движений рук и дыхания при плавании кролем на груди.
Наблюдение
24
Учебное занятие
3
Совершенствование движений рук и дыхания при плавании кролем на груди
Наблюдение
25
Учебное занятие
6
Обучение плаванию на спине(руки вдоль туловища, ноги кролем)
Наблюдение
26
Игровое занятие
2
Игровое занятие
Выполнение
нормативов
Итого:
84
Список литература
1. Аикин В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: методические рекомендации - Омск; ГИФК, 1988. - 52с.
2. Аршавский И.А. Возрастная физиология. - М.: Медицина, 1975. - 247с.
3. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с.
4. Баранин И. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 150с.
5. Безотечествов К.И. Обучение плаванию детей, страдающих водобоязнью: Методические разработки в помощь преподавателям физ.
воспитания. - Томск, 1983. - 26с.
6. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. - М: Просвещение, 1987. - 80 с
7. Булгакова Н.Ж. обучение плаванию в школе. - М.: Просвещение, 1974. - 192с.
8. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М: Физкультура и спорт, 1999. - 184с.
9. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание. М.: ООО "Издательство АСТ" 2002. - 160с., ил.
10. Вайцеховский С.М. Быстрая вода. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 175с.
11. Вороненко С.Ф., Зиновьев А.А. Некоторые особенности методики ускоренного обучения плаванию. Хабаровск, 1989. - 50 с.
12. Гончар И.Л. Плавание: методика преподавания: учебное пособие. - Минск.: Хата, 1994. - 336с.
13. Гринев В.Т., Погребной А.И., Костюк Ю.И., Звягинцева Т.М. Биомеханические основы обучения плаванию. - Краснодар: ГИФК, 1990. - 81 с., ил.
14. Дорошенко И.В. Учись плавать. - М.: Советский спорт, 1989. - 64 с., ил
15. Дукальский В.В., Маряничева Е.Г. Игры на воде при обучении детей плаванию. Учебное пособие для студентов ИФК. - Краснодар, 1990. - 111с.
16. Каунсилмен Д. Наука о плавании. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 431с.
17. Козлов А.В. Плавание доступно всем. - Л.: Лениздат, 1986. - 95с.
18. Криворученко Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. - Кишинев.: Молдова, 1976. - 115с.
19. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать. - М.: Просвящение, 1983. - 120с.
20. Макаренко Л.П. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 218 с.
21. Макаренко Л.П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию // Плавание - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С.37-59
22. Макаренко Л.П. Юный пловец: учебное пособие для тренеров ДЮСШ и студентов ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288 с.
23. Маслов В.И. Плавать должны все. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 95с.
24. Медянников В.В., Радыгин Ю.И. К вопросу интенсификации начального обучения плаванию // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С.59-
67
25. Никитин Б., Никитина В. Резервы здоровья наших детей/ Б. Никитин. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
26. Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для студентов физического воспитания. - М.: Просвещение, 1981. - 304с.
27. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. - М.: Просвещение, 1985. - 99с.
28. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 64с.
29. Фирсов З.П. Плавание для всех. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 118 с.