Напоминание

"Волонтерство как средство социализации детей и подростков"


Автор: Кораблева Надежда Борисовна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Волонтерство как средство социализации детей и подростков"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Волонтерство как средство социализации детей и подростков

Кораблева Н.Б.,

методист

ГБУ ДО ЦВР ДМ «Академический»

Калининского района Санкт-Петербурга

В

современной

социально-экономической

ситуации,

характеризующейся

быстроменяющимися

условиями

развития

общественной

жизни

и

общественных

отношений, возникает потребность в подготовке высококвалифицированного, грамотного,

креативного человека и гражданина своей страны, способного выдержать конкуренцию на

рынке

труда.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей[1]и

государственная

молодежная

политика[2]огромное

значение

отводят

вопросу

социализации подрастающего поколения и вовлечениюих в социальную практикус целью

развития личностного потенциала детей и подростков в интересах общества и

государства. Современному обществу нужны активные граждане. Поэтому встает вопрос

о социализации детей и подростков, адаптации их к жизни в постоянно меняющемся мире,

формировании у подрастающего поколения ответственности за свою судьбу, судьбу

других людей, судьбу общества и страны.

Огромный

ресурс в социализации подрастающего

поколения

принадлежит

дополнительному образованию. Именно в дополнительном образованиисозданы условия

для свободного выбора различных видов деятельности, и ребенок имеет возможность

удовлетворять свои персонифицированные образовательные потребности, тем самым

выражая личностный потенциал через различные виды творчества, в т.ч. через

социальнозначимые виды деятельности.

Под социальнозначимой деятельностью (практикой) мы понимаем комплекс

мероприятий,

способствующий

позитивным

изменениям

в

самом

человеке

или

позитивным изменениям во внешней среде.

Одним из социальнозначимых видов деятельности является волонтерство. Оно

наглядно демонстрирует, что жизнь интересна и многообразна, в ней есть друзья,

увлечения, природа, интересные встречи и знакомства, а главное — возможность дарить

окружающим радость и душевное тепло.

С нашей точки зрения, в настоящее время ресурс волонтерского движенияв

социализации

учащихсяв

условиях

учреждения

дополнительного

образования

актуализирован недостаточно. Опыт организации волонтерской деятельности показывает,

чтограмотная организация деятельности учащихсяспособна не только корректировать

существующие проблемы в развитии, но и поддерживать самостоятельность, инициативу

ребенка

любого

возраста,

развивать

социально

значимые

личностные

качества:

ответственность,

милосердие,

самостоятельность,

умение

общаться

с

разными

социальными группами людей, позитивный стиль мышления.

Волонтерская деятельность в ГБУ ДО ЦВР ДМ «Академический» Калининского

района Санкт-Петербурга опирается на следующие основные принципы:

хочешь почувствовать себя человеком — помоги другим;

сам делай выбор;

развивай и сохраняй традиции;

творческая инициатива и самостоятельность.

Участниками такой деятельности могут быть дети всех возрастных категорий, от

дошкольного до старшего школьного возраста. Волонтерские группы могут быть созданы

как в условиях одного творческого объединения, так и в условиях смешанного детско-

взрослого сообщества.

На примере организации волонтерской деятельности в ГБУ ДО ЦВР ДМ

«Академический» Калининского района Санкт-Петербурга можно продемонстрировать

потенциал дополнительного образования в социализации подрастающего поколения. В

нашем

учреждении

волонтерская

деятельность

организована

по

следующим

направлениям:

Экологическая

деятельность.В

рамках

этого

направления

ребята

учатся

поддерживать порядок на придомовых территориях (посадка цветов, кустов, деревьев),

на лестничных площадках и др.Участники стали инициаторами акции «Украсим мир, в

котором мы живем». Своими работами (картинами, панно, керамикой) ониукрашали

лестничные площадки собственных домов;

Благотворительная деятельность. В рамках данной деятельностиребята участвуют в

благотворительных концертах и театральных выступлениях на разных площадках

учреждения, района и города. Участники творческого объединения «Левша» в рамках

ежегодной акции изготавливают скворечники, собирают корма и игрушки для

бездомных животных. Также старшие волонтеры проводят мероприятия для младших

ребят:

- для учащихся 2 класса ГБОУ СОШ № 89 проведена акция «Звучит повсюду голос

мудрых книг».В рамках данного мероприятия организовано не только чтение книги (в

печатном и электронном вариантах), но и изготовлены поделки и иллюстрации, а

также инсценированы самые интересные моменты сюжета;

- изготовление подарков, игрушек и салфетниц, для детейГБДОУ № 102.

Интересным форматом благотворительной деятельности оказалась товарищеская

помощь друг другу. Девочки творческого коллектива по дизайну одежды изготавливали

рабочие фартуки длямальчиков творческого коллектива художественной обработки

древесины «Левша». Такое взаимодействие вызвало много положительных эмоций всех

участников.

Не менее эффективной оказалась и благотворительная акция «Талисман для

воина», которая включала в себяизготовление открыток для призывников срочной

службы, изготовление сувениров и открыток для призывников, проходящих срочную

службу в «горячих точках» и проживающих на территории муниципального образования

«Академическое».

Во время участия в благотворительных мероприятиях у ребят формируется

широкий круг соратников, готовых оказывать помощь добровольно на благо широкой

общественности без расчета на денежное вознаграждение. А это, в свою очередь,

формирует высшие духовные потребности и мотивы;

Просветительская деятельность.В рамках просветительской деятельности участники

проводят беседы для сверстников «Моя малая Родина», готовят презентации о

блокаде, о своей семье;

Пропаганда

здорового

образа

жизни

настоящее

времяперспективным

иэффективным

направлением

деятельности

волонтерского

движения

является

проведение

мероприятий,

направленныхнапропагандуздорового

образажизни,

развитие

навыков

безопасного

поведения,

повышающих

уровеньинформированностинесовершеннолетнихо факторахрискаифакторах защиты в

формировании

сознательного

отношения

к

своему

здоровью.

Важно

также

актуализировать внутреннююактивность детей и подростков, а не увлекаться

значительным числом мероприятий в данном направлении деятельности. Поэтому

участие ребят в конкурсах профилактической направленности, акциях «Мир против

наркотиков», проведении презентаций о спорте, здоровом питании, режиме дня

формирует у них навыки здорового образа жизни и сознательное отношение к своему

здоровью.Кроме того, технология «дети - детям», «от сверстника к сверстнику»,

являющаяся активной формой общения в детской среде, способствует не только

позитивной социализации самого ребенка через активную деятельность, но и

формированию положительных эмоции от совместной работы со сверстниками;

Социальная помощь различным категориям населения. Участники волонтерского

движения оказывают социальную поддержку детям, находящимся в сложной

жизненной ситуации, — организуют и проводят мастерские для детей «Центра

социальной помощи семье и детям Калининского района», а также работают с

пожилыми людьми, ветеранамиВеликой Отечественной войны и блокады Ленинграда

черезучастие в акциях «Подарок ветерану», где изготавливают поздравительные

открытки

и

подарки,

участвуют

в

концертных

программах,

посвященных

знаменательным датам. Помогают людям с ограниченными возможностями здоровья и

тяжелобольным детямчерез изготовление и вручениеподарков, проведение мастерских

для детей «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов

Калининского

района».

Волонтеры

проводят

аукционы

и

акции

для

Благотворительного фонда спасения тяжелобольных детей «Линия жизни», ежегодно

участвуют в акции «Белый цветок». В этой рамках акции детьми было сделано более

300 цветов, средства от продажи которых были направлены детям больным раком.

Таким образом, участие в волонтерском движении формирует жизненно важные

навыки, необходимые и в будущей профессиональной деятельности и в социальном

взаимодействии, привлекает к такой работе значительное число детей и подростков,

повышая уровень социальной адаптации и развивая коммуникативную компетентность —

ребята учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать,понимать и

принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию.

При этом важно, что у участников волонтерского движения формируется

«позитивный сценарий» в развитии различных жизненных ситуаций, и ребята могут

транслировать

в

социальной

среде

различные

способы

социальной

активности,

позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде

сверстников.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г.N

1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей на

период до 2020 года включительно»

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29ноября 2014 г.N 2403-р

«Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до

2025 г»



В раздел образования