Напоминание

"Язык не знает границ"


Автор: Науменко Маргарита Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Малая академия"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Язык не знает границ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка занятия:

«Язык не знает границ»

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта

цели и образовательные результаты обучения представлены на нескольких

уровнях – личностном, метапредметном и предметном. Предметные и

личностные результаты уже относятся к категории традиционных и потому

хорошо знакомы педагогу, однако метапредметные результаты обладают

инновационностью и, соответственно, требуют тщательного осмысления.

Под метапредметными результатами понимаются такие способы действия,

когда учащиеся могут принимать решение не только в рамках заданного

учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях[2].

Суть метапредметного подхода, по мнению доктора педагогических

наук, А.В. Хуторского, заключается в том, что происходит «выход за

предметы, но не уход от них» [5]. Усвоение любого материала реализуется в

процессе

решения

практической

или

исследовательской

задачи,

познавательной проблемной ситуации. Таким образом, качественным итогом

образовательной деятельности становятся метапредметные результаты: - это

универсальные

способы

действия

-

личностные,

регулятивные,

познавательные, коммуникативные. При этом межпредметные связи могут

сыграть

большую

роль

в

формировании

метапредметных

умений.

Формируемые способы деятельности в рамках одного или нескольких

учебных

предметов

в

дальнейшем

применяются

как

в

период

образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных

жизненных ситуациях.

В своей педагогической деятельности я использую интегративную

технологию, помогающую сформировать метапредметные знания и умения.

Интегрированное занятие – это занятие, на котором сочетается

несколько

школьных

курсов

одновременно

[4].

Это

способствует

взаимодополнению

и

более

рациональному

творческому

изучению

материала. Так, например, могут быть объединены такие предметы, как

русский язык и литература, русский и иностранный язык, русский язык и

история, русский язык и музыка.

Актуальность представленного проекта связана с тем, что именно

интегрированные занятия помогают понять ученикам, что изучение русского

языка не оторвано от реального мира и может применяться в разных сферах

жизнедеятельности, кроме того, 2021 год в России объявлен «Годом науки и

технологий», а лексический состав русского языка ежедневно пополняется за

счет слов, приходящих из научной и технической сферы. Также в занятии

применяется

сервис

Kahoot,

благодаря

которому

внедряются

новые

технологии в изучение русского языка.

Представляемый

материал

применяется

автором

в

рамках

дополнительной

общеразвивающей

программы

«В

мире

слов»,

предназначенной для групповых занятий школьников, интересующихся

русской филологией. Тема занятия: «Язык не знает границ (на основе

русской и иноязычной лексики)».

Цель:

Показать учащимся, как слова из научной и технической сферы одного

языка проникают в другой, что происходит с заимствованными словами в

русском языке;

Сформировать

умения

и

навыки

уместного

использования

заимствованных слов в нашей речи;

Научить

учащихся

пользоваться

словарями

(этимологическим,

толковым, словарем иностранных слов).

Задачи:

-обучающие

показать роль и место заимствованных слов в русском языке;

расширить активный словарь школьников за счет объяснения значений

новых слов, пришедших недавно в русский язык;

выяснить, почему именно лексика чутко реагирует на изменения в

общественной жизни страны;

-развивающие

развивать и обогащать языковое мышление учащихся, речевые и

коммуникативные умения;

развивать память, воображение, творческое мышление;

развивать умение обобщать и делать выводы;

-воспитывающие

воспитывать культуру речи, интерес к родному и иностранному языку;

воспитать умение работать в сотрудничестве;

увеличить уверенность в своих силах и возможностях;

сформировать уважение к иностранной культуре.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сервис

Kahoot, презентация на тему: «Язык не знает границ», колонки, аудиофайл с

текстом на английском и немецком языке, этимологический словарь,

толковый словарь, словарь иностранных слов, генеалогическое дерево

языков, викторина по теме занятия на сервисе Kahoot.

Занятие было построено с применением таких методов обучения, как

объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый

и

репродуктивный.

Применяемые технологии: информационно-коммуникативная (показ

презентации по теме занятия, прослушивание аудиофайлов на иностранном

языке),

игровая (викторина по теме занятия),

здоровьесберегающая

(создание

комфортного

психологического

климата,

физкультминутки,

эмоциональные разгрузки, релаксация, рефлексия).

Сроки реализации проекта: проект реализовывался в двух группах

школьников среднего возраста – 5-6 и 7-8 классы, в течение одной учебной

недели, при режиме занятий три раза в неделю по два спаренных учебных

часа с 10-ти минутным перерывом.

Формы

учебной

работы:

индивидуальная,

парная,

групповая,

фронтальная.

Каждое занятие состояло из трех этапов: 1) организационного; 2)

основного; 3) заключительного. Наполнение этих этапов было различным, в

зависимости от степени реализации намеченных целей и задач. Так, в каждое

занятие включалось предъявление основного учебного материала в форме

презентации и беседы, работа с текстами аудирования, введение в активный

словарь

школьника

новых

заимствованных

слов,

рефлексия

на

заключительном этапе.

Приведем краткое содержание одного из трех занятий:

1 этап – организационно-ознакомительный – приветствие учащихся,

введение эпиграфа занятия, после анализа которого дети сами определяют

тему занятия. Выведение цели и постановка педагогом задач конкретного

занятия, планирование действий.

2

этап

основной

прослушивание

аудиофайла

с

текстами

иностранных языков, записывание слов в тетрадь, которые показались

знакомыми, определение темы прослушанных текстов. Дети сами приходят к

выводу, что в русском языке активно используются иностранные слова.

Сообщение учащихся о времени проникновения в русский язык немецких и

английских слов, об истории слов. Педагог вводит понятие «этимология».

Перед ребятами ставятся проблемные вопросы, на которые они совместно

ищут ответ [3].

Преподаватель на конкретных примерах показывает

процессы вхождения иностранного слова в русский язык, затем подводится

обобщение материала.

После

выполнения

индивидуального

задания

педагог

знакомит

учащихся с этимологическим словарем, со словарём иностранных слов, с

пометами в толковом словаре. Учащиеся работают с данными словарями,

выполняя задание попарно. Затем им предлагается принять участие в

эксперименте.

Поскольку занятие состояло из двух по 45 минут, между ними

проводится 10-минутный перерыв.

Следующее занятие начиналось с актуализации знаний, усвоенных на

прошлом занятии. После этого проводилась беседа с учащимися. Педагог на

основе презентации рассказывает о родстве индоевропейских языков,

опираясь на генеалогическое дерево, учащийся о германской и славянской

ветвях индоевропейских языков [1]. Педагог сообщает об эксперименте,

проводимом профессиональными переводчиками. Учащиеся читают отрывок

из

«Повести

о

том,

как

поссорились

Иван

Иванович

с

Иваном

Никифоровичем» Н.В. Гоголя.

3 этап – каждое занятие заканчивалось викториной на сервисе Kahoot

«Язык не знает границ» [6], подведением итогов и рефлексией: что успели

сделать и что узнали, понравилось ли занятие, что запомнилось больше

всего.

По завершении цикла занятий, проведенных в двух возрастных

группах, были подведены итоги:

Учащиеся поняли, как слова из одного языка проникают в другой, что

происходит с этими словами в русском языке;

Сформировались

умения

и

навыки

уместного

использования

заимствованных слов в нашей речи;

Учащиеся

научились

пользоваться

словарями

(этимологическим,

толковым, словарем иностранных слов).

Социальная значимость проекта обеспечена принципами и задачами

метапредметности. Использование метапредметного подхода на занятии

позволило педагогу добиться формирования универсальных учебных

действий, необходимых для успешного обучения. Занятие вызвало у

учащихся интерес и уважение к другому народу, проявление толерантности к

иной культуре. А также способствовало развитию критического мышления

учащегося, ценностных ориентаций, чувств и эмоций. Позволило повлиять на

развитие целостной картины мира подростков.

Выводы и рекомендации:

Учебная программа по русскому языку может легко варьироваться, что

гарантирует тесную связь урочной деятельности школы с внеурочной

деятельностью дополнительного образования. На дополнительных занятиях

реализация

метапредметного

подхода

становится

обоснованной

и

оправданной, а также в достаточной степени осуществимой. Важной

составляющей формирования метапредметных связей является способность к

самостоятельной

работе,

также

у

учащихся

развиваются

базовые

способности: мышление, понимание, коммуникация, рефлексия, действия.

Метапредметные технологии помогают создавать условия для достижения

успешности всеми учащимися.

Список литературы

1.

Львова С.И. Русский язык: Игры на развитие речи: 5 – 9 классы. ФГОС /

С.И. Львова. – М.: Издательство «Экзамен», 2019. – 318, [2]с.

2.

Метапредметный

подход

в

обучении

школьников:

Методические

рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост.

С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

3.

Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию

познавательных

способностей

(11

12

лет)

/

Л.В.

Мищенкова.

Методическое пособие, 6 класс. – М.: Издательство РОСТ. – 254 с.

4.

Творческие уроки русского языка: Учебное пособие/ Е.П. Марченко;

Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2007. 129 с.

5.

Хуторской А. В. Метапредметный

подход

в обучении:

Научно-

методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство

Института

образования

человека,

2012. —

73

с.

(Серия

«Новые

стандарты»).

6.

Шаульская Н.А. Интеллектуальные игры для школьников. Русский язык и

литература / Н.А. Шаульская. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. –

223с. – (Большая перемена).



В раздел образования