Автор: Науменко Маргарита Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Малая академия"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Язык не знает границ"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка занятия:
«Язык не знает границ»
В тексте Федерального государственного образовательного стандарта
цели и образовательные результаты обучения представлены на нескольких
уровнях – личностном, метапредметном и предметном. Предметные и
личностные результаты уже относятся к категории традиционных и потому
хорошо знакомы педагогу, однако метапредметные результаты обладают
инновационностью и, соответственно, требуют тщательного осмысления.
Под метапредметными результатами понимаются такие способы действия,
когда учащиеся могут принимать решение не только в рамках заданного
учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях[2].
Суть метапредметного подхода, по мнению доктора педагогических
наук, А.В. Хуторского, заключается в том, что происходит «выход за
предметы, но не уход от них» [5]. Усвоение любого материала реализуется в
процессе
решения
практической
или
исследовательской
задачи,
познавательной проблемной ситуации. Таким образом, качественным итогом
образовательной деятельности становятся метапредметные результаты: - это
универсальные
способы
действия
-
личностные,
регулятивные,
познавательные, коммуникативные. При этом межпредметные связи могут
сыграть
большую
роль
в
формировании
метапредметных
умений.
Формируемые способы деятельности в рамках одного или нескольких
учебных
предметов
в
дальнейшем
применяются
как
в
период
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях.
В своей педагогической деятельности я использую интегративную
технологию, помогающую сформировать метапредметные знания и умения.
Интегрированное занятие – это занятие, на котором сочетается
несколько
школьных
курсов
одновременно
[4].
Это
способствует
взаимодополнению
и
более
рациональному
творческому
изучению
материала. Так, например, могут быть объединены такие предметы, как
русский язык и литература, русский и иностранный язык, русский язык и
история, русский язык и музыка.
Актуальность представленного проекта связана с тем, что именно
интегрированные занятия помогают понять ученикам, что изучение русского
языка не оторвано от реального мира и может применяться в разных сферах
жизнедеятельности, кроме того, 2021 год в России объявлен «Годом науки и
технологий», а лексический состав русского языка ежедневно пополняется за
счет слов, приходящих из научной и технической сферы. Также в занятии
применяется
сервис
Kahoot,
благодаря
которому
внедряются
новые
технологии в изучение русского языка.
Представляемый
материал
применяется
автором
в
рамках
дополнительной
общеразвивающей
программы
«В
мире
слов»,
предназначенной для групповых занятий школьников, интересующихся
русской филологией. Тема занятия: «Язык не знает границ (на основе
русской и иноязычной лексики)».
Цель:
Показать учащимся, как слова из научной и технической сферы одного
языка проникают в другой, что происходит с заимствованными словами в
русском языке;
Сформировать
умения
и
навыки
уместного
использования
заимствованных слов в нашей речи;
Научить
учащихся
пользоваться
словарями
(этимологическим,
толковым, словарем иностранных слов).
Задачи:
-обучающие
показать роль и место заимствованных слов в русском языке;
расширить активный словарь школьников за счет объяснения значений
новых слов, пришедших недавно в русский язык;
выяснить, почему именно лексика чутко реагирует на изменения в
общественной жизни страны;
-развивающие
развивать и обогащать языковое мышление учащихся, речевые и
коммуникативные умения;
развивать память, воображение, творческое мышление;
развивать умение обобщать и делать выводы;
-воспитывающие
воспитывать культуру речи, интерес к родному и иностранному языку;
воспитать умение работать в сотрудничестве;
увеличить уверенность в своих силах и возможностях;
сформировать уважение к иностранной культуре.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сервис
Kahoot, презентация на тему: «Язык не знает границ», колонки, аудиофайл с
текстом на английском и немецком языке, этимологический словарь,
толковый словарь, словарь иностранных слов, генеалогическое дерево
языков, викторина по теме занятия на сервисе Kahoot.
Занятие было построено с применением таких методов обучения, как
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый
и
репродуктивный.
Применяемые технологии: информационно-коммуникативная (показ
презентации по теме занятия, прослушивание аудиофайлов на иностранном
языке),
игровая (викторина по теме занятия),
здоровьесберегающая
(создание
комфортного
психологического
климата,
физкультминутки,
эмоциональные разгрузки, релаксация, рефлексия).
Сроки реализации проекта: проект реализовывался в двух группах
школьников среднего возраста – 5-6 и 7-8 классы, в течение одной учебной
недели, при режиме занятий три раза в неделю по два спаренных учебных
часа с 10-ти минутным перерывом.
Формы
учебной
работы:
индивидуальная,
парная,
групповая,
фронтальная.
Каждое занятие состояло из трех этапов: 1) организационного; 2)
основного; 3) заключительного. Наполнение этих этапов было различным, в
зависимости от степени реализации намеченных целей и задач. Так, в каждое
занятие включалось предъявление основного учебного материала в форме
презентации и беседы, работа с текстами аудирования, введение в активный
словарь
школьника
новых
заимствованных
слов,
рефлексия
на
заключительном этапе.
Приведем краткое содержание одного из трех занятий:
1 этап – организационно-ознакомительный – приветствие учащихся,
введение эпиграфа занятия, после анализа которого дети сами определяют
тему занятия. Выведение цели и постановка педагогом задач конкретного
занятия, планирование действий.
2
этап
–
основной
–
прослушивание
аудиофайла
с
текстами
иностранных языков, записывание слов в тетрадь, которые показались
знакомыми, определение темы прослушанных текстов. Дети сами приходят к
выводу, что в русском языке активно используются иностранные слова.
Сообщение учащихся о времени проникновения в русский язык немецких и
английских слов, об истории слов. Педагог вводит понятие «этимология».
Перед ребятами ставятся проблемные вопросы, на которые они совместно
ищут ответ [3].
Преподаватель на конкретных примерах показывает
процессы вхождения иностранного слова в русский язык, затем подводится
обобщение материала.
После
выполнения
индивидуального
задания
педагог
знакомит
учащихся с этимологическим словарем, со словарём иностранных слов, с
пометами в толковом словаре. Учащиеся работают с данными словарями,
выполняя задание попарно. Затем им предлагается принять участие в
эксперименте.
Поскольку занятие состояло из двух по 45 минут, между ними
проводится 10-минутный перерыв.
Следующее занятие начиналось с актуализации знаний, усвоенных на
прошлом занятии. После этого проводилась беседа с учащимися. Педагог на
основе презентации рассказывает о родстве индоевропейских языков,
опираясь на генеалогическое дерево, учащийся о германской и славянской
ветвях индоевропейских языков [1]. Педагог сообщает об эксперименте,
проводимом профессиональными переводчиками. Учащиеся читают отрывок
из
«Повести
о
том,
как
поссорились
Иван
Иванович
с
Иваном
Никифоровичем» Н.В. Гоголя.
3 этап – каждое занятие заканчивалось викториной на сервисе Kahoot
«Язык не знает границ» [6], подведением итогов и рефлексией: что успели
сделать и что узнали, понравилось ли занятие, что запомнилось больше
всего.
По завершении цикла занятий, проведенных в двух возрастных
группах, были подведены итоги:
Учащиеся поняли, как слова из одного языка проникают в другой, что
происходит с этими словами в русском языке;
Сформировались
умения
и
навыки
уместного
использования
заимствованных слов в нашей речи;
Учащиеся
научились
пользоваться
словарями
(этимологическим,
толковым, словарем иностранных слов).
Социальная значимость проекта обеспечена принципами и задачами
метапредметности. Использование метапредметного подхода на занятии
позволило педагогу добиться формирования универсальных учебных
действий, необходимых для успешного обучения. Занятие вызвало у
учащихся интерес и уважение к другому народу, проявление толерантности к
иной культуре. А также способствовало развитию критического мышления
учащегося, ценностных ориентаций, чувств и эмоций. Позволило повлиять на
развитие целостной картины мира подростков.
Выводы и рекомендации:
Учебная программа по русскому языку может легко варьироваться, что
гарантирует тесную связь урочной деятельности школы с внеурочной
деятельностью дополнительного образования. На дополнительных занятиях
реализация
метапредметного
подхода
становится
обоснованной
и
оправданной, а также в достаточной степени осуществимой. Важной
составляющей формирования метапредметных связей является способность к
самостоятельной
работе,
также
у
учащихся
развиваются
базовые
способности: мышление, понимание, коммуникация, рефлексия, действия.
Метапредметные технологии помогают создавать условия для достижения
успешности всеми учащимися.
Список литературы
1.
Львова С.И. Русский язык: Игры на развитие речи: 5 – 9 классы. ФГОС /
С.И. Львова. – М.: Издательство «Экзамен», 2019. – 318, [2]с.
2.
Метапредметный
подход
в
обучении
школьников:
Методические
рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост.
С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
3.
Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию
познавательных
способностей
(11
–
12
лет)
/
Л.В.
Мищенкова.
Методическое пособие, 6 класс. – М.: Издательство РОСТ. – 254 с.
4.
Творческие уроки русского языка: Учебное пособие/ Е.П. Марченко;
Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2007. 129 с.
5.
Хуторской А. В. Метапредметный
подход
в обучении:
Научно-
методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство
Института
образования
человека,
2012. —
73
с.
(Серия
«Новые
стандарты»).
6.
Шаульская Н.А. Интеллектуальные игры для школьников. Русский язык и
литература / Н.А. Шаульская. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. –
223с. – (Большая перемена).