Автор: Агафонова Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Психоневрологический интернат № 10
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта использования здоровьесберегающих технологий на занятиях "Основы швейного дела"
Раздел: дополнительное образование
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10» ИМЕНИ В.Г. ГОРДЕНЧУКА
Из опыта использования здоровьесберегающих технологий
на занятиях «Основы швейного дела»
Подготовила:
Агафонова Т.А.
педагог дополнительного образования
«УСО ПНИ № 10»
Санкт-Петербург
2021
Применению
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
в
настоящее время в системе дополнительного образования уделяется большое
значение. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность
педагогических,
психологических
и
медицинских
воздействий,
направленных
на
защиту
и
обеспечение
здоровья
обучающихся,
формирование у них ценного отношения к своему здоровью.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является
обеспечение возможности сохранения здоровья обучающихся за период
обучения, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по
здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в
повседневной жизни.
Как я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии?
Считаю,
что
от
правильной
организации
занятия,
уровня
его
рациональности во многом зависят психическое и физическое состояние
обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно
поддерживать работоспособность. Поэтому стараюсь создать благоприятные
условия для осуществления учебной деятельности обучающихся. Слежу за
освещенностью
швейной
мастерской,
наличием
дополнительного
электроосвещения швейных машин, соблюдением температурного режима в
швейной мастерской. В течение учебного дня, на перерывах, вместе с
обучающимися проветриваем помещение, проводим ежедневную влажную
уборку, что способствует гигиене и формированию культуры труда.
Очень много зависит от психологической и физической нагрузки на
занятиях.
Учитывая
то
обстоятельство,
что
обучающиеся
психоневрологического
интерната
имеют
ограниченные
возможности
здоровья и в течение занятия быстро утомляются, стараюсь при первых
признаках переутомления переключить их с одного вида деятельности на
другой. Один из самых сложных периодов обучения начало учебного года.
Обучающиеся после продолжительного летнего отдыха тяжело втягиваются
в процесс обучения. Чтобы облегчить этот процесс, в первые дни учебного
года оказываю не только консультативную, но и практическую помощь в
выполнении заданий, даю им более легкий материал, организую экскурсии
в лечебно-трудовые мастерские интерната, в учебный центр «Мир шитья».
Важным моментом является создание положительного эмоционального
настроя на работу обучающихся в первые минуты занятия. Поэтому занятие
стараюсь начинать доброжелательно, со слов:
- Здравствуйте, я очень рада видеть вас всех снова! ....
- Сегодня я расскажу вам много интересного…
- Мои дорогие, усаживайтесь удобнее, мне поскорее хочется вас научить, …,
вас познакомить, вам рассказать, …
- Здравствуйте, мне очень приятно видеть вас! Поскорее расскажите мне, как
вы провели свои выходные! ...
Учитываю, какое это занятие по счету - первое или последнее, начало недели
или конец. Если чувствую, что обучающиеся уже устали, разрешаю им
немного расслабиться, посмотреть на вид из окна. В эти моменты стараюсь
рассказать им что-то смешное и забавное, читаю о природе, иногда
вспоминаю какие-то истории или случаи из жизни животных, что помогает
обучающимся отдохнуть.
Использование
на
занятиях
элементов
игровых
технологий,
разнообразных
заданий
в
шутливой
форме
позволяет
обеспечить
психологическую
разгрузку
обучающихся.
Игра
создает
атмосферу
жизнерадостности,
свободы,
эмоциональной
раскрепощенности
и
доброжелательности, помогает развить не только внимание, реакцию, но и
коммуникативные навыки девушек, способствует снятию эмоционального
напряжения.
Музыка имеет большое значение в духовной жизни
человека. А
специально подобранная музыка помогает человеку в работе, снимает
напряжение, вызывает позитивные эмоции. Поэтому, в ходе занятий мной
были использованы отрывки из произведений классических композиторов:
«Лунная» соната Л.В. Бетховена, «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»,
концерт для кларнета с оркестром В. В. Моцарта, «Шум дождя» Ф. Шопена.
Выбор музыкальных произведений обусловлен преобладанием спокойного
темпа, отсутствием диссонансов и напряженных кульминаций в разработке
музыкальной темы, мелодичностью и гармоничностью.
При использовании выше названных музыкальных произведений
обучающиеся стали более раскованными. При выполнении трудовых
приемов и действий под звуки классической музыки и звуки природы было
замечено, что девушки выполняют задания более спокойно и уверенно.
Таким образом, музыкальные произведения являются, с одной стороны,
средством для создания и поддержания эмоционального равновесия, с другой
стороны, инструментом моделирования позитивного рабочего состояния.
Для снятия напряжения, улучшения психологического микроклимата
на занятии и профилактики стрессов хороший результат дает работа в парах.
В этом случае пары формируются с учетом личных склонностей и
типологических особенностей, где обучающиеся ощущают помощь и
поддержку друг друга.
Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, привлечение каждой
обучающейся
к
разговору,
внимание
к
каждому
высказыванию,
положительная реакция на желание обучающейся выразить свою точку
зрения,
тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение
к
самостоятельной
мыслительной
деятельности,
уместный
юмор
или
небольшое отступление – вот тот арсенал, которым я пользуюсь, стремясь к
раскрытию способностей обучающихся. Поэтому, девушки с удовольствием
посещают занятия, знают, что кроме знаний получат удовольствие от
общения, в спокойной обстановке будут заниматься любимым делом –
продолжат незаконченную вышивку, сошьют прихватку, закончат отделку
текстильной игрушки или выполнят изделие в лоскутной технике. В процессе
такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае,
когда обучающиеся с чем-то не справились, что-то не смогли выполнить.
Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждой обучающейся
освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров,
смелее высказываться, выражать свою точку зрения. Неудача на занятии,
воспринимаемая
как
временное
явление,
становится
дополнительным
стимулом для более продуктивной работы.
Считаю, что для сохранения здоровья и комфортного состояния
обучающихся в группе, желательно применение технологии личностно-
ориентированного обучения, учитывающие особенности каждой девушки и
направленные на возможно более полное раскрытие их потенциала. Сюда
можно отнести технологии обучения в сотрудничестве и проектной
деятельности.
В
процессе
работы
над
проектом
происходит
тесное
взаимодействие педагога и обучающейся на принципах, равного партнерства,
без диктата с моей стороны и достаточной степенью самостоятельности
обучающейся. Также важнейшим компонентом проектного метода является
межличностное общение, позволяющее создать атмосферу творчества,
комфортности, способствующее проявлению индивидуальности каждой
обучающейся.
В ходе выполнения практической работы, учитываю не только
индивидуальные особенности и способности обучающихся, но и ритм
исполнения задания. Не могут все обучающиеся швейной мастерской с
одинаковой скоростью выполнять практическую работу. Поэтому тем, кто
уже завершил свое задание, я предлагаю следующие варианты: проверить
правильность выполненного задания, а затем помочь тому, кто отстает по
времени; проконтролировать того, кто неуверенно и медленно выполняет
трудовые
операции
за
швейной
машиной;
соответственно
своим
помощницам я выражаю устную благодарность за оказанную помощь.
Обучающиеся с желанием и удовольствием оказывают помощь отстающим.
А это способствует дружбе и стремлению качественно выполнить свою
работу,
что
тоже
поддерживает
здоровьесбережение.
Положительную
мотивацию к обучению создают словесные поощрения. При оценке
выполнения работы учитываю не только полученный результат, но и степень
усердия каждой обучающейся. Принципы здоровьясбережения органично
вписываются в тематику занятий программного модуля «Основы швейного
дела». При изучении тем раздела «Создание изделий из текстильных
материалов» обучающиеся знакомятся с натуральными, искусственными и
химическими волокнами, из которых изготавливается ткань. Изучают их
свойства, знакомятся с применением и воздействием на здоровье человека.
Большое значение на практических занятиях "Основы швейного дела"
придаю состоянию рабочего места, исправности инструмента, профилактике
заболеваний
и
предупреждению
травматизма.
Особое
внимание
обучающихся
обращаю
на
знание
и
точное
соблюдение
санитарно-
гигиенических требований и безопасных приемов работы с
режущим,
колющим инструментом, электроутюгом и электрическими бытовыми
швейными машинами. Перед изучением каждой новой темы я знакомлю
обучающихся с общими правилами безопасности труда, а в процессе занятий
объясняю и показываю приемы безопасного выполнения каждой трудовой
операции. Для того чтобы этот сложный материал лучше усвоился, не был
скучным и однообразным, изучаем правила в рисунках, с помощью
инструкционных карт и карт памяти. Знания проверяю с помощью
кроссвордов, сканвордов и тестов.
Выполнение ручных швейных работ с иглой и наперстком и трудовых
операций на бытовых швейных машинах требуют зрительного напряжения,
поэтому,
я
применяю
различные
методы
и
приемы,
при
которых
обучающиеся переключались бы с одного вида работ на другой. При
изучении темы «Виды ручных стежков и строчек», я пришла к выводу, что
для
демонстрации
приемов
выполнения
прямых
стежков,
удобнее
отрабатывать выполнение этих стежков сначала на канве, а затем только на
бязи. Так как на канве четко просматривается переплетение нитей, а это
снимает напряжение глаз, что особенно важно в условиях короткого
светового дня в Санкт-Петербурге. Регулярно и настойчиво напоминаю о
том, чтобы обучающиеся, имеющие недостатки зрения, работали в очках.
Подбираю соответствующее место в швейной мастерской, чтобы при
демонстрации трудовых операций каждой обучающейся было хорошо видно.
Для предотвращения зрительного утомления применяю упражнения для
глаз, особенно тогда, когда обучающиеся работают с мелкими деталями, с
пуговицами, бисером, бусинами, тесьмой или вышивают. Эти упражнения не
только
снижают
зрительное
утомление,
но
также
воздействуют
на
психоэмоциональную сферу. Большое значение уделяю правильной посадке
обучающихся за рабочим местом, обращаю внимание на положение корпуса,
рук и ног во время выполнения работы, так как напряженная, неправильная
поза не только утомляет, но и снижает работоспособность. Для того, чтобы
избежать напряжения, периодически делаем небольшие перерывы. Особое
значение отвожу физкультминуткам. Ставлю своей целью так подобрать
упражнения, чтобы они органично вплетались в канву занятий. Все
упражнения
я
выполняю
вместе
с
обучающимися
и
делаю
это
с
удовольствием. Стараюсь личным примером повышать их значимость. При
выполнении упражнений шутим и смеемся все вместе, поднимается
настроение у всех.
Так как обучающимся психоневрологического интерната присущи такие
качества, как невнимательность, беспокойство, неусидчивость, неумение
управлять своим поведением, чувствами, ставлю своей целью тщательно
продумывать все этапы занятия. Стараюсь говорить спокойным голосом, не
делать громких замечаний, фиксировать внимание на положительных
проявлениях обучающихся, стараюсь подбодрить и похвалить их. Невольная
демонстрация
своего
легкого
раздражения
или
плохого
настроения
отрицательно сказывается на их психике, и в итоге на их поведении.
Обучающиеся часто выполняют практические задания очень медленно, и
порой возникает желание сделать замечание вроде «быстрее» или «ты
задерживаешь всех», но сдерживаюсь, так как понимаю, что такие замечания
не допустимы в работе.
Охрана здоровья предполагает не только создание необходимых
гигиенических и психологических условий для организации процесса
обучения, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду
здорового образа жизни. Я периодически включаю в содержательную часть
занятия вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни,
рассказываю о вредных факторах и привычках, которые губят здоровье,
демонстрирую примеры, подчеркиваю свое отношение к человеку и его
здоровью как к ценности. Привлекаю обучающихся к обсуждению разных
возможностей и последствий выбора того или иного поведения. Это
позволяет
не
только
углубить
получаемые
знания
и
осуществить
межпредметные связи, но и показать обучающимся, как соотносится
изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить их бережно и
осознанно относиться к своему здоровью, заботиться о нем.