Автор: Пяткина Яна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ Петроградского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие музыкального восприятия
Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкального восприятия на занятиях азбукой музыкального
движения у детей дошкольного возраста.
Автор-составитель:
Пяткина Яна Александровна,
педагог дополнительного образования,
ГБУ ДО ДДТ Петроградского района Санкт-Петербурга
Занятия азбукой музыкального движения служат преддверием для
занятий по остальным хореографическим дисциплинам. На них происходят
первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная
память, чувство ритма, умение двигаться под музыку.
В течение последовательного ряда занятий на первых этапах обучения
ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для
развития «музыкальности» исполнения танцевального движения
применяются следующие методы работы: наглядно-слуховой (слушание
музыки во время показа движений педагогом); словесный (педагог помогает
понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение,
способствует проявлению творческой активности); игровой ( музыкально-
ритмические игры по теме занятия); практический (конкретная деятельность
в виде систематических упражнений).
С первых занятий необходимо выбирать предельно ясные мелодии и
интересные игровые приемы, чтобы у детей активизировалась связь между
музыкой и движением. Музыкальное оформление занятия по хореографии
прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к
музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу,
помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке,
динамике. Музыкальность – это одно из первых и непременных условий и
требований при занятиях хореографией. С развитием общей музыкальности
появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух,
рождается творческое воображение.
Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может
определить, где звучит музыка, а где простой шум, производимый
различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в
звуках музыки отражение тончайших движений и выражение серьезных
глубоких переживаний, дано не каждому.
Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя
переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи
игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить
слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и
образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает
также и понимание того, при помощи каких средств художник, музыкант,
композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект
воздействия. [9]
Далеко не сразу маленький и неопытный слушатель может постичь всю
глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого
необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных
способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются
в процессе целенаправленных музыкальных занятий.
На первых этапах развития музыкального восприятия неопытный
слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального
произведения. Здесь восприятие смутное и нерасчлененное. На последующих
этапах слушатель осознает отдельные детали и фрагменты сочинения. На
этапе сформированного восприятия произведение осмысливается как
целиком, так и с отчетливым слышанием деталей.
Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия:
o
Выявление главного настроения;
o
Определение средств музыкальной выразительности;
o
Рассмотрение особенностей развития художественного образа;
o
Выявление главной идеи произведения;
o
Понимание позиции автора;
o
Нахождение в произведении собственного личностного смысла.
Восприятие музыки при слушании ее - самый распространенный вид
деятельности, доступный каждому, а не только музыкантам. Диапазон ее
очень широк. Слушать можно публичные концерты с участием
профессионалов, домашнее музицирование, разнообразные радио и
телепередачи, посвященные вопросам музыкального искусства. Каждый
слушатель руководствуется своими интересами, опираясь на свой жизненный
опыт, удовлетворяя свои запросы.
Педагоги должны иметь определенный уровень слушательской и
исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект
воспитательского воздействия на ребенка, быть хорошо подготовленными в
области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого,
надо знать психологические и возрастные возможности детей в области
музыкального восприятия, особенности их голосового аппарата. Но
перечисленные знания лишь одна из сторон деятельности педагога. Он
должен еще умело передать определенную часть своего опыта ребенку, и
именно в тот период его развития, когда это будет оптимально, сделать это в
такой форме, чтобы музыка стала для ребенка радостным открытием.
Музыка, прежде всего - язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями
яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к
размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-
то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют
живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен. [1].
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем,
что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства,
а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную
музыку. Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с
возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может
быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от
вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него
зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая
музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык
сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н. А. Ветлугина пишет:
«Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием
возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного
воспитания» [3].
Способности, проявляющиеся в творческом воображении при
восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных
импровизациях.
Музыкальность особенно проявляется в активной самостоятельной
деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие
тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о
творческом характере процесса слушания.
Формируя музыкальность у детей, можно использовать игровой прием
«Музыкальная память», чтобы дети запоминали отдельные музыкальные
произведения, узнавали их при повторном исполнении.
Слушание музыки – важнейшая составляющая музыкальности. Оно включает
эмоциональный отклик на исполняемые песни, пьесы для шумового
оркестра, исполняемую педагогом музыку. Знакомство с элементарной
музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли не
только прививает культуру восприятия, тренирует концентрацию внимания,
но и обогащает образное мышление ребенка, дает надежные ориентиры,
которые в будущем помогут ему без скуки и презрения воспринимать
прекрасное.
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех
возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку
– это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой
интонации, настроений.
Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два
термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от
того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет
состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. Музыкальное
восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех
значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма
отражения действительности, как эстетический художественный феномен.
[8]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые
сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно
формировать именно музыкальное восприятие.
Музыкальное восприятие развивается на занятиях азбукой
музыкального движения в процессе проведения музыкально-дидактических
игр. В таком виде работы при использовании различных методов может
участвовать какой-либо кукольный персонаж, дети могут прорисовывать
свои ощущения мелодии на листе бумаге, а затем протанцовывать
нарисованное, угадывать мелодии по картинкам, слушая музыку в игровой
форме.
Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, вызывают
желание участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном
развитии, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и
любовь к музыке, дать им представление об основах музыкальной грамоты.
Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма,
координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим
средством для раскрепощения стеснительных детей. С помощью игровых
приемов в азбуке музыкального движения педагог легко может поддерживать
детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребёнка и
адаптацию его в группе по хореографии.
Важность музыкально- дидактических пособий и игр в том, что они
помогают знакомить детей в доступной форме с такими относительно
сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального
произведения, с отдельными средствами музыкальной выразительности, а
также с музыкальной культурой в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки.-- Л.: ЛГПИ, 1989г.
2.
Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. -М.: 1991г.
3.
Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:
Просвещение, 1989г.
4.
Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5.
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.- М.:
Просвещение, 1985.
6.
Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5
7.
Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988.
8.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. 1972.
9.
Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания//
Дошкольное воспитание.-1994-№2.
10.Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990.
11.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003.