Напоминание

Развитие музыкального восприятия


Автор: Пяткина Яна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ Петроградского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие музыкального восприятия
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие музыкального восприятия на занятиях азбукой музыкального

движения у детей дошкольного возраста.

Автор-составитель:

Пяткина Яна Александровна,

педагог дополнительного образования,

ГБУ ДО ДДТ Петроградского района Санкт-Петербурга

Занятия азбукой музыкального движения служат преддверием для

занятий по остальным хореографическим дисциплинам. На них происходят

первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная

память, чувство ритма, умение двигаться под музыку.

В течение последовательного ряда занятий на первых этапах обучения

ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для

развития «музыкальности» исполнения танцевального движения

применяются следующие методы работы: наглядно-слуховой (слушание

музыки во время показа движений педагогом); словесный (педагог помогает

понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение,

способствует проявлению творческой активности); игровой ( музыкально-

ритмические игры по теме занятия); практический (конкретная деятельность

в виде систематических упражнений).

С первых занятий необходимо выбирать предельно ясные мелодии и

интересные игровые приемы, чтобы у детей активизировалась связь между

музыкой и движением. Музыкальное оформление занятия по хореографии

прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к

музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу,

помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке,

динамике. Музыкальность – это одно из первых и непременных условий и

требований при занятиях хореографией. С развитием общей музыкальности

появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух,

рождается творческое воображение.

Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может

определить, где звучит музыка, а где простой шум, производимый

различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в

звуках музыки отражение тончайших движений и выражение серьезных

глубоких переживаний, дано не каждому.

Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя

переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи

игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить

слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и

образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает

также и понимание того, при помощи каких средств художник, музыкант,

композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект

воздействия. [9]

Далеко не сразу маленький и неопытный слушатель может постичь всю

глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого

необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных

способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются

в процессе целенаправленных музыкальных занятий.

На первых этапах развития музыкального восприятия неопытный

слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального

произведения. Здесь восприятие смутное и нерасчлененное. На последующих

этапах слушатель осознает отдельные детали и фрагменты сочинения. На

этапе сформированного восприятия произведение осмысливается как

целиком, так и с отчетливым слышанием деталей.

Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия:

o

Выявление главного настроения;

o

Определение средств музыкальной выразительности;

o

Рассмотрение особенностей развития художественного образа;

o

Выявление главной идеи произведения;

o

Понимание позиции автора;

o

Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Восприятие музыки при слушании ее - самый распространенный вид

деятельности, доступный каждому, а не только музыкантам. Диапазон ее

очень широк. Слушать можно публичные концерты с участием

профессионалов, домашнее музицирование, разнообразные радио и

телепередачи, посвященные вопросам музыкального искусства. Каждый

слушатель руководствуется своими интересами, опираясь на свой жизненный

опыт, удовлетворяя свои запросы.

Педагоги должны иметь определенный уровень слушательской и

исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект

воспитательского воздействия на ребенка, быть хорошо подготовленными в

области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого,

надо знать психологические и возрастные возможности детей в области

музыкального восприятия, особенности их голосового аппарата. Но

перечисленные знания лишь одна из сторон деятельности педагога. Он

должен еще умело передать определенную часть своего опыта ребенку, и

именно в тот период его развития, когда это будет оптимально, сделать это в

такой форме, чтобы музыка стала для ребенка радостным открытием.

Музыка, прежде всего - язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями

яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к

размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-

то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют

живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен. [1].

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем,

что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства,

а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную

музыку. Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с

возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может

быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от

вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него

зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая

музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык

сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н. А. Ветлугина пишет:

«Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием

возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного

воспитания» [3].

Способности, проявляющиеся в творческом воображении при

восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных

импровизациях.

Музыкальность особенно проявляется в активной самостоятельной

деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие

тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о

творческом характере процесса слушания.

Формируя музыкальность у детей, можно использовать игровой прием

«Музыкальная память», чтобы дети запоминали отдельные музыкальные

произведения, узнавали их при повторном исполнении.

Слушание музыки – важнейшая составляющая музыкальности. Оно включает

эмоциональный отклик на исполняемые песни, пьесы для шумового

оркестра, исполняемую педагогом музыку. Знакомство с элементарной

музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли не

только прививает культуру восприятия, тренирует концентрацию внимания,

но и обогащает образное мышление ребенка, дает надежные ориентиры,

которые в будущем помогут ему без скуки и презрения воспринимать

прекрасное.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех

возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку

– это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой

интонации, настроений.

Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два

термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от

того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет

состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. Музыкальное

восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех

значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма

отражения действительности, как эстетический художественный феномен.

[8]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые

сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно

формировать именно музыкальное восприятие.

Музыкальное восприятие развивается на занятиях азбукой

музыкального движения в процессе проведения музыкально-дидактических

игр. В таком виде работы при использовании различных методов может

участвовать какой-либо кукольный персонаж, дети могут прорисовывать

свои ощущения мелодии на листе бумаге, а затем протанцовывать

нарисованное, угадывать мелодии по картинкам, слушая музыку в игровой

форме.

Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, вызывают

желание участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном

развитии, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и

любовь к музыке, дать им представление об основах музыкальной грамоты.

Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма,

координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим

средством для раскрепощения стеснительных детей. С помощью игровых

приемов в азбуке музыкального движения педагог легко может поддерживать

детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребёнка и

адаптацию его в группе по хореографии.

Важность музыкально- дидактических пособий и игр в том, что они

помогают знакомить детей в доступной форме с такими относительно

сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального

произведения, с отдельными средствами музыкальной выразительности, а

также с музыкальной культурой в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки.-- Л.: ЛГПИ, 1989г.

2.

Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. -М.: 1991г.

3.

Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:

Просвещение, 1989г.

4.

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей

дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.- М.:

Просвещение, 1985.

6.

Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5

7.

Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988.

8.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. 1972.

9.

Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания//

Дошкольное воспитание.-1994-№2.

10.Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990.

11.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003.



В раздел образования