Напоминание

"Что такое справедливость?!"


Авторы: Зуева Анастасия Александровна, Головко Наталья Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ОГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,Свердловского р-на г. Иркутска"
Населённый пункт: Город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Что такое справедливость?!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок по духовно-нравственному воспитанию.

Тема: Дискуссия о справедливости.

Цель:

Углублять представление о нравственных качествах человека.

Задачи:

Анализировать

и

объяснять

понятия:

духовность,

бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло,

справедливость, милосердие.

Учить определять своё отношение к происходящему в

мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать

свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Предварительная работа: оборудование класса, подготовка

презентации, книги со сказками, карточки с описанием ситуаций

для игры «Прими решение»

ХОД:

1.

Круг радости. Целеполагание

Учитель предлагает учащимся начать урок с приветствия

без слов, при помощи выразительных движений (кивка, улыбки,

салюта, рукопожатия...).

Поговорим?

О чем?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо

И хорошо не очень.

Что-то знаешь ты

А что-то вам неизвестно.

Поговорим?

Поговорим.

Вдруг будет интересно

.

Но в начале я хочу вас всех почестному угостить «чупиками»,

а то вдруг в конце урока не хватит времени или случайно забуду об

угощении, но откроете их на перемене. (раздаю всем детям

конфеты, а одному ученику даю больше, чем всем остальным,

провоцируя

тем

самым

на

фразу

о

моем

несправедливом

распределении).

- Как раз всем хватило поровну. Все довольны? Справедливо

ли

я

разделила?

(Все скажут «Нет!» Если кто-нибудь скажет «Да!», ответь: Это

по отношению к тебе справедливо. А в целом?)

- Как вы думаете, о чем сегодня нам следует поговорить на

классном часе?

ЧТО ТАКОЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Есть мнение, что человек тогда начинает задумываться о

справедливости, когда сталкивается с несправедливостью по

отношению к себе. В вашей жизни, наверняка, уже происходили

такие случаи.

С

незапамятных

времен

люди

говорят

и

пишут

о

справедливости: может быть, даже с тех самых пор, как вообще

начали говорить и писать… Но до сих пор вопрос, по-видимому, не

решен,— что такое справедливость и как ее осуществить в жизни?

Согласитесь, каждый из нас желает справедливости и требует,

чтобы с ним обходились справедливо.

2.

Поговорим

Ну что ж, для начала послушайте одну историю - «Компот и

коржик».

К третьему уроку Серёжа не на шутку проголодался. Все

мысли – о еде. План действий созрел мгновенно: «Можно выйти?»

В столовой длинный стол. Двадцать девять аппетитных коржиков.

Двадцать девять стаканов сладкого компотика. Одним махом

Серёжа проглотил свою порцию. Не удержался… Откусил ещё

кусочек от одного коржика и отпил глоточек ещё из одного

стакана. Остановился. Посмотрел. Непорядок! Пересиливая себя (а

что делать?), откусил ещё 27 кусочков и отпил ещё 27 глоточков.

Теперь нормально. Всё поровну. Слыша гомон входящих в

столовую одноклассников, сытый Серёжа удовлетворённо думал:

«Какой же я справедливый».

Оцените поведение проголодавшегося мальчика. Вы согласны

с заявлением Сережи, что он справедливый?

(Ответы детей: чаще всего говорят, что он поступил

несправедливо, и свое съел и у других откусил.)

Да, с одной стороны вы правы, он поступил несправедливо, но

с другой стороны

Серёжа по одному кусочку от всех коржиков откусил, всем

поровну досталось, разве Серёжу нельзя считать справедливым?

(Ответы детей.)

3.

Составление кластера

Вот мы думаем, справедливо Серёжа поступил или нет, но

чтобы решить, надо понять, что же такое справедливость? Какие

ассоциации с этим словом у вас возникают?

(замечания,

поведение,

наказание,

награда,

правда,

честность, равноправие…)

4.

Просмотр мультфильма «Олень и Волк»

Сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм и ответить на

некоторые вопросы.

- О ком эта история? ( О диких животных, обитающих в

большом лесу, где живут разные звери, у каждого своя дорога,

своя жизнь, но беда может прийти к любому).

-Мы видим как злого и коварного Волка придавило дерево.

Просто так ли упало дерево? (Волк готовил западню, смерть для

семьи белки, но сам попал в эту западню)

- Справедливо ли наказание, правильно ли то, что случилось?

- Что же сделал благородный Олень?

- Зачем, ведь белка просила его не спасать Волка?

-Почему у Белки была такая реакция? (хотела что волк был

справедливо наказан, считала, что Волк заслуживает гибели)

- Волк вместо благодарности что решает?

-Поступок Волка Справедлив? Почему? (волк коварен, зол, не

помнит добра)

- Среди людей как расценивается подобный поступок Волка?

( как преступление, за которое человек должен быть обязательно

наказан)

- Кто в мультфильме восстанавливает справедливость?

- Медведь был справедлив? Почему? (каждому коварству

рано или поздно придет наказание и наказание должно быть

справедливым)

-Но ведь это в животном мире или в сказке, а в нашем

человеческом мире, кто вправе решать наказать или помиловать,

если наказать то как? (суд)

За серьезные проступки, верно, суд, справедливые судьи и по

закону.

Справедливость делает жизнь людей правильной и честной. В

то же время иногда мы просим простить и не наказывать человека.

Почему?

- Как называется способность прощать того, кто поступил с

нами плохо? (называют милосердием).

- Что оно означает?

Вспомни, как часто родители собирались наказать тебя за

какие-нибудь провинности, но в последний момент отменяли

наказание.

Почему? (Вспоминаются такие моменты)

Потому что они вас любят и готовы милосердно прощать.

Милосердие дополняет справедливость и делает нашу жизнь

добрее, избавляет нас от равнодушия и жестокости.

- А можно ли заставить человека быть справедливым и

милосердным? (Эти ценности являются добровольным выбором

каждого. Но от того, какой выбор делает человек, становится ясно,

какой он на самом деле.)

Физминутка «ДА- НЕТ»

Если я назову справедливые поступки вы хлопаете раз, а если

несправедливые - вы хлопаете два раза (злорадство, эгоизм,

конфликт, доброта, унижение, сострадание, , , хвастовство,

честность, лень

,

жадность, ложь, поддержка, согласие, зависть,

прощение, грубость, бессердечность, уважение, отзывчивость,

дружелюбие)

-

Какого

человека

можно

назвать

справедливым?

(Справедливый человек - это тот человек, который поступает

правильно, честно, беспристрастно)

Справедливость – это моральное правило, регулирующее

отношения между людьми при распределении благ, наград,

доходов и наказаний.

-Как

отличить

справедливого

человека

от

несправедливого? (по поступкам)

6. Цитата урока

-

Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот

что трудно.

В. Гюго

(трудно быть объективным, беспристрастным и если это

касается

родных,

друзей,

подходить

с

одинаковыми

требованиями.

Быть

справедливым

трудно,

это

огромная

внутренняя работа. Справедливость- это правда.

)

7.

Размышление над ситуацией (работа по группам).

Каждой

группе

даю

ситуацию,

прочитайте,

обсудите:

справедливы ли поступки героев? Как поступить правильно,

беспристрастно?

Ситуация 1.

Сестра: -Я старше, значит, мне надо больше кубиков.

Брат ей отвечает: -Я тоже хочу играть. Поделись со

мной.

Ситуация 2.

Старший ребенок в семье подрался с младшим, и

родители наказали старшего.

Ситуация 3.

Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя так

как не хотела, чтобы его наказали. Внук промолчал.

Ребята, скажите, вам трудно было прийти к одному решению?

Что мешало быстро принять решение?

Давайте

вернемся

к

моему

угощению,

как

исправить

ситуацию, чтоб все было по справедливости.

Вывод:

Главная

трудность

в

различном

толковании

справедливости, в том, что каждый понимает справедливость, так

как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для

тебя и справедливым для другого, и наоборот.

8.Игра «Продолжи фразу»

Если ты у товарища отберешь то, что он отнял у тебя,

это будет…….

Но это - не лучшее, что ты можешь сделать. Ты

можешь ему это…….

Если ты на оскорбление ответишь тем же, это

будет……

Но это – не лучшее, что ты можешь сделать. Ты

можешь……

Если тебя ударил друг, то ты дашь сдачи, это будет

вполне…..

Но это –не лучшее, что ты можешь сделать. Ты

можешь с ним…..,………

9.Круг «От сердца к сердцу»

- Ребята, перед вами на столе сердечки, а на доске написаны

различные

человеческие

качества. Выберите

те,

которые,

по

вашему мнению, соответствует справедливому человеку, запишите

на сердечке. Выходите все в круг и прикрепите эти сердечки к тому

однокласснику которому , как вы считаете, они подходят.

- Какие же качества преобладают у наших ребят, прочитайте?

10. Итог

- В завершение нашего разговора ответьте на вопрос: над чем

заставило вас задуматься это занятие?

Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы …

относились к тебе, тогда жизнь …….(будет справедлива).

В заключение нашей беседы я хочу вам пожелать, ребята,

чтобы

в

каждом

из

вас

жила

справедливость,

строгая

и

беспристрастная, чтобы вы взвешивали каждый свой поступок и

каждое слово, а помощник вам в этом – Совесть. Потому что,

ребята, жить по Совести – значит жить….?

(отвечают по Справедливости!)



В раздел образования