Автор: Халиуллина Рита Рависовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Советская ДШИ"
Населённый пункт: Советский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально-слуховое развитие
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Советская детская школа искусств»
«Музыкально-слуховое развитие с начинающими обучение игры на
фортепиано»
Методическая разработка
Преподаватель по классу фортепиано
Халиуллина Рита Рависовна
г. Советский
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Содержательная часть
4. Список литературы
5. Приложение
2
1.ВВЕДЕНИЕ
Слуховое воспитание один из самых важных факторов в
процессе формирования маленького музыканта. Все дети рождаются с
предпосылками музыкального слуха. Во многом успешное развитие
слуха зависит от своевременного, как можно более раннего погружения
в мир музыки. Как говорил Антон Рубинштейн: - «Важно с первых
шагов уделять внимание подбору. Вижу — слышу — представляю
движение. Играть мысленно — значит думать».
Подавляющее
большинство
педагогов
указывает
на
актуальность развития детей игры по слуху. Уже при первом
ознакомлении с ребёнком даются небольшие легко запоминающиеся
мотивы, которые нужно спеть или даже подобрать после показа
педагога. В дальнейшем, систематически продолжая с начинающими
такого рода занятия, педагог закладывает основы для развития
слухового воображения детей и так называемого внутреннего слуха.
3
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Единственная возможность воспринять музыку — услышать
её. Однако, «слышать» и «уметь слушать» - понятия различные, и для
музыканта смысл этих понятий резко отличается от общепринятого, так
как предполагает квалифицированное восприятие музыки.
Первая функция слуха — это постоянное активное воздействие
ясного слышания своего исполнения на внутреннее музыкальное
представление.
Вторая функция слуха — критическая, корректирующая,
контролирующая.
Даже
малоопытному
исполнителю
необходимо
умение услышать, соответствует ли реальное звучащее исполнение
тому, что должно звучать. Единственным контролёром качества игры
является слух.
Главная трудность заключается в том, что подбор на слух
требует постоянной напряжённости внимания. Наилучших результатов
работы
добиваются
те
педагоги,
которые
профессиональную
требовательность сочетают с объяснением роли и важности подбора на
слух.
Существуют различные классификации видов музыкального
слуха:
звуковысотный слух
мелодический
гармонический
темброво — динамический
полифонический
фактурный
Данные
виды
слуха
представляют
собой
разновидности
слуховых ощущений. Они находятся во взаимодействии, но каждый
обладает присущими ему особенностями и отвечает за определённый
участок структуры музыкальной ткани, подлежащей распознанию.
Звуковысотный слух занимает ведущее место среди видов
музыкального слуха.
Б.М.Теплов, отмечая важную роль звуковысотного слуха в
музыкальной деятельности, полагал, что термин «музыкальный слух»
имеет два значения. В широкое значение он включал все виды
музыкального слуха, а музыкальным слухом в узком смысле считал
звуковысотный
слух,
так
как
звуковысотное
значение
является
основным носителем смысла в музыке.
4
Данная разработка
-
накопленный личный практический
материал. Состоит из двух частей.
1 часть - «Подбор на слух с начинающими обучение игры на
фортепиано (младшие классы).
2 часть - «подбор на слух в средних (старших) классах.
В данной работе представлен материал 1 части.
ЦЕЛЬ данной работы: разработать, провести обучение и
достичь определённого результата по подбору на слух с начинающими
пианистами.
ЗАДАЧИ: изучить литературу методического направления по
данной работе.
МЕТОДЫ:
теоретический - анализ методической литературы
практический
-
проверить
на
практике
материал
способствующий
обучению
подбора
на
слух
с
начинающими
музыкантами.
СТРУКТУРА: разработка состоит из введения, пояснительной
записки, содержательной части, приложения, перечня учебно —
методического обеспечения, списка литературы.
Обучение проводилось в условиях фортепианных занятий на
базе ДШИ.
5
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ПОДБОР НА СЛУХ С НАЧИНАЮЩИМИ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ
НА ФОРТЕПИАНО
Подбором на слух
желательно начинать заниматься, когда
ребёнок уже знаком с клавиатурой и имеет какие-то навыки игры. Когда
у
него
сложилось чёткое
представление
о
регистрах,
разбивке
клавиатуры на октавы, видение групп чёрных клавиш, то есть звуковые,
зрительные и слуховые представления.
Работа делится на 3 этапа:
1 Этап — подготовительный
2 этап — подбор по слуху мелодии
3 этап — подбор по слуху аккомпанемента
1
ЭТАП
-
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
(РАЗВИТИЕ
ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА)
Для
начала
объяснить
ребёнку,
что
клавиатуру
можно
разделить на три части (3 регистра). Это нижний регистр, где звучат
низкие звуки, верхний регистра — звучат высокие звуки, средний
регистр - звучат не очень высокие и не очень низкие звуки. Всё это
показать на клавиатуре, а затем жестами (низкие звуки , высокие
звуки
,средние звуки
). Маленькие дети, часто воспринимают
информацию не только ушами, но хорошо запоминают жестами
(наглядно) и в игровой форме.
Приводим с ребёнком вместе примеры - кто поёт или говорит
низким голосом? Слон, медведь, папа. Учителю сыграть по любым
клавишам в нижнем регистре. Желательно в соответствующих каждому
образу темпах. (Рис.№1)
Кого и что можно изобразить на высоких (тоненьких) звуках?
Птичек, мышку, маленькие колокольчики, детей. (Сыграть учителю в
верхнем регистре).
Кого можно изобразить в среднем регистре? Маму, собаку, волка.
(Сыграть учителю в среднем регистре).
6
С первых занятий не следует говорить ребёнку о том, что «будем
подбирать нотки и песенки по слуху», так как он не понимает значение
этого выражения. А лучше предложить поиграть в игру «Угадай-ка».
Игра «Угадай-ка».
1.а). Ребёнок закрывает глаза, преподаватель играет два разных
по высоте звука в разных октавах, причём расстояние между октавами
должно
быть
большим,
чтобы
ученик
явно
почувствовал
звуковысотную разницу, и смог определить где высокая, а где низкая
нота. (Например: контроктава и 2 октава, большая октава и 3 октава).
б). Затем расстояние между октавами уменьшаем (допустим, в
пределах первой октавы). Преподаватель играет два звука, ребёнок так
же пытается определить, где звук выше, а где ниже. Ученик показывает
жестами ( ).
в). Вводим одинаковые по высоте звуки ( ).
Ученик показывает жестами. Можно пропеть.
г). Объяснить и на инструменте показать, что, значит, идти
вверх, что значит, идти вниз. Играю поступенно и скачками а)вверх;
б)вниз; в)на одном звуке. Предложить ученику самому сыграть по
любым клавишам вверх, вниз, на одной клавише.
Переходим к музыкальным примерам.
1.а). Детская попевка «Василёк». Учитель поёт и дирижирует
(показывает жестами). Мелодия очень простая. Идёт поступенно вниз.
Ребёнку сказать, что нотки спускаются по лесенке вниз. Ученику
повторить песенку с дирижированием (жестами) вместе с учителем.
б). «Как под горкой, под горой», «Вот иду я вверх, вот иду я
вниз», и др. - тоже самое.
2. Когда ребёнок начнёт ориентироваться, где звук выше, где
ниже - перейдём к следующей игре - «Прятки».
а). Показываем октаву в которой будут звучать нотки. Ребёнок
закрывает глаза. Преподаватель играет по одному звуку, а ребёнок ищет
её на инструменте нажимая все клавиши в пределах заданной октавы.
Если ребёнок затрудняется, то играем ещё раз этот же звук с пением.
Просим ребёнка спеть этот звук, затем продолжаем его поиски.
Некоторые дети довольно быстро выполняют такое задание, но
бывает и обратное. Тогда необходимо упростить игру.
7
А именно - играть не по одному звуку (в октаве), а несколько (по
три), одна из которых именно та, которую мы ищем, а ученик пробует
найти одну из трёх звуков.
б). Учитель играет два звука и спрашивает какой звук выше,
какой ниже (или на одном звуке)?. Когда ученик начнёт подбирать
мелодию - ему самому вначале трудно будет находить нужные звуки.
Поэтому учителю часто придётся применять слова «выше», «ниже». «на
месте»,
которые
помогут
ученику
лучше
ориентироваться
на
клавиатуре.
3. а). «Знайка - Незнайка» - игра упражнение для развития
слухового внимания.
Учитель - «Незнайка».
Ученик - «Знайка».
«Незнайка» дважды играет одну и туже песенку (Ёлочка,
Весёлые гуси, и.т.д). Первый раз
-
правильно, второй раз
- с
преднамеренно неверными звуками. «Знайка» пытается определить, где
был правильный вариант.
б). Задачу усложняем. Учитель играет, затем поёт незнакомые
(несложные)короткие мотивы. Ученик пытается спеть с учителем.
Затем сам. «Незнайка» вновь играет, но неверные звуки. А «Знайка»
угадывает, где именно была ошибка в звучании.
Педагог может, привлекая различные ассоциации, создать
соответствующее настроение, обостряющее чуткость слуха ученика.
Например, споёт попевку «Вот иду я вверх ... , вот иду я вниз»,
«Заинька», Дед Мороз». Обычно ребёнок начинает прислушиваться.
То есть, ассоциативные сравнения, примеры влекут за собой
активность
слухового
внимания.
Усиливается
эмоциональное
впечатление благодаря созвучности музыкальных и литературных
образов.
Можно придумать большое количество игр для того, чтобы
заинтересовать ребёнка, а затем направить в нужное «русло».
Переходим ко второму этапу.
8
2 ЭТАП - ПОДБОР НА СЛУХ МЕЛОДИИ
Для примеров используем самые знакомые и простые мелодии.
«Как под горкой под горой».
Учитель играет на инструменте. Определяем характер - весёлая
или грустная? Весёлая. Объяснить, что в музыке весёлая и радостная
музыка называется «мажором» (рис.№2).
«Осень» - весёлая или грустная? Грустная. А грустная и
печальная музыка называется «минором».
Показать рисунки с изображением лиц - весёлого - мажор и
грустного - минор.
Предложить ученику приготовить к следующему уроку
различные рисунки «мажора» и «минора».
Возвращаемся к попевке «Как под горкой, под горой».
Учитель играет, поёт.
Куда идёт мелодия? Вверх (рис.№3).
Куда идёт мелодия? Вниз.
Есть ли одинаковые звуки?
Дирижируем.
Пробуем играть от звука «До». Звучит весело или грустно?
Весело. Значит песенка живёт в стране «До мажор» (так как
заканчивается на звуке До).
Тональность назовём «страной». То есть «страна До мажор» или
тональность До мажор.
Сыграть (для ознакомления) гамму До мажор. В этой стране
живут только белые клавиши.
Подбираем «Как под горкой, под горой», «Прозвонил звонок»,
и.т.д в тональности До мажор, затем по квинтовому кругу.
Те же попевки по чёрным клавишам
Переходим к мелодиям с интервальными скачками:
«Елочка», «Весёлые гуси», «Во поле берёзка стояла» от разных
клавиш. (Определяем тональность. Преподаватель для ознакомления
играет соответствующие гаммы).
На первом и втором этапах ГЛАВНОЕ - не торопить ребёнка. А
добиться, чтобы он вник в суть предлагаемых игр.
9
3 ЭТАП - ПОДБОР НА СЛУХ АККОМПОНЕМЕНТА
Аккомпанемент - музыкальная партия, которая сопровождает и
поддерживает главную мелодию. Назначение аккомпанемента
-
обеспечить гармонию (с помощью аккордов), ритм для поддержки
мелодии (и в случае песни, слов).
Одной из трудных задач для начинающих является сочетание
мелодической линии с аккомпанементом. Можно предложить некоторые
методы для их решения.
Предлагаем ребёнку послушать песню. Учитель играет только
мелодию, а затем её же, но с аккомпанементом (Весёлые гуси, Мишка с
куклой, В лесу родилась ёлочка). Поинтересоваться, что звучит лучше,
когда исполняю на инструменте двумя руками или одной? Объясняю,
что правая рука играет мелодию (она у нас здесь главная), а левая рука
помощница. Левую руку играю аккордами (трезвучиями). Для подбора
левой рукой используем аккорды I,IV,V ступеней (Т, S, Д).
Подбираем мелодию в правой руке в песенке «Весёлые гуси» от
ноты Фа, определяем тональность. Тональность До мажор, а в До
мажоре I ступень - До (до мажор), IV ступень - Фа (фа мажор), V
ступень Соль (соль мажор). Играем аккордами в левой руке, а песню
поём. Затем соединяем аккорды в левой руке с мелодией в правой руке.
То же самое можно играть не аккордами, а ступенями - I, IV, V.
По такой же аналогии приводим другие примеры.
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщив теоретические и практические методы работы можно
сделать вывод, что для достижения лучших результатов подбора на слух
с начинающими обучение игры на фортепиано необходимо:
1. стабильность;
2. продолжительность занятий на уроке - столько насколько
хватает внимания ребёнка;
3. идти от очень простого (постепенно) к сложному;
4.
обстановка
на
уроке
должна
быть
спокойной,
доброжелательной, увлекательной;
5. форма урока - игровая;
6. чаще хвалить ребёнка, поощрять его инициативу.
Занятия подбором на слух с учащимися окажет положительное
воздействие на развитие музыкальных способностей начинающего
музыканта, если в процессе работы будет использован специально
подобранный комплект материалов. При умелом её проведении она
способствует формированию живого интереса к музыке, быстрейшему
развитию музыкального мышления детей, их слуха. Систематически
уделяя этой работе внимание, педагог сможет лучше подготовить
учеников, рекомендованных для поступления в музыкальное училище,
к последующей профессиональной деятельности, а всех остальных - к
участию в любительском музицировании. Это поможет им завоевать
уважение сверстников, почувствовать свою значимость, необходимость
в коллективе.
Большое желание, терпение, творческий подход учителя
непременно дадут результат!
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Фортепиано, синтезатор
2. Приложение (рисунки №1,2,3)
3. Ноты с музыкальными примерами
11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брэд Хилл Самоучитель игры на фортепиано. Москва. АСТ -
Астерль. 2004г.
2. С.В. Казаков «Развитие умственной активности младших
школьников на уроках музыки посредством творческих заданий»
г.Екатеринбург, 2005г.
3.В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика», Ростов — на Дону,
2002г.
4. С.М. Мальцев, Г.А. Шевченко «Опыт обучения детей
гармонии и импровизации». 1984г.
5. Е.Э. Сугоняева 2Музыкальные занятия с малышами», Ростов-
на-Дону, 2002г.
6. Б.М. Теплов «Психология индивидуальных различий»
12
приложение
рисунок 1
РЕГИСТРЫ
Нижний Средний Верхний
приложение
рисунок 2
МАЖОР МИНОР
ВЕСЕЛО ГРУСТНО
рисунок 3
рой
под го- торго-
горкой
вал ста-
Как под рик золой
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Советская детская школа искусств»
«Работа с начинающими обучение в классе специального
фортепиано»
Методическая разработка
Преподаватель по классу фортепиано
Халиуллина Рита Рависовна
г. Советский
Содержание
1. Введение
2. Содержательная часть
3. Перечень учебно-методического обеспечения
4. Список литературы
Введение
Основным отличием работы с начинающими обучение
игре на фортепиано является то, что педагогу
приходится встречаться с учеником, не имеющим
пианистических навыков, а иногда почти никаких
музыкальных представлений.
За первый год обучения ученику нужно усвоить
большой объём учебного материала (теоретического,
практического) ранее нигде не изучаемого. Необходимо
учесть, что теоретический материал изучается именно
на уроках специальности ещё до освоения его на уроках
сольфеджио, так как без теоретической основы сложно
приступить к
обучению игре на инструменте.
Основная форма работы – дидактическая игра,
постепенно переходящая в обучение.
Данная разработка – накопленный личный
практический материал, в котором отражены отдельные
стороны обучения с начинающими игре на фортепиано.
План работы на учебный год
1. История создания инструмента
Короткий рассказ об истории создания инструмента
(большой объём информации, в силу возраста ребёнка,
не воспринимается)
2. Знакомство с инструментом
Ознакомить с инструментами пианино, рояль, цифровое
пианино, синтезатор; показать клавиатуру, чёрные и
белые клавиши, регистры, педаль
3.Разъяснение, изучение теоретического материала
(нотный стан, ноты, скрипичный и басовый ключи,
октавы, размер, знаки альтерации, длительности нот и
пауз)
4. Динамические оттенки
Ознакомление, изучение и постепенное применение
учащимися в игре на фортепиано основных динамических
оттенков (форте, пиано, крещендо, диминуэндо, меццо
форте, меццо пиано). Исполнение преподавателем
контрастных по динамике произведений.
5. Темпы
Ознакомление, изучение и постепенное применение
учащимися в игре на фортепиано основных темпов
(аллегро, адажио, модерато). Исполнение
преподавателем разных по темпу произведений.
6. Начальное развитие музыкального слуха
Исполнение преподавателем детских пьес мажорного и
минорного лада, угадыванием учащимся весёлого,
грустного характера и совместным пением
7. Выполнение творческих заданий
Рисунки Мажора, Минора, 7 нот; поделки, рисунки к
разнохарактерным пьесам
8. Постановка рук
Упражнения на постановку рук, организация игрового
аппарата
9. Штрихи
Ознакомление, постепенное применение в игре на
фортепиано штрихов (нон легато, легато, стаккато)
10. Освоение начальных исполнительских навыков
Игра несложных пьес
11. Воспитание навыка самостоятельной работы
Выполнение самостоятельных заданий
12. Игры
Для заинтересованности и более доступном восприятии
учебного материала – форма урока игровая
13. Воспитание представления образного содержания
произведений
Игра преподавателем ярких образных пьес с сочинением
сказок
14. Знакомство с музыкальной формой
Анализ произведений – части, фразы (мотивы)
15. Приобретение навыков концертных выступлений
Выступление на классных часах, родительских
собраниях, академических концертах
На первом году обучения игре на фортепиано наряду
с перечисленными пунктами плана, нужно уделять
внимание техническому развитию ученика. Владение
учеником техникой – прежде всего свободный игровой
аппарат. В 1 классе ученику, соответственно
предъявляемым требованиям, уже в октябре месяце
нужно играть пьесы на контрольном уроке. За короткий
промежуток времени с начала обучения и в силу своего
возраста ребёнку трудно осознать, почувствовать,
владеть игровым аппаратом. Поэтому этим желательно
заниматься ещё до обучения в 1 классе
(подготовительный класс), путём игр, упражнений, с
постепенным переходом к игре на инструменте.
Часто ученики играют зажатыми руками, сидят в
неудобном напряжённом положении, поэтому ключевыми
словами можно назвать:
1. Самым главным инструментом для снятия напряжения
является отчётливое понимание того, что требуется
сделать педагогу в работе с учеником и пониманием
самим учеником выполняемых заданий
2. На начальном этапе обучения важна не столько
беглость, а правильно организованная свобода игрового
аппарата, стараться ставить руки на клавиатуру
используя вес руки, а не напряжение. Если упустить из
внимания, то это будет являться одним из негативных
моментов, при котором игра на фортепиано (звук)
станет «стеклянный», «сухой», а при игре на пиано
«пропадать» звуки.
3. Приходится наблюдать, как ученики не только
младших классов, но и старших классов, при
прикосновении к ним рукой, когда кто-то входит в
класс, при падении нот и.т.д. – ученик вздрагивает,
сидит за инструментом в сильном напряжении, поэтому
во время занятий необходимо выработать привычку
контролировать уровень напряжения:
- ученик в положении сидя опускает руки вдоль
туловища (снимать руки с клавиатуры в положении
«свисания»)
- делать несколько глубоких вдохов, расслабить плечи,
руки
Напряжению во время игры особенно подвержено
запястье. Для снятия напряжения запястья с учеником
делаем упражнения:
- взять ноту (интервал, аккорд) на клавиатуре
производя свободное движение запястьем руки (нон
легато). Неважно, что возможно поначалу будем
попадать не на нужные клавиши.
- нажать клавишу (интервал, аккорд), держать её не
отрывая от клавиатуры, слегка раскачивая запястьем
снимаем напряжение;
- тоже самое, нажать клавишу (интервал, аккорд)
держать её не отрывая от клавиатуры слегка раскачивая
запястьем, но с закрытыми глазами, для того, чтобы
ученик запоминал ощущение свободных движений.
Часто приходится слушать, как ученик играет
достаточно беглыми пальцами, но через короткий
промежуток времени исполнение замедляется, становится
грубоватое или вялое, появляются запинки, остановки,
исправления, а причиной этому является зажатость
ученика. Бывает, так что с игровым аппаратом у
ученика достаточно хорошо, а игра звучит неровно. В
этом случае у ученика нет слухового контроля своего
исполнения. Поэтому преподавателю необходим контроль,
по которому вовремя определит, в чём именно состоит
проблема, чтобы не упустить момент становления
свободного игрового аппарата и развития слухового
контроля.
Ученик начинает «брать» первые звуки, в основном
играя с краю клавиш. Нужно приучать ученика, чтобы
пальцы находились ближе к чёрным клавишам. Не всегда
быстро удаётся, т.к. дети ещё не совсем хорошо знают
ноты и их расположение на клавиатуре, а при просьбе
ставить руку ближе к чёрным клавишам, то ученик
начинает заглядывать поверх кисти руки. После того
как ребёнок запомнит название нот и их расположение
на клавиатуре, применяем игру «Угадай меня»:
1. Ученик ставит руку на клавиатуру ближе к чёрным
клавишам, закрывает глаза
Преподаватель просит сыграть звуки по - порядку
(до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
2. Ученик ставит руку на клавиатуру ближе к чёрным
клавишам, закрывает глаза
Преподаватель говорит какой аппликатурой играть.
Это упражнение помогает лучше запомнить ноты, их
расположение на клавиатуре, ставить руку около
чёрных клавиш (посередине) не заглядывая поверх кисти
руки.
Было время, когда всех учеников младших классов
просила играть упражнения, гаммы высоко поднятыми
пальцами, позже пришла к выводу, что активизировать,
развивать пальцы, таким образом, нужно не всем
ученикам, а у кого вялые и слабые пальцы.
Чтобы активизировать пальцы, играем высоко понимая
их (упражнение «Кот в больших сапогах». Если при игре
этого упражнения напрягается рука, то переходим к
упражнению «Кот отдыхает» (играем звуки штрихом
легато, после каждой ноты освобождаем запястье, руку
лёгкими маленькими покачиваниями). Однако
использовать это упражнение долго не следует, только
до момента, когда педагог почувствует, что зажатость
уходит. В противном случае у ученика выработается
привычка игры с покачиванием кисти рук.
При долгой игре высоко поднятыми пальцами, позже,
трудно их собрать и при игре в более подвижном темпе
ребёнок не справляется с темпом, исполнение бывает
либо в медленном темпе, либо неровное.
Собрать высоко поднятые пальцы можно упражнением
«Котёнок в маленьких сапожках» (игра разными
штрихами с маленьким замахом). Хотя и лишняя
собранность пальцев мешает в дальнейшем свободе
движений, сковывает её, допустим, при исполнении пьес
на легато, не всегда ученик может сделать большой
взмах, раскрыть ладонь для правильного и хорошего
взятия красивого звука.
В младших классах на зачёты выношу пьесы, этюды на
виды техники, с которыми справляется ученик. А с
теми, с которыми не справляется, играем в классе.
Учим целиком, либо часть, которая наиболее
затруднительна в техническом отношении. Для этого
подбираю пьески, этюды со схожими техническими
фигурами, что позволяет в будущем постепенно
устранять имеющиеся технические недочёты и закреплять
полученные технические навыки. Не зацикливаться
только на том, что получается или наоборот. Бывает на
протяжении 7 лет обучения, ученик играет
произведения, которые ему удобны в исполнении. Для
ученика, не продолжающего обучение в ССУЗ, ВУЗ иногда
может и достаточно этого, но для тех детей, которые
будут продолжать музыкальное обучение, такого
одностороннего подбора этюдов, упражнений,
произведений недостаточно. Часто, мы не знаем о
желании ученика в продолжение обучения в дальнейшем в
музыкальных ССУЗ, ВУЗ, поэтому нам преподавателям
нужно быть готовыми и заниматься более тщательно и
разносторонне с обучающимися подающие надежды. Не
ограничиваться только тем, что получается, а
смелее браться за работу, которая даётся с трудом и
не только в техническом развитии.
При игре упражнений, гамм, этюдов избегать
механичности. Случается, ученик играет хорошо и
вдруг начинает играть с остановками, ошибками, в
разных темпах. Начинаешь выяснять причину – задаёшь
вопросы по знакам альтерации, аппликатуре и.т.д.
отвечает верно, но продолжает играть с ошибками, т.к.
во время игры просто механически нажимает по
клавишам, при этом, не вдумываясь в то что играет.
При просьбе сыграть ещё, но осмысленно, то и
результат часто получается положительный. Поэтому и
здесь преподавателю нужно с самого начала обучения
обращать внимание, а затем корректировать все детали
в процессе обучения. Необходимо приучать ученика на
вдумчивое исполнение, умел размышлять, анализировать,
думать.
Каждый педагог начинает знакомить ученика с разных
штрихов. Для себя наиболее целесообразным считаю
начинать со штриха нон легато. Одними из первых
упражнений, с которых начинаем это:
- «Лебедь взлетел» - плавные взмахи всей рукой
- «Лебедь приземлился» - плавное прикосновение кистью
рук о ноги, в положении стоя (имитируя штрих нон
легато)
- опускание, поднятие кисти руки на стол, затем на
клавиши
- опускание, поднятие 3 пальцем на стол, затем на
клавиши.
Эти упражнения похожи на штрих нон легато, что
дают ощущение свободы руки.
На мой взгляд, начинать со штриха стаккато сложнее,
т.к. у ученика при игре первых звуках на стаккато
зажимается запястье, а говорить ребёнку «Освободи
руку, освободи запястье» нет смысла, т.к. у него нет
ещё понятия и осознания ощущения свободы игрового
аппарата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщив теоретические и практические методы работы
можно сделать вывод, что для достижения лучших
результатов в работе с начинающими обучение в классе
фортепиано необходимо:
- наглядно-игровое восприятие (показ преподавателем
упражнений в форме игр, исполнение их учеником);
- избегать долгой однообразной работы (при долгой
однообразной работе у ученика рассеивается внимание,
теряется интерес, информация выдаваемая
преподавателем усваивается частично);
- использовать гибкость мускулатуры, присущую
возрасту ребёнка, естественному формированию
технических навыков. Я больше приветствую детей для
обучения 6-8 лет, т.к. хотя ученики старше этого
возраста легче и быстрее усваивают теоретический
материал, но игровой аппарат всё же уже не всегда
такой гибкий, не такой податливый, который был в
более раннем возрасте);
- музыкально-слуховое и техническое развитие должно
идти в комплексе;
- учить думать, мыслить. Вместе с учеником
определяем, в чём именно состоит трудность. Полезно,
чтобы ученик после объяснения преподавателем сам умел
рассказать и по возможности постараться показать, как
надо делать и как не надо, чтобы при выполнении
домашнего задания избегал повторения ошибок. Так же с
самого начала обучения ученик должен знать, в каком
положении находиться за инструментом, на каком
расстоянии, высоте, и.т.д.
- стабильность занятий;
- идти от очень простого постепенно к сложному;
- чаще хвалить ученика, поощрять его инициативу.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Фортепиано
2. Ноты с музыкальными примерами
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста», Москва, 2002 г.
2. Б. Хилл «Самоучитель игры на фортепиано», Москва.
АСТ – Астрель. 2004г.
3. С. Казаков «Развитие умственной активности младших
школьников на уроках музыки посредством творческих
заданий», Екатеринбург, 2005г.
4. М. Лерман «Первые уроки музыки»
5. В. Михелис «Первые уроки юного пианиста»
6. Е. Сугоняева «Музыкальные занятия с малышами»,
Ростов-на-Дону, 2002г.